Никогда не бывает слишком поздно, чтобы отказаться от предрассудков.
Картина Тодда Хейнса “Вдали от рая” передала бы более точное содержание, будь переведена как “Далеко не рай”. Благодаря тщательно продуманному антуражу и талантливой актерской игре Джулианны Мур, фильм был удостоен четырех номинаций на “Оскар” и четырех номинаций на “Золотой глобус”, но лавры фаворита примерил лишь на Венецианском кинофестивале. По меркам тогдашних паттернов, незаурядная ситуация выпала на судьбу чопорной Англии в шаге от сексуальной революции. Фабула охватывает жизненную историю, пронизанную страданиями, если не видимыми, то глубоко-глубоко затаёнными.
Вполне типичная для 50-х годов семейная пара с двумя детьми, где муж успешный бизнесмен, а жена образец для подражания (вылитая Бри Ван де Камп из “Отчаянных домохозяек”), находящаяся подле своего супруга, готовая служить для него как опорой, так и зрительной составляющей. Фрэнк Уитакер (Дэннис Куэйд) ссылаясь на загруженность по работе, остается неоднократно ночевать на своем рабочем месте, что наталкивает Кэти Уитакер (Джулианна Мур) на мысль прийти на помощь и отвезти ужин в офис. Однако, исходя из описания фильма: “застает мужа в недвусмысленной ситуации: супруг изменяет ей с мужчиной”, какие эмоции должны овладеть женщиной, матерью двоих детей, пребывающей не первый год в браке?
Смотрите легально на MEGOGO
Исходя из фривольности и вседозволенности в современном мире данная ситуация заставила бы пожать плечами и сочувственно кивнуть обиженной стороне, но не в 50-е года, где верх одержал режим и регламентация отношений; пребывать под гнетущим прессом моральных устоев казалось нормальным состоянием. Как таковой толерантности и политкорректности по отношению к сексуальным меньшинствам не было, разве что гомофобные взгляды и перешептывания между соседями, но что касательно второй сюжетной линии о положении афроамериканцев в обществе – все крайне пренебрежительно и в какой-то мере даже враждебно. В этот период времени, цветная раса пребывала в неоднозначном положении: ярого гонения не было, но и приветствие в общественных местах отсутствовало. Не успели вырваться из цепей рабства, как белые братья предпочли отвести им место работы на кухне и в саду.
Режиссер картины не только поместил пуританское общество в нестандартную ситуацию, но и каждого персонажа наделил личным конфликтом, который должен преодолеть исходя из аутентичной палитры черт. В то время как Фрэнк не может справиться со своими сексуальными предпочтениями, Кэти находит отголоски родственной души в темнокожем садовнике Рэймонде Дигане (Деннис Хейсбёрт), который является типичным примером расовой сегрегации. Их взаимоотношения выстраивались только на уровне метафизики, кто знает, во что бы они смогли вылиться, если бы происходило лет так через 20-30. Одиозность городка, в котором пребывают герои, превышает все границы: намек на взаимоотношения с темнокожим парнем вызывает больше негатива, чем нетрадиционная ориентация супруга.
Тодд Хейнс вдохновленный атмосферой царящей во времена 50-х годов, как в “Кэрол” (2015), так и “Вдали от рая” тщательно предусмотрел все детали, начиная от гардероба персонажей, автомобилей, домов и заканчивая мыслями и поступками. Оба фильма этого режиссера пропитаны историческим духом прошлой эпохи, когда дамы предпочитали локоны, а мужчины носили длинные прилизанные волосы в стиле помпадур.
Подводя итог, “Вдали от рая” – серьезная драма, в которой заключены главные герои. Слоганом фильма могла бы послужить фраза “От себя не уйдешь”. Как герой Дэнниса Куэйда от своих пристрастий, так и герой Денниса Хейсбёрта от своей расовой принадлежности – такими уж родились, оба. Вот только героиня Джулианны Мур оказалась заложницей ситуации, в которой ей не удалось найти отдушину. Посмотреть картину стоит, чтобы оценить то, как за эти полвека изменился мир, как эмансипировали женщины и как возросла толерантность.
Анастасия Приходько
Вдали от рая (Far from Heaven)
2002 год, США, Франция
Продюсеры: Кристин Ванчон, Джоди Аллен, Деклан Болдуин
Режиссер: Тодд Хейнс
Сценарий: Тодд Хейнс
В ролях: Джулианна Мур
Деннис Куэйд
Деннис Хейсбёрт
Патришия Кларксон
Виола Дэвис
Джеймс Ребхорн
Бетти Хенрице
Майкл Гэстон
Райан Уорд
Линдсэй Андретта
Оператор: Эдвард Лахман
Композитор: Элмер Бернстайн
Длительность: 107 минут/ 01:47