Это список не романтических комедий. И не экранизаций романов Николаса Спаркса, упаси бог. Это десятка мелодрам без вымученных соплей и приторной патоки, в которой мы по возможности попытались представить жанр с разных ракурсов и из разных эпох.
Итак, kinowar.com представляет 10 лучших мелодрам мирового кино.
«Привидение» (Ghost, 1990)
Все мы помним трепетный и волнующий постер этого фильма, где черно-белая героиня Деми Мур (к слову, это определенно самая нежная роль в карьере актрисы) лепит глиняный горшок на гончарном круге, ее руки по локти испачканы, а цветной Патрик Суэйзи с обнаженным торсом приобнимает ее сзади и кладет свои ладони поверх ее, и она чувствует его незримое прикосновение… Если опустить историю с финансовой махинацией, останется та самая наэлектризованная химия между актерами, которые сыграли любовь, лишенную преимущества тактильного ощущения. Она – жива, он – мертв. Будучи призраком, он не может коснуться ее кожи так, чтобы она физически ощутила его близость, и это, конечно, невыносимая досадная боль: быть рядом, но быть неосязаемым для любимого человека.
«Любовное настроение» (Faa yeung nin wa, 2000)
В этой мелодраме Вонга Карвая важна не столько сама история, сколько ее атмосфера, цвет, свет, музыка, платья и пластичные движения героини, которые создают то самое настроение, вынесенное в заглавие, хотя в оригинале, на китайском, фильм называется «Годы, подобные цветам», и это звучит так же красиво, как само произведение. В Гонконге 60-х мужчина по имени Чоу и женщина по имени Су одновременно въезжают в комнаты доходного дома и становятся соседями. У Чоу есть жена, у Су есть муж, которые редко бывают дома, и героям начинает казаться, что супруги им изменяют. Чоу и Су сближаются и при каждой встрече играют в игру, изображая то, что якобы происходит между их неверными половинками и любовниками. Картина погружает именно не в любовь, а в любовное настроение – скоротечное волнение, томящее сиюминутное желание, которые постепенно испаряются, как аромат духов в воздухе, оставляя за собой едва уловимый шлейф.
«Касабланка» (Casablanca, 1942)
Этот фильм можно обожать с таким же успехом, с каким можно ненавидеть, но это самая что ни на есть голливудская мелодраматическая классика (например, писатель Умберто Эко считал, что «Касабланка» полна клише и является картиной «весьма заурядной»). Тандем Хамфри Богарта и Ингрид Бергман вошел в историю кинематографа о любви как один из наиболее убедительных и органичных (хотя на съемках Богарту из-за низкого роста приходилось становиться на подставку перед высокой Бергман). Впрочем, «Касабланка» – не столько история любви, сколько история жертвы. Главный герой жертвует возможностью быть рядом с любимой женщиной и даже спасает ее мужа, которого должен бы ненавидеть, не только из исключительного благородства и рыцарства, но из понимания того, что выбери он личное счастье в то время, когда над мирным существованием висит угроза фашизма, он навсегда потерял бы уважение к самому себе, а значит, и ее любовь (но можно, конечно, додумывать и представлять, что потом, по окончании войны, Рик и Ильза снова нашли и обрели друг друга).
«Вестсайдская история» (West Side Story, 1961)
Экранизация одноименного бродвейского мюзикла получила десять «Оскаров», включая категорию «лучший фильм». А в основу довольно простой, но очень трагичной истории легли шекспировские Ромео и Джульетта. Нью-Йорк первой половины ХХ века был плацдармом для постоянных перепалок и выяснения отношений между множественными бандами и группировками, обитающими в трущобах Большого яблока (впрочем, как и во второй половине ХIХ века, если верить «Бандам Нью-Йорка»). На фоне этих разборок разворачивается роман между пуэрториканкой Марией и белым иммигрантом Тони. Но их любви не уготован счастливый финал, так как герои принадлежат к враждующим шайкам подобно тому, как персонажи Шекспира принадлежат к непримиримым семействам Монтекки и Капулетти. К слову, недавно стало известно, что Спилберг планирует снять ремейк «Вестсайдской истории».
«Ла Ла Ленд» (La La Land, 2016)
Этот мюзикл, удачно соединивший классику жанра с современными героями, а ностальгическое настроение с современным ритмом, говорит о том, что Голливуд (он же Лос-Анджелес, он же LA) – место, где действительно сбываются мечты, где начинающие музыканты становятся поп-звездами, а симпатичные девушки-официантки превращаются в кинодив, но в этом месте нет места простым искренним чувствам и простому семейному счастью, потому что приходится выбирать, и выбор всегда не в пользу любви. Фабрика грез – место, которое делает иллюзию реальностью, а реальные чувства, увы, обращает в фантом.
«Разрисованная вуаль» (The Painted Veil, 2006)
Экранизация одноименного романа Сомерсета Моэма с Наоми Уоттс и Эдвардом Нортоном не получила высоких оценок от критиков, видимо, потому, что ранее, в 1934 году, вышла адаптация, в которой главную женскую роль исполнила великая Грета Гарбо. Хотя в действительности новая версия получилась более чем достойной, а Нортон и Уоттс органично вписались в образы. Впрочем, роман Моэма сложно испортить. Это история любви, которая преодолевает нелюбовь и рождается из уважения. Английская аристократка Китти выходит замуж за микробиолога Уолтера, к которому у нее нет никаких чувств, и следует за ним в Шанхай. Китти изменяет новоиспеченному мужу, о чем тот догадывается и поэтому решается поехать врачом в китайскую деревню, которую косит холера.
«Мужчина и женщина» (Un homme et une femme, 1966)
Изящная французская мелодрама Клода Лелуша с легендарной музыкой на все времена и для всех поколений. Очень простая и в то же время магическая история одной случайной встречи и взаимной симпатии, которая перерастает в более глубокое чувство. Она (Анук Эме) – вдова, муж которой был каскадером и погиб на съемках фильма при выполнении трюка. Он (Жан-Луи Трентиньян) – профессиональный автогонщик, жена которого покончила с собой, узнав об аварии на треке. Оба боятся отношений: она боится, что он погибнет так же бессмысленно, как ее муж; он боится, что она не выдержит подобно его жене. По мнению Лелуша любовь – экстрим, но риск – благородное дело. Трентиньян в свое время сказал о фильме так: «В нем чувствуются свежесть и спонтанность. Но все это относится только к форме. История же банальна и несерьезна».
«Пустой дом» (Bin-jip, 2004)
Один из лучших фильмов южнокорейского режиссера-философа Ким Ки Дука. Молодой мотоциклист не имеет собственного постоянного жилища и каждый раз ночует в новом чужом доме, пока хозяева в отъезде. Он не грабит дома, не устраивает в них погром, а как раз наоборот, наводит в пустых квартирах уют: перемывает посуду, перестирывает белье, чинит сломавшиеся предметы. Он будто призрак, который вдыхает жизнь в остывшие и одинокие коробки. Но в одном из таких домов герой обнаруживает девушку, которая, несмотря на замужество, несчастна и одинока. Казалось бы, этот дом не пустует, но все равно выглядит холодным и полым… Герои фильмов Ким Ки Дука часто не разговаривают или разговаривают по минимуму. И «Пустой дом» – не исключение. Симпатия же, которая возникает между мотоциклистом, эдаким домовым, который не дает домам умирать, и несчастной женщиной, увядающей в браке, – не столько любовь, сколько спасительный круг от одиночества и пустых холодных ночей.
«Твое имя» (Kimi no na wa, 2016)
Японское аниме «Твое имя» – это еще один спасительный круг. Девушка по имени Мицуха живет в японской провинции и мечтает о жизни в больших городах. Парень по имени Таки живет в Токио, работает официантом в ресторане и ничего не знает о старых японских традициях и культуре, о том, как живут и во что верят жители маленьких деревушек, спрятанных высоко в горах. Мицуха и Таки незнакомы, но почему-то каждую ночь меняются телами и проживают жизнь друг друга. А когда магия исчезает – понятия не имеют, как отыскать друг друга в реальном мире, потому что даже имени вспомнить не могут. «Твое имя» – красивая и поэтичная история не только о странной, необъяснимой связи, но и о жизни и смерти японских городов. И их воскрешении.
«Унесенные ветром» (Gone With the Wind, 1939)
А это история о любви и земле. Не о гражданской войне в США между югом и севером, как кажется на первый взгляд. И это история взросления женщины, которая из легкомысленной девчонки постепенно превращается в сильную, ответственную, целеустремленную личность. Детство и довоенное благополучное время искореняются из героини с трудом и не сразу, она держится за них до последнего, и эту зацикленность на прошлом воплощает навязчивая псевдолюбовь к женатому Эшли. А зрелые чувства к Ретту приходят также со временем, с кровью и потом, как приходит любовь к Таре – плантации, на которой выросла Скарлетт. Тара – это дом, корни, родная земля, и Ретт – это дом, – понимает героиня в финале. А поздно приходит осознание к Скарлетт или же нет – этот ответ остается за кадром, на усмотрение зрителя.
Анастасия Лях
Читайте также:
10 фильмов о запутанных отношениях мужчин и женщин
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom