«Философия – это вербальная мастурбация», – говорит герой Хоакина Феникса, известный профессор философии и не менее известный циник, пессимист и пьяница. Этим же, то есть вербальной мастурбацией, в последние годы занимается сам Вуди Аллен, которому то ли в силу возраста, то ли в силу исчерпанности творческих ресурсов уже нечего сказать зрителю. Тем не менее он ежегодно продолжает говорить, выпуская фильмы по инерции и заведенному порядку.
В небольшом провинциальном колледже намечается грандиозное событие. На лето приезжает читать лекции именитый писатель и преподаватель философии Эйб Лукас. Больше других его приезда ждет примерная студентка Джилл, прожужжавшая все уши родителям и уже приготовившемуся ревновать бойфренду. Для нее Эйб Лукас – легенда, обросшая полуправдивыми мифами: «Представляете, когда он был в Ираке, его лучшему другу миной оторвало голову на его же глазах, а когда он вернулся домой, оказалось, что его жена ушла к другому лучшему другу. А он ее так любил…». Однако познакомившись с таинственным профессором ближе, Джилл понимает, в какой страшной и беспробудной депрессии тот находится, и всячески намеревается вытянуть кумира из пучины безысходности и опустошения. Параллельно к новоприбывшей звезде подбивает клинья замужняя преподавательница химии, мечтающая окунуться в водоворот страстей и сбежать от постылого супруга куда-нибудь в Испанию.
Эйб, обхаживаемый двумя столь разными, но одинаково привлекательными особами, не в состоянии ответить взаимностью ни той, ни другой: Джилл из якобы моральных соображений, а Рите по прискорбной физиологической причине, у которой, как и у большинства недугов, психологические корни. Но подслушав однажды в кафе разговор посторонних людей за соседним столиком, герой задумывает совершить совершенно иррациональное преступление…
Смотрите легально на MEGOGO
Начнем с того, что жанр «драма, детектив», указанный в анкете фильма, не соответствует действительности. «Иррациональный человек» – типичная вудиалленовская комедия, с криминальным элементом (криминальных драм в фильмографии мэтра не так уж много: «Мечта Кассандры» и «Матч Пойнт»).
Режиссер продолжает экспериментировать с актерами, которые играют его самого в различные возрастные и настроенческие жизненные этапы. Если в «Римских приключениях» Джесси Айзенберг был юным и наивным Вуди Алленом, а Оуэн Уилсон в «Полночи в Париже» – зрелым, но все еще молодым, ищущим и мечтательным, то Хоакин Феникс со своими упадочническими разглагольствованиями, неизменной флягой за пазухой и нависшим над ремнем животом – это Вуди Аллен, давно переступивший порог молодости, разочаровавшийся и ждущий некоего знамения свыше, способного вернуть утраченный вкус к жизни.
Вуди Аллен, известный почитатель творчества Достоевского, на этот раз цитирует и перефразирует русского классика так в лоб и даже примитивно, что ожидание финала становится скучным и заурядным времяпрепровождением. Сперва профессор Эйб Лукас напрямую говорит, что обожает Достоевского. Затем выдает наводящую реплику, что таких людей, отравляющих жизнь окружающим, «нужно давить, как тараканов»; очевиднее очевидного, что фраза рифмуется с хрестоматийным монологом Раскольникова «Вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?». А после и вовсе в кадре появляется распахнутая книга «Преступление и наказание», которую Аллен декорирует небольшой, но важной хичкоковской деталью (например, такой «практичной» вещью, как фонарик) и вульгаризирует поверхностной иронией.
Существенная разница в том, что Эйб Лукас в отличие от Родиона Романовича нисколько не мучится и не вызывает в зрителе ни симпатии, ни сочувствия. На деле он вообще оказывается человеком рациональным более чем, который за фальшивыми рассуждениями о поиске смысла жизни в безвозмездной помощи ближнему прячет выпирающий дальше живота эгоизм и самомнение. В фильме есть сцена, наглядно демонстрирующая криводушие происходящего: Эйб и Джилл впервые целуются не где-нибудь, а в комнате смеха, глядя в кривое зеркало, то есть самый, казалось бы, романтический момент представляется искаженным и карикатурным.
Самоповторяющийся Вуди Аллен не говорит ничего нового. Остроумие комика режет уже не так остро, а язвительность звучит не так едко. Зато Эмма Стоун всю дорогу ходит в вышиванках.
Анастасия Лях
Иррациональный человек (Irrational Man)
2015 год, США
Продюсеры: Летти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон
Режиссер: Вуди Аллен
Сценарий: Вуди Аллен
В ролях: Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Джейми Блэкли, Паркер Поузи
Оператор: Дариус Хонджи
Длительность: 95 минут / 01:35