В 2019 году Украину на «Оскаре» представил «Донбасс» Сергея Лозницы, ранее получивший в Каннах приз за лучшую режиссуру параллельной конкурсной программы «Особый взгляд». И это был первый реальный шанс попасть в номинацию, не считая профуканного шанса с «Племенем» Слабошпицкого.
Лозница – режиссер не только с мировым именем, но и с очень узнаваемым авторским почерком, что крайне важно для фестивалей и кинопремий. И нам чертовски повезло, что у этого постановщика, который родился в Белоруссии, учился на режиссера в России, проживает в Германии, чудом оказался украинский паспорт.
Для документалиста Лозницы «Донбасс» – это уже четвертая по счету игровая лента после проектов «Счастье мое», «В тумане» и «Кроткая» (и это как бы игровое продолжение документалки «Майдан», посвященной нашей революции, вслед за которой произошла аннексия Крыма и развернулась война на Востоке). И если тематически и стилистически «В тумане» явно выбивается из ряда, то «Счастье мое», «Кроткая» и «Донбасс» образуют эдакую неофициальную трилогию; гротескный соцреалистический триптих, изобличающий неизлечимую, неискоренимую постсоветскую ментальность и закольцованную систему беззаконья, из которой нормальному человеку никогда не выбраться, будто из страшной сказки или бесконечных кругов ада.
И слава богу, что в этом году не повторилась ситуация с «Племенем» и «Поводырем». Украинский Оскаровский комитет, выбирая претендента, руководствовался не зрительской любовью, а объективной художественной ценностью той или иной картины. И поэтому к американским киноакадемикам едут не «Киборги», которые представляют интерес исключительно для украинского зрителя, а «Донбасс», способный произвести мощное впечатление именно на западную публику (нашей-то аудитории ракурс Лозницы не факт, что придется по душе).
Лозница, конечно же, снял вовсе не героико-патриотическую оду вроде «Киборгов», хотя его проукраинская позиция вполне очевидна. Он вообще снял кино не столько о войне, сколько о самом регионе и о людях, проживающих на той территории. «Донбасс – это не регион, это понятие», – сказал мэтр о идейной составляющей своего проекта, основанного на документальных видеороликах из ютуба. Понятие, впитавшее в себя все худшее от советчины и криминальных 90-х. Фильм «Донбасс» – это демонстрация нравов и настроений, иллюстрация специфической человеческой природы, которую украинец с другой территории никогда не поймет и уж точно не переделает.
Смотрите легально на MEGOGO
Структурно лента представляет собой совокупность нескольких зарисовок из жизни самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Здесь нет центрального героя, который становится жертвой системы, как в «Счастье моем» и «Кроткой», здесь героем, вернее антигероем и есть сама система. И в первую очередь это иллюстрации в лицах. Лица для своих фильмов Лозница всегда подбирает с особой тщательностью, так, чтобы физиономии говорили сами за себя, были красноречивее даже самого сюжета и диалогов. Собственно, его персонажи могут вообще ничего не произносить, ведь на лицах и так все написано жирными буквами. Неслучайным является и подбор фамилий и прозвищ: Батяня, Чапай, Артист, Иван Павлович Яичница/Беха и Анжела Тихоновна Купердягина/Гюрза (причем последней подходит не столько значение гюрза – гадюка, сколько значение гюрза – пельмень, хотя в действительности, должно быть, имеется в виду одноименная модификация российского пистолета, как и в случае с реальным российским солдатом Алексеем Ефентьевым по прозвищу Гюрза).
Вспоминаются гоголевские «Мертвые души»: Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич, Ноздрев.
«Донбасс», как ни странно, очень похож на «Горько» Жоры Крыжовникова. Только если трагикомедия «Горько» склоняется больше к комедии, то трагикомедия «Донбасс» наоборот. У Крыжовникова – смех сквозь слезы. У Лозницы – слезы сквозь смех. Неслучайно кульминацией происходящего на экране театра абсурда становится новороссийское бракосочетание гражданина Яичницы и гражданки Купердягиной под флагами ДНР, причем последняя после известных слов церемониймейстерши гордо превращается в гражданку Яичницу. Грубо говоря, это и есть бракосочетание России и Донбасса, после которого Донбасс берет фамилию супруги, и живут две яичницы не то чтобы долго и счастливо, главное – чтобы в отдельной от нас квартире.
Когда-то Денис Иванов, продюсер фильма «Донбасс» с украинской стороны, сравнил борьбу Украины за Донбасс с походом человека к стоматологу. «Ведь если у вас болит зуб, вы идете к дантисту и сперва пытаетесь его вылечить, а не стремитесь сразу же вырвать, правильно?» – сказал несколько лет назад Иванов. Судя по всему, Лозница намекает на то, что зуб излечить не получится, так что пора таки его удалить. Нет, конечно, на Донбассе живут и «другие» люди. И мы их видим в фильме, в сырых катакомбах разбомбленной многоэтажки, без воды и света, но с гордостью и принципами. Но единственный выход для них – эвакуация, причем не только с поля боя, но из системы, которая оккупировала их дом и пытается завладеть и их нравственностью, из пророссийской ментальности, которая с такой легкостью установила на их территории господство лишь потому, что всегда там преобладала.
И именно поэтому в фильме есть образ безмолвного украинского добровольца, привязанного к столбу на донецкой площади, в которого плюют, которого бьют и обзывают те, кого он приехал оборонять, те спасаемые, которые не хотят быть спасенными. И ему нечего им ответить. И кровь на его лице смешивается с помидорной мякотью с таким же успехом, с каким трагизм всех этих событий смешивается с нелепостью и фарсом.
Лозница ни в коем случае не навязывает собственную позицию. Ему вообще свойственно быть отстраненным, бесстрастным, интеллигентным наблюдателем в своих историях. Иногда даже кажется, что он ставит камеру, включает ее, а сам уходит, максимум поглядывает из-за угла, никак не вмешиваясь в происходящее. И поэтому «Донбасс» производит впечатление и не игрового кино, и не документального, а чего-то третьего. Это и не совсем выдумка, и не совсем реальность. И не совсем театр, и не совсем жизнь. «Донбасс» одновременно сюрреалистичен и гиперреалистичен, что, казалось бы, невозможно в одном флаконе. Одновременно утрирован и чертовски правдив. Его герои – одновременно карикатуры и такие живые, реальные люди (и кстати, супружескую чету Яичниц играет супружеская чета Колесовых).
И неслучайно в этой трагедии так много комиков. На экране можно увидеть хорошо узнаваемые лица украинских комедиантов: Георгия Делиева и Наталью Бузько из комик-труппы «Маски-шоу», колоритную театральную актрису Тамару Яценко, подзабытого Евгения Чепурняка из днепропетровской команды КВН ДГУ в образе коррумпированного главврача.
«Донбасс» – как бы постановочное кино о войне, в которой слишком много постановочного, в которой все играют какие-то роли, все носят маски и грим, все разыгрывают перед друг другом спектакли. Только трупы здесь, к сожалению, настоящие.
18 октября «Донбасс» выходит в украинский прокат.
Анастасия Лях
Донбасс (Donbass)
2018, Украина/ Германия/ Нидерланды/ Румыния/ Франция
Продюсеры: Хайно Декерт, Жак Биду, Марианн Дюмолен, Денис Иванов
Режиссер: Сергей Лозница
Сценарий: Сергей Лозница
В ролях: Борис Каморзин, Георгий Делиев, Сергей Колесов, Наталья Бузько, Светлана Колесова, Тамара Яценко, Ирина Плесняева, Олеся Жураковская, Вадим Дубовский, Торстен Мертен, Валериу Андрюцэ, Валерий Антонюк
Оператор: Олег Муту
Длительность: 121 минута/ 02:01
Коментарі закрито.