kinowar.com

10 лучших фильмов про ограбления

 23.05.2020  Новости, ТОП

Воровать можно не только деньги в банке, драгоценности в ювелирном магазине, картины в музее… но и чью-то руку, и даже чьи-то сны… Наша новая подборка посвящена фильмам про ограбления. И к слову, если вы не знали, киноистории о всевозможных кражах сформировались в отдельный жанр, который так и называется: фильм-ограбление. И возник этот жанр в середине двадцатого столетия на базе нуара.

Асфальтовые джунгли (The Asphalt Jungle, 1950)

Именно этот американский классический нуар, в котором эпизодически блеснула прелестями Мэрилин Монро, от великого режиссера Джона Хьюстона стал первым фильмом в жанре ограбления. По сюжету, который разворачивается в неназванном большом американском городе (в «асфальтовых джунглях» которого легко заблудиться, но сложно затеряться и сбежать от правосудия), группа грабителей во главе с пожилым интеллигентным евреем осуществляет казалось бы идеальный план кражи бриллиантов. Но план, как водится, идет не по плану. Стычка с охранником, на которую грабители никак не рассчитывали, гонит всю операцию под откос, и с каждым шагом положение героев становится все хуже, и с каждой минутой меркнет надежда на счастливую развязку. Каждый из участников так или иначе неумолимо приближается к своей погибели. Американская мечта затягивается на шее тугой петлей.

Мужские разборки (Du rififi chez les hommes, 1955)

Режиссер Жюль Дассен родился в Америке (настоящее имя – Джулиус Дассин) и некоторое время проработал в Голливуде, но в эпоху маккартизма оказался в черном списке и бежал от гонений и преследования в Париж. Таким образом Дассин привнес традицию американского нуара во французское кино и, вдохновившись «Асфальтовыми джунглями», снял криминальный шедевр под названием «Мужские разборки», признанный в итоге вершиной французского нуара и удостоенный в Каннах приза за лучшую режиссуру. Воры здесь имеют бескомпромиссно очеловеченное лицо и вызывают глубокое сопереживание, а сам фильм, несмотря на обилие жестокости и насилия (вполне допустимое по европейским меркам, но по голливудским канонам выходящее за рамки), полон гуманизма. Несколько сцен вошли, что называется, в учебники: непосредственно сцена ограбления, длящаяся полчаса в атмосфере гробовой тишины; и финальная агония главного героя за рулем авто (созвучная опять же с финальными аккордами жизни здоровяка Дикса из «Асфальтовых джунглей»), совершающего на последнем дыхании свой прощальный человеческий поступок. Десятилетия спустя именно «Асфальтовые джунгли» и «Мужские разборки» окажут влияние на создание Квентином Тарантино «Бешеных псов».

Убийство (The Killing, 1956)

Одна из первых игровых работ Стэнли Кубрика. Главную роль исполнил Стерлинг Хэйден, игравший Дикса в «Асфальтовых джунглях». «Убийство» — дословный и неправильный перевод, так как здесь the killing – это бандитский жаргон, означающий «большой куш». Несколько непохожих друг на друга людей, от кассира до продажного копа, которым очень нужны деньги, ввязываются в грандиозный план ограбления ипподрома, который в случае успеха принесет им два миллиона. Но череда казалось бы незначительных промашек и небрежностей превращает отлично продуманную авантюру в тотальную трагедию. Притом что Кубрик педантично сохранил классическую атрибутику нуара, он привнес в жанр ряд новшеств: документальный подход к пошаговой иллюстрации методики грабежа, вплоть до мельчайших технических подробностей; нелинейное повествование; параллельный взгляд на одно и то же событие с точки зрения разных персонажей (прием был заимствован из «Расемона» Куросавы, но в американском кино использован впервые). Стиль раннего Кубрика впоследствии повлиял на ранние криминальные экшны опять же Тарантино и Гая Ричи.

Как украсть миллион (How to Steal a Million, 1966)

В 60-х, когда депрессивные послевоенные нуары ушли в закат, жанр фильма-ограбления в такт экономическому и моральному подъему Америки получил комедийный жизнерадостный окрас. Как, например, в хитовой легкомысленной комедии Уильяма Уайлера «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером О’Тулом, где изящество, грация, ирония, романтика сплелись с авантюристским, ловким похищением музейной статуэтки. На смену брутальным ворам пришли аристократичные мошенники и аферисты, а трагические развязки сменились благополучным сбытом краденного и свадьбой.

Бриллиантовая рука (1968)

Дошла криминальная комедия и до советского кино. Рязанов выпустил «Берегись автомобиля», где добродушный Деточкин по-робингудски угонял автомобили у плохих и нечестных людей, продавал и отдавал вырученные деньги в детские дома. Позже – «Стариков-разбойников» про музейную кражу картины Рембрандта. Гайдай же друг за дружкой выпустил «Операцию Ы» про имитацию ограбления (там «все было украдено до нас»), «Кавказскую пленницу» про похищение невесты и наконец апофеозную «Бриллиантовую руку» про контрабандистов, которые всевозможными способами пытаются выкрасть гипс, в котором забинтованы ворованные золото-бриллианты, с руки случайного неисправимо и отчаянно советского лопуха, которому его наложили по нелепой ошибке. Советский зритель впервые познакомился с богатым и разнообразным преступным миром своей «беспорочной» и «порядочной» страны, а главный герой, честно живущий на зарплату, пустился в «импортные развлечения»: рестораны, путешествия, алкоголь, номера в гостинице «Интурист».

Одиннадцать друзей Оушена (Ocean’s Eleven, 2001)

превью

Тот нечастый случай, когда ремейк превзошел оригинал. Оригинальные «Одиннадцать друзей Оушена» с участием Фрэнка Синатры и Ширли МакЛейн вышли в 1960 году и сочетали в себе авантюрный фильм-ограбление с музыкально-романтической комедией. Стивен Содерберг при работе над современным переосмыслением убрал музыкальную составляющую и добавил в дерзкий план ограбления казино больше изобретательности и трюкачества. Ну и звездные мужчины здесь «красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор», харизмой, обаянием, талантом никоим образом не уступающие оригинальному составу (который, к слову, был чествованием так называемой «крысиной стаи», звездной тусовки, группировавшейся вокруг супружеской четы Хамфри Богарта и Лорен Бэколл и регулярно собиравшейся на нью-йоркских квартирниках): Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Энди Гарсиа… Успех ремейка впоследствии породил два сиквела, а также лихой феминоцентричный спин-офф с Сандрой Буллок, Кейт Бланшетт, Энн Хэтэуэй, Рианной, Аквафиной.

Бешеные псы (Reservoir Dogs, 1992)

Дебютный фильм Квентина Тарантино, теперь уже безоговорочно культовый, не столь искусен, как воспоследовавшее «Криминальное чтиво», но ценен тем, что привнес в эпоху американских боевиков совершенно свежий киноязык и уникальный стиль. Жесткий, кровавый трэш впервые встретился с камерным артхаусом и разговорным жанром (персонажи Тарантино, как известно, могут очень подолгу чесать языками ни о чем, о вещах, не имеющих непосредственно к сюжету никакого отношения; здесь герои треплются о музыке 70-х, песнях Мадонны, чаевых для официантки и о кинематографе, конечно же). Вместо того, чтобы фокусироваться на самом ограблении, молодой сценарист и режиссер-новатор, использующий нелинейное рваное повествование, переложил акцент на события, происходящие уже после ограбления, которое, естественно, пошло не совсем по плану, вернее совсем не по плану. Участники налета на ювелирный магазин съезжаются в условленное место сбора – заброшенный склад, где пытаются выяснить, кто же из них стукач-предатель, натравивший ораву полицейских. Эту же сюжетную формулу Тарантино много лет спустя использовал в «Омерзительной восьмерке».

Ограбление казино (Killing Them Softly, 2012)

Этот чернокомедийный криминальный неонуар с Брэдом Питтом, шикарно поставленный Эндрю Домиником (загадочным американским режиссером, который снимает блестяще, но очень-очень редко; постановщиком вестерна «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» с тем же Питтом в главной роли и предстоящего байопика «Блондинка», где Ана де Армас играет Мэрилин Монро), виртуозно соединяет жанровость (фильм-ограбление) с фестивальностью (участие в конкурсе Каннского смотра), без коммерциализированных драйва и экшна, вдумчивым, размеренным темпом погружая зрителя в тихий водоворот персонажей, ироничных взаимосвязей и настроенческих декораций глобального экономического кризиса. По сюжету двое дрыщей-наркоманов (Скут МакНэйри и Бен Мендельсон) совершают по наводке ограбление подпольного покерного клуба, где играют мафиозные шишки, с тем расчетом, что подозрение сходу падет на владельца клуба (Рэй Лиотта), который некогда провернул аналогичное ограбление собственного заведения. Мафия, у которой украли кучу бабок, обращается к наемнику (Питт), который должен расправиться со всеми виновниками кражи. В оригинале лента называется «Убей их нежно». Именно так поступает с любой своей мишенью этот киллер-гуманист: убивает быстро, внезапно, не вызывая страха, не мучая жертву ожиданием, не вынуждая унизительно молить о пощаде. Злой иронии и выразительной политической подоплеки происходящему добавляет обстановка экономической депрессии 2008 года.

Карты, деньги, два ствола (Lock, Stock and Two Smoking Barrels, 1998)

Можно долго спорить, какой из фильмов-ограблений Гая Ричи лучше: «Карты, деньги, два ствола» или «Большой куш». Мы спорить не будем, а просто повесим сюда «Карты, деньги, два ствола», поскольку они были первыми. Сюжет, разворачивающийся на лондонских криминальных улицах, можно описать как «круговорот двух дорогих антикварных ружей в природе человеческих шкурничества, невежества и фортуны». Главные герои в исполнении Джейсона Стэйтема, Джейсона Флеминга, Декстера Флетчера и Ника Морана – четверка друзей-авантюристов, представители породистой английской гопоты, попадающие в витиеватый переплет из-за того, что по итогу не совсем честной карточной игры задолжали одному бандиту полмиллиона. Центром суматохи является кража двух старинных дробовиков перед аукционными торгами, а ирония ситуации заключается в том, что далеко не все участники разворачивающейся катавасии знают про истинную ценность поистрепавшихся стволов. Дебютная работа Гая Ричи стала таким же свежим и ярким дуновением в криминальном жанре, как дебютные тарантиновские «Бешеные псы», а британский новичок, проработавший до этого клипмейкером, получил неофициальный титул «английского побратима Тарантино».

Начало (Inception, 2010)

Воровать можно не только деньги и материальные предметы, но также мысли и идеи. Кристофер Нолан, основываясь на гипотезе осознанных сновидений, создал психологический научно-фантастический триллер с ДиКаприо, Томом Харди, Марион Котийяр и еще порядком звезд, который чисто технически идеально ложится в жанровые рамки фильма-ограбления. Герои, занимающиеся экспериментальной формой промышленного шпионажа, технологично проникают в чужие сны и воруют мысли. Украсть из сновидения идею оказывается не так уж сложно. Куда сложнее идею навязать… Безупречно выстроенный многоуровневый сторителлинг и природа кражи, что бы ни было объектом воровства, дает полное право называть «Начало» высокоархитектурным, причудливым, новаторским фильмом-ограблением.

Анастасия Лях

 

Читайте также:

12 лучших фильмов об ограблениях банков

25 лучших фильмов о гангстерах и мафии

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Комментарии