kinowar.com

10 фильмов, в которых женщины сыграли главную роль

 17.12.2016  ТОП

Все больше выходит фильмов, где главная роль отведена женщине, а не мужчине. Причем это уже не только ромкомы, драмы и мелодрамы, но и боевики, фантастика, триллеры, приключения. Шарлиз Терон в последнем «Безумном Максе» настолько затмила главного героя, что зашла речь о производстве приквела-спин-оффа, посвященного Фуриосе.

При этом голливудские студии упрямо продолжают вести политику гендерной дискриминации и занижать гонорары актрисам по сравнению с актерами.

Относительно недавно женщины могли претендовать на главную роль в основном либо в романтических комедиях вроде «Дневника Бриджит Джонс», либо в биографиях вроде «Клеопатры», «Королевы», «Воображаемого портрета Дианы Арбуз», либо в рассчитанных преимущественно на женскую аудиторию драмах вроде «Мачехи», «Подмены», «Жасмин», «Все еще Элис».

Постепенно женщины просочились и в мужские жанры. Сигурни Уивер сразилась с ксеноморфом, Деми Мур снялась в армейском боевике «Солдат Джейн», Хилари Суонк – в боксерской драме «Малышка на миллион», Анджелина Джоли – в шпионском боевике «Солт», Милла Йовович и Кейт Бекинсейл облюбовали долгоиграющие хоррор-франшизы «Обитель зла» и «Другой мир». Благодаря Дженнифер Лоуренс «Голодные игры» стали не просто подростковой антиутопией, но одой женскому мужеству и благородству. Джессика Честейн поймала бен Ладена в «Цели номер один», Эмили Блант столкнулась с мексиканским наркокартелем в криминальном триллере «Сикарио», Мелисса МакКарти произвела эффект разорвавшейся атомной бомбы в шпионском комедийном экшене «Шпионка», а чуть позже снялась в улетном феминистском ремейке «Охотников за привидениями». Наконец самая популярная в истории кино франшиза «Звездные войны» перестроилась на линию героинь, а не героев («Пробуждение силы», «Бунтарь один» и дальнейшие восьмой и девятый эпизоды).

Предлагаем десятку самых знаковых, на наш взгляд, картин, где главную роль сыграли именно женщины и сделали это на все сто.

«Чужой» (Alien, 1979)

чужой кадр

Пожалуй, с него все и началось. Ридли Скотт вполне мог взять на главную роль актера и сделать уорент-офицера Рипли мужчиной. Но, во-первых, Рипли-мужчина смотрелся бы с котом на руках не так душевно и фотогенично. Во-вторых, верхом эволюции ксеноморфов являлась королева-матка, особь женского пола, самая главная, самая крупная и самая интеллектуально развитая разновидность чужого. Логично, что королеве должна была противостоять представительница человеческой расы, а не представитель. Также логично допустить, что Ридли Скотт считает женщин главной и более развитой во всех смыслах слова половиной человечества. Таким образом, Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер стала едва ли не самым сильным женским персонажем в истории кино.

«Гравитация» (Gravity, 2013)

гравитация кадр

Избавиться от Джорджа Клуни в первые полчаса и до самых финальных титров оставить на экране одну-единственную Сандру Буллок было шагом невероятно смелым. И, несомненно, правильным. Если бы сценаристы и режиссер оставили в кадре дуэт, ничего бы не получилось: персонажам было бы тесно в бескрайнем космосе, а зрителю было бы неинтересно на их тесноту смотреть. К тому же, надо полагать, Альфонсо Куарон посчитал, что только женщина способна пережить истинное перерождение, так как на собственной шкуре знает, что значит давать жизнь, и знает, как эту жизнь зажечь в, казалось бы, полнейшей пустоте.

«Прибытие» (Arrival, 2016)

прибытие кадр

В научной фантастике Дени Вильнева, как и в «Гравитации», в центре повествования оказывается женщина-мать, которая также получает силу от космоса. И это та редкая фантастика о пришельцах, где инопланетяне встречаются не с мужчиной-солдатом, а с женщиной-ученым. Героиня-лингвист не только находит общий язык с чужаками, но и получает от них этот язык в дар: способность нести мир и понимание всем странам и этносам на Земле. Вильнев считает, что только женщина, дающая новую жизнь, способна прекратить все войны. И Эми Адамс в этом образе миротворца, постигшего некую внеземную тайну, настолько живая и одновременно невесомая, что выходит далеко за рамки хорошей академичной игры.

«Она» (Elle, 2016)

она кадр

Изабель Юппер – живое доказательство того, что актриса всегда может играть в фильме главную роль, а женщина – главную роль в жизни. Героиня ироничного секс-триллера «Она» всегда получает, что хочет (в отличие от «Пианистки»). Она – кошка, которая играет с мышками-самцами. А ведь мышки умнее кошек только в мультиках: в реальной жизни кошка всегда ловит добычу, причем в зависимости от настроения может придушить, а может поиграть и отпустить (все равно земной шар не имеет форму чемодана, так что мышка еще прикатится).

«Выбор Софи» (Sophie’s Choice, 1982)

выбор софи кадр

Если Изабель Юппер – главная европейская актриса, то Мэрил Стрип, без сомнения, – главная американская. Причем совсем не хочется вспоминать «Железную леди» – якобы самую сильную героиню в карьере трижды оскароносной актрисы. Мы ставим в список «Выбор Софи» – наиболее сложную роль и картину в фильмографии Стрип, где опять же затрагивается тема материнства. Перед Софи встает совершенно бесчеловечный выбор: сохранить жизнь лишь одному своему ребенку, а другого обречь на смерть. И Софи этот выбор делает, хотя, казалось бы, для нормальной матери он совершенно невозможен. И тут возникает вопрос: это материнская черствость или колоссальная материнская сила? Конечно, можно было бы поставить перед аналогичным выбором мужчину-отца, но есть подозрение, что герой бы расклеился, а нацистский офицер убил бы обоих детей.

«Нимфоманка» (Nymphomaniac, 2013)

нимфоманка кадр

Ларс фон Триер практически всегда делает главными героями своих фильмов женщин, кино о мужчинах он снимать не любит. Режиссера несправедливо называют женоненавистником, так как его героини преимущественно страдают и страдают страшно. Но при этом женщины фон Триера неизменно олицетворяют его собственное «я». Мы же при всей любви к «Догвиллю» и «Меланхолии» решили включить в список именно «Нимфоманку» – историю, в которой героиня четыре часа получает удовольствие, каким бы оно ни было.

«Монстр» (Monster, 2003)

монстр кадр

Раз мы заговорили о мизогинии, грех не вспомнить и о мужененавистничестве. В биографической драме о первом серийном убийце среди женщин Шарлиз Терон сыграла существо, которое когда-то давно было женщиной (и сексуальная ориентация здесь ни при чем), но затем превратилось в озлобленное чудовище. И этим чудовищем ее сделало патриархальное общество, в котором мужчина считает себя царем и богом, а большинство женщин, что хуже всего, с этим согласно. Оскароносная роль Шарлиз Терон перекроила систему голливудских координат, согласно которой красивая актриса непременно должна играть красивых героинь.

«Убить Билла» (Kill Bill, 2003)

убить билла кадр

Тарантино, делающий кровавое мужское кино с мужским же чувством юмора, один-единственный раз создал фильм, где мужчин практически нет, зато навалом колоритных, эффектных, беспощадных героинь. А Невеста в исполнении Умы Турман стала эдаким саркастичным актом отмщения мужскому полу за все свадьбы, которые либо не удались, либо вовсе не состоялись.

«Черный лебедь» (Black Swan, 2010)

черный лебедь кадр

Этот балетный триллер о раздвоении личности можно воспринимать, с одной стороны, как самый страшный кошмар артиста, который одержим максимальным перевоплощением в образ; с другой – как психологический анализ женского естества, в котором прекрасное неизменно соседствует с такой глубокой и непролазной чернотой, что не дай бог вытащить ее на свет.

«Девушка с татуировкой дракона» (Män som hatar kvinnor, 2009)

девушка с тату дракона кадр

Возьмем героиню в оригинальном исполнении Нуми Рапас, так как ее Лисбет Саландер получилась жестче, сильнее, неуязвимее и самодостаточнее, нежели Лисбет Руни Мары. Героиня детективных романов Стига Ларссона – идеальная особь женского пола, у которой незаурядный интеллект, незаурядная сексуальность, незаурядная эмоциональная стойкость, физиологическая всеядность и практически стопроцентная цельность. Она – как Чужой: «совершенный организм», имеющий кислоту вместо крови и способный выжить при любой атмосфере и в любых условиях.

Анастасия Лях

Коментарі