Йенсен – одна из самых значимых фигур в датском кинематографе последних двух десятилетий. Он получил известность в 1998 году, после того как его короткометражная работа о расизме и политкорректности «Ночь выборов» удостоилась «Оскара». Но любят его не только за это. Йенсен также является одной из центральных фигур движения «Догма-95». Соратник Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, сценарист «Последней песни Мифуне» Серена Краг-Якобсена и соавтор Лоне Шерфига и Сюзанны Бир по фильму «Месть» спустя какое-то время и сам приступил к созданию полнометражных фильмов. Будучи режиссером и сценаристом, он выдает совершенно самостоятельные, такие странные и прекрасные произведения, еще раз подтверждая величие датских киномастеров. Датчанам нравятся его сюжетные парадоксы, щедро приправленные черным юмором, философским подтекстом и яркими персонажами. Примечательно то, что Йенсен предпочитает работать со сложившейся командой и в каждом его фильме можно увидеть в главных ролях Мадса Миккельсена и Николая Ли Кааса, что создает у зрителей впечатление того, что все это одна длинная история друзей, постоянно попадающих в безумный водоворот странных событий.
До 2021 года самой знаменитой его работой считались «Адамовы яблоки», а теперь у «Рыцарей справедливости», вышедших в прокат в феврале этого года, есть все шансы затмить их успех.
В этой статье kinowar.com собрал все фильмы режиссера, расположив их согласно рейтинга IMDb.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1. Рыцари справедливости (Retfærdighedens ryttere, 2020, IMDb 8.2)
Кровавые разборки в Дании начались с пустяка. Одна девочка в Литве захотела на Рождество подарок – велосипед. В местной лавке были лишь красные, а она мечтала о синем. Такое простое желание запустило цепь событий, которые и привели к смерти и жажде мести.
Андерс Томас Йенсен – мастер черных комедий и создатель сложных историй – и в этот раз смог сотворить непростое кино в простой оболочке, где нагромождение смыслов гармонично и легко передается простой формой, разбавленной датским юмором. Такую комедию еще попробуй сделать. Самое классное тут – персонажи, а именно военный Маркус (не нуждающийся в представлении Мадс Миккельсен), умник-шахматист Отто (Николай Ли Каас – еще одна звезда датского кинематографа, знакомая зрителям по триеровским «Идиотам», «Реконструкции» Кристофера Боэ, а также по серии фильмов «Мистериум», снятых по книгам Юсси Адлера-Ольсена), гений статистики Леннарт (Ларс Бригманн) и хакер Эмменталлер (еще одна знаменитость – Николас Бро). Каждый из них имеет свои странности и все они психически крайне неустойчивы. Безумство их проявляется по мере развития событий, но удивительно то, что в каждого героя понемногу влюбляешься и начинаешь проникаться ими и сопереживать. Само собой, что таких впечатляющих киногероев не было бы, если бы не талант актеров, задействованных в «Рыцарях справедливости». В фильме комедии не так уж и много, но в этом и один из главных его плюсов. Режиссер снял сильное внежанровое кино, в котором сумел гармонично соединить комичное с нервозностью психологической драмы и брутальностью боевика, где основная тема – поиски ответа на вопрос, что все-таки приводит в движение механизм человеческой жизни: высшая сила, математическая закономерность или же случайность?
2. Адамовы яблоки (Adams æbler, 2005, IMDb 7.8)
Грозный неонацист Адам (Ульрих Томсен) в своей жизни натворил много плохого, за что был отправлен в провинциальную церковь в датской глуши на перевоспитание. На путь истинный наставить его должен эксцентричный священник Иван (Мадс Миккельсен). Прихожан в церкви можно сосчитать на пальцах одной руки, и почти все они бывшие заключенные, и у каждого в голове царят свои тараканы. Чтобы исцелить душу через труд, герои ставят цель: испечь к августу яблочный пирог, для которого сначала нужно вырастить и собрать урожай яблок. Казалось бы, ничего сложного, если бы не нюансы, мешающие воплощению этой идеи в жизнь в виде внутренних демонов, назойливых птиц, правых радикалов и даже самого Сатаны.
Вскрывать в своих работах скользкие темы для режиссера дело привычное. Взяв на вооружение иронию, Йенсен вспахивает почву религиозных догматов так бестактно, что искупить это в состоянии лишь абсурд происходящего на экране. Переходя от комедии к трагедии, от кича к философствованию, датчанин изначально ставит под сомнение и высмеивает культурные аксиомы, а затем со всей страстью доказывает их же. «Адамовы яблоки» – фильм с многослойным подтекстом. Это история о том, что даже подвергаемая сомнению вера способна творить чудеса, что добро и зло — стороны одной медали, и мы сами решаем, в какой реальности нам жить, за что бороться и что получать в итоге. Смех и слезы – те реакции, которые характерны для просмотра этой киноленты, пробуждающей рой мыслей в голове и наталкивающей на размышления, но ответ придется искать самостоятельно, так как Андерс Томас Йенсен лишь задает вопросы.
3. Мерцающие огни (Blinkende lygter, 2000, IMDb 7.7)
Торкильд (Серен Пильмарк), Петер (Ульрих Томсен), Арне (Мадс Миккельсен) и Стефан (Николай Ли Каас) всю жизнь дружили и не ладили с законом. Торговля оружием и контрабанда сигарет никогда не позволяла им заработать много денег. После того, как их кинул польский курьер, они задолжали влиятельному мафиози большую сумму денег. Это обстоятельство вынудило друзей пойти на ограбление, а когда в их руках оказались 500 тысяч долларов, ребята поняли, что больше им никогда в жизни не представится такая возможность пожить в свое удовольствие. Угнав старый автомобиль, они сбегают вместе с деньгами из страны для того, чтобы начать новую жизнь.
«Мерцающие огни» – первый полнометражный фильм Андерса Томаса Йенсена. Кинолента, начавшаяся как типичная криминальная картина в стиле «Карты, деньги два ствола» к середине меняет свой окрас, и становится интересней с раскрытием персонажей, постепенно увлекая в свой мир, где зачастую не совсем адекватные действия главных героев наполняются смыслом. И к концу фильма вы уже понимаете каждого из этих четырех непохожих, но близких друзей, в великолепном исполнении звезд датского кинематографа. Многослойное кино о травмах детства, дрянной молодости, кризисе среднего возраста и о том, что никогда не поздно начать новую жизнь.
4. Зеленые мясники (De grønne slagtere, 20003, IMDb 7.3)
Настоящий датский киноделикатес, приправленный обилием черного юмора. Свен (Мадс Миккельсен) и Бьерн (Николай Ли Каас) – приятели, работающие в мясном магазине. У одного из них большие амбиции, второй же наоборот, равнодушен ко всему и лишь девушка Астрид занимает его внимание. Чтобы уйти от злобного хозяина Хольгера, друзья открывают мясную лавку. Дела у них идут не слишком хорошо до тех пор, пока Свен не решает приготовить новое блюдо из мяса, только вот где они достанут все необходимые ингредиенты?
«Зеленые мясники» – второй полнометражный фильм датчанина, в котором вечные темы переплетаются с актуальными: подростковое насилие и братская любовь, ценность жизни и эвтаназия, трансплантация органов и иллюзорность жизни. В кинолентах Андерса Томаса Йенсена сомнительные истины чаще всего несут мясники, бандиты, врачи, охотники — в противовес священникам и садоводам, оберегающим и выращивающим чудеса, а режиссер всегда старается сказать о многом, жертвуя при этом лаконизмом. Это специфический локальный продукт в датском меню, как и фильмы проекта «Догма-95». Волшебные истории режиссера полностью противоположны жесткому реализму «догматиков», но по содержанию только дополняют их: ведь не даром он написал сценарий к «Открытым сердцам» Сюзанны Бир. И последнее: если его мясники выяснили, что секрет успеха — в маринаде, то сам фильм хорош благодаря мясу, а точнее – актерскому составу, чья великолепная игра полностью искупает вычурность сценария. Этот фильм особенно рекомендуется поклонникам Мадса Миккельсена: его герой Свен прописан с таким драматизмом и юмором, что каждая сцена с ним становится праздником для смотрящих.
5. Мужчины и куры (Mænd & høns, 2015, IMDb 6.7)
Габриэль (Давид Денсик) и Элиас (Мадс Миккельсен) — братья, но между ними очень мало общего: первый в институте преподает философию, второй – безработный, носит смешные усы и безуспешно пытается найти себе подругу жизни. Однажды их отец умирает, оставив видеокассету, где говорит о том, что они не родные его сыновья, а приемные, и называет имя отца. Недолго думая Габриэль и Элиас собирают чемоданы и отправляются на поиски блудного родителя. Вскоре они встречают еще трех своих братьев, живущих в особняке, полном кур. По их уверениям, в этом же доме находится их отец, который все время спит из-за болезни.
Интригующий пролог, в котором главный датский актер современности Мадс Миккельсен с крайне глупым выражением лица проваливает свидание, а затем идет в туалет снять напряжение, способен сбить с толку, обещая что-то смешное и даже наивное. На самом же деле режиссер в своей киноленте берет зрителя за руку и ведет в долину гротеска, где препарирование традиционных ценностей сталкивается с генетическими экспериментами и социально неприспособленными персонажами. Взяв за основу простую мысль о том, что жизнь прекрасна во всех проявлениях, Андерс постепенно повышает уровень абсурдности, чтобы в итоге отбросить всю эксцентрику и сделать до слез пронзительный финал, где каждый из героев сможет найти свое место под солнцем.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Лучшие фильмы Томаса Винтерберга
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom