Вспоминаем лучшие экранные образы Чарльза Дэнса
Несмотря на почтенный возраст, Чарльз Дэнс, одна из главных звезд «Игры престолов» и не думает отходить от дел. Сейчас актер снимается в драматическом триллере «Полуночное солнце» по роману Ю Несбе, на подходе очередная серия «Кингсмена» и вторая режиссерская работа Дэнса, «Отель на краю света». Давайте вспомним самые запоминающиеся роли актера, от первого эпизодического появления на экране до самого продолжительного, в образе Тайвина Ланнистера.
Текст: Алексей Росовецкий
Только для твоих глаз (1981)
Первое заметное появление Дэнса на большом экране – в двенадцатом фильме бондианы «Только для твоих глаз» (1981). Правда, актеру «Шекспировской королевской компании», зарекомендовавшему себя на театральных подмостках, в фильме Джона Глена играть особо не пришлось, только делать свирепое лицо. О да, получилось гениально. Несмотря на то, что персонаж Дэнса появился в двух коротких эпизодах на пару минут (причем во второй раз его довольно быстро пристрелили из гарпуна), Клаус получился самым опасным на вид злодеем фильма. Кстати, любопытно, что сыгравший через 8 лет самого сэра Иена Флеминга в телефильме «Золотой глаз», Дэнс признавался в том, что получал приглашение пройти пробы на роль 007, но отказался. Жаль, наверняка у Дэнса получилось бы интереснее, чем у Тимоти Далтона – его Бонд стал бы самым злодейским 007, какой там Дэниел Крейг.
Золотой ребенок (1986)
Благодаря приключенческой комедии Майкла Ритчи «Золотой ребенок» (1986) с Эдди Мерфи в главной роли, которая стала большим хитом на видео во времена позднего СССР, о Чарльзе Дэнсе узнали в наших широтах. Его демонический персонаж Сардо Нумспа, в итоге оказавшийся самим дьяволом, хотя и не часто появлялся на экране, каждый раз стабильно отвлекал зрительское внимание на себя. Несмотря на все «коронные» гэги Эдди Мерфи, включая знаменитый номер, где комик подпевает музыке в своем плеере, его «хороший парень» оказался слишком бледным по сравнению с харизматичным британцем. Не зря завистливый американец придумал своему антагонисту уничижительную кличку – «братишка Нумпси».
Непридуманные истории (1987)
Несмотря на то, что благодаря историческому «мылу» «Жемчужина в короне» Дэнс стал телезвездой еще в 1984 году, бенефиса он дождался только через несколько лет, когда получил главную роль в хитовом сериале «Непридуманные истории» (эпизод «Скелет в шкафу», 1987). Этот маленький шедевр – хронометраж каждой серии не более получаса, отличается не только работой Дэнса, который прекрасно разыграл роль харизматичного негодяя, но еще и очень оригинальным сюжетом с непредвиденной развязкой. Неудивительно: изначально сериал задумывался как антология Роальда Даля, мастера непредсказуемых твистов, и когда далевские сюжеты закончились, создатели «Непридуманных историй» подбирали для последующих эпизодов самый лучший драматургический материал. «Скелет в шкафу» стал одним из самых запоминающихся эпизодов не только в последнем, девятом сезоне, но и всего шоу.
Чужой 3 (1992)
В отличие от привычных ролей злодеев и аристократов, в третьем «Чужом» актер выступил в амплуа интеллигентного супермена. Выразительное лицо на крупных планах, хладнокровное достоинство, крупная фигура – Чарльз Дэнс мог бы стать востребованным актером экшенов, так что не удивительно, что он избежал этой ловушки, отказавшись от роли 007. Жаль, что его героя Чужой убивает одним из первых: тюремный доктор Клеменс составил лучшую пару лейтенанту Рипли за всю историю франшизы. Согласитесь, рядом с Сигурни Уивер простоватый Майкл Бин смотрелся не настолько эффектно.
Госфорд-парк (2001)
Забавно, что больше всего номинаций и побед – в общей сложности семь – Чарльз Дэнс получил как член актерского ансамбля в великом фильме Роберта Олтмена «Госфорд-парк» (2001), саркастической сатире на британское высшее общество тридцатых. Забавно потому, что на фоне десятка звезд первой величины, начиная дивой Хелен Миррен («Долгая страстная пятница») и заканчивая восходящей звездочкой Келли Макдональд («Старикам здесь не место») Дэнс безнадежно затерялся. Его персонаж, вздорный британский аристократ, выглядит слишком бледно и клишировано на фоне других героев. Неудивительно: симпатии режиссера «Госфорд-парка» скорее на стороне прислуги, нежели правящего класса. Но в номинациях и на фестивалях главное, как в спорте – не победа, но участие. Тем более, когда речь идет о таких постановщиках, как Олтмен.
Бассейн (2003)
Один из лучших фильмов Франсуа Озона, «Бассейн», как и полагается хорошему кино, каждый раз можно пересматривать новым взглядом. Можно как ладно скроенный триллер, в котором нет ни единого лишнего жеста или кадра, с почти образцовым финальным твистом. А можно как притчу о природе творчества – ведь вся эта история с «не тем человеком» и трупом в бассейне вполне может быть игрой воображения писательницы в творческом ступоре. Те зрители, для которых Озон, в первую очередь, открытый гомосексуал, а уже во вторую один из лучших европейских режиссеров последних двадцати лет, оценят скрытое напряжение между двумя главными героинями фильма. А еще можно получить удовольствие от прекрасной актерской игры. Чопорную писательницу детективов играет как всегда убедительная Шарлотта Рэмплинг («Ночной портье»), юную оторву – Людивин Санье («Молодой Папа»), издателя, собственно, Чарльз Дэнс. Он добавил несколько штрихов к своему привычному образу, и хотя его герой занимает не так много экранного времени, запоминается наравне с главными персонажами.
Игра престолов (2011-2015)
Вершина карьеры Чарльза Дэнса – одну из самых лучших своих ролей, лорда Утеса Кастерли Тайвина Ланнистера, актер сыграл в одном из самых громких проектов прошлого десятилетия, сериале «Игра престолов». Как и 99% кастинговых решений сериала, экранное воплощение образа хозяина дома Ланнистеров стало очень точным попаданием: собственно, сценарий писался под Чарльза Дэнса. Холодный, властный и жестокий рыцарь Тайвин благодаря обаянию актера получился по традиции очень харизматичным негодяем. Заслужил ли он смерть от руки собственного сына, сидя на горшке? Однозначно. Но осадок, как говорится, остался – достойный был противник.
Манк (2020)
В 2019 году Дэнс второй раз работает с Дэвидом Финчером – над кинобиографией Германа Манкевича, автора сценария «фильма номер один» всех кинорейтингов «Гражданин Кейн». (Отметим, что на этом достижения Манка не заканчиваются – в частности, он продюсировал «Утиный суп» братьев Маркс, классику эксцентрической комедии.) В «Манке» Чарльз Дэнс снова показал себя великим мастером эпизода. Его медиамагнат Уильям Рэндолф Херст, прототип Кейна и, к слову, изобретатель таблоида в его современном виде, получился настолько величественным и харизматичным мерзавцем, что в знаменитой финальной сцене с Гэри Олдменом («Темные времена»), где Херст изгоняет Манкевича из своего дворца, все наши симпатии на стороне героя Дэнса. И такой дисбаланс сильно испортил впечатление от фильма. Вместо духоподъемной истории, как и полагается в байопиках великих лузеров, получилась история мелочной мести.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
10 лучших ролей Рутгера Хауэра
10 лучших ролей Джека Николсона
20 лучших ролей Сэмюэла Л. Джексона
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom