12 октября в широкий прокат выйдет амбициозное украинское фэнтези «Сторожевая застава» – первая проба отечественных кинематографистов составить конкуренцию голливудским сказкам и голливудской магии.
Главный герой истории – самый обычный мальчик Витя, который живет самой обычной жизнью самого обычного школьника. Пока однажды солнечное затмение не активирует магический временной портал. Через этот портал Витя из своего ХХІ века попадает в 1120 год, в эпоху Киевской Руси, богатырей и кочевых племен-захватчиков. В опасном, но увлекательном путешествии герою предстоит столкнуться с черной магией, обрести новых друзей и преодолеть свой страх…
В преддверии громкой премьеры мы пообщались с создателями картины: продюсером Егором Олесовым, режиссером и сосценаристом Юрием Ковалевым, а также юными актерами Данилой Каменским и Евой Кошевой, которые исполнили главные роли.
Продюсер Егор Олесов
Сперва планировалось выпустить фильм в декабре прошлого года, и прокатывать его собиралась компания B&H. Теперь премьера намечена на октябрь 2017 (задержка почти что в год), а дистрибьютором значится UFD. С чем связаны такие перестановки? Был ли конфликт с первым прокатчиком?
Основных причин переноса даты две. Первая — синхронизация с продажей на мировые территории. Понимая потенциал, мы не могли выйти в прокат значительно раньше того, как сможем закрыть предварительные продажи на основные территории.
Вторая — это производство компьютерной графики. По мере работы над фильмом, и опять же из-за интереса со стороны других территорий, мы приняли решение об увеличении объёма кадров с графикой и повышении уровня качества некоторых сцен.
К сожалению, мы не сошлись с компанией B&H в принципах работы с украинским фильмом. Наше видение по продвижению и прокату намного больше совпадает с тем, что делает компания UFD.
Да, понятно, жанр фэнтези подразумевает много компьютерной графики и желательно приличного качества. Плюс это историческое кино: костюмы, декорации, реквизит… Сколько денег хотелось бы иметь в распоряжении на подобное кино, чтобы сделать все как надо, по «почти голливудским» стандартам, и сколько в итоге было потрачено?
В итоге производственный бюджет составил около двух миллионов долларов. В Европе или Штатах это «лоу баджет фильм» (low-budget movie – с английского «низкобюджетный фильм». – Прим. авт.). Голливудские бюджеты, как вы знаете, выше в несколько десятков раз. Для хорошего фэнтези я бы говорил о нижней планке в 10 миллионов долларов. А дальше все зависит от сложности постановки, технологий и стоимости актёров.
Но это постепенная и поэтапная работа. Пока нужно многому научиться и «набивать руку» всем нашим специалистам и при этом оставаться до зоны большого риска по вложениям, трезво оценивая рыночный потенциал. Все же кинопроизводство — это прежде всего бизнес. Сейчас украинский рынок имеет определенные ограничения по бокс-офису и поэтому важно сейчас закладывать в полнометражные проекты потенциал для других рынков и выдавать максимально возможный результат при сравнительно небольших бюджетах.
Спецэффекты делали те же ребята, что работали над «Незламной». А в «Незламной» компьютерная графика – пожалуй, единственное, что не вызвало нареканий. Вопрос, конечно, было бы уместнее адресовать кому-нибудь из студии Postmodern, но, возможно, вы в курсе, как им удается при минимальных затратах выдавать качественный продукт? («минимальных» в том смысле, конечно же, что голливудских бюджетов у нас нет и близко, как вы сами отметили).
То, что компьютерная графика в «Незламной» единственное, что не вызвало нареканий, я бы, конечно, поспорил (смеется). Безусловно, в фильме есть неидеальные моменты, но помимо неплохой графики — там замечательные актёры, режиссерская и операторская работы, и все это по праву отмечено призами на многочисленных международных фестивалях. А вот графику в каких-то моментах хотелось бы сделать чуть реалистичней. Хотя действительно, в рамках наших бюджетов это очень хороший результат.
Сейчас компания Postmodern является одним из лидеров в Восточной Европе по производству визуальных эффектов. Именно они занимаются сейчас «Сторожевой заставой». А секретов нет — самое главное, безусловно, это люди, профессионалы, которые все это создают.
В СМИ была информация, что уже есть договоренность на счет проката в Китае, Южной Корее, Японии, Таиланде и Индии. Почему решили охватить именно азиатский рынок, а не СНГ?
У нас нет каких-то ограничений по территориям. Задача дистрибуции — это максимально широкий и прибыльный охват по их сделкам. Вот совсем недавно мы договорились о потенциальном прокате в Беларуси и Казахстане. Планируем двигаться на рынке AFM в Лос-Анджелесе и по другим территориям.
В актерском составе (не считая детей-дебютантов) практически нет известных имен, разве что Наталья Сумская. Это вынужденная мера или осознанный выбор? Есть ли в принципе в Украине «звезды» кино, люди, на которых пойдет зритель? Или нам еще до этого расти и расти?
К сожалению, институт кинозвезд в Украине практически не развит. И это действительно требует сейчас особого внимания. Есть несколько хороших актёров более старой школы, есть 95 квартал. И все. Новое поколение звезд, которые бы действительно «цепляли» кинотеатральную аудиторию, не сформировано. И как раз наша общая задача сейчас — это искать и «зажигать» новые звезды, делая качественные зрительские фильмы.
Рассчитываете на потенциальную франшизу из нескольких частей?
У нас уже даже есть пару интересных идей на эту тему. С точки зрения самой истории там есть очень неплохой потенциал развития второй части. Но решение будем принимать после проката.
Режиссер и сосценарист Юрий Ковалев
Этот вопрос, наверное, уместнее было бы задать писателю Владимиру Рутковскому, но тем не менее вопрос к вам. Почему именно Киевская Русь? Почему именно XII век? Почему именно город Римов, который, если верить поэме «Слово о полку Игореве», был полностью уничтожен половцами в 1185 году? По сюжету Витя попадает в 1120 год. То есть он каким-то образом изменит историю и разрушение не произойдет?
Да, сценарий фильма написан по мотивам книги Рутковского, так что только он знает точный ответ на этот вопрос. Наш герой попадает именно в фэнтезийное, а не историческое прошлое. Это важно. Так что напрямую на историческое будущее он никак не повлиял.
Как, на ваш взгляд, прошлое связано с настоящим? И связано ли вообще? И что общего между Киевской Русью XII века и Украиной ХХІ?
Думаю, настоящее связано как с прошлым, так и с будущим. И на примере нашего фильма это хорошо видно. Не стану рассказывать, чтобы не спойлерить. Приходите в кино – и сами поймете.
Финал отличается от книжного? И насколько в принципе сценарий соответствует первоисточнику? В одном из интервью вы сказали, что это «не буквальная экранизация».
Да, это не точная адаптация. Наш сценарий написан по мотивам романа, а это означает, что он сильно отличается от первоисточника. Это же касается и финала.
Город Римов и набеги половцев – исторический факт. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – скорее легенды, чем история (кажется, в реальности они жили в разных столетиях и никогда не встречались друг с другом). Какой процент в фильме историчности и какой процент сказки?
В процентном соотношении не скажу, но «Сторожевая застава» – в первую очередь фэнтези, не исторический фильм. И это многое объясняет. То есть, конечно же, выдумка преобладает над исторической правдой.
А что касается трех богатырей, все верно: несмотря на существование множества сказок и былин про них, исторические прототипы героев не только не встречались, но еще и сильно отличались по возрасту, то есть действительно жили в разных веках.
Лидер ТНМК Фагот исполнил в фильме камео или ему досталась существенная роль?
У Фагота всего лишь камео, к сожалению. Хотя по образу он отлично вписывается в пропитанное доблестными подвигами время. И я очень жалею, что нам не удалось задействовать его в сценах битвы.
На презентации фильма в рамках KyivComicCon вы сказали, что картина получилась «душевной, гуманистической, смешной и есть где заплакать». Смеяться и плакать будут только дети или взрослый зритель тоже? И как считаете, взрослой аудитории фильм будет интересен?
Картина рассчитана на широкую аудиторию, подразумевая в первую очередь семейный просмотр. Родителям вместе с детьми будет, о чем поговорить после фильма. И шутки у нас есть для всех возрастных категорий.
С режиссерской точки зрения фэнтези – сложный или легкий жанр? (без учета финансовой стороны) С одной стороны, требуется много ресурсов. С другой, можно ведь намудрить что угодно.
Фэнтези – определенно сложный жанр, поскольку требует тщательной проработки множества деталей. Начиная от придумывания и создания несуществующих миров и заканчивая детальной проработкой каждой мелочи – такой, например, как заколка на плаще героя.
Главная цель – развлечь, провести урок истории или провести параллель с сегодняшней ситуацией в стране, когда наши земли опять пытается захватить «враг»? В кавычках, поскольку слишком уж красноречивое, негативное и обобщающее слово.
Это про каждого из нас в отдельности и про страну в целом. Ведь основной посыл нашего фильма: верь в свои силы, и тогда, преодолев страх и любые испытания, добьешься своего.
Актер Данила Каменский, исполнитель роли Вити
По твоим словам, между путешествием в космос и путешествием во времени, в которое пустился по сюжету твой герой Витька, ты непременно выбрал бы второе. А какие твои любимые фильмы о машине времени? И если после премьеры «Сторожевой заставы» сложится актерская карьера, не хотелось бы сняться в научной фантастике про полеты в космос, жанр которой сейчас переживает новое дыхание?
Любимый фильм о машине времени – трилогия «Назад в будущее», конечно же. Классика. А сняться в фильме о путешествии в космос было бы очень и очень круто. Если позовут – соглашусь без второго слова.
Если бы в реальной жизни ты внезапно попал в прошлое или будущее, что бы сделал? И в какую именно эпоху хотел бы отправиться?
(Смеется) В каменный век, наверное… Попасть в прошлое, конечно же, круто, но чтобы не нарушить истинный порядок вещей, я постарался бы сразу же вернуться обратно.
По сюжету ты пытаешься поразить древнерусских богатырей новомодными гаджетами ХХІ столетия. Как сам относишься к технологиям? Стремишься как можно быстрее заполучить новую модель айфона и айпада? Или не фанат этих модных примочек?
К современным технологиям отношусь очень положительно. Интересно наблюдать, как развивается цивилизация. Но за последними моделями айпадов и айфонов я не гонюсь, мне достаточно просто хорошего телефона, который будет мне нравиться.
Твой герой из современности попадает в Киевскую Русь XII века, в непростое время, когда на украинские земли совершали набеги многие кочевые племена, в частности, половцы, а позже и монголы. Сам-то хорошо учил в школе историю? Какая отметка по этому предмету?
С историей, если честно, у меня изначально не сложилось. Но не потому, что сложно было учиться, просто прогулял много уроков этого предмета. В среднем по истории в школе у меня была оценка «7».
Как думаешь, в чем основное отличие людей XII века от людей ХХІ века?
Различие между людьми нашего времени и того, как по мне, только в техническом прогрессе и интеллектуальном развитии. А в остальном – люди и есть люди, они всегда одинаковы.
Витя должен преодолеть страх, чтобы у него все получилось. Сам как борешься со своими страхами и чего именно боишься в жизни больше всего? Как думаешь, человек всегда должен преодолевать страхи и комплексы или можно попытаться с ними смириться?
Лично я всегда пытаюсь страх преодолеть. Как по мне, это очень важно. А боюсь я больше всего – быть заживо съеденным пираньями (улыбается).
Актриса Ева Кошевая, исполнительница роли Аленки
Ты играешь мечтательную и романтичную Аленку, живущую в XII столетии. Как думаешь, о чем мечтали юные девушки той эпохи и о чем мечтают девушки современные?
Моя героиня мечтает о семье и о мире в Заставе. Когда вдруг появился Витя, Аленка не могла не обратить внимание на его решительность, смелость. С первого момента их знакомства зародились романтические отношения.
Мне кажется, что мечты девушек разных эпох не очень отличаются. Думаю, что каждая без исключения девушка мечтает встретить своего защитника, друга, любимого человека.
По сюжету твоя героиня не слушает наставление деда и берется провести Витю через опасное болото и темный лес. В жизни часто не слушаешь старших?
Аленка не просто ослушалась своего деда. Она поступила так, как подсказывало ей сердце.
Витя нуждался в её помощи, и по-другому она поступить не могла.
Я считаю себя уже взрослым человеком. Поэтому у нас с мамой не бывает на этот счет конфликтных ситуаций. В большинстве случаев наши мнения сходятся, и мы прекрасно понимаем друг друга.
Нравятся наряды XII века или в современной одежде чувствуешь себя комфортнее?
Да, очень нравятся. Нравится, что все наряды и украшения моей героини выполнены из натурального материала. Во всех костюмах мне было очень удобно работать на съемочной площадке. Конечно же, моей героине ближе и удобней наряды XII века, но лично я предпочитаю современную одежду. После съемок начала придавать больше значения платьям и славянской символике.
В магию веришь?
Конечно! Магия есть в самых обыкновенных вещах. Просто не каждый замечает её. Мы не можем с уверенностью утверждать, есть она или нет. Но ведь в мире столько интересного и необъяснимого! Если замечать хотя бы малые частички чуда, это чудо вскоре будет с тобой постоянно.
Анастасия Лях
За оказанное содействие в написании материала благодарим пресс-службу фильма «Сторожевая застава» в лице Александры Дидык и всех участников интервью.