Этот американский актер родом из небольшого городка штата Висконсин трижды номинировался на «Оскар», но пока что заветную статуэтку не заполучил. Должно быть, молодое поколение (составляющие основную часть сегодняшних посетителей кинотеатров подростки) знает Руффало исключительно как Халка/ Брюса Беннера из фильмов Marvel, но публика постарше наверняка знает и любит актера уже лет эдак двадцать, начиная с ромкомов «Вид сверху лучше», «Из 13 в 30», «Между небом и землей», где Руффало неизменно играл очень хороших, положительных, милых парней.
С годами его роли стали куда сложнее. Да и сама жизнь складывалась не очень просто. Не так, как у героев романтических комедий. В начале нулевых врачи диагностировали Марку Руффало опухоль головного мозга. Благо, образование оказалось доброкачественным. Актер перенес тяжелую операцию, которая привела к частичному параличу лицевого нерва и глухоте одного уха. А несколько лет спустя Марк потерял родного брата, который был ранен в голову неизвестным стрелком и скончался в больнице (стрелка полиция не нашла по сей день).
Я знаю, что это правда (I Know This Much Is True, 2020)
Сразу двух братьев Руффало сыграл в драматическом мини-сериале «Я знаю, что это правда». Роли близнецов Доминика и Томаса Бердси принесли актеру «Эмми», «Золотой глобус» и премию актерской Гильдии. Артист действительно смог раздвоиться на экране и изобразить двух очень разных людей (неизлечимого шизофреника и обычного работягу-маляра), но одинаково поглощенных тьмой. Один, чей разум окутал густой туман, погряз в темноте давно и необратимо; другой, потерявший единственного ребенка и переживший болезненный развод, падает в пропасть, но все же еще имеет шанс вернуться обратно к жизни и свету. Не имея перед собой реального партнера, а взаимодействуя с собственным зеркальным отражением, Руффало тем не менее посредством личного опыта и личной трагедии убедительно, очень искренне, очень щемяще передал стоическую, несокрушимую суть братской любви и нежности.
В центре внимания (Spotlight, 2015)
Этот журналистский триллер, основанный на реальных событиях, стал главным кинособытием 2015 и в итоге получил «Оскар» как лучший фильм года. Режиссер и сценарист Том МакКарти рассказал историю (которая произошла в 2001-м и на фоне 11 сентября отошла в тень) о том, как команда отдела журналистских расследований газеты The Boston Globe разоблачила сотню католических священников-педофилов в штате Массачусетс и доказала, что архиепарх Бостона кардинал Бернард Лоу все знал и осознанно замалчивал. И сделал это МакКарти в подчеркнуто сухой, реалистичной, документальной манере, вдохновляясь лучшим образцом жанра – политико-журналистским триллером 1976 года «Вся президентская рать» (неслучайно в прологе, где двое копов обсуждают арест священника, обвиненного в растлении детей, призванном продемонстрировать, что проблема тянулась десятилетиями и успешно скрывалась благодаря влиянию церкви и продажности полиции, указан именно 1976 год). Получилось интеллектуально, интеллигентно, деликатно, остро и, несмотря на сухость изложения, чертовски напряженно. Ведущих журналистов расследования, пытающихся разговорить жертв и вывести на чистую воду «духовных лиц», сыграли Марк Руффало и Рэйчел МакАдамс. Оба получили номинацию на «Оскар». Правда, за второй план, так как «В центре внимания» – кино групповое, где никто не солирует и все работают сообща как единый организм. Поэтому актерская Гильдия присудила победу всему звездному ансамблю.
Зодиак (Zodiac, 2007)
Этот основанный на реальных событиях антидетектив Дэвида Финчера, в котором поиски серийного убийцы Зодиака так ничем и не заканчиваются, можно назвать репетицией перед «В центре внимания» для Марка Руффало. Здесь он тоже ведет расследование, только в качестве инспектора, а не репортера (репортера играет Роберт Дауни-младший) и тесно сотрудничает с газетным иллюстратором (Джейк Джилленхол), который расшифровывает письма-послания, присланные Зодиаком, и всецело увлечен и поглощен этой шарадой. Историю криминальной загадки, растянувшейся более чем на полвека и неразгаданной до сих пор, Финчер излагает с максимальной хронологической и фактологической точностью, основательно, скрупулезно, опять же сухо, документально. А Джилленхол, Руффало и Дауни идеально вписываются в образы непохожих друг на друга, но одинаково одержимых охотников за неуловимым мистером икс, которого им так и не удастся поймать. Персонаж Руффало – очень прилежный, правильный, хороший коп, который носит на работу галстук-бабочку и добросовестно, усердно, аккуратно выполняет свой профессиональный долг. И нельзя не заметить, что актеру чертовски идут 70-е: клетчатые пиджаки, кудри и бакенбарды.
Темные воды (Dark Waters, 2019)
Порой можно подумать, что о персонажах Марка Руффало нечего сказать. Он редко играет эксцентриков или истериков, или злодеев, или героев-любовников. Его типажи зачастую – просто самые обычные люди, не лиходеи и не святые, а просто живущие жизнь и делающие свою работу, максимально приближенные к рутинной, обыденной реальности. Именно «делать свою работу» – главный девиз практически всех его экранных перевоплощений. Его «маленькие» протагонисты идеально сливаются со зрительным залом, в котором каждый сидящий может сопоставить с героем себя или своего знакомого, или обычного стража порядка, лицо которого мелькнуло в новостном телесюжете, или корреспондента, сообщившего с экрана некое известие. Но иногда эти непримечательные, рядовые парни делают что-то по-настоящему большое. Как, например, юрист корпоративного права Роберт Билотт из основанного на реальных событиях фильма Тодда Хейнса «Темные воды» (маскулинная и менее экстравагантная версия «Эрин Брокович»). В нулевых этот обычный белый воротничок выдвинул судебные иски на сотни миллионов долларов против крупнейшей химической компании и сумел доказать, что завод десятилетиями сбрасывал в воздух и реку технологические побочные продукты производства опаснейшего химиката ПФОК, вызывающего раковые опухоли… Актер, к слову, и в реальной жизни обеспокоен проблемами экологии и выказывает по этому поводу активную гражданскую позицию. И еще стоит отметить, что Марк Руффало снимается у очень умных режиссеров.
Хоть раз в жизни (Begin Again, 2013)
Нетипичный проект в фильмографии актера и, кажется, единственный музыкальный. И если бы у главных героев в исполнении Руффало и Киры Найтли сложились романтические отношения, картину можно было бы назвать ромкомом. Но нет. Это драмеди об искренности в любви и творчестве, о протесте против коммерции и фальши как в том, так и в другом. Легкая, очень приятная и в то же время не приторная, не сусальная, не сентиментальная история, в которой Найтли очень просто, мило, проникновенно поет, а Руффало так же просто и от души, без задних мыслей и гонки за прибылью и полными стадионами ее продюсирует. Маленькое кино про нишевую андеграундную музыку. Искренне кино про искреннюю музыку. Кира тихим голоском поет чувственные баллады, а Руффало правдоподобно играет немолодого владельца музыкального лейбла, который когда-то в молодости наверняка был хиппи и который терпеть не может современную крикливую попсу, и поэтому его покинул финансовый успех, и покинула жена… но жизнь которого внезапно начинается сначала благодаря одной искренней девушке и ее искренним песням.
Охотник на лис (Foxcatcher, 2014)
Мы уже говорили, что Руффало снимается у очень умных режиссеров? Независимый американский постановщик Беннетт Миллер снимает очень редко, с большими интервалами, но метко. И очень про Америку, но со своей колокольни. На его счету байопик «Капоте» с Филипом Сеймуром Хоффманом, бейсбольная драма «Деньгобол» с Брэдом Питтом и аналогично основанная на реальных событиях спортивная драма «Охотник на лис», в которой Стив Карелл с накладным носом ошеломительно изобразил миллионера и филантропа Джона Дюпона, испытывающего страсть к вольной борьбе и устроившего в своем особняке частный тренировочный зал для обладающих олимпийским потенциалом борцов. И непременно захотел заполучить в свою золотую клетку братьев-чемпионов Марка (Ченнинг Татум тоже с носом) и Дэйва (Руффало с залысиной) Шульцов. Почти что камерный фильм, где все основное действие разворачивается в напыщенном поместье, с невероятным актерским трио и психологически ювелирной режиссерской работой изобличает силу и одновременно слабость денег, амбиций, славы, стремления к достижениям всевластной и всемогущей Америки, морально изувеченной глубоко внутри. Толстосум изувечен деспотичной и надменной матерью и тщетно пытается поразить ее купленными трофеями. Герой Татума озлоблен и травмирован тем фактом, что находится в тени более успешного брата, который лучший борец, чем он, и все это признают. Между двух психологически сломленных персонажей, чьи надлом и ярость приведут к трагедии, оказывается положительный парень Дэйв, у которого все в жизни сложилось отлично: карьера, олимпийская медаль, дом, красавица-жена, двое детей… Вот такие обычно и страдают. Невинные жертвы культа пресловутой американской мечты.
Обычное сердце (The Normal Heart, 2014)
Создатель «Американской истории ужасов» и «Американской истории преступлений» Райан Мерфи снимает не только успешные сериалы. Его телефильм «Обычное сердце» в свое время стал рекордсменом премии «Эмми»: в номинации попал весь основной актерский состав (Марк Руффало, Мэтт Бомер, Джим Парсонс, Джулия Робертс, Джо Мантелло и Альфред Молина). Главная роль в драматическом проекте досталась именно Руффало. Он сыграл писателя и гражданского активиста Неда Уикса, который в начале 80-х в Нью-Йорке, где набирает оборотов ворвавшийся в американское социальное благополучие ВИЧ, пытается защитить интересы инфицированных и бороться с системой. Его борьба приводит к конфликту с сексуальным партнером (Бомер), который в силу своего тихого, замкнутого характера не приветствует радикальные меры, а предпочитает мирный протест шепотом, тогда как Нед готов кричать во все горло и воевать. Критики отметили, что, несмотря на отличные второплановые актерские выступления, причем все без исключения, держит картину в тонусе именно «маниакальная энергия» Руффало.
Детки в порядке (The Kids Are All Right, 2010)
В трагикомедии о затруднениях в браке, внутрисемейных сложностях, предательстве и прощении актер сыграл парня, который рушит идиллию супружеского союза двух лесбиянок (Аннетт Бенинг и Джулианна Мур). Легкомысленный, несвязанный никакими обязательствами холостяк, выращивающий овощи на собственной ферме, однажды узнает, что из спермы, которую он давным-давно сдал в банк, выросли мальчик и девочка, воспитанные мамами-лесбиянками. Внезапно беспечный бобыль-садовод становится членом большой семьи: отцом двоих детей-подростков и… любовником одной из мам. Этот не то чтобы отрицательный, но такой типичный мужчина в своем легком подходе к жизни, причем к чужой, не со зла, но бесцеремонно и грубо все рушит подобно слону, вторгшемуся в посудную лавку (маленькая репетиция перед ролью Халка). И в итоге все понимают, что пятое колесо в телеге было лишним.
Можешь рассчитывать на меня (You Can Count on Me, 2000)
С этой независимой драмы режиссера Кеннета Лонергана («Манчестер у моря») начались известность и признание актера Марка Руффало, сыгравшего в компании Лоры Линни и Мэттью Бродерика. Маленький и простой, но бездонно глубокий фильм, раскрывающий между строк множество дополнительных эмоциональных оттенков повседневной жизни самых обыкновенных людей, многими критиками был признан лучшим в году. Он затрагивает совсем нечасто освещаемые на экране взаимоотношения взрослых брата и сестры, которые друг друга любят и поддерживают. Герой Руффало, брат героини Лоры Линни, которому претит оседлый образ жизни и который то и дело встревает в неприятности, приезжает к сестре в родительский дом погостить и становится частью ее семьи и ее непростой жизни: сближается с племянником, который растет без отца, и подставляет одинокой сестре мужское плечо. Снова попадает в неприятный инцидент. А затем снова отправляется в путь. Однако этот казалось бы незначительный, банальный, самый обычный жизненный фрагмент наполнен редкой проницательностью и максимально честными характерами.
Бесконечно белый медведь (Infinitely Polar Bear, 2014)
А в этой драмеди Руффало сыграл в паре со звездой «Стражей галактики» Зои Салдана (которая затем станет его коллегой по «Мстителям»). Действие фильма разворачивается в 1970-х. Герой Марка – муж и отец двух дочерей, у которого диагностировано биполярное расстройство. Из-за психического недуга он не может работать и обеспечивать семью, а придурковатые выходки нередко заставляют девочек и жену испытывать стыд. Но когда героиня Зои Салдана уезжает на учебу в Колумбийский университет, которая после должна помочь получить хорошо оплачиваемую работу, ей приходится оставить дочек с непредсказуемым отцом. Здесь Руффало ловко соединяет эксцентричность явного чудилы и будничность обычного родителя, утопающего в домашних заботах. Он не в состоянии побороть диагноз, но желание быть хорошим папой оказывается куда сильнее медицинской справки.
Анастасия Лях