kinowar.com

10 лучших фильмов в стиле киберпанк

 05.09.2020  Новини, ТОП

В кинематографе, как известно, существуют не только различные жанры, но и различные стили, и иногда мы, зрители, склонны их путать. Например, нуар и неонуар – не отдельные жанры и даже не поджанры (как, допустим, слэшер – поджанр хоррора), а именно стили, которые применяются к таким жанрам, как детектив, триллер, криминальная драма, шпионский фильм. Точно так же стилями в числе прочего выступают киберпанк и стимпанк (дизельпанк как разновидность последнего), которые применяются к фантастическим, научно-фантастическим, постапокалиптическим лентам. Наша новая подборка посвящена самым ярким образцам киберпанка в кино.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

 

Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049, 2017)

Безусловно, оригинал Ридли Скотта, вышедший в 1982 году, тоже был киберпанком. Но вот почему нашу подборку открывает не «Бегущий по лезвию», а сиквел Дени Вильнева. Во-первых, термин «киберпанк» возник лишь в 1983-м, год спустя после выхода картины Скотта. Во-вторых, киберпанк, как известно, подразумевает мир будущего, где компьютерные технологии достигли небывалых высот, а нравственность и духовность общества при этом заметно деградировали. То есть чем умопомрачительнее технологии, тем выразительнее киберпанк. А технологии, что логично, тем умопомрачительнее, чем свежее фильм, так как цифровой прогресс мчит вперед семимильными шагами. В продолжении Вильнева футуристичный мир, помимо само собой разумеющихся репликантов, наполнен летающими авто, гигантскими трехмерными неоновыми рекламами, скрашивающими одиночество конвейерными ИИ-голограммами… и непрекращающимся дождем как атрибутом пессимизма и декаданса.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell, 2017)

Про аниме мы тоже поговорим, чуть позже. И хотя голливудская адаптация японской манги вызвала немало нареканий, причем еще до премьеры (в особенности из-за утверждения на главную роль европеоидной Скарлетт Йоханссон), на деле картина как минимум в визуальном плане оказалась однозначно зрелищной, впечатляющей, высокотехнологичной и даже инновационной. Здесь мир будущего, разделенный на действительность и виртуальную реальность, эффектно распадается на пиксели и собирается обратно. Биороботы выглядят пугающе живыми, а люди, нафаршированные киберзапчастями и протезами, выглядят пугающе искусственными. Красивое, холодное, выходящее далеко за рамки обыденного, парадоксальное существование наполнено идеальными, высеченными формами, но испещрено помехами. Так что постановка Руперта Сандерса – не только яркий образец кинематографического киберпанка, но и явление глитч-арта на большом экране.

Алита: Боевой ангел (Alita: Battle Angel, 2019)

Еще одна голливудская экранизация популярной японской манги, на этот раз от Роберта Родригеса. Мир будущего, в котором люди и киборги живут плечо к плечу, разделен на элитный, привилегированный верх и злачный, криминальный низ (схожее разделение было и в «Элизиуме» Нила Бломкампа, но там, увы, был разочаровывающе схематичный и вымученный сценарий). Однако Родригес чуть отступает от настроения упадничества и дорисовывает киберпанку черты лихого, кровожадного, приключенческого вестерна, где есть кибер-салуны, кибер-головорезы, кибер-охотники за головами, кибер-ковбои, кибер-псы, кибер-пьяные разборки… Молодежная романтика, взрослая свирепость, технологичная изобретательность (взять хотя бы кибер-версию гаррипоттеровского квиддича) придают «Алите» свежий оттенок старенького киберпанка, удовлетворяющий запросы самых широких, даже подростковых масс, но вместе с тем не скатывающийся в семейный аки диснеевский аттракцион.

Трон: Наследие (Tron: Legacy, 2010)

Конечно, мы прекрасно помним про культовый оригинальный «Трон» 1982 года, который в свое время произвел техническую революцию на большом экране и заслуженно оттяпал «Оскар» за спецэффекты. Но будем честными: сегодня старый «Трон» смотрится смешно и неуклюже. Тогда как сиквел Джозефа Косински при всех своих сценарных огрехах и дырах сносит крышу ультрастильными визуальными решениями и виртуозной чеканкой графики. Мир-изнанка глобальной компьютерной сети при всем своем минимализме (глубокий черный, испещренный голубым и оранжевым неоном) выглядит невероятно, невероятно архитектурно, авангардно и космически.

Первому игроку приготовиться (Ready Player One, 2018)

А этот синефильский киберпанк от Спилберга, органично скрестивший игровую часть с участием живых актеров и компьютерную анимацию, под завязку набитый попкультурными пасхалками, отсылающими в эпоху 80-90-х, с головой окунает в геймерский нон-стоп экшн и, так сказать, щедро раздает каждому зрителю по потребностям. Тинейджеры получают VR-видеоигру в жанрах adventure и hidden objects, а взрослые из поколения пепси, детство которых прошло без компьютеров и гаджетов, ностальгируют вместе с режиссером по простому живому общению, душевности, трилогии «Назад в будущее» и группе a-ha.

Особое мнение (Minority Report, 2002)

Еще один киберпанк от Стивена Спилберга, только гораздо старее, но до сих пор смотрится отлично. Как и «Бегущий по лезвию», экранизация фантастического романа Филипа К. Дика. И близко не подростковый, а взрослый и суровый криминальный киберпанк с лихой детективной составляющей и сложной моральной дилеммой: является ли задуманное, но еще не совершенное преступление подлинным нарушением закона, нуждающимся в наказании? Фильм рисует мир будущего, в котором прогрессивная компьютерная система, взаимодействующая с медиумами, предсказывает предстоящие убийства: место, время, жертву и самого убийцу. А специальный отдел полиции по так называемой профилактике преступлений предотвращает злодеяния. Естественно, в казалось бы идеальной системе обнаруживается весомая прореха. Как и положено киберпанку, «Особое мнение» предлагает версию мира, в котором высокие технологии якобы работают во благо, но в действительности под их первоклассностью и непогрешимостью таится свойственная человеку гниль.

Матрица (The Matrix, 1999)

Легендарное детище дуэта Вачовски, с одной стороны, – стильный и зрелищный экшн с обилием новаторских (на тот момент) боевых сцен с фирменными зависаниями, вдохновленный киберпанковскими аниме и гонконгскими боевиками 80-90-х; с другой стороны – целая продуманная философия, вдохновленная платонизмом (в частности, платоновским мифом о пещере – аллегорией, рисующей человека в пещере как узника фальшивой, иллюзорной реальности, которую тот принимает за подлинную в силу ограниченных возможностей разума и приоритета чувственного восприятия, тогда как истинный мир существует за стенами пещеры). В последующие годы «Матрицей» воодушевлялись и учились на ней многие киношники-фантасты. И до сих пор ее эхо звучит во множестве фантастических блокбастеров. Например, намедни вышел триллер Кристофера Нолана «Довод» о реальном мире и мире инверсированном (в котором время течет в обратном направлении), и в одной из сцен участники спецоперации по «спасению человечества» делятся на нормальных и инверсированных, надевая для обозначения синие и красные нарукавные повязки, и это не что иное, как оммаж творению Вачовски, где хакер Нео, оказавшийся перед выбором остаться в «пещере» или познать истину, должен был принять красную или синюю таблетку.

Акира (Akira, 1988)

Именно в японских аниме, основанных на мангах, стиль киберпанка впервые проявился в полную умопомрачительно красивую мощь и впоследствии вдохновил многих голливудских мувимейкеров (в числе прочего, надо полагать, и режиссера «Трона: Наследие», создавшего свой нереальный цифровой байк на основе фантастического мотоцикла Тэцуо Симы). «Акира» – постапокалиптика, разворачивающаяся после Третьей мировой и ядерного взрыва, уничтожившего старый Токио, на руинах которого возник новый, Нео-Токио, высокотехнологичный мегаполис, погрязший в коррупции, бандитизме и терроризме. Здесь плохие ребята из правительственных лабораторий, экспериментирующие над эсперами (людьми с экстрасенсорными способностями), сталкиваются с уличными мотобандами. Так что можно сказать, что в «Акире» происходит редкое слияние киберпанка и байкерского кино родом из 60-х. Напомним, что студия Warner уже несколько лет безуспешно пытается запустить в производство игровую экранизацию манги «Акира», но процесс все никак не сдвинется с мертвой точки. В настоящее время к режиссерскому креслу приписан создатель «Тора: Рагнарек» и «Кролика Джоджо» Тайка Вайтити.

Призрак в доспехах (Kokaku kidotai, 1995)

Возможно, покажется странным и некорректным включать в один рейтинг и оригинал, и ремейк одного и того же фильма, но японское аниме и голливудская игровая лента слишком разные и каждая по-своему хороша. И обе в разных аспектах – венец киберпанка. Японская рисованная адаптация одноименной манги более сложная, запутанная (и в то же время упрощенная и романтизированная в сравнении с первоисточником, перегруженным философствованием и черным юмором) и изысканная, чем американская интерпретация. Это очень тонкая, очень взрослая, серьезная, захватывающая, глубокая, дорогая, монументальная работа, которая произвела в 90-х настоящую техническую революцию в жанре фантастического боевика, вторую после революции «Акиры» в 80-х. Мир «Призрака в доспехах» (название отсылает к душе или духу, заточенному в телесной оболочке) – антиутопическое бесстрастное цифровое будущее, где практически все люди оснащены теми или иными кибер-имплантами, и в этом мире, мрачном, депрессивном и угрюмом, орудует кибер-террорист по прозвищу Кукловод, который взламывает чужие мозги и манипулирует разумом. Здесь киберпанк, как и в «Бегущем по лезвию», органично взаимодействует с нуаром, а еще содержит выходящие за рамки широкого проката элементы техно-порно. Хоральный саундтрек подчеркивает рабскую насильственность, подавленность и жесткость отталкивающей, негостеприимной и в то же время гипнотической атмосферы. Визуальные достижения и новации «Призрака…», которые и сегодня выглядят актуально и безупречно, оказали сильнейшее влияние, в частности, на Вачовски при создании «Матрицы».

Видоизмененный углерод (Altered Carbon, 2018)

Обычно мы разделяем подборки фильмов и подборки сериалов, но киберпанка на экране, включая большой и малый, не так уж много, а шоу «Видоизмененный углерод», основанное на одноименном романе Ричарда Моргана, – образцовый пример этой стилистики. И хотя второй сезон создателям менее удался, первый произвел чертовски яркое впечатление. Зачастую забегание вперед в научной фантастике остается в пределах двадцать первого столетия, но здесь добегает аж до двадцать седьмого. И мир будущего и впрямь выглядит совершенно иначе. Люди научились хранить свое сознание на цифровых носителях вроде флэшки, а тела превратились в сменную одежду, которую можно менять бесчисленное количество раз. Правда, новая оболочка – удовольствие не из дешевых, так что «Видоизмененный углерод» крепко затрагивает тему социального неравенства: богачи наконец таки обрели заветное бессмертие. Умное, мудреное повествование идеально рифмуется с затейливым и витиеватым визуальным рядом, заковыристыми и причудливыми образами вроде экстравагантного искусственного интеллекта, метрдотеля гостиницы, в голографическом облике Эдгара По. И вдобавок ко всему это еще и лихой, головоломный детектив.

Анастасия Лях

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Читайте также:

10 лучших фильмов в стиле нуар

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Коментарі