Лучшие фильмы 60-х
Удивительное время. Привычные в режиссуре имена Спилберга, Скорсезе, Копполы еще не вышли на экраны. Итальянское и французское кино если не доминирует, то как минимум очень пышно представлено практически наравне с голливудским (хотя Голливуда в списке все равно будет больше, это данность). Жанры вестерна и пеплума не только не отжили свое, но и представляют шедевры на все времена. А среди знаковых лиц в кадре Софи Лорен, Брижит Бардо, Одри Хепберн, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Кэри Грант, Стив Маккуин, Лино Вентура, Пол Ньюмен, Катрин Денев, Джек Леммон и Марчелло Мастроянни. Эпоха.
Список будет балансировать между программными произведениями, которые попросту нельзя исключить, учитывая их влияние на развитие кинематографа, и теми фильмами, которые легко порекомендуешь к просмотру и сегодня. Чтобы избежать бесконечных споров о том, что лучше, притча от Бергмана или комедия с де Фюнесом, ленты расположены в алфавитном порядке.
Итак, kinowar.com представляет 100 лучших фильмов 60-х годов. Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект.
2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey) 1968
Один из тех фильмов, который входит во все списки лучшего – лучшего в фантастике, лучшего в инновативном кино, лучшего в кино о космосе, лучшего в истории кинематографа в принципе. С годами увеличилось количество людей, которые после просмотра говорят, что сейчас этот фильм впечатляет и вдохновляет лишь как веха в развитии индустрии. Но это нисколько не умаляет ни его культурного значения, ни того, насколько это цельный и внушительный образец тихого сай-фай триллера в космосе. Даже если вы решите посмотреть это исключительно с точки расширения кругозора – оно того стоит.
Андрей Рублёв (1966)
Удивительно, что такое кино могли снять в Советском Союзе. Помимо того, что это тягучий артхаус, медленный, не сразу и не всем понятный, протяженный, так он еще и не только не прославляет режим, идеологию или хотя бы людей труда, а практически топчется по восприятию канонической Руси из учебников по истории. Распри, междоусобицы, грязь, а на фоне этого фигура Андрея Рублева, который странствует по этой жизни в поисках смысла существования художника и понимания его роли в связке с верой, богом, людьми, религией, светом и тьмой. Андрей Тарковский снял огромное полотно – даже его сокращенная версия длится почти три часа, а уж полная режиссерская и вовсе три часа двадцать пять минут. А потому, хоть этот фильм и однозначно рекомендуется к просмотру, зритель должен отдавать себе отчет, в том, что такой просмотр – это очень тяжелая работа (впрочем, полностью оправданная).
Армия теней (L’armée des ombres) 1969
Несмотря на то, что название звучит как идеальное заглавие для зомби-хоррора, это лента о французском сопротивлении в годы Второй мировой. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль сам был участником сопротивления, а потому атмосфера страха, в которой живут его участники, знакома ему не понаслышке. В главных ролях Лино Вентура, Симона Синьоре и Жан-Пьер Кассель, отец Венсана Касселя.
Афёра Томаса Крауна (The Thomas Crown Affair) 1968
Идеальное ограбление возможно, если вы – эстетствующий скучающий миллионер в исполнении Стива Маккуина. Фэй Данауэй идет по следу того, кто стоит за дерзкими ограблениями банков, в отсутствие улик полагаясь лишь на свою интуицию. Эти двое сойдутся в финальном противостоянии, но дело осложняется постепенно возрастающей симпатией между следователем и грабителем… В 1999 году в ремейке этого замечательного фильма те же роли сыграли Пирс Броснан и Рене Руссо.
Бассейн (La piscine) 1969
Легендарная пара на экране – Ален Делон и Роми Шнайдер. Ленивый летний отдых у бассейна оборачивается трагедией. И вот это уже не мелодрама, а напряженный детектив, где хэппи-энд был бы возможен, если бы это был бы голливудский фильм, а не французское кино 60-х…
Безумный Пьеро (Pierrot le Fou) 1965
В этой подборке будет немало фильмов Жан-Люка Годара, поскольку режиссер снимал картины, не покладая рук, один за другим. Среди прочих известных французских актеров вы не раз увидите в нашей статье совсем молодого еще Жан-Поля Бельмондо. В этой ленте он играет разбалованного богатой жизнью скучающего женатого мужчину, который не в состоянии вырваться из привычного образа жизни. Но ему это удается сделать, когда он встречает старую знакомую, связанную с мафией. Теперь они постоянно в бегах, но их жизнь начинает бить ключем…
Беспечный ездок (Easy Rider) 1969
Пример картины, которая попала в сотню лучших из-за своего исторического значения для индустрии. Сейчас пересматривать этот трагичный фильм о бунтарях на дороге и в повседневной жизни консервативной Америки не слишком интересно. Но в то время гимн свободы от Денниса Хоппера и Питера Фонды был чем-то новым и по форме, и по содержанию. Протест от молодежи, которая не готова признавать правила мира обывателей, захлебывается в суровой реальности…
Бильярдист (The Hustler) 1961
Долгий, тягучий, но очень увлекательный фильм о превратностях жизни игрока. Будучи крутым бильярдистом, персонаж Пола Ньюмена колесит по Штатам со своим напарником, обыгрывая простаков в залах разных городов. Но когда дело доходит до игры по-крупному, удача уже не так благосклонна к асу бильярда. Его берет под крыло богач, расчетливый и циничный, который дает важные наставления и приводит к победам, однако за это требует слишком большую долю. Впереди маячит реванш, на кону вновь большие деньги, но сможет ли бильярдист сойти с пути саморазрушения?
Битва за Алжир (The Battle of Algiers) 1966
Историческая военная драма. Алжир борется за свою независимость от Франции. Действие скачет взад и вперед во времени, не меняется лишь уровень жестокости сторон в достижении цели: пытки, терракты, стрельба, бесконечные жертвы. Франция прогнозируемо запретила показ фильма в стране, но другие страны по достоинству оценили труд режиссера. Музыка Эннио Морриконе.
Большой побег (The Great Escape) 1963
Режиссер Джон Стёрджес, который снял такие фильмы как “Великолепная семерка” и “Орел приземлился”, поставил ленту по реальной истории времен Второй мировой о массовом побеге из лагеря, который нацисты считали сверхзащищенным. Психологическое давление, карцер, постоянный контроль и на фоне всего этого целенаправленная подготовка к побегу, день за днем, сантиметр за сантиметром. В главных ролях Стив Маккуин, Ричард Аттенборо, Чарльз Бронсон и Джеймс Коберн (часть бодрой компании из все той же “Великолепной семерки”).
Бонни и Клайд (Bonnie and Clyde) 1967
Это не просто фильм о банде грабителей банков. Это культовая история о том, как пара негодяев может стать всеобщими любимцами, несмотря на всю ту жестокость, с которой они шли на свои преступления. Уоррен Битти, исполнивший роль Клайда, выступил и продюсером фильма, купив права на сценарий, который долго не могли пристроить его авторы. А роковой Бонни стала Фэй Данауэй. Для полноты картины после просмотра “Бонни и Клайда” стоит посмотреть относительно недавнюю ленту “В погоне за Бонни и Клайдом” (The Highwaymen), где немолодые Кевин Костнер и Вуди Харрельсон отправляются на поимку неуловимой банды, нисколько не очаровываясь шлейфом ее культовости для широких масс.
Брак по-итальянски (Matrimonio all’italiana) 1964
Легендарный дуэт Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Любовь юной проститутки и богатого молодого человека на фоне Второй мировой, бомбежек, послевоенного времени, десятилетий встреч и разлук, непонимания собственных чувств и специфики итальянских характеров.
Бриллиантовая рука (1969)
Комедия, которую знают наизусть все, у кого был телевизор в 70-е, 80-е или 90-е. Миронов, Никулин, Папанов, шокирующая для советского времени сцена стриптиза, простой, но смешной юмор и бесконечное количество цитат, живущих уже отдельно от фильма.
Буч Кэссиди и Сандэнс Кид (Butch Cassidy and the Sundance Kid) 1969
Пол Ньюмен и Роберт Редфорд не раз появлялись на экране вместе, но вполне вероятно, что именно этот вестерн является самой известной картиной для этого мужского дуэта. Два метких стрелка живут дерзкими ограблениями, но силы армии и правительства слишком велики, чтобы разбойники могли почивать на лаврах. Чем более успешное их новое ограбление, тем опаснее их дальнейшая жизнь…
Великое молчание (Il grande silenzio) 1968
Известен также под названием “Молчун”. В главных ролях не самые типичные актеры для жанра вестерна – Жан-Луи Трентиньян и Клаус Кински (а вот музыку написал очень типичный для жанра композитор Эннио Морриконе). Кински играет опытного наемника, который отстреливает преступников за деньги. А Трентиньян становится тем, кто идет по его следу, чтобы отомстить…
Великолепная семерка (The Magnificent Seven) 1960
Нетипичный ремейк – вестерн, который снят на основе фильма о самураях – стал одной из самых известных классических лент американского кинематографа. История и персонажи основаны на картине Акиры Куросавы “Семь самураев”, но перенесены из Японии в Америку времен Дикого Запада. Бедные крестьяне нанимают стрелков, чтобы справиться с бандой, которая постоянно грабит их. Стрелки соглашаются скорее из жалости и сочувствия, но теперь им предстоит набрать команду – и в ней у каждого свои резоны вступить в неравную схватку с бандитами…
Война и мир (1967)
Огромное и очень дорогостоящее полотнище по одноименному роману Льва Толстого. Сергей Бондарчук в свое время спас миллионы школьников, которые не могли осилить четыре тома в рамках школьной программы.
Восемь с половиной (8½) 1963
Роскошное авторское кино, при просмотре которого отчетливо понимаешь, где черпал вдохновение для своих работ Паоло Соррентино (в частности для “Юности” и “Великой красоты”). Федерико Феллини снял неспешный, наполненный образами фильм о кризисе режиссера, который совмещает в себе и кризис среднего возраста, и непонимание, куда двигаться дальше в карьере, искусстве, личной жизни, как разобраться со всеми своими женщинами, некоторые из которых вдохновляют, а некоторые являются необходимыми спутниками жизни. Картина балансирует на грани реальности, сна и недостижимой мечты режиссера, которая постоянно от него ускользает; кроме того, не всегда можно понять, где демонстрируются съемки нового его фильма, а где перед глазами кадры реальной его жизни. Очень поэтичное кино – один из главных фильмов не только 60-х годов, но и в принципе всей истории кинематографа.
Выпускник (The Graduate) 1967
Комедия от Майка Николса, которая сделала Дастина Хоффмана звездой. Соблазнение юного выпускника колледжа зрелой дамой приводит к тому, что на какое-то время он сбивается с пути в погоне за удовольствиями и легким образом жизни. Но в этом добром позитивном кино у него есть все шансы вернуться к тому, чтобы вновь стать хорошим парнем. Замечательная музыка дуэта Simon & Garfunkel.
Гамлет (1964)
“Гамлета” ставили несчетное количество раз, самые разные страны и режиссеры, с самым разным подходом. Постановка 1964 года выделяется исполнением Иннокентия Смоктуновского, которое часто оценивают как одно из лучших (в СССР было еще проще, говорили “лучшее исполнение роли Гамлета”, равно как и “наш Шерлок Холмс признан самым лучшим”, и еще много чего). Классическая экранизация, размеренная и не претендующая на авангардный подход, но подкупающая, в первую очередь, именно актерской игрой. Помимо Смоктуновского отметим также и Анастасию Вертинскую в роли Офелии.
Гертруда (Gertrud) 1964
Режиссер Карл Теодор Дрейер снял драму о любви и поиске себя. Гертруда замужем за большим политиком, но она говорит ему, что он любит свою работу больше, чем ее саму. Поэтому женщина находит молодого любовника и пытается спасти интерес к жизни, несмотря на возникающие препятствия… Фильм стал последним в карьере датского режиссера и считается его главным успехом.
Глаза без лица (Les yeux sans visage) 1960
Французский фильм ужасов – не слишком привычное словосочетание. Тем не менее, режиссер Жорж Франжю снял нечто настолько жесткое и впечатляющее, что позитивной критики он так и не дождался. Зато следующие поколения режиссеров делились рассказами о том влиянии, которое оказал на них этот фильм: Педро Альмодовар говорил, что он непосредственно повлиял на создание ленты “Кожа, в которой я живу”, Джон Карпентер использовал образы из картины для создания внешнего вида маньяка Майка Майерса в “Хеллоуине”, восторженно о работе режиссера отзывался также и Гильермо дель Торо. Хоррор повествует о похищении дочери профессора, которая, на самом деле, жива, но лицо ее изуродовано в автокатастрофе. Чтобы восстановить облик дочери, безумный профессор заманивает девушек в поместье, а потом проводит пластические операции…
Голдфингер (Goldfinger) 1964
Сложно было не включить хотя бы один фильм о Джеймсе Бонде в подборку. С другой стороны, нельзя не отметить, что многие фильмы об агенте 007, скорее, мы смотрим из соображений ностальгии, чем желания посмотреть крутое шпионское кино. Устарели не только спецэффекты, с этим всегда мириться легче – устарели динамика и мотивация персонажей. Невозможно без смеха смотреть на суперзлодеев, которые когда-то пугали. Действие, казавшееся захватывающим, на фоне современных экшнов выглядит неспешным и ничем не угрожающим миру. И все же, именно те фильмы 60-х заложили традицию ждать каждого нового фильма о Бонде как чего-то особенного. И “Голдфингера” мы выделили за комбинацию освоившегося Коннери в роли 007, набора харизматичных злодея и его подручных, масштабность замысла антагониста, который при этом не выглядит смехотворным, котелок, разрезающий камень при броске, и роскошную Онор Блэкман в роли Пусси Галор.
Грек Зорба (Alexis Zorbas) 1964
Возможно, самая известная роль Энтони Куинна. Он играет грека Зорбу, который встречает англичанина Бэзила, приехавшего на свою историческую родину принять наследство отца – землю и шахту. Зорба уговаривает писателя взять его с собой на Крит. Там их ждут приключения, сближающие двух друзей. Танец сиртаки и музыка, которая его сопровождает, ранее не были известны в Греции. Мелодия была написана легендарным греческим композитором Микисом Теодоракисом специально для фильма. Но теперь, когда танец Зорбы так популярен по всему миру, это уже никого не интересует.
Девичий источник (Jungfrukällan) 1960
Фильм Ингмара Бергмана, основанный на народной шведской легенде. В крестьянской семье живут дочь и падчерица. Падчерица беременна, при этом от кого – неизвестно. Она не любит свою сестру. Дочерей отправляют в соседнее селение, чтобы они отвезли свечи в церковь. Они направляются через лес, но после трагических событий в нем возвращается лишь одна из дочерей…
Читайте также: Лучшие фильмы в истории по версии IMDb
Детектив Буллитт (Буллитт) (Bullitt) 1968
Полицейский триллер со Стивом Маккуином в главной роли. Свидетель по делу крупной преступной организации становится объектом охоты со стороны мафии. Его жизнь нужна не только правосудию, но и крупному политику, сенатору, который видит в процессе шанс на серьезное продвижение своей краьеры. Детектив Буллитт обеспечивает безопасность свидетеля, а когда миссия оказывается проваленной, считает делом чести найти виновных и отомстить им. В ролях также заняты Ричард Вон, Жаклин Биссетт и Роберт Дюваль.
Дикая банда (The Wild Bunch) 1969
Вестерн Сэма Пекинпа, который вывел индустрию на новый уровень. На момент съемок уровень насилия на экране выглядел беспрецедентным (хотя сейчас при просмотре подобного ощущения не возникает). Лента о банде, орудующей в начале 20 века и грабящей поезда, стала поворотной для развития голливудского кино наравне с вышедшей ранее “Бонни и Клайд”, где жестокость стала неотъемлимой частью повествования.
Дневная красавица (Belle de jour) 1967
Примерная жена вечером и проститутка днем. Свое прозвище “дневная красавица” героиня Катрин Денев получила за то, что может работать лишь в тот момент днем, когда мужа нет дома. Муж ее – любящий и заботливый мужчина, однако она не может продолжать привычную жизнь с ним дома, поскольку он не удовлетворяет ее мазохитсткие потребности. Вместе с тем, работа в борделе меняет Северину. Она увлекается одним из клиентов, и теперь ее жизнь никогда не вернется в прежнюю колею… Режиссер – Луис Бунюэль.
Дни вина и роз (Days of Wine and Roses) 1962
Может ли случиться что-то плохое, если муж убедит жену погрузиться в его хобби, которым он так увлечен? Да, если это хобби – алкоголизм. Допиваясь до белой горячки, когда-то преуспевающий клерк тянет на дно и супругу. В главных ролях Джек Леммон и Ли Ремик. Музыка Генри Манчини.
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb) 1964
Стэнли Кубрик снял немало драм, криминальных триллеров, фантастику и даже плутовской роман. Но эта черная комедия стала одной из самых известных лент в его карьере. Антивоенный гротеск, местами на грани абсурда, одновременно и критикует систему двуполярного мира, находящегося в постоянной угрозе ядерного апокалипсиса, и смешит до упаду. Питер Селлерс играет сразу три роли, кроме него в картине также заняты Джордж К. Скотт, Стерлинг Хэйден и Джеймс Эрл Джонс.
Женщина в песках (Suna no onna) 1964
Режиссер Хироси Тэсигахара. Японская аллегорическая история. Американец, охотясь за насекомыми в пустыне, вынужден переночевать в деревне, поскольку опоздал на последний автобус. Его отводят к дому женщины, который находится на дне ямы в песке. Мужчина спускается туда по веревочной лестнице. Но на следующее утро лестницы уже нет. И теперь он пленник женщины, которая каждый день выгребает песок из ямы, чтобы ее дом и всю деревню не засыпало…
Жить своей жизнью (Vivre sa vie: Film en douze tableaux) 1962
Фильм Жана-Люка Годара в стилистике на стыке игрового и документального кино. Молодая женщина Нана хочет быть свободной и незвисимой, но материальные проблемы дают о себе знать. В итоге, в попытке как-то справиться со взрослой жизнью, она постепенно выходит на путь, ведущий к тому, что она становится проституткой…
За двома зайцями (За двумя зайцами) 1961
Сложно сказать, как создаются культовые комедии. Точнее, почему одни, пусть даже смешные и хорошо снятые ленты забываются, а небольшая часть пересматривается до бесконечности. И шутки, заученные наизусть, по-прежнему выглядят свежими и веселыми. Так или иначе, Виктору Иванову удалось поставить именно такую нетленку. Экранизация пьесы Михаила Старицкого, которая создана на базе комедии Ивана Нечуя-Левицкого “На Кожемяках” (от названия киевского района).
За пригоршню долларов (Per un pugno di dollari) 1964
Первый фильм знаменитой долларовой трилогии Серджио Леоне. Клинт Иствуд в роли человека без имени, Джан Мария Волонте в роли главного злодея. Хороший парень появляется из ниоткуда, наводит порядок в городке и удаляется в никуда под музыку Эннио Морриконе.
Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s) 1961
Экранизация одноименного произведения Трумена Капоте. Ниже в статье будет еще одна его экранизация, куда более мрачная и жестокая. Но этот фильм – типичная романтическая комедия, ставшая культовой в первую очередь благодаря великолепному образу от Одри Хепбёрн. Теперь кадры с актрисой разобраны на мемы, настолько колоритна ее подача, но задолго до появления мемов как явления Холли из “Завтрак у Тиффани” стала образцом стиля и элегантности.
Затмение (L’eclisse) 1962
Микеланджело Антониони является режиссером, который питается человеческим отчуждением. “Затмение” завершает трилогию отчуждения итальяского мастера. Моника Витти и Ален Делон выглядят как идеальная пара, которые могли бы рассказать историю о счастливой любви. Но материальное, социальное, бездуховное становится между двумя молодыми людьми. Они одиноки в современном мире, несмотря на то, что казалось бы, мир именно для них двоих и предназначен.
Золотой телёнок (1968)
Лучшая экранизация Ильфа и Петрова. Роскошный Сергей Юрский в роли Остапа Бендера, Куравлев и Гердт в образах Шуры Балаганова и Паниковского соответственно (вряд ли теперь можно представить на их месте кого-то другого), а также Евгений Евстигнеев, воплотивший на экране то, как мог бы выглядеть подпольный советский миллионер. Двух серий хватило, чтобы вместить все лучшие шутки и все самые интересные повороты романа, пусть местами монтаж и выглядит скомканным. Учебник юмора наравне с непосредственно литературной основой.
Иваново детство (1962)
Это, пожалуй, самый простой для восприятия фильм Андрея Тарковского. Первый фильм режиссера, поставленный по повести Владимира Богомолова «Иван», рассказывает о мальчике, потерявшем своих родителей во время Второй мировой и ставшем разведчиком, уникальным за счет своего возраста и комплекции. Фильм выдержан в манере простого повествования и содержит богатый визуальный ряд, которым вдохновлялись многие режиссеры следующих поколений (среди прочего и Иньярриту для своего фильма “Выживший”). Золотой лев Венецианского фестиваля и всемирное признание для молодого режиссера, который впоследствии вырос в одну из самых значимых фигур мирового кинематографа.
Искатели приключений (Les aventuriers) 1967
Очень популярный в Союзе фильм, который из-за названия воспринимается как развлекательная приключенческая лента, хотя на самом деле является глубоко трагичной драмой о поиске своего места в этой жизни. Трое разных по возрасту и жизненному опыту людей сходятся в точке, где им нечего терять (как им в тот момент кажется). Они решают воспользоваться призрачным шансом разбогатеть и все изменить.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967)
Вряд ли можно написать что-то новое об этой комедии. Вероятно через пару десятилетий настанет момент, когда людей, которые не смотрели ее ни разу, станет больше, чем тех, кто пересматривал ее минимум раз двадцать – и вот тогда можно будет рассказать о простых, но веселых шутках, о ярких запоминающихся персонажах и крылатых фразах, сошедших с экрана.
Как украсть миллион (How to Steal a Million) 1966
Для того, чтобы украсть миллион, необязательно быть жестоким, кровавым, маниакальным, необязательно брать заложников, необязательно оставлять десятки жертв за собой, необязательно воровать у пенсионеров или целого народа. Можно быть легким и элегантным, словно дуэт Питера О’Тула и Одри Хепбёрн, изобретательным и веселым, как эта комедия от режиссера Уильяма Уайлера.
Квартира (The Apartment) 1960
Тривиальная, казалось бы, романтическая комедия о влюбленности, отношениях, которые тяготят, но которые никак не удается расторгнуть, о попытке выглядеть кем-то лучше, чем ты есть на самом деле, о сделке с совестью, в конце концов, становится чем-то большим в руках режиссера Билли Уайлдера и с великолепным центральным актерским дуэтом Джека Леммона и Ширли Маклейн. Босс продвигает подчиненного по карьерной лестнице, а взамен вынуждает его предоставлять свою квартиру для собственных любовных похождений. Рано или поздно эта схема приведет к моральным дилеммам и трагическим последствиям…
Красная пустыня (Il deserto rosso) 1964
Микеланджело Антониони вдохновился противопоставлением современных, созданным человеком, индустриальных городов и природы с ее естественными формами – деревьями, травой, водой. На этом фоне живет семья, в которой муж и ребенок приспособились к антропогенному миру, а вот жена (Моника Витти) страдает от ежедневного пребывания в этой среде. Она испытывает привязанность лишь к своему сыну, и даже мимолетные связи не приносят ей спокойствия и умиротворения…
Кто боится Вирджинии Вульф? (Who’s Afraid of Virginia Woolf?) 1966
Уникальный фильм, поставленный по одноименной бродвейской пьесе, который не только собрал огромную по тем временам кассу и багаж наград (в частности, пять Оскаров), но и произвел такой эффект на публику, что это в итоге привело к отмене преславутого кодекса Хейса. Этот кодекс запрещал показывать на экране обнаженную натуру, осмеивать духовенство, демонстрировать смешанные браки и еще целый ряд вполне привычных в наши дни вещей, а кроме того, не рекомендовал показывать внутреннее устройство семьи и брака (иными словами, происходящее сегодня в США – это не новость, это движение по спирали). Зрители были шокированы неприкрытой руганью семейной пары, конфликтами, распрями, которые раньше в кино не показывали. Картина с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бёртоном стала одним из катализаторов процесса отказа от устаревшего кодекса, выйдя за пределы произведения искусства и став чем-то гораздо большим в социальном плане.
Лев зимой (The Lion in Winter) 1968
Эта британская экранизация одноимённой пьесы Джеймса Голдмена рассказывает классическую историю проблемной передачи трона. У короля Генриха II (XII век) трое сыновей, каждый из которых хочет унаследовать престол. Но король не торопится сделать выбор, а потому отпрыски и его жена строят замыслы по тому, как заставить его сделать это… Роскошный актерский состав – Питер О’Тул, Кэтрин Хэпбёрн, Энтони Хопкинс в роли Ричарда Львиное сердце и совсем еще молодой Тимоти Далтон.
Леопард (Il gattopardo) 1963
Трехчасовое полотно классика итальянского кино Лукино Висконти. Будучи по происхождению аристократического рода (его официальный титул – граф, в его родословной правители Милана и Папа Римский Григорий X), режиссер, тем не менее, развенчивал очарование роскоши, гигантских дворцов и званых балов. “Леопард” – это прозвище главы большой знатной семьи (Берт Ланкастер), который меняет что-то лишь для того, чтобы все оставалось по-прежнему. Но мир аристократии постепенно изживает себя, как в силу внутренней слабости, так и под действием внешних обстоятельств. Восстание Гарибальди сносит влиятельных богачей и иностранные династии, которые правят Италией, на смену знати с принципами приходят ловкие предприимчивые дельцы. Закат привычного мира все более остро ощущается князем, а в этом время его племянник (Ален Делон) успешно подстраивается под новые реалии. На просмотр необходимо настроиться: повествование созерцательное, три часа текут размеренно, и несмотря на обилие событий, вроде бы ничего не происходит. Отдельного восхищения заслуживает работа с восстановлением декораций и стиля исторической эпохи Рисорджименто.
Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia) 1962
Еще одно эпичное полотнище протяженностью почти четыре часа. История реального персонажа, офицера британской разведки Т. Э. Лоуренса, который работал в Сирии во время Первой мировой с арабами, внедрился к ним, а затем настолько проникся их проблемами, что по сути возглавил их восстание против Османской империи. Питер О’Тул в одной из своих самых известных ролей, Омар Шариф в роли его ближайшего соратника, Алек Гинесс и Энтони Куинн. Помимо обстоятельного изложения событий, картина также впечатляет масштабными видами батальных сцен и природы. Режиссер Дэвид Лин, который известен также по фильмам “Мост через реку Квай” и “Доктор Живаго”.
Любитель птиц из Алькатраса (Birdman of Alcatraz) 1962
Драма с Бертом Ланкастером в главной роли по реальной истории одного заключенного Алькатраса. Осужденный за убийство, он нарушает дисциплину, попадает в карцер, а потом и вовсе убивает охранника заточкой. Его мать организовывает кампанию по отмене смертного приговора, в результате чего президент заменяет казнь на пожизненное заключение. И тогда заключенный постепенно находит себя в уходе за птицами и их дрессировке… Режиссер Джон Франкенхаймер.
Маньчжурский кандидат (The Manchurian Candidate) 1962
И сразу же еще одна работа Джона Франкенхаймера – политический триллер с Фрэнком Синатрой и Анджелой Лэнсбери, вышедший в том же году, что и “Любитель птиц из Алькатраса”. Во время корейской войны были похищены несколько американских солдат, которых превратили в управляемых марионеток, чтобы осуществить заговор на территории США. Отставной майор пытается предотвратить этот заговор… В 2004 году вышел ремейк фильма с Дензелом Вашингтоном, Львом Шрайбером и Мерил Стрип в главных ролях.
Марни (Marnie) 1964
Шикарный дуэт: Альфред Хичкок в кресле режиссера и Шон Коннери в главной роли. Он играет манипулятора, который заставляет мошенницу выйти за себя замуж, эксплуатируя ее страхи перед мужчинами, сексом, грозой. Психологический триллер о том, как женщина постепенно пытается разобраться в том, кто она такая и почему.
Читайте также: Лучшие сериалы в истории по версии IMDb
Моя прекрасная леди (My Fair Lady) 1964
Экранизация пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион” с Одри Хепберн в главной роли. Профессор лингвистики и полковник заключают пари о том, что фонетик сможет вывести девушку из низов общества в высший свет, исправив ее произношение и манеры. Выбор падает на обычную уличную цветочницу… Восемь Оскаров, в том числе за лучший фильм.
На несколько долларов больше (Per qualche dollaro in più) 1965
Продолжение долларовой трилогии Серджио Леоне – часть актеров та же, что и в первом фильме (“За пригоршню долларов”), но персонажи в фильме другие (хотя Иствуд вновь изображает человека без имени, но это не тот же стрелок, которого мы видели в предыдущей ленте). Джан Мария Волонте вновь играет главного злодея, а Ли Ван Клиф выступает мстителем. Композитор (разумеется) – Эннио Морриконе.
На последнем дыхании (À bout de souffle) 1960
Первый полнометражный фильм Жан-Люка Годара, наделавший шума в свое время за счет нестандартных подходов к режиссуре и монтажу, многие из которых объяснялись минимальным бюджетом и необходимостью экономить буквально на всем. Многие сцены из-за дешевизны съемок выглядят максимально реалистично, но при этом актеры постоянно разрушают четвертую стену, глядя в камеру, а то и вовсе разговаривая со зрителем. В главных ролях Жан-Поль Бельмондо (в том периоде карьеры, где он еще не перешел в стандартный образ комиссара или обаятельного преступника) и Джин Сиберг, о жизни и карьере которой в 2019 году вышел биографический фильм “Против всех врагов” с Кристен Стюарт.
На ярком солнце (Plein soleil) 1960
Тома Рипли (Ален Делон) нанимает миллионер за большие деньги, чтобы тот вернул его сына из солнечной Италии домой в Сан-Франциско. Но Том проникается образом жизни Филиппа и хочет занять его место. Для этого он планирует жестокую изворотливую аферу, которая рискует обернуться трагедией… В 1999 году роман Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» был экранизирован еще раз – главные роли в нем сыграли Мэтт Дэймон, Джуд Лоу и Гвинет Пэлтроу.
Ночь (La notte) 1961
Еще один фильм итальянского режиссера Микеланджело Антониони из уже упомянутой выше трилогии отчуждения. Сутки из жизни писателя (Марчелло Мастроянни) и его супруги (Жанна Моро). Стремительно ухудшающиеся отношения неверной пары показаны чередой сменяющихся сцен – больница со смертельно больным другом, вечеринка, презентация новой книги и попытка откровенного разговора о том, что между супругами на самом деле. В одной из ролей занята Моника Витти.
Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead) 1968
Классический уже хоррор от Джорджа Ромеро. Брат и сестра обнаруживают ходячего зомби во время посещения могилы своего отца. Он атакует их, девушка сбегает и баррикадируется в доме фермера. Позднее к ней примыкает темнокожий парень, а в подвале, как оказывается позже, уже прячутся еще двое людей. Тем временем, зомби становится все больше, и они готовятся к нападению…
Нюрнбергский процесс (Judgment at Nuremberg) 1961
Это фильм об одном из “малых” Нюрнбергских процессов, на которых судят нацистов рангом ниже, чем Геббельс и Геринг. Американский судья находится в сложной позиции, поскольку старается быть непредвзятым, при этом помимо обстоятельств дела на него давит и случайное знакомство с вдовой казненного нацистского генерала (Марлен Дитрих). Адвокат защиты (Максимиллиан Шелл) произносит пламенную и хорошо аргументированную речь, но главным шоком становится один из подсудимых, который отказывался сотрудничать и со следствием, и даже с собственным адвокатом, однако затем произносит изобличающий монолог, который переворачивает все с ног на голову. Параллельно демонстрируется самое разное воприятие трагичных событий войны и Холокоста со стороны самых разных немцев – от неприятия и шока осознания до отказа верить в произошедшее и отрицание собственной вины.
Одиночество бегуна на длинные дистанции (The Loneliness of the Long Distance Runner) 1962
Социальная драма, мотивы которой в чем-то перекликаются со знаменитым “Заводным апельсином” Стэнли Кубрика. Этот фильм также экранизация критики общественного уклада Великобритании. Малолетний преступник попадает в исправительное учреждение, одной из основных методик которого является легкая атлетика как составная часть тяжелого труда и дисциплины, через которые лежит путь к перевоспитанию. Результаты юного атлета впечатляют директора – он готов выставить его на ближайшие соревнования, в которых участвуют и дети из элитной частной школы. Но бег для самого юноши – способ убежать от своих многочисленных проблем…
Однажды на Диком Западе (C’era una volta il West) 1968
История мести на Диком Западе от Серджио Леоне. Чарльз Бронсон в роли загадочного человека с гармоникой, Клаудия Кардинале в образе роскошной красавицы, покоряющей сердца и плохих, и хороших парней, Генри Фонда как главный бессердечный злодей и Джейсон Робардс в роли преступника с большим сердцем. Один из этапов становления Америки в романтичной, но при этом серьезной и мрачной ленте, в которой соседствуют благородство и гонка за наживой, что неизбежно выливается в большое количество жертв. Музыка Эннио Морриконе.
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
Три комедийные новеллы, объединенные одним центральным персонажем – студентом Шуриком. Он работает на стройке и борется с хулиганом, отбывающим там дисциплинарное наказание, он готовится к сессии и встречает свою любовь, а потом и вовсе помогает сторожить объект, который должны ограбить. Вот только ограбление – это инсценировка, и наняты для этого не самые сообразительные исполнители…
Оскар (Oscar) 1967
Комедия, которая является экранизацией пьесы, ранее поставленной на театральных подмостках с участием того же Луи де Фюнеса. К шефу приходит подчиненный и просит существенной прибавки к жалованью. Босс не собирается ее давать, но путем шантажа и угроз ухода к конкуренту, сотрудник все же выбивает ее из начальника, среди прочего объясняя, что эти деньги ему нужны, чтобы сделать предложение своей возлюбленной. Каково же удивление шефа, когда подчиненный открывается ему: его возлюбленная – это дочь босса…
Отвращение (Repulsion) 1965
Психологический триллер Романа Полански. Главная героиня (Катрин Денев) испытывает отвращение к сексу и мужчинам. Она интроверт, отвергает ухаживания поклонника и ненавидит любовника сестры. Когда та уезжает с ним на пару недель, девушка погружается в череду галлюцинаний о насилии и жестокости, от которых она не может избавиться…
Падение Римской империи (The Fall of the Roman Empire) 1964
Пеплумы долгое время были одним из излюбленных голливудских жанров. Масштабные исторические полотна с десятками персонажей, массовками, батальными сценами и дорогими декорациями. Вряд ли без такого антуража можно было бы снять фильм, названный “Падение Римской империи”. Равно как и сама империя, жанр пеплума также постепенно изжил себя и пал в неравной схватке с новыми формами. Отчасти это делает лучшие образцы направления еще более ценными спустя годы по той простой причине, что теперь так уже не снимают. Кроме того, актерский ансамбль в составе Софи Лорен, Кристофер Пламмер, Алек Гиннес и Омар Шариф добавляет причин для просмотра.
Персона (Persona) 1966
Один из самых важных фильмов в карьере великого шведского режиссера Ингмара Бергмана (в частности, так считал и сам Бергман). Известная актриса замолкает прямо посреди спектакля и с того момента уже не говорит ни с кем. Причины такого недуга совершенно неясны, потому она обращается к психиатру. Он советует ей отдохнуть на природе. Вместе со своей сестрой актриса едет на море, и на его берегу они проводят время в этом странном формате общения – одна женщина постоянно молчит, а вторая рассказывает истории из своей жизни…
Планета обезьян (Planet of the Apes) 1968
Роман Пьера Буля экранизировали неоднократно, да и сама тема цивилизации умных приматов постепенно эволюционировала и выливалась в самые разные постановки, постепенно наращивающие уровень спецэффектов. Режиссер Франклин Шеффнер также существенно развил индустрию, и не только кино, но и телевидения (среди прочего, он ввел использование подвижной камеры в новостийные сюжеты). Космический корабль, отправленный с Земли, терпит крушение на неизвестной планете. Наиболее развитый вид на ней – разумные обезьяны, которые умеют говорить, обладают оружием и технологиями. Земляне попадают к ним в рабство и становятся объектом исследований и унижений…
Подглядывающий (Peeping Tom) 1960
Психологический триллер о маньяке-убийце. Мужчина работает помощником оператора и убивает своих жертв камерой. Параллельно он снимает процесс убийства на пленку. В силу своей откровенности и жестокости фильм шокировал современников, но оказал влияние на самых разных режиссеров следующих поколений (среди прочих, роль картины в своем творчестве отмечали Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе). Из-за скандала вокруг ленты режиссер Майкл Пауэлл практически вынужден был завершить свою карьеру (и это при том, что многие его фильмы вошли в золотой фонд британского кино – в списке 100 лучших работ по версии Британского киноинститута у него пять картин).
Полуночная жара (In the Heat of the Night) 1967
Детектив, замешанный на постепенно меняющемся восприятии отношений между людьми разных рас. Из более продвинутых восточных штатов в маленький городок на Юге прибывает темнокожий детектив, который мгновенно становится подозреваемым в произошедшем преступлении. 60-е годы были не самыми толератными по отношению к черному населению, а потому растолковать местной полиции, что персонаж Сиднея Пуатье не только не преступник, но и куда более профессиональный специалист, чем они сами, удалось только с помощью его руководства. После этого детектив приступает к совместному расследованию с недоверчивыми новыми коллегами…
Полуночный ковбой (Midnight Cowboy) 1969
Трагичная драма Джона Шлезингера о нетипичной дружбе двух мужчин, которые случайно встретились в большом городе. Сначала один из них (Дастин Хоффман) хотел обмануть другого и заработать на этом немного денег. Когда обман вскрывается, персонаж Джона Войта хочет избить мелкого мошенника, но внезапно жалеет его. Тогда проникшийся симпатией пройдоха предлагает молодому парню остаться ночевать у него дома и пытается по-настоящему устроить его жиголо (а именно с этой работой он изначально кинул своего нового знакомого). И когда все начинает налаживаться, герой Хоффмана тяжело заболевает. Парень решает, что он согласен идти на любые жертвы ради того, чтобы спасти друга…
Презрение (Le mépris) 1963
Фильм Жан-Люка Годара с Брижит Бардо в главной роли. Известный писатель вынужден подрабатывать написанием дешевых детективов и киносценариев. Один их таких сценариев ему подбрасывает продюсер, который хочет снять кассовое кино по мотивам “Одиссеи”, в то время как режиссер Фриц Ланг (легендарный немец играет в фильме самого себя) вынашивает планы об артхаусном прочтении эпоса. В погоне за деньгами для квартиры, которая понравилась жене (Бардо) писатель соглашается. Сначала он идет на компромисс с коммерческим кино, а потом и практически сводит продюсера со своей женой. Из-за обоих изменений жена начинает испытывать к своему мужу настоящее презрение…
Приключение (L’avventura) 1960
Старт трилогии отчуждения от итальянского режиссера Микеланджело Антониони, два других фильма из которой уже были описаны выше. Моника Витти в главной роли, специальная премия Каннского фестиваля и начало звездного пути для итальянского мастера. Светская публика на круизе скучает, а потому “приключение” приводит их более оживленное состояние: на необитаемом острове пропадает дочь дипломата Анна. Сначала ее пытаются найти, но потом происходит замещение отношений – любовник пропавшей женщины сходится с ее подругой, забывая о былой привязанности…
Причастие (Nattvardsgästerna) 1963
Фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана, действие которого происходит в течение одного дня. Священник был счастлив со своей женой, однако с ее уходом его и без того шаткая вера в бога готова исчезнуть. За ним ухаживает влюбленная учительница, но Томас по-прежнему ощущает полное одиночество и безверие. Возможно, события этого одного дня смогут вернуть ему веру…
Продюсеры (The Producers) 1968
Мел Брукс дебютировал с полнометражной комедией, которая не нашла должного отклика в сердцах зрителей и критиков на момент премьеры, но позднее была признана классической и внесена во всевозможные списки лучшего в жанре. Продюсер, который никак не может поставить удачный мюзикл на Бродвее, прислушивается к совету своего бухгалтера (Джин Уайлдер) и решает создать заведомо провальное шоу, чтобы списать убытки и нецелевые траты на него. Они берут безумный сценарий от выжившего из ума нациста, приглашают неудачника-режиссера и берут фрика на главную роль. Но внезапно все идет не по плану и их мюзикл про Гитлера становится сенсацией…
Прощай, друг (Adieu l’ami) 1968
Две топ-звезды 60-х – Чарльз Бронсон и Ален Делон – в образах сослуживцев, которые после Алжирской войны решают взять сейф крупной компании на рождественские праздники. Сложно сказать, что понравилось зрителям больше, атмосфера криминального детектива, актерский состав, крутые штуки, которые делают герои или сюжет фильма, поскольку определенные проблемы в мотивации героев и увязке деталей видны даже не самым опытному глазу. Тем не менее, успех ленты неоспорим, а фанаты жанра до сих пор ее пересматривают с удовольствием.
Психо (Psycho) 1960
Самый известный фильм Альфреда Хичкока и один из лучших триллеров в истории кино. Дикая история небольшого отеля, сцена с ножом в душе, знаменитое стаккато, седая мать во вращающемся кресле, безумный взгляд Нормана Бейтса и основы для всех последующих поколений по тому, как нагнетать атмосферу психологического хоррора.
Птицы (The Birds) 1963
Еще один фильм Хичкока в списке – фантастический хоррор по рассказу Дафны Дюморье. В маленьком городке люди подвергаются нападению птиц – без всяких причин и объяснений. Начинается с одной агрессивной птицы, затем их становится все больше. Люди начинают погибать, а те кто выжил – искать спасения в укрытии, параллельно отмечая, что количество атакующих птиц становится угрожающе значимым…
Читайте также: Лучшие мини-сериалы в истории
Разиня (Le corniaud) 1965
Два гения комедии в фильме мастера комедийного жанра Жерара Ури (“Большая прогулка”, “Приключения раввина Якова”, “Укол зонтиком”). Луи де Фюнес и Бурвиль сталкиваются (в буквальном смысле) в самом начале фильма: Роллс-Ройс богатого бизнесмена врезается в Ситроен мелкого коммивояжера. Богач хочет загладить свою вину: он предлагает потерявшему авто мужчине прокатиться н шикарном кабриолете из Неаполя в Бордо. Тот с радостью соглашается, не подозревая, что автомобиль напичкан контрабандой…
Рай и ад (Tengoku to jigoku) 1963
Напряженный детективный триллер Акиры Куросавы. Сына богатого бизнесмена хотят похитить, чтобы затребовать выкуп. После похищения бандиты звонят жертве, но его ребенок находится дома, с ним все в порядке. Оказалось, что по ошибке похитили ребенка его водителя. Преступники требуют выкуп, несмотря ни на что. Бизнесмен сначала отказывается участвовать в афере, но затем соглашается помочь и своему работнику, и полиции в расследовании этого дела…
Ребенок Розмари (Rosemary’s Baby) 1968
Экранизация одноименного романа Айры Левина. Роман Полански снял свой первый голливудский фильм, и сразу попал в топ. Молодая пара хочет завести ребенка, и жена беременеет при странных обстоятельствах. Она наблюдается у доктора, но чувствует себя неважно. Постепенно она начинает подозревать, что всё ее ближайшее окружение, включая мужа и доктора – члены сатанинской секты…
Рокко и его братья (Rocco e i suoi fratelli) 1960
Роскошное почти трехчасовое полотно от Лукино Висконти, который сопровождает историю одной многодетной итальянской семьи, которая переехала с юга Италии в Милан. В новой реальности промышленного города жителям аграрного юга сложно освоиться. Они ищут работу, теряют голову от первых успехов и денег, влюбляются и испытывают жестокое разочарование от разрыва отношений. Постепенно трогательная и почти романтическая история поиска места в жизни на новом месте превращается в жестокую трагедию сломанных судеб. Критический реализм, который пришелся по вкусу и критикам, и зрителям, собравшим значимую кассу. Одна из лучших ролей Алена Делона в его карьере.
Самурай (Le samouraï) 1967
Если вам показалось, что в этом списке много фильмов с Аленом Делоном, то вам не показалось. 60-е стали, возможно, лучшим этапом в карьере актера, как в принципе и в итальянском и французском кино в целом. “Самурай” Жана-Пьера Мельвиля вышел стильным, выдержанным, холодным и трагичным, как многие фильмы этого режиссера. Наемный убийца, которого играет Делон, методично подходит к выполнению заказов, никогда не оставляет улик и никогда не ошибается. Но когда случается первый прокол, и он попадает в полицейскую облаву, его жизнь оказывается под угрозой…
Самый длинный день (The Longest Day) 1962
Черно-белый фильм о высадке союзников в Нормандии. Снят с участием актером четырех стран, которые принимали участие в баталиях – США, Франции, Великобритании и Германии. Наиболее известные лица – Генри Фонда, Пол Анка, Джон Уэйн, Роберт Митчем (США), Шон Коннери, Ричард Бертон (Великобритания), Бурвиль (Франция). Два Оскара и еще три номинации.
Сатирикон (Fellini – Satyricon) 1969
Федерико Феллини поставил одноименный роман Петрония, но как и подобает этому режиссеру, обеспечил максимально вольное его прочтение. В римских образах и декорациях он показывает общество своего времени, выпячивая те смыслы, которые наиболее интересны ему самому. Номинация на Оскар за лучшую режиссуру и Золотой глобус за лучший фильм на иностранном языке.
Сладкая жизнь (La dolce vita) 1960
Как и в “Восемь с половиной”, Феллини размышляет на тему усталости от жизни, когда все атрибуты успеха присутствуют, однако представителя богемы, в данном случае Марчелло Мастроянни играет писателя, что-то постоянно тревожит. Он мечется от женщины к женщине, переходит с вечеринки на вечеринку, но никуда не может деться от навязчивых мыслей, которые не приводят ни к чему конкретному. Сам режиссер говорил, что у него не было четко продуманной истории – он предпочитал двигаться по предварительным заметкам, наработкам, размышлениям, но так, чтобы повествование само куда-то выводило рабочую группу.
Спартак (Spartacus) 1960
Фильм Стэнли Кубрика со сложной судьбой. Его сценарий неоднократно перерабатывался, предыдущего режиссера увольняли, а финальный вариант того, что мы все увидели на экране подпольно писал опальный сценарист Далтон Трамбо, которого затравили в период маккартизма и который потерял право видеть свое имя в титрах собственных фильмов. Несмотря на все сложности, история предводителя восстания рабов вышла такой, какой ей и должно было быть – масштабной, яркой и увлекательной, несмотря на достаточно внушительную продолжительность фильма.
Телохранитель (Yôjinbô) 1961
Фильм Акиры Куросавы об одиноком воине, который умело стравливает две банды в городе ради личной выгоды. В главной роли любимец режиссера Тосиро Мифунэ. Впоследствии Серджио Леоне снял фактический ремейк “За пригоршню долларов”, настолько близко копируя отдельные сцены, что японский режиссер был вынужден подать в суд по обвинению в плагиате – и выиграл дело.
Тени забытых предков (1965)
Один из самых известных украинских фильмов, снятый Сергеем Параджановым по мотивам одноименной повести Михаила Коцюбинского. Эмир Кустурица не только хвалебно отзывался о картине, но и говорил о том, что отдельные сцены в его ленте “Андерграунд” являются отсылками к нему. Два гуцульских рода долгое время враждуют. Несмотря на это, Иван и Маричка из этих враждующих семейств влюбляются друг в друга, но истории любви препятствует трагедия…
Убить пересмешника (To Kill a Mockingbird) 1962
Харпер Ли написала свой единственный роман, который обеспечил ей бессмертие. Одноименная экранизация представила Грегори Пека в роли Аттикуса Финча, адвоката, который защищает афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины. Южный город не жалует обвиняемого в силу доминирующих расовых предрассудков, но Финч пытается и противостоять стереотипам местного населения, и показать своим двум детям, которых он растит без матери, на чем базируется справедливость, где начинается социальное неравенство и почему стоит бороться за те принципы, в которые ты веришь.
Фантомас (Fantômas) 1964
Эта экранизация серии романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена стала пятой по счету во Франции, но пожалуй именно она получила максимальную популярность. Несмотря на пародийную комедийную интонацию, фильм остался в памяти зрителя. Умелое совмещение шпионских и полицейских приемов с тонким юмором сработало настолько успешно, что следом за первым фильмом были сняты “Фантомас разбушевался” и “Фантомас против Скотланд-Ярда”. В главных ролях заняты Жан Маре, который одновременно играл и журналиста Фандора, и самого Фантомаса, Луи де Фюнес, играющий классического недотепу-инспектора, и Милен Демонжо (которая, кстати, активно снимается в кино по сей день).
Фотоувеличение (Blowup) 1966
Экзистенциальная притча от итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Модный фотограф становится невольным свидетелем убийства, которое он фиксирует на камеру, когда наблюдает за парой влюбленных в парке. Фильм оказал прямое влияние на работы Брайана де Пальмы (“Прокол” с Джоном Траволтой, где звуковик случайно записывает момент подстоенной автомобильной аварии) и Фрэнсиса Форда Копполы (“Разговор” с Джином Хэкменом, где специалист по прослушке сталкивается с тем, что записанный материал возможно свидетельствует о подготовке убийства). Сам же Антониони снял свой фильм по мотивам рассказа Хулио Кортасара “Слюни дьявола”, который написан под явным влиянием триллера Хичкока “Окно во двор”, где обездвиженный фотограф также становится невольным свидетелем убийства.
Харакири (Seppuku) 1962
Режиссер Масаки Кобаяси. Нищий ронин (деклассированный самурай, который не смог уберечь своего сюзерена от гибели) приходит в богатый дворец знатного клана и запрашивает разрешение на совершение харакири. Ему рассказывают историю о том, что незадолго до него приходил другой ронин с аналогичной просьбой, но поскольку у него не было стального меча, он попытался сделать сепукку мечом из бамбука, отчего умер в страшных муках…
Хладнокровно (In Cold Blood) 1967
Известен также под названием “Хладнокровное убийство”. Экранизация одноименного романа Трумена Капоте, который, в свою очередь, базируется на реальной истории преступления. Пара бродяг проникает на ферму, считая, что семья держит в доме большую сумму денег. Но денег на месте не оказывается, и бандиты убивают всю семью…
Холм (The Hill) 1965
Британская военная драма. Режиссер – Сидни Люмет. Во время Второй мировой в британском исправительном лагере в Ливии свирепствует офицер, издевающийся над заключенными. В лагерь прибывают пятеро новых заключенных, которым предстоит узнать, насколько суровые испытания им заготовила охрана… В главной роли Шон Коннери.
Хороший, плохой, злой (Il buono, il brutto, il cattivo) 1966
Один из лучших фильмов в истории кино. Лучший вестерн Серджио Леоне, закрывающий долларовую трилогию. Двое наемников ищут место, где бандиты спрятали огромную сумму денег. Один знает название кладбища, где находится тайник, а второй – имя на могиле с тайником. Только вместе они смогут найти деньги, но при этом они не доверяют друг другу. Параллельно по их следу идет третий наемник, который не собирается делиться золотом ни с кем. Идеальное кино, где нет ни одного лишнего кадра. Бессмертная музыка Эннио Морриконе.
Цвет граната (1969)
Визуально богатое повествование об армянском поэте Саят-Нова, жившем в 18 веке. Фильм Сергея Параджанова исполнен в духе сюрреализма и не содержит строгого линейного повествования. Образные решения многократно использовались в клипах самых разных западных исполнителей от Мадонны до Леди Гага.
Чeловек на все времена (A Man for All Seasons) 1966
История Томаса Мора, лорд-канцлера Англии, умнейшего и тонкого принципиального человека, который отказался одобрять развод короля Генриха VIII. Конфликт между королем и придворным может вылиться в трагические последствия, но это никак не влияет на позицию совести сэра Томаса…
Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance) 1962
“Когда легенда противоречит факту, мы выбираем легенду”. Насколько историческая истина соответствует действительности, понять сложно. Когда молодой принципиальный адвокат приезжает в маленький город на Диком Западе, он вступает в противостояние с преступником по имени Либерти Вэланс. Казалось бы, шансов остаться в живых у него нет, но судьба распоряжается по-иному… В главных ролях Джеймс Стюарт, Джон Уэйн и Ли Марвин.
Чочара (La ciociara) 1960
Вторая мировая. Вдова и ее юная дочь пытаются убежать от ужасов войны, постоянных бомбежек и перестрелок. Мать полностью концентрируется на судьбе дочери и страхе перед новым наступлением немцев, игнорируя чувства нового поклонника, хорошего доброго молодого человека. Оскар для Софи Лорен за лучшую женскую роль.
Шарада (Charade) 1963
Романтический детектив с Одри Хэпберн и Кэрри Грантом в главных ролях. Муж молодой женщины погибает, но на его наследство претендуют экс-сослуживцы. Теперь женщине грозит опасность, но поддержка американца, с которым она познакомилась на отдыхе, обнадеживает. Даже тогда, когда появляются мошенники, протягивающие руки к деньгам, на которые она имеет право…
Шербурские зонтики (Les parapluies de Cherbourg) 1964
Фильм-опера без разговорных диалогов и с чудесной музыкой Мишеля Леграна. Двое влюбленных живут счастливо, пока их не разделяет война. Молодому человеку приходит повестка, и он уезжает в Алжир. Когда он возвращается, он выясняет, что любимая его не дождалась… В главной роли – Катрин Денев.
Это безумный, безумный, безумный, безумный мир (It’s a Mad Mad Mad Mad World) 1963
Приключенческая комедия Стэнли Крамера. Автомобиль преступника, скрывающегося от полиции, на большой скорости вылетает с дороги и разбивается. На помощь ему подбегают пассажиры четырех автомобилей. Перед смертью он успевает поведать им, что он спрятал огромную сумму денег в парке города Санта-Розита. И теперь начинается безумная гонка всех претендентов на внезапно обрушившееся богатство – кто быстрее доедет до названного парка…
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
100 лучших фильмов 2010-х годов
100 лучших фильмов 2000-х годов
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom