Свой путь в кино один из ярчайших представителей современного французского кинематографа и поклонник жанра психоэротического триллера начал достаточно рано. Короткометражные фильмы, которые демонстрировались на международных кинофестивалях Озон начал снимать еще во время обучения в Институте кинематографии La Femis, а к 30 годам приступил к работе над полнометражными картинами. В фильмографии режиссера более 20 работ разных жанров – от детектива до комедии. Его киноленты регулярно участвуют в конкурсных программах самых престижных кинофестивалей, таких как Каннский, Берлинский, Венецианский. Мировую известность ему принесли фильмы «8 женщин» и «Бассейн».
kinowar.com подготовил для вас список из лучших работ французского мастера интеллектуального кино.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1. Франц (Frantz, 2016, IMDb 7.5)
1919 год. Первая мировая война завершилась поражением Германии и составлением мирного договора, который озлобил практически все население страны. В небольшой немецкой деревне молодая девушка Анна (Паула Бер) ухаживает за могилой убитого на фронте Франца (Антон фон Люк), бывшего ее женихом. Она живет с родителями покойного – матерью (Мария Грубер) и отцом-врачом (Эрнст Штецнер), из-за потери сына разочаровавшимися в войне. В жизни семьи начинают происходить изменения, когда к могиле немца начинает приходить молодой француз Адриен (Пьер Нине), который представляется другом убитого. Постепенно молодой человек становится заменой Франца не только для родителей, но и для Анны, которая в его компании снова чувствует вкус жизни.
Атмосферный фильм, выдержанный в черно-белых цветах. Сдержанные эмоции, фразы, музыка, все в этой скупой на мелочи истории Озона выглядит удивительно свежо, тонко и своевременно, несмотря на то, что передает конфликт начала прошлого века. Франц весь фильм ускользает от зрителя, но чувствуется в героях. Самые важные вещи здесь не говорятся вслух, и именно в этой недоговоренности нежность и простота Франсуа Озона, который умеет снимать броско, но здесь решил пойти иным путем. В теме, на которую уже достаточно сказано и снято, режиссер находит типажи, за которых переживаешь. Наверное, так и стоит снимать фильм о времени, когда было проще погибнуть, чем открыться семье.
2. В доме (Dans la maison, 2012, IMDb 7.4)
Фильм про амбициозного юного писателя и его наставника – преподавателя французской литературы Жермена (Фабрис Лукини). Главный герой – школьник по имени Клод (Эрнст Умоер), который вторгается в образцовую семью своего одноклассника Рафы (Бастьен Угетто) в поисках сюжета для своего романа.
В этом фильме Озон мастерски размывает грань между реальностью и фантазией. Кто знает, что в своем романе позаимствовано Клодом из жизни семьи, а что придумано? На первый план выводится тема манипуляции, когда одаренный подросток начинает диктовать окружающим правила игры. Так режиссер решает высказаться о крахе «нормальной семьи» в современном мире, за которой подглядывает Клод, хотя Озон и не настолько серьезен, чтобы его киноленту можно было бы счесть за социальный манифест. Он просто так шутит. «В доме» имеет достаточно предсказуемый финал, но это не портит впечатление от просмотра.
3. По воле божьей (Grâce à Dieu, 2019, IMDb 7.2)
Фильм-расследование, основанный на реальном судебном деле о сокрытии фактов педофилии в церкви.
Александр Герен (Мельвиль Пупо) – лионский банкир сорока лет, счастливый на работе и в браке. Католик и отец пятерых детей, однажды после разговора со старым приятелем вспоминает, как много лет назад к нему приставал священник, отец Бернар Прена (Бернар Верле), и как оказалось, он по-прежнему служит и все также имеет доступ к мальчикам. Герен обращается к кардиналу с требованием отлучить последнего от службы, и дело доходит до архиепископа Филиппа Барбарена (Франсуа Мартуре). Однако на этом все заканчивается, и очевидно, что церковь пытается замять неприятную историю. Тогда Александр и еще несколько человек, в прошлом жертв Прена, организуют ассоциацию «Освобожденное слово», а так же подключают к делу медиа и полицию.
Франсуа Озон, последние двадцать лет практически ежегодно выпускающий по фильму, входящий в элиту европейского кино и склонный к легким провокациям в работах, свой пока что самый значительный приз — Гран-при Берлинале — получил за картину для него нехарактерную, важную, по мотивам реальных событий настоящего, исключительно сдержанную и без выдающихся художественных достоинств.
«По воле божьей» – не развлекательное кино, перед просмотром это стоит учесть. Фильм раскрывает преступления, которые годами совершались над детьми, и показывает, насколько сильное значение имеет поддержка для тех, кто пережил подобное в юном возрасте.
4. Под песком (Sous le sable, 2000, IMDb 7.1)
Мари (Шарлотта Рэмплинг) и Жан (Бруно Кремер) – семейная пара, счастливо живущая вместе 25 лет. Каждый год они уезжают в отпуск на морское побережье, но однажды отправившийся поплавать муж не возвращается обратно. Поиски спасателей ни к чему не приводят. Что это: странная и нелепая смерть или спланированный поступок?
На протяжении всего фильма Озон подбрасывает зрителям новые загадки, не позволяющие трактовать сюжет однозначно. Все это позволило таинственной истории преодолеть жанровые границы детективного фильма и стать поводом для философского размышления о человеческом бытии и анатомии чувств. Великолепная игра Шарлотты Рэмплинг, утонченная и камерная атмосфера киноленты делают ее, как и любое другое творение Франсуа Озона, запоминающейся и непохожей на другие. Зависеть ли полностью от мужчины, как это делает главная героиня, «дышать» единым с ним дыханием и не представлять себе жизни без его существования – каждый сам решает, что ему лучше.
5. 8 женщин (Huit femmes, 2002, IMDb 7.1)
Фильм с впечатляющим актерским составом: Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан, Людивин Санье, Эммануэль Беар, Виржини Ледуайен, Даниэль Дарье. В центре сюжета киноленты лежит детективная история: восемь женщин пытаются выяснить, кто из них убил главу семейства. Роскошный особняк занесен снегом, дамы отрезаны от внешнего мира, так что вынуждены сами заняться расследованием. Параллельно с этим они танцуют, поют и рассказывают свои истории. Кинокартина завоевала премию Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» за актерский ансамбль.
В своем самом известном фильме режиссер балансирует между различными жанрами. Это и утонченный детектив, который не сводится к скучному расследованию с очными ставками и допросами, а превращается в легкое психологическое исследование мотивационной составляющей каждой из восьми героинь. Это и мелодрама, где зрителю постепенно раскрывается характер каждой из оказавшейся в заснеженном доме дамы. Это и комедия положений с яркими характерами, иллюстрирующая отношение женщин, попавших в закрытое помещение, друг к другу, их интимные секреты и слабости. Это и мюзикл, в котором каждая актриса исполняет свой маленький номер, характеризующий ее персонаж зачастую с очень неожиданной стороны. В итоге зритель получает прекрасный, легкий фильм с неожиданным финалом, который просто необходимо посмотреть для представления о том, каким французское кино было 50 лет назад и каким оно стало сейчас.
6. Капли дождя на раскалённых скалах (Gouttes d’eau sur pierres brûlantes, 2000, IMDb 6.8)
Фильм с поэтичным названием – это экранизация пьесы Райнера Вернера Фассбиндера, герои которой болтают обо всем на свете, танцуют и спят друг с другом. По этому материалу 32-летний режиссер поставил свою камерную разговорную трагикомедию, в которой высмеял бытовые условности брака.
В центре сюжета ленты история любовных отношений пятидесятилетнего бизнесмена Леопольда (Бернар Жиродо) и двадцатилетнего Франца (Малик Зиди) с неожиданным финалом. Все события картины разворачиваются в квартире, а сюжет подчеркнуто театрален. Режиссер специально сохранил структуру пьесы, разбив киноленту на отдельные действия.
Фильм получил специальный приз Teddy Берлинского кинофестиваля, а Озона после премьеры признали одним из самых многообещающих молодых европейских режиссеров.
7. Молода и прекрасна (Jeune et jolie, 2013, IMDb 6.7)
История семнадцатилетней Изабель (Марина Вакт), которая переехала на учебу в Париж и решила стать девушкой по вызову – не ради денег, а ради получения жизненного опыта.
Озон, невзирая на успех у публики или его отсутствие, исправно выдает по фильму с разницей в год или два. Будучи востребованным в мире артхауса и не тратя больших бюджетов на постановки, он всякий раз создает изящные картины, предназначенные для интеллигентной аудитории. В этот раз режиссер обратился к провокационной теме – несовершеннолетняя девушка из приличной семьи зарабатывает на жизнь проституцией, при этом в киноленте нет и намека на эксплуатационность. Это очень простое и вместе с этим искреннее кино о том, что за деньги не купить любовь, в особенности, если не имеешь представления о том, что это за чувство и нужно ли оно тебе. Существует огромное количество фильмов о сложностях на пути взросления, но в этой картине режиссеру удалось передать отчуждение в сочетании с жаждой новых впечатлений в подростке очень тонко и вместе с тем не пошло.
8. Бассейн (Swimming Pool, 2003, IMDb 6.7)
Английская писательница Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг) приезжает в поместье своего издателя Джона Бослода (Чарльз Дэнс) на юге Франции, чтобы в одиночестве с головой окунуться в работу и выдать через несколько месяцев очередной бестселлер. Но едва Сара успевает написать несколько страниц нового романа, как на виллу приезжает юная Жюли (Людивин Санье) – дочь хозяина. Мало того, что девушка пристает к Саре со своей болтовней и целыми днями слушает музыку, так еще и приводит каждую ночь в свою спальню новых мужчин. Привыкшая к спокойствию писательница сначала чувствует раздражение, однако потом проникается интересом к Жюли и неожиданно решает сделать ее героиней своей новой книги.
Озон свой первый фильм на английском языке назвал так же, как и классический триллер 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер, но сделал ремейк более дерзким, так беззастенчиво демонстрируя прелести юной Жюли, что даже спокойная Сара теряет самообладание. Режиссер исследует природу творческого вдохновения и феномен пробуждения женской сексуальности. Ближе к финалу становится непонятно, что показывают на экране – чью-то фантазию или реальность. У фильма открытый финал, допускающий целый ряд трактовок, и размышлять над каждой из них – интересное занятие.
9. Лето 85 (Été 85, 2020, IMDb 6.9)
Новый фильм Франсуа Озона основан на романе Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле», но обновлен режиссером – он перенес действие киноленты в 1980-е, когда сам читал этот роман.
Нормандское побережье под лучами летнего солнца, в воздухе пульсирует ритм пластинки The Cure, а шестнадцатилетний Алексис (Феликс Лефевр) оказался на перепутье. Перед ним стоит сложный выбор, в какой лицей пойти или вовсе бросить учебу и начать работать? Преподаватель уверяет, что у юноши литературный талант, сам же парень одержим идеей смерти. Мы встретим его в конце лета, когда он пройдет через серьезные испытания, сделавшие из ребенка взрослого. Он влюбится, потеряет невинность, чуть не умрет и похоронит самого близкого человека. А еще станцует на его могиле, за что будет арестован местными жандармами. Свой поступок психологам и стражам порядка Алексис объясняет в литературной исповеди, которая в свою очередь послужит основой фильма о первой любви в далеком 1985 году.
«Лето’85» снят на 16-мм плёнку, поэтому и получился по максимуму ретро, с характерными потертостями. Это создает в картине определенную атмосферу, делает ее более стильной и притягательной для зрителя. Озон нашел необходимые атрибуты того времени, которые были задействованы в съемке — мебель, декор, посуда, транспорт, книги. Все это легко перенесит зрителя в 85-й год XX века, когда свобода была одним из самых главных ориентиров человеческого счастья.
Фильм драматический, но при этом максимально легкий для просмотра, без негатива и с гармоничными отношениями между юношами. «Лето’85» – это кинолента о свободе, о выборе, о мечте, о безрассудстве. Игривое кино, такое же как и главные герои, отношения которых, тем не менее, не выходят на передний план.
Ира Дробот
Читайте также:
Все фильмы Паоло Соррентино, ранжированные от великой красоты по убыванию
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Альфонсо Куарона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кэтрин Бигелоу, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кристофера Нолана, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom