Лучшие рок-оперы и мюзиклы в кино
Не так давно в прокате прогремел первый за десятилетие фильм живого классика французского кино Леоса Каракса. «Аннетт» – киновоплощение мюзикла, созданного братьями Роном и Расселом Мэйл, движущей силой поп-иконы Sparks. Вполне оправдывая свое «искрящееся» название, Sparks повлияли на огромный пласт музыкантов в диапазоне от Фредди Меркьюри до Майка Паттона. И пока зрители наслаждаются новым шедевром Каракса, а критики ломают копья, давайте вспомним генеалогию «Аннетт»: экранизации рок-опер и мюзиклов со звездами рок-н-ролла в главных ролях.
Классика рок-оперы. «Иисус Христос – суперзвезда» (1973)
В наших широтах этот бродвейский мюзикл Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера упорно продолжают называть «рок-оперой», хотя стилистическая палитра музыкального материала значительно шире. Здесь есть прог-роковые элементы наравне с фанком и вполне водевильными номерами.
В то же время, это самое цельное произведение Уэббера, полное прекрасных мелодий и практически без «проходных» номеров. Исполнители собрались под стать, как в бродвейской постановке, так и на знаменитой записи с участием Иэна Гиллана из Deep Purple. Так что при переносе мюзикла на экран дело оставалось за малым – не испортить.
Собственно, режиссер Норман Джуисон (оригинальная «Афера Томаса Крауна») так и поступил. За исключением нескольких постмодернистских находок наподобие танков, утюжащих землю Галилеи в 33 году н.э., или чернокожего Иуды, Джуисон разыграл грандиозный спектакль в пустыне и запечатлел его на пленку – что особо подчеркивается в финале, когда съемочная группа разбирает декорации. А большего, собственно, и не требовалось.
Шедевр рок-н-ролльного кино. «Томми» (1975)
До появления «Стены» Роджера Уотерса и Алана Паркера, «Томми» оставался непревзойденным образцом экранизации рок-н-ролльного альбома (правда, автор «Томми», гитарист влиятельной группы The Who Пит Таунсенд, не без пафоса обозначал жанр своего опуса как рок-оперу).
Британский режиссер Кен Рассел («Демоны», «Влюбленные женщины»), специализировавшийся на рискованных по стилю кинобиографиях, в том числе классических композиторов, сделал очень важное открытие. Он показал, что экранизация музыкального материала, даже с четко структурированным сюжетом, ни в коем случае не должна ограничивать визуальную фантазию режиссера.
В результате «Томми» напоминает живописное полотно, написанное крупными энергичными мазками на кинопленке. От буйства психоделических образов, сюрреалистических декораций и подвижной камеры голова идет кругом. Сегодня, на фоне поделок текущего кинопроката, этот фильм смотрится глотком свежего воздуха, настоящим праздником кино.
Кстати, Кен Рассел стал пионером также в звездном кастинге, приглашая в свои фильмы всякого рода селебритис: в «Томми», помимо вокалиста The Who Роджера Долтри и любимого актера Рассела Оливера Рида, можно увидеть знаменитого поп-певца Элтона Джона и «бога блюзовой гитары» Эрика Клептона.
Образцовый рок-фильм. «Стена» (1979)
В книге воспоминаний барабанщика Pink Floyd Ника Мэйсона «Наизнанку» описывается немая сцена на премьере «Стены» в Каннах-82: «Алан Паркер вспоминает, что на показе был Стивен Спилберг. Когда все закончилось и вспыхнул свет, он поглядел на Паркера с бесконечной жалостью и пожал плечами, словно бы говоря: «Это что была за херня?» Тем хуже для Спилберга – Алан Паркер («Сердце Ангела») снял фильм, который стал мгновенной классикой.
Несмотря на неизбежные параллели с «Томми», включая актуальную рок-звезду Боба Гелдофа в кастинге и буйство визуальных образов на экране, Паркер пошел дальше Кена Рассела, используя анимацию (хотя анимационные вставки вызывают сегодня ненужные ассоциации с шоу «Монти Пайтон»).
Поставить музыкальный фильм, в котором наркотические видения главного героя сочетались бы с политическим и социальным комментарием – и не впасть при этом ни в пошлость, ни в пафос, ни в пародию, под силу только истинным гениям. У Паркера получилась образцовая экранизация рок-альбома, которая немало сделала для канонизации рок-музыки как важнейшего из искусств ХХ века. Одна беда: переслушивать пластинку «Стена» без паркеровского видеоряда теперь бесконечно скучно.
Готический мюзикл. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)
Лондонская городская легенда XIX века о цирюльнике с Флит-стрит, который отправляет своих свежевыбритых клиентов на пирожки, удостоилась полдюжины фильмов, мюзикла и даже балета.
В ретроспективе заметно, что для Тима Бартона (кто не испытал на себе очарования его фильмов в девяностые, от «Бэтмена» и до «Эда Вуда», смело может бросить в меня видеокассетой) экранизация мюзикла 1979 года «Суинни Тодд, демонический парикмахер с Флит-стрит» стала водоразделом между Бартоном-художником и Бартоном-бизнесменом от кино.
Уже лучше бы он экранизировал балет: кто откажется посмотреть на Джонни Деппа, делающего па-дэ-дэ с бритвой? И потом, Гай Мэддин поставил «Дракулу» в виде балета, и получился маленький шедевр. А вот Тима Бартона подвели вкус и чувство юмора.
Хотя стоит признать, что идея страшной готической сказки, объединяющей мюзикл с хоррором, сама по себе очень хороша. Но глядя на очередное мертвое тело, шмякающееся о подвальный пол, испытываешь, скорее, брезгливость. В итоге этот прекрасно снятый, как всегда у Бартона, фильм физически трудно досмотреть до конца.
В стиле Industrial. «Рипо! Генетическая опера» (2008)
Единственная претензия к фильму Даррена Линна Баусмана (франшиза «Пила») заключается в том, что он вышел годом позднее «Суини Тодда» и оказался в его тени. Хотя на фоне «Рипо!» именно фильм Тима Бартона кажется творческой неудачей.
В то же время грех отрицать, что для создания атмосферы пост-апокалиптического мира Баусман вдохновлялся образами из бартоновских фильмов. Впрочем, точно также это справедливо и в отношении «Бегущего по лезвию», но кому из режиссеров фантастического кино удавалось избежать влияния Сида Мида, дизайнера «Бегущего»?
Главное, у Баусмана получилось вполне гармонично объединить хоррор с мюзиклом в стиле industrial, используя визуальные элементы киберпанка. Кажется, Баусман стал единственным из постановщиков киноадаптаций мюзиклов и рок-опер, кто руководствовался рецептами Кена Рассела. В том числе кастинговыми: в «Рипо!» снимались «светская львица» Пэрис Хилтон, поп-звезда Сара Брайтман и Нивек Огр, музыкант культовой industrial-группы Skinny Puppy.
Хуже, что в отличие от Рассела, Баусману не хватило таланта найти адекватное воплощение мюзикла на киноэкране, пользуясь языком кино, а не просто фиксируя на пленке сценическую постановку. В итоге фильм спасает немного жульническая рекурсия, когда мы видим оперу, действие которой разворачивается во время представления оперы.
Алексей Росовецкий
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
20 лучших музыкальных фильмов в истории
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom