Признайтесь, вы часто задавались вопросом, почему в кинотеатре нечего посмотреть. Почему стали показывать в основном фильмы без сценария, но зато с богатым визуальным оформлением. Почему драму теперь можно увидеть только в рамках сериала, а в зале кинотеатра вы смотрите или на огнедышащего монстра, который разрушает города (или уничтожает племена), или на безудержное крошилово хорошо накачанных ребят. Почему комиксы теперь основа любого фильма с серьезными кассовыми сборами, а такой фильм, чтобы вы на пятой минуте не знали, чем он закончится, вы не видели давным-давно.
Вероятно, вы даже задавали себе вопрос – кто в этом виноват? Будем надеяться, что вы не очень обидитесь, если мы скажем, что виноваты в этом вы.
Да, именно вы. Нет смысла пенять на широкие массы, которые жаждут развлечений и не хотят понимать кино более тонкое, чем “Хищник против чужого”. Вы ничем не отличаетесь – вы тоже идете на “Хоббита”, на “Железного человека”, на “Людей Икс” и на “Аватар”. И в этом нет ничего плохого. Вы просто хотите отдохнуть и насладиться достижениями современных технологий. Не нужно стыдиться, это не преступление. А самое главное – не нужно пытаться с этим бороться.
Это поняли и продюсеры Голливуда. Нет, не так, это слишком снисходительный оборот – это первыми поняли продюсеры Голливуда. Нет смысла бороться с неизбежным, аудитория все равно хочет хлеба и зрелищ, а точнее, попкорна и трансформеров. Поскольку киноиндустрия – это такой же бизнес, как и любой другой, то необходимо давать публике то, чего она хочет. Иначе она просто не будет платить вам деньги. А это не бизнес, если вам не платят деньги.
Что же получается, хорошие драмы, трагедии, триллеры – они что, умерли, исчезли? Разумеется, нет. Зритель просто перестал платить за них в кинотеатре. Но потребность в их просмотре никуда не ушла. Поэтому мы просто пронаблюдали трансформацию формата. С большого экрана на рельсы ТВ-сериала.
Вот что об этом пишет в своей книге “Выходит продюсер” Александр Роднянский, который успел стать и ТВ-продюсером в России и Украине, и кинопродюсером в России, и кинопродюсером в Голливуде (на его счету сотрудничество с таким людьми как Билли Боб Торнтон и Роберт Родригес):
Мы не учли, что кинематограф и в десятой части перестал быть тем, чем он был для наших дедушек и бабушек, мам и пап. Для них он исполнял массу функций. Коммуникативную – фильмы можно было обсуждать. Психокомпенсаторную – освобождал от забот и комплексов, поставлял ролевые модели поведения. А теперь технологии изменили характер потребления зрелища, часть функций у кино забрали ТВ и интернет, появились новые платформы потребления досуговых продуктов, и на эти платформы ушло то, что раньше размещалось в кино. Никому в голову теперь не придет делать “Унесенных ветром” или “Крестного отца” для большого экрана. Некогда Дэвид Селзник, капиталист-энтузиаст и продюсер-первопроходец, жизнь положил, чтобы довести до завершения свой мега по тем временам проект… Теперь же “Унесенные ветром” стали “Адом на колесах”, а “Крестный отец” – “Кланом Сопрано” или “Подпольной империей”. То, что раньше мыслилось только в виде фильма, ныне может существовать и пользоваться спросом в виде сериала, увлекательного, содержательного.
И навино сокрушаться: “Что произошло со зрителем? Еще вчера он стоял в очереди на Тарковского, а сегодня “несет с базара” сплошные комикс-франшизы!” В мире реальном – и реальных зрительских предпочтений – зритель все тот же и смотрит он все. Но смотрит иначе. Кто-то скачивает с торрентов микробюджетный, действительно независимый полудокументальный мамблкор (mumblecore – фильмик-бормоталка). А кто-то ни в жизнь не пропустит новый попкорн-муви (так называют развлекательные крупнобюджетные фильмы). Иногда это один и тот же человек, но этот человек не пойдет с попкорном в зал с мамблкором. “Аватар” Джеймса Кэмерона стал открытием вовсе не потому, что представил на всеобщее любование невероятной красоты мир воображаемой планеты или рассказал еще одну историю про национально-, вернее, планетарно-освободительное движение. “Аватар” вывел на первый план другое качество зрелища – зрелище, способное полностью захватить смотрящего. И тем самым оттеснив на второй план каноны драматургии, психологизм, разработанность характеров. Все это ищите на других носителях, говорит он. В торрентах, на DVD, на ТВ. Большой экран обрел большой масштаб и… потерял в нарративности, в способности к месседжу, к генерации смыслов, в конце концов, как бы смело это ни звучало.
Кевин Спейси смотрит еще дальше. Говоря о будущем телевидения на примере успеха сериала “Карточный домик”, актер и продюсер отмечает, что совершенно ясно, что главное, чего хочет аудитория – контроль. Если дать людям то, что они хотят, в том формате, который они хотят и по разумной цене, то они скорее купят это, чем будут пытаться украсть. Это урок, который, по мнению Спейси, музыкальная индустрия так и не усвоила. Напомним, что в США и ряде западных и европейских стран сериал “Карточный домик” был доступен лишь тем зрителям, которые были подписаны на канал Netflix по системе абонентской платы. Подписываясь на Netflix, люди получали возможность посмотреть весь сериал сразу, если было такое желание (и не только “Карточный домик” – это целая библиотека видео-контента). Судя по столь ожидаемому запуску второго сезона “Карточного домика”, бизнес-модель оказалась успешной и для Netflix, и для команды сериала, и для зрительской аудитории.
Спейси говорит также о весьма очевидных, но по-прежнему отрицаемых многими вещах: фильм не перестает быть фильмом, если он длится, скажем, 13 часов. Мы не станем определять как фильм то, что длится 2 часа или меньше – это не является обязательным условием, не так ли? То же и с фильмом, который вы смотрите дома – о не перестает быть фильмом, просто потому, что вы не смотрите его в кинотеатре.
Все чего хочет аудитория, по мнению Кевина Спейси – историй. И киноиндустрия должна дать их зрителю. Нужно отдать индустрии должное – она это делает, и чем дальше, тем в большем многообразии форматов.
Поэтому, если если вы будете сетовать на то, что давно не смотрели ничего хорошего, то знайте – проблема не в кинотеатрах. Проблема в том, что вы просто не умеете искать и находить хорошее кино. Копайте глубже. Вы обязательно сможете найти то, что вам понравится.