До оглашения номинантов на «Оскар» еще больше трех месяцев, но англоязычные критики уже составляют списки потенциальных претендентов на участие в гонке. Тем более что завершился смотр в Торонто, который называют «оскаровской разминкой» и на котором стабильно показывают все главные американские фильмы, балансирующие между ультракоммерческим прокатным кино и антикоммерческими непрокатными проектами «Сандэнса», то есть ту самую «золотую середину».
Мы тоже, взяв во внимание Торонто, Венецию, Канны, уже вышедшие и еще только предстоящие важные картины, прогнозы и ожидания, составили длинный список, в который вошли 40 фильмов.
Эпичная военная (или, скорее, антивоенная) драма Кристофера Нолана, посвященная Дюнкерской эвакуационной операции времен Второй мировой, многими критиками была названа лучшей в карьере постановщика. Есть большая вероятность, что лента попадет в номинации «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка», «лучший звук», «лучший монтаж».
«Форма воды» (The Shape of Water)
Новая работа Гильермо дель Торо получила венецианского «Золотого льва» и тут же попала в оскаровские прогнозы, причем практически во все номинации. Это фантасмагорическая история любви, разворачивающаяся в Америке времен холодной войны. Вариация на тему «Человека-амфибии» Беляева. Главная героиня – одинокая немая женщина, работающая уборщицей в секретной правительственной лаборатории. Когда же в лабораторию привозят нового подопытного, получеловека-полурыбу, у нее с ним завязываются трогательные романтические отношения. Но у правительства, естественно, на амфибию иные планы. Критики предрекают попадание в категории «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший оригинальный сценарий», «лучшая актриса» (Салли Хокинс), «лучший актер второго плана» (Ричард Дженкинс), «лучшая операторская работа», «лучший художник-постановщик», «лучшие костюмы», «лучшие грим и прически», «лучший монтаж».
Казалось бы, времена, когда фильмы ужасов номинировались на «Оскар», давно прошли. Не снимают больше такие страшные и величественные хорроры, как «Изгоняющий дьявола», «Омен», «Ребенок Розмари». Но ради фильма «Прочь» академики вполне могут сделать исключение. Ироничная и в то же время жуткая история о черном парне, приезжающем знакомиться с родителями своей белой девушки и попадающем в своеобразный аналог рабства, может как минимум попасть в категорию «лучший оригинальный сценарий».
«Газетчики» (The Papers)
Во-первых, это фильм Стивена Спилберга. Во-вторых, он снят в жанре основанного на реальных событиях политического триллера и журналистского расследования, а киноакадемики любят и первое, и второе (вспомним «В центре внимания»). В-третьих, главные роли исполнили Том Хэнкс и Мэрил Стрип. Сюжет расскажет о скандале 1971 года, когда газеты «The New York Times» и «The Washington Post» опубликовали так называемые «бумаги Пентагона» – секретные документы о Вьетнамской войне, предназначенные для внутриведомственного использования в минобороны. Возможные номинации: «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая актриса» (Мэрил Стрип), «лучший актер» (Том Хэнкс), «лучший художник-постановщик».
«Призрачная нить» («Phantom Thread»)
Новая режиссерская работа Пола Томаса Андерсона («Магнолия», «Мастер», «Врожденный порок») и второе после «Нефти» сотрудничество с актером Дэниэлом Дэй-Льюисом. Действие разворачивается в послевоенном Лондоне 1950-х. Дэй-Льюис играет знаменитого портного Рейнольдса Вудкока, который вместе с сестрой находится в центре британской фэшн-индустрии. Он одевает членов королевской семьи, кинозвезд, богатых наследниц, героинь светской хроники. Женщины приходят и уходят из жизни Вудкока, дают ему общение и вдохновение, но не более. Пока герой не встречает молодую волевую девушку Альму, которая вскоре становится его музой и любовницей. Вудкок влюбляется, и это чувство разрушает его налаженную, хорошо спланированную холостяцкую жизнь. По словам инсайдеров, фильм не только рассказывает любовную историю, но и погружает зрителя в магию творческого процесса. Возможные номинации: как минимум для Дэй-Льюиса.
«Сначала они убили моего отца» (First They Killed My Father: A Daughter of Cambodia Remembers)
Анджелина Джоли в своих режиссерских проектах затрагивает душещипательные темы, но пока что ей не удалось очертить собственный кинематографический стиль. Она неоригинальна и необъективна, представляет мир исключительно в черно-белом цвете, где есть герои и злодеи и никаких полутонов. Но, возможно, основанная на реальных событиях история геноцида в Камбодже, рассказанная глазами ребенка, тронет суровых академиков, и лента окажется в каких-нибудь второстепенных номинациях.
Это режиссерский дебют титулованного сценариста Аарона Соркина, написавшего «Социальную сеть» и «Стива Джобса». Сюжет основывается на автобиографии американской лыжницы Молли Блум, которую не взяли в олимпийскую сборную. После этого Молли бросила карьеру в лыжном спорте и организовала подпольные турниры по покеру, которые посещали голливудские актеры, звезды спорта, мафиози и миллионеры. Картине светят номинации «лучший адаптированный сценарий» (Аарон Соркин), «лучшая актриса» (Джессика Честейн), «лучший актер второго плана» (Идрис Эльба).
«Темные времена» (Darkest Hour)
Байопик от режиссера «Искупления» и «Анны Карениной» Джо Райта рассказывает о первых месяцах Уинстона Черчилля на посту премьер-министра Великобритании, в самом начале Второй мировой войны, когда он оказался перед выбором: поддержать Гитлера или дать ему отпор вместе с остальной Европой, когда он произнес по радио свою знаменитую речь: «Мы будем сражаться с ним на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока, с Божьей помощью, не избавим землю от самой тени его и не освободим народы от его ига». Черчилля сыграл едва узнаваемый под гримом Гари Олдман. Возможные номинации: «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший оригинальный сценарий», «лучший актер» (Гари Олдман), «лучшая операторская работа», «лучший художник-постановщик», «лучшие костюмы», «лучшие грим и прически», «лучший монтаж».
Научно-фантастическая трагикомедия с Мэттом Дэймоном от режиссера «Потомков» и «Небраски» Александра Пэйна рассказывает о мире недалекого будущего, который столкнулся с проблемой перенаселения. Ученые изобрели технологию, позволяющую человеку уменьшиться в размере до нескольких сантиметров, что якобы должно решить демографическую незадачу. Главный герой, самый обычный семейный американец, решается на эксперимент во имя лучшей жизни для своих близких и всего человечества. Шансы на «Оскаре»: «лучший оригинальный сценарий» и «лучшая актриса второго плана» (Хонг Чау).
«Война токов» (War of Currents)
Историко-биографическая лента о противостоянии знаменитых физиков Томаса Эдисона и Николы Теслы в борьбе за использование постоянного или переменного тока, рискует из-за специфической тематики не найти своего зрителя. Но Бенедикт Камбербэтч, сыгравший Эдисона, должен эту проблему решить. Категории, в которых может оказаться лента: «лучший актер» (Бенедикт Камбербэтч), «лучший актер второго плана» (Майкл Шеннон), «лучший художник-постановщик».
«Битва полов» (Battle of the Sexes)
Основанная на реальных событиях спортивная драмеди повествует о знаковом теннисном матче 1973 года между теннисистом-ветераном Бобби Риггсом и одной из ведущих профессиональных теннисисток того периода Билли Джин Кинг. Эксперты считают, что у фильма есть шансы побороться в категориях «лучший оригинальный сценарий» и «лучшая актриса» (Эмма Стоун).
«Дыши» (Breathe)
Режиссерский дебют Энди Серкиса – это слезливая, романтическая, жизнеутверждающая мелодрама о любви, борьбе и желании жить. В основе сценария – реальная история британского адвоката, который в результате пережитого полиомиелита оказался парализованным от самой шеи, но вера любимой женщины помогла ему прожить долгую и наполненную жизнь. Вероятные номинации: «лучший актер» (Эндрю Гарфилд) и «лучшая актриса» (Клер Фой).
«Я, Тоня» (I, Tonya)
А эта биография наоборот, посвящена человеку не самой безупречной репутации. Марго Робби сыграла скандально известную американскую фигуристку Тоню Хардинг, которая в преддверии чемпионата подговорила мужа, чтобы тот напал и покалечил ее главную конкурентку, дабы та не смогла выступить на соревнованиях. В итоге все пошло не по плану. Хардинг была дисквалифицирована, ее муж сел в тюрьму, а карьера в фигурном катании накрылась медным тазом. Категории: «лучшая актриса» (Марго Робби), «лучшая актриса второго плана» (Эллисон Дженни).
«Убийство священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer)
Психологический триллер от режиссера «Лобстера» Йоргоса Лантимоса, в котором снялись Колин Фаррелл и Николь Кидман, рассказывает о талантливом и успешном хирурге, который вместе с женой встречает мальчика-подростка из семьи, оставшейся без отца. Когда поступки парня начинают пугать героя, а выстроенная идиллия с треском рушится, хирург идет на невероятную жертву. Критики прогнозируют номинацию за «лучший оригинальный сценарий».
Пусть лже-хоррор Даррена Аронофски, оказавшийся фильмом-метафорой и фильмом-притчей, вызвал множество споров и недовольства, в безумстве и неординарности ему не откажешь. И хотя консервативные академики не особо жалуют столь нарочитый радикализм, они вполне могут номинировать свою любимицу Дженнифер Лоуренс (тем более что это действительно ее лучшая роль) и оператора.
Драматический вестерн от режиссера «Черной мессы» Скотта Купера рассказывает о прославленном американском офицере, который перед отставкой неохотно берется за последнее задание: проводить умирающего индейского вождя в родные земли, преодолев опасную равнину. Фильм уже сравнивают с «Выжившим» Иньярриту. Номинации: «лучший актер» (Кристиан Бэйл) и «лучшая операторская работа».
Еще один фильм о теракте 2013 года во время Бостонского марафона, но на сей раз посвященный не столько самим взрывам и виновникам трагедии, сколько личной истории одной жертвы. Джейк Джилленхол сыграл Джеффа Баумана, который был на марафоне в качестве болельщика и ждал у финиша свою девушку, участницу забега. Взрыв лишил Джеффа обеих ног, но тот не только не пал духом, но и помог полиции отыскать террористов. Фильм снял режиссер «Ананасового экспресса» и «Повелителя лавин» Дэвид Гордон Грин. Возможная номинация: «лучший актер» (Джейк Джилленхол).
«Субурбикон» (Suburbicon)
А это новая режиссерская работа Джорджа Клуни, в духе братьев Коэнов, попытка реабилитироваться после провальных «Охотников за сокровищами». Жанр – комедийный нуар. Действие разворачивается в 50-х, в выдуманном идиллическом городке Субурбикон аки Плезантвиль. Главный герой в лице Мэтта Дэймона переживает бесцеремонное вторжение в свое уютное семейное гнездышко, после чего встает на тропу шантажа и мести. Возможные номинации: «лучший художник-постановщик» и «лучшие костюмы».
«Барри Сил: Король контрабанды» (American Made)
Этот фильм заточен, скорее, под «Золотой глобус», но может быть, и на «Оскаре» что-то перепадет. Приключенческая криминальная комедия от режиссера «Идентификации Борна» и «Грани будущего» Дага Лаймана рассказывает реальную историю пилота, которого после потери лицензии гражданского летчика вербует ЦРУ, и тот становится перевозчиком наркотиков, притворяясь подручным влиятельного картеля. Действие происходит в 80-х. Критики в восторге от юмора, лихости, дерзости истории и харизмы Круза.
Жесткий криминальный триллер, в котором герой Роберта Паттинсона пытается вызволить из тюрьмы своего брата, стал одним из ярчайших событий Каннского фестиваля. Пресса была буквально наэлектризована и сумасшедшим напряжением, и неожиданным перевоплощением «сумеречной» звезды. Шансы небольшие, но киноакадемики могут оценить режиссуру и актерскую игру.
«Убийство в «Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express)
Новая экранизация детективного романа Агаты Кристи от режиссера Кеннета Браны (который сам же сыграл Эркюля Пуаро) может оказаться либо потрясающей, либо чудовищной. Режиссер в кресле толковый, литературная основа безупречная, актерский состав ошеломительный (Мишель Пфайффер, Джонни Депп, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо). Но соперничать с постановкой Сидни Люмета, в которой снялись Шон Коннери, Ингрид Бергман, Лорен Бэколл и Ванесса Редгрейв, – дело неблагодарное. Тем не менее актерские номинации второго плана могут выгореть, например, для Джуди Денч.
«Между нами горы» (The Mountain Between Us)
Мелодрама-триллер о выживании сработает только в том случае, если между героями не случится романтическая связь. Идрис Эльба играет врача, которому кровь из носу нужно лететь на важную конференцию. Кейт Уинслет – женщину, которая летит на собственную свадьбу. Из-за погодных условий рейс отменяют, и двое посторонних людей объединяются, чтобы нанять чартер. В итоге самолет терпит крушение и падает посреди безлюдных заснеженных гор. Он, она и собака пытаются преодолеть голод и холод и остаться в живых. Музыку к фильму написал композитор «Игры престолов» Рамин Джавади. Номинацию может получить Кейт Уинслет.
Новая работа неутомимого Вуди Аллена может оказаться проходной легкомысленной лав-стори, а может быть и чем-то примечательным, как минимум стильным и ностальгическим (все-таки драматург выудил из забвения Джеймса Белуши). Это история четырех жителей бруклинского полуострова Кони-Айленд, разворачивающаяся в 50-е. Бывшая актриса, а ныне эмоционально неустойчивая официантка Джинни замужем за грубым мужланом Хампти, который работает оператором аттракционов. Джинни влюбляется в молодого и красивого спасателя Микки Рубина, мечтающего стать драматургом. Ситуация осложняется, когда на него также заглядывается отчаянная дочь Хампти Каролина. Джинни сыграла Кейт Уинслет, красавчика-спасателя – Джастин Тимберлейк, мужа – Белуши, а дочь – Джуно Темпл. Возможные номинации: «лучший оригинальный сценарий» и «лучшая актриса» (Кейт Уинслет).
«За пропастью во ржи» (Rebel in the Rye)
Академики любят байопики. А если это байопик столь выразительной и своеобразной фигуры, как Джером Сэлинджер, то вряд ли они пропустят его мимо глаз и ушей. Естественно, главный акцент картины сделан на написании знакового романа «Над пропастью во ржи». Молодого писателя-затворника сыграл Николас Холт. Роли второго плана исполнили Кевин Спейси и Сара Полсон. Вероятные номинации: «лучшая актриса второго плана» (Сара Полсон).
«Величайший шоумен» (The Greatest Showman)
Это единственный мюзикл в списке. А киноакадемики любят мюзиклы. Хорошие мюзиклы. Музыкальный байопик рассказывает о человеке по имени Финеас Барнум, американском антрепренере, который организовал самый популярный цирк позапрошлого столетия и прослыл королем пиара. Был ли он при этом порядочным и добрым – другой вопрос. Что Хью Джекман отлично поет, мы уже знаем (помним «Отверженных»). А если сложится не только пение, но и увлекательный сюжет, то фильм вполне может попасть в главную номинацию. Плюс категории «лучший актер» (Хью Джекман), «лучшая актриса второго плана» (Мишель Уильямс), «лучшая песня».
«Тебя никогда здесь не было» (You Were Never Really Here)
Фильм шотландской постановщицы Линн Рэмси, снявшей «Что-то не так с Кевином», рассказывает о бывшем морпехе и федеральном агенте, который после ухода из бюро стал наемным сыщиком, вытаскивающим девушек из секс-рабства. Когда к нему обращается известный политик, малолетняя дочь которого попала в бордель, герой по ходу расследования узнает, что с грязным бизнесом связаны высокие чины. Хоакин Феникс за свою игру уже получил награду в Каннах, так что будет странно, если актера проигнорирует Академия. Также возможны номинации за режиссуру и саундтрек.
«Все деньги мира» (All the Money in the World)
Это новый триллер Ридли Скотта с Марком Уолбергом, Кевином Спейси и Мишель Уильмс, основанный на реальных событиях. Действие разворачивается в Риме, в 1973 году. Киднепперы похищают внука нефтяного магната Дж. Пола Гетти и требуют, конечно же, заплатить выкуп. Но миллиардер очень скуп. Мать мальчика умоляет отдать деньги, однако скупердяй совсем не собирается расставаться с богатством. Если Скотт не подкачал, то лента вполне может оказаться в номинациях «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая актриса» (Мишель Уильямс) и еще нескольких технических.
«Дело храбрых» (Only the Brave)
Хочется верить, что драма Джозефа Косински («Трон: Наследие», «Обливион»), основанная на реальных событиях, окажется такой же мощной и завораживающей, как тот кадр из трейлера, в котором на камеру бежит разъяренный, окутанный огнем медведь. Фильм, в котором снялись Джош Бролин, Джефф Бриджес, Дженнифер Коннелли и Майлз Теллер, рассказывает о подразделении американских пожарных под названием «Горячие головы Гранитной горы», что в городе Прескотт, Аризона. Большинство из них погибло во время тушения масштабного лесного пожара. Номинации могут быть как технические, так и актерские, например, для Майлза Теллера.
«Позови меня своим именем» (Call Me by Your Name)
Еще одна англоязычная работа итальянского постановщика Луки Гуаданьино, снявшего «Большой всплеск» и предстоящий ремейк «Суспирии». Гей-мелодрама, разворачивающаяся в Италии середины 80-х, рассказывает о романе между 17-летним итальянцем и 24-летним приезжим американцем (Арми Хаммер), которым, как говорится, не суждено быть вместе. Критики прогнозируют номинации «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший адаптированный сценарий», «лучший актер» (Тимоти Шаламе), «лучший актер второго плана» (Майкл Стулбарг), «лучший монтаж», «лучший художник-постановщик», «лучшая песня».
«Проект «Флорида» (The Florida Project)
Критики назвали фильм «гимном детству». Это новая работа экспериментатора Шона Бейкера, снявшего хваленный «Мандарин» целиком на айфон и вновь решившего показать изнанку Лос-Анджелеса. Действие разворачивается в дешевом мотеле, неподалеку от красочного Диснейленда – развлечения богатых отпрысков. Главная героиня – девочка Муни, которая радуется жизни, несмотря на бедность. У нее и ее друзей свои развлечения: поплевать в проезжающие машины, подразнить напыщенных отдыхающих. Им весело, и они умеют быть счастливыми, в то время как взрослые пытаются сладить с кучей проблем. Шансы на «Оскаре» весьма велики: «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший актер второго плана» (Уиллем Дефо), «лучший монтаж».
«Кинозвезды не умирают в Ливерпуле» (Film Stars Don’t Die in Liverpool)
Реальная история романтических отношений между начинающим актером Питером Тернером и оскароносной кинодивой Глорией Грэм, снятая Полом МакГиганом («Счастливое число Слевина»). Получив от врачей безнадежный диагноз, Глория едет в Ливерпуль, в родительский дом своего молодого любовника, где вся его семья пытается скрасить последние дни умирающей звезды. Номинация: «лучшая актриса» (Аннетт Бенинг).
«Леди птица» (Lady Bird)
Режиссерский дебют актрисы Греты Гервиг по ее собственному сценарию. Жанр – умная молодежная комедия. «Эмоциональный, смешной, приземленный» фильм, как назвали его критики, рассказывает историю 17-летней Кристин, которая учится в консервативной католической школе, но в душе она – настоящая бунтарка и мечтательница. Возможные номинации: «лучший фильм», «лучший оригинальный сценарий», «лучшая актриса» (Сирша Ронан).
«Ферма «Мадбаунд» (Mudbound)
Действие историко-социальной драмы или «южного эпика», как определили жанр критики, разворачивается на юге Америки после Второй мировой войны. Солдаты возвращаются с фронта к женам, детям и матерям, и жизнь потихоньку налаживается. Две семьи живут по соседству на одной ферме и вспахивают одну землю. Но одна семья – белокожая, а вторая – черная. И рано или поздно возникает конфликт на почве расы. Академики всегда выделяют проекты о расизме, так что у фильма, в котором снялись Кэри Маллиган, Джейсон Кларк и Гаррет Хедлунд, хорошие шансы, как минимум в номинациях «лучший фильм» и «лучший адаптированный сценарий».
«Профессор Марстон и Чудо-женщины» (Professor Marston & the Wonder Women)
Байопик о гарвардском профессоре психологии Уильяме Марстоне, который сформулировал и отстаивал основные постулаты феминизма. Именно он придумал персонаж комиксов по имени Чудо-женщина. А вдохновили его на это две женщины: жена и любовница. Эксперты считают, что номинацию может получить Ребекка Холл, сыгравшая жену, в категории «главная женская роль».
«Роман Израэл, Esq.» (Roman J Israel, Esq.)
Юридическая драма об опытном адвокате с железной хваткой Романе Дж. Израэле, на которого сваливается управление крупной фирмой после того, как у его босса случается инфаркт. Оказавшись у власти, Израэль узнает о тайных делах своей компании, противоречащих его профессиональным и моральным принципам. Номинации: как минимум «лучший актер» для неузнаваемого пышноволосого Дензела Вашингтона, похожего на чернокожего Эйнштейна.
«Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)
Новая работа мастера криминальной черной трагикомедии Мартина МакДоны («Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов»). Главная героиня – немолодая женщина, которая оплакивает смерть дочери, погибшей от рук убийцы, которого полиция не может поймать. Женщина считает, что местные копы наплевательски относятся к долгу службы и объявляет им войну. По мнению профессионалов, лента является потенциальным участником гонки в номинациях «лучший фильм», «лучший оригинальный сценарий» (Мартин МакДона), «лучшая актриса» (Френсис МакДорманд) и «лучший актер второго плана» (Сэм Рокуэлл).
Не стоит забывать и о блокбастерах: у «Оскара» много технических категорий. Но хочется выделить проекты, которые могут отметиться не только в таких механических номинациях, как «лучшие спецэффекты», «звук», «монтаж», «сведение звука». Например, «Логан», перевернувший представление о супергерое и супергеройском экшне, впервые показавший сверхчеловека из комиксов обыкновенно стареющим и уставшим. Если академики проигнорируют режиссуру, то, возможно, поощрят убедительную инстинктивную игру юной Дафни Кин, сыгравшей мутанта Икс-23.
Этот супергеройский экшн тоже стал новой ступенькой в развитии жанра: доказал, что девушка в трико – это не мисс на конкурсе красоты с ленточкой через грудь, а великий символ мощи, первозданности, самодостаточности, любви и гуманизма. Как со всем этим поступят академики – неизвестно. Скорее всего, никак. Но так или иначе Пэтти Дженкинс и ее картина вошли в историю.
«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049)
Режиссер Дени Вильнев – лучшее, что случилось с Голливудом за последнее десятилетие. И лучшее, что случилось с жанром научной фантастики. Его «Прибытие» попало в номинацию «лучший фильм», так что у «Бегущего» тоже есть все шансы. Тем более что критики, уже посмотревшие картину, отметили, что она определенно достойна оригинала.
«Звездные войны: Последние джедаи» (Star Wars: The Last Jedi)
Давайте вспомним, что много-много лет назад «Новая надежда» получила целых одиннадцать номинаций на премию «Оскар», в том числе в главной категории «фильм года».
Печально только вот что: большая часть фильмов из списка никогда не выйдет в украинский прокат.
Анастасия Лях