Этот список не является абсолютом. И он субъективен, конечно же. И у него есть существенный недостаток, о котором скажу ниже. Но он именно такой, какой есть. И по возможности в нем собраны разные, непохожие друг на друга фильмы, фильмы из разных вселенных: фестивальные и блокбастеры, драмы и комедии, голливудское кино и европейское.
А недостаток вот какой. Дело в том, что каждый год из перечня выпадает пласт фильмов, мировой релиз которых датируется концом года, а у нас они стартуют в прокате позже, уже в начале следующего. Или которые были показаны на заграничных фестивалях, а до украинского зрителя не дошли или не дойдут вовсе. В список текущего года они не попадают, поскольку нет возможности их вовремя посмотреть и оценить. А в список следующего года включать их неуместно, так как выпущены они в году предыдущем. Такая вот получается техническая неувязка и несправедливость.
Так что делаю сноску на указанную неувязку и публикую неидеальный рейтинг, отмечая то достоинство, за которое та или иная кинолента сюда попала.
Черный клановец (BlacKkKlansman)
За дико смешной и парадоксальный сюжет, основанный на невероятно курьезных реальных событиях, которые нарочно не придумаешь. За трагедию, виртуозно прикрытую юмором, и за харизматичную, обаятельнейшую игру Джона Дэвида Вашингтона и Адама Драйвера.
За красочный и остроумный театр абсурда, который на ура удается режиссеру Йоргосу Лантимосу. За эффектные костюмы и потрясающий образ английской королевы Анны в роскошном исполнении Оливии Колман: нелепый, капризный и в то же время глубоко несчастный и драматичный. За первую отрицательную роль в карьере Эммы Стоун.
За холодную космическую атмосферу, пронизанную безысходностью, озлобленностью и одержимостью зачатия, которая засасывает зрителя похлеще той черной дыры, что медленно заглатывает героев. За отцовскую теплоту персонажа Роберта Паттинсона, который в далеком-далеком и неприветливом космосе кормит младенца пюре из овощей, выращенных в теплице на борту космического корабля.
За эффектную и леденящую демоническую эстетику, за пластику и хореографию ведьминого танца. За умение режиссера снять ремейк, который совсем не похож на культовый оригинал и в то же время полон оммажей в его сторону, который рассказывает старую историю с новыми загадками и в новом цвете.
За новый формат криминальной чикагской драмы. За новый образ Чикаго, который совсем не похож на классический Чикаго из гангстерских фильмов. За сильные женские характеры и за мотив освобождения жен от недостойных мужей, а города – от недостойных политиков.
За стильную ретро-картинку, за никогда не выходящий из моды монохром, за музыку, за лаконичность высказывания, за трагизм и пронзительность одной обычной на первый взгляд любовной истории.
За человечность и отсутствие пафоса в потенциально пафосной истории о первой высадке американских астронавтов на Луну. За напряженный триллер в сценах полета и душераздирающую сердечную боль в сценах маленькой личной трагедии.
Звезда родилась (A Star Is Born)
За смелость снять новую версию фильма, у которого уже было три версии. За умение создать новизну в истории, что стара как мир. За искренность эмоций и душевность характеров. За то, что Брэдли Купер показал нам настоящую, а не сценическую Леди Гагу.
За пугающий генетический мистицизм и неизбежность наследственности. За шок оторванной головы на тридцать третьей минуте. За игру Тони Коллетт.
За гротескность, которая убедительнее реальности. За первый украинский фильм о ситуации на Востоке, который вместо патетичного прославления героев и патриотов изобличает неискоренимую ментальность региона.
За шокирующую кульминацию, за хореографию наркотического танца, за цельность и единство истории. За то, что танец заменил повествование, но не испортил сторителлинг. За секс без секса. За то, что это лучший фильм Гаспара Ноэ.
Мектуб, моя любовь (Mektoub, My Love: Canto Uno)
За красоту, молодость, естественность. За динамику и предоставление зрителю возможности быть частью рассказа, находиться совсем рядом, максимально близко к героям. За энергию и умение режиссера Абделатифа Кешиша вызывать желание: желание есть то же самое, что едят герои; желание танцевать так же, как танцуют герои; желание заниматься таким же страстным сексом, каким занимаются герои. За зажигательность, простоту, лето и за саму жизнь на экране.
Миссия невыполнима: Фолаут (Mission: Impossible – Fallout)
За неутомимость, мужество и трудоспособность Тома Круза. За то, что в век всемогущества компьютерных технологий эта франшиза остается верна живым трюкам. За идеальный микс экшна, юмора, детектива, приключения и ненавязчивого драматизма.
За легкость летнего мюзикла вместо тяжелого байопика о судьбе Виктора Цоя. За настроение эпохи, за ностальгию за рассветом русского рока. За песни группы «Кино» и за кино, после которого хочется слушать и слушать музыку.
За выбор темы, которую кинематограф обходит стороной. За откровенную демонстрацию того, что никогда в кино не показывают. За деликатную и в то же время открытую демонстрацию людей, которых в кино никогда не показывают. За честность разговора на неудобную тему и социальную значимость проекта.
За аллегоричность рассказа о красоте и уродстве. За точность в описании провинциальной жизни и провинциальных персонажей. За изобличение свинства и эгоизма, которые у нас в крови. За художественную констатацию необратимости плохих событий.
За душевность кукольной анимации. За фантастическую интерпретацию очень важного в сфере зоозащиты вопроса. За любовь к собакам и укор в адрес хозяев, у которых рука поднимается выставить верного питомца на улицу, выкинуть на свалку по прошествии лет службы и дружбы.
Первому игроку приготовиться (Ready Player One)
За приятную ностальгию по поп-культуре 80-х, за миллион отсылок и пасхалок. За органичную комбинацию игрового кино и компьютерной мультипликации. За формат увлекательной игры от титров до титров. За мысль о том, что реальность реальная, какой бы она ни была, лучше реальности виртуальной.
За аллюзию на братьев Стругацких и их «Пикник на обочине». За единство красоты и ужаса. За исключительно женский основной состав мужского жанра научно-фантастического триллера. За то, что это самый сложный для понимания и загадочный фильм года, который хочется созерцать и разгадывать.
За то, что это самая смешная и остроумная комедия года, в которой имеется еще и неплохой детективный сюжет, а также лихой криминальный экшн с погонями и киднеппингом. За то, что здесь туча небанальных цитат из кино. И за то, что это самая синефильская картина 2018.
Черная пантера (Black Panther)
За то, что Marvel превзошли сами себя. За острый политический и геополитический контекст. За самобытную африканскую эстетику. За совершенно новый как для супергеройской киновселенной и совершенно поразительный мир Ваканды.
Простая услуга (A Simple Favor)
За то, что это лучший комедийный детектив со времен выхода «Игры на вылет» 1972 года и «Улики» 1985-го. За то, как экспрессивно Анна Кендрик читает рэп, и за то, как роскошно на Блейк Лайвли сидят костюмы-тройки.
Мэнди (Mandy)
За самую лучшую и самую сумасшедшую роль Николаса Кейджа. За ни с чем не сравнимую эстетику, соединившую готический роман с психоделическим артхаусным трэшем, истеричную кровавую вендетту с боевиками 80-90-х, «Безумного Макса» с «Вороном», сказку о похищенной принцессе, оказавшейся в лапах монстра, с космосом.
Братья Систерс (The Sisters Brothers)
За нежность, которую французский режиссер Жак Одиар внес в жанр классического американского вестерна. За свет новой эпохи в темноте Дикого Запада. За исключительно симпатичных персонажей, даже в числе убийц. За игру Джона Си Райли, лучшую в его актерской карьере.
Счастливый Лазарь (Lazzaro felice)
За изображение святости в самом чистом и девственном виде. За ошеломительный сюжетный твист похлеще тех, которыми славились ранние работы М. Найта Шьямалана.
На этом все. Смотрите хорошее кино.
Анастасия Лях