Нет, это кино не о сексе, хотя он тут есть. Французский провокатор жаркого аргентинского происхождения Гаспар Ноэ, обожающий шокировать высоколобый киноведческий народ взглядом изнутри вагины и эякуляцией зрителю в лицо, снимающий то скандальную сцену анального изнасилования Моники Беллуччи в грязном переходе, то откровенную и глупую порнографию под названием «Любовь», да еще и в 3D-формате, наконец-то снял по-настоящему крутой фильм, лучший в своей карьере.
Украинская премьера ленты прошла на 9-м Одесском кинофестивале.
Все действие разворачивается в одном помещении, в которое не попадает дневной свет. Это переоборудованное под танцевальную базу одноэтажное промышленное строение с узкими коридорами, крошечными жилыми комнатушками и одним большим залом для репетиций. Там высококлассная танцевальная труппа после изнуряющей репетиции решает расслабиться и устраивает легкую вечеринку. Из алкоголя – только безобидная сангрия. Персонажей около двадцати. Среди них – один ребенок, сын девушки, которая до его рождения тоже танцевала, а теперь выступает кем-то вроде менеджера или администратора: роды перечеркнули ее карьеру.
– На что вы готовы ради танцев? – спрашивают всех потенциальных участников труппы на собеседовании.
– На все! – единогласный ответ.
Роли исполняют профессиональные танцоры, а не актеры. Из них в сфере кино известна лишь София Бутелла («Мумия», «Атомная блондинка») – французская танцовщица алжирского происхождения, попавшая в большое кино после «Уличных танцев 2», а активно начавшая сниматься после того, как сыграла эффектную злодейку-наемницу Газель на острых металлических протезах в комедийном шпионском боевике «Kingsman: Секретная служба».
Смотрите легально на MEGOGO
Здесь ее героиня – хореограф Сельва, перед которой участники труппы одновременно преклоняются, как перед ментором и кумиром, и которую ненавидят, как любого строгого и требовательного руководителя.
В красной сангрии плавают дольки фруктов. Герои безудержно выгибают пластичные тела на красном полу под электронную музыку. На стене висят синяя, серебристая и красная драпировки, имитируя французский флаг: Ноэ – тот еще патриот. Пространство освещено красным электрическим светом, как это часто бывает в его фильмах. Красный для режиссера – цвет не столько любви, сколько агрессивной сексуальной энергии.
И эта сексуальная энергетика в кадре растет с каждой минутой. Секс и танец становятся единым целым. Каждое по отдельности тело становится частью коллективного целого. Атмосфера накаляется, как спираль электрической плитки. По углам сплетничают, кто с кем переспал, и фантазируют, кто кого бы трахнул. Кажется, все должно закончиться просто-напросто оргией. Но ничего подобного. «Экстаз» – самый непредсказуемый фильм Гаспара Ноэ.
Если заглянуть в словарь и посмотреть значение слова «экстаз», получим два варианта. Первый – это исступленно-восторженное состояние, высшая степень воодушевления, положительно окрашенный аффект. Из-за уточнения «положительно окрашенный» это определение нам точно не подходит. Второй – от греческого «перемещение», «пребывание вне себя», состояние измененного человеческого сознания. Это куда ближе к истине.
Но еще ближе к происходящему на экране оригинальное название «Climax», что в переводе означает… нет, не «климакс», а «кульминацию», то есть пик, наивысшую точку. Именно к убийственно шокирующей кульминации стремительно движется эта лихорадочная, вакуумная, герметичная история, во время которой персонажам не хватает кислорода в их глухих психоделических декорациях, а зрителю начинает не хватать воздуха в зале кинотеатра, настолько убедителен на этот раз Гаспар Ноэ. И триумфально развивается интерактивная массовая клаустрофобия и паранойя: хочется выйти на свет, но не можется, потому что оцепенел.
Как минимум в этой картине, сюжет которой предваряет пугающая констатация «основано на реальных событиях», – фантастический саундтрек и виртуозная хореография, причем речь не только о непосредственно танцевальном исполнении, но в принципе о каждом движении руки, ноги, головы, туловища каждого персонажа, о постановке каждого истеричного крика, которые тоже складываются в своеобразную музыкальную композицию. Эффектная операторская работа: камера много снимает сверху, потому что с этого ракурса сплетение фрагментов плоти, будь то танец или совокупление, выглядит особенно выразительно, как олимпийское шествие на церемонии открытия игр, только, конечно, стремящееся к хаосу вместо порядка. По мере усиления сумасшествия и истерии, в которую погружаются персонажи, камера спускается вниз, пока в конечном счете не начинает ползти по полу.
«Экстаз» легко можно рассматривать как детективный триллер. Напряжения и нагнетания атмосферы – хоть отбавляй. Что же касается атрибутов детективного жанра, здесь работает самый основной – «расследование», намерение распознать среди присутствующих преступника: кто подсыпал в сангрию кислоту? (к слову, ЛСД считается самым опасным наркотиком, опаснее героина: героином ты вредишь лишь собственному здоровью, но под кислотой можешь сотворить совершенно дикие вещи; этот синтетический психоделик как раз изменяет сознание (смотрите выше второе определение слова «экстаз»), и эффект от него абсолютно непредсказуем, последствия спрогнозировать решительно невозможно).
Не то чтобы перед нами аналог тарантиновской сцены из «Омерзительной восьмерки»: кто подсыпал яд в кофе в галантерейной Минни? Здесь личность «злодея», конечно, не так важна, как сама атмосфера и ритмика происходящей шизофрении. Но финальное разоблачение все равно интересно. Впрочем, разоблачается не только человек с кислотой в глазных яблоках, решивший то ли просто повеселиться, то ли вывести коллег на чистую воду (в шоу-бизнесе, как известно, каждый коллектив похож на змеиный клубок: змеи совокупляются и жалят, совокупляются и жалят), но и все без исключения персонажи истории, которые под действием наркотика вываливают наружу тщательно скрываемую правду и осуществляют грязные потаенные желания, например, секс с родной сестрой (поэтому важной частью символики фильма является зеркало).
В 1995-м Гаспару Ноэ нужно было снимать «Шоугелз» вместо Пола Верховена.
Почему это лучший фильм Ноэ? Возможно, потому, что режиссер наконец-то перестал использовать секс буквально, в смысле соития пенисов и вагин, а придал ему новую, иносказательную форму. И потому, что сумел удивить. И потому, что встряхнул, наэлектризовал, поглотил публику с потрохами, натянув между экраном и зрителем высоковольтную тетиву, и умудрился не порвать эту тетиву во время кульминации.
Анастасия Лях
Экстаз (Climax)
2018, Франция
Продюсеры: Венсан Мараваль, Эдуард Вейл, Алис Жирар
Режиссер: Гаспар Ноэ
Сценарий: Гаспар Ноэ
В ролях: София Бутелла, Шарлин Темпл, Ромен Гиллермик, Сухейла Якуб, Жизель Палмер, Тейлор Кастл, Теа Карла Шотт, Леа Вламос, Алайя Альсафир, Кендалл Маглер, Лакдхар Дриди, Эдриан Сиссоко, Мамаду Батили, Эшли Бисетт
Оператор: Бенуа Деби
Композитор: Томас Бангальтер
Длительность: 95 минут/ 01:35
Коментарі закрито.