kinowar.com

Иуда и черный мессия (Judas and the Black Messiah)

Зачекайте, будь ласка...

В этом году, который в Америке прошел под знаком Black Lives Matter («Жизни черных важны»), оскаровские номинанты неслучайно оказались на редкость тематически созвучны друг с другом. Причем не только черные номинанты («Иуда и черный мессия», «Одна ночь в Майами», «Ма Рейни: Мать блюза»), но и белые («Суд над чикагской семеркой»). «Оскар» не просто избавился от позорных ярлыков «такой белый» и «такой мужской», но достиг исключительных единства и сплоченности, гармонии и ассонанса. И пусть нынешние номинанты это не только художественное, но в первую очередь политическое решение, оно определенно несет историческую значимость, релевантность и достоинство.

«Иуда и черный мессия» – основанная на реальных событиях политическая драма одного исторического, судьбоносного, эпохального предательства (как нетрудно догадаться из названия), которое для черной расы не менее болезненно, чем предательство Христа Иудой для христиан. Речь о том, как в 1969 году в Чикаго (во времена, когда цветные, оплакивающие смерть Мартина Лютера Кинга, не забывшие убийство Малкольма Икс, окончательно убедились, что мирная борьба не приносит результатов, ожесточились, стали леворадикалами, взяли в руки автоматы; в городе, названном самым сегрегационным на территории Америки; параллельно с вопиюще беззаконным судебным разбирательством над Бобби Силом) предводитель «Черных пантер» штата Иллинойс Фред Хэмптон (звезда хоррора «Прочь» Дэниэл Калуя) призывает единомышленников очистить город от «свиней» (так «пантеры» называли копов и федералов).

Черный берет надевает и мелкий нарушитель закона Билл О’нил, только-только присоединившийся к движению. Он – информатор ФБР, и завербовавший его федеральный агент (Джесси Племонс, которому очень идут упитанность и лощеность сытого белого кабинетного оперативника в недорогом мещанском костюме) держит парня за яйца, угрожая тюремным сроком. Федерал (который в целом за гражданские права, но против вооруженных методов) давит на черного отступника, а на федерала в свою очередь давит сам Гувер, который однажды ставит рядового белого бюргера в совершенный тупик вопросом о том, что сделает тот, если его дочь (которой пока что всего-то восемь месяцев от роду) гипотетически приведет в дом негра…

Неудивительно и символично, что продюсером фильма про «Черных пантер» выступил Райан Куглер, режиссер марвеловской «Черной пантеры».

К слову, если друг за другом посмотреть «Одну ночь в Майами» (там речь о Малкольме Икс), «Суд над чикагской семеркой» (там речь о судебном разбирательстве над Бобби Силом) и «Иуду и черного мессию», и еще освежить в памяти «Сельму» 2014-го (там про мирный марш протеста 1965 года, организованный Мартином Лютером Кингом), то сложится максимально полный портрет расизма 60-х. И надо сказать, что в прошлом году даже такие, казалось бы, отвлеченные от американской политики и расистской проблемы проекты, как байопик актрисы Джин Сиберг в исполнении Кристен Стюарт, все равно отчетливо срифмовались с общей черной тенденцией. И во всех фильмах явным или неявным архизлодеем, стоящим за манипуляциями, убийствами и трагедиями, оказался одиозный глава ФБР Эдгар Гувер, который в «Иуде и черном мессии» ненадолго и фрагментарно, броскими эпизодическими вкраплениями появляется в лице Мартина Шина, загримированного практически до неузнаваемости. И скорее всего, этот грим был наложен на актера вовсе не для физического сходства (которое так и не случилось, да и надобности в нем особой не было), а чтобы Шин впоследствии не ассоциировался с этой ролью подобно тому, как никто из актеров не хочет ассоциироваться с ролью Гитлера (и к слову, в карьере ДиКаприо это самый неудачный образ и если не темное, то серое пятно на реноме).

Смотрите легально на MEGOGO

Стилистически «Иуда и черный мессия» – шикарно исполненный, эталонный нуар. Расистский Чикаго наполнен отголосками и спиритом гангстерской эпохи. Черные береты оппонируют черным широкополым шляпам. Сумеречные улицы неуютного мегаполиса, наводненного таинственными и таящими угрозу силуэтами, заливает дождь. Несчастный (можно ли и стоит ли Иуду жалеть – эту дилемму авторы не решают, но оставляют на суд зрителя) доносчик то и дело покрывается нервным холодным потом в страхе, нет, в ужасе быть разоблаченным (и тогда его непременно будут пытать, и обольют член кипятком). Ненавязчивая, но очень тревожная музыка предвещает неминуемую трагедию. Она отстукивает, имитируя бой часов, словно ведет отсчет до наступления нового времени, когда мир наконец изменится.

Широкоплечий Дэниэл Калуя, который, с одной стороны, похож на большого, но доброго медведя, а с другой – совершенно легко, не напрягаясь и не надувая жилы, внушает подлинные страх и трепет, не вызывает ни малейшего сомнения: он – тот, кто стоит впереди и ведет за собой, кто закрывает широкой спиной женщин и детей, сестер и братьев, кто говорит и безоговорочно, безусловно верит в собственные слова. Белки его больших черных глаз – красные. То ли налиты кровью от злости, то ли просто смертельно устали от бесконечной нон-стоп борьбы.

Анастасия Лях

Иуда и черный мессия (Judas and the Black Messiah)

2021 год, США

Продюсеры: Чарльз Д. Кинг, Райан Куглер, Шака Кинг

Режиссер: Шака Кинг

Сценарий: Шака Кинг, Уилл Берсон, братья Лукас

В ролях: Дэниел Калуя, Лакит Стэнфилд, Джесси Племонс, Доминик Фишбек, Эштон Сандерс, Мартин Шин

Оператор: Шон Боббитт

Композиторы: Крейг Харрис, Марк Айшем

Длительность: 126 минут/ 02:06

Зачекайте, будь ласка...

Коментарі