В первую очередь, дабы избежать подозрений в личной заинтересованности, скажем сразу, что данная статья не финансируется ни одним из стриминговых сервисов, кинопрокатчиков или онлайн-кинотеатров. Все, о чем мы сегодня поговорим, является лишь собственным мнением, а также позицией тех, кто живет в стране, в которой процветает рынок пиратского контента.
Причины пиратства в странах бывшего СССР достаточно очевидны. Уже в тот момент, когда Советский Союз близился к распаду, на рынке видеоконтента было большое количество пиратских кинокартин. В стране, где в кинотеатрах можно было посмотреть только политически верные цензурированные фильмы, нелегальные кинопросмотры стали чем-то сродни диссидентскому движению. Зарубежные боевики, комедии, ужастики, жанры, непривычные советскому зрителю, будоражили умы; эротические фильмы и порнография будоражили все остальное. Посмотреть их можно было на отечественных или зарубежных видеомагнитофонах дома, в гостях или даже в специальных салонах. Кроме того, такую кассету можно было скопировать, чаще всего с потерей качества, для дальнейшего распространения в массы. Руководство страны боролось с нелегальным прокатом зарубежных картин лишь для того, чтобы прекратить поток «безыдейного» кино, но ни в коем случае не для того, чтобы привить культуру покупки такого «контента». В это время страны Америки, Европы, Австралии и другие имели налаженную систему проката, обмена, а также покупки кино и музыки, позволяя таким образом собственникам контента получать положенные им отчисления.
Развал Советского Союза только усугубил ситуацию. Всеобщая бедность морально поддержала идею – платить за легальный контент не нужно. В странах, в которых закон не работал, говорить о том, что кино и музыка выходят черт знает как, было, мягко говоря, несвоевременно. Это породило еще одну проблему. Правообладатели достаточно долго не интересовались рынкам постсоветских стран, понимая, что это попросту выброшенные деньги. Поначалу вяло, а потом более серьезно, они занялись вопросами борьбы с нелегальной съемкой в кинотеатрах, а также нелегальным копированием на носителях. Коррупционная составляющая, низкий уровень заработка, невозможность контроля, а также другие проблемы, сделали эту борьбу малоэффективной.
Эпоха развития интернет-технологий обострила проблему. Пиратство росло не только в постсоветских странах, но и по всему миру. Со временем правообладатели нашли способы борьбы с такими проявлениями, но, разумеется, не в полной мере. Инвестиции в рынок доступного видеопродукта стали расти, давая потребителю все меньше аргументов в пользу необходимости искать пиратский контент.
У нас этот процесс, учитывая исторические обстоятельства, слабую законодательную и исполнительную власть и другие причины, движется медленнее, чем в странах Америки, Западной Европы, Австралии. Это часто приводит обычного зрителя к мысли о том, а стоит ли двигаться в сторону легального контента? С нашей точки зрения, не может быть иного ответа, кроме как да, разумеется стоит. И этому есть масса причин.
Во-первых, незаконное копирование и распространение является нарушение авторского права, что по-прежнему является правонарушением и карается законом. У нас в стране, где по-прежнему данный вопрос не стоит в приоритете, мы не слышали о том, чтобы зрителя могли арестовать за скачивание фильма с торрента. И это является слабостью правоохранительной системы, а не ее преимуществом, которым все пользуются. Единственное, о чем мы могли слышать в данном случае, это блокировка таких сервисов или изъятие серверов, но это временные «трудности» и контент вновь можно найти в интернете на альтернативных источниках. Стоит ли продолжать нарушать закон – вопрос здравого смысла.
Во-вторых, представители киноиндустрии дали массу альтернативных возможностей посмотреть тот или иной продукт. Они поддерживают развитие кинотеатров, дублирование, технологии и их доступность. Цена билета по-прежнему является доступным развлечением, в независимости от страны.
В-третьих, после окончания проката, практически любой фильм можно найти на легальных сервисах и посмотреть за, чаще всего, меньшую стоимость. Конечно, есть ситуации, когда фильм невозможно найти, но часто причина в том, что фильм и не планировался к выходу на территории данной страны. В таком случае можно использовать и зарубежные стриминговые сервисы. Повторимся, что мы не рекламируем какие-то конкретные сайты, и уверены, что читатели могут поймать себя на мысли, что знают не один такой источник.
В-четвертых, и это очень немаловажная составляющая, качество просмотра контента. В полной мере насладиться фильмом, а также судить о том, о чем хотел сказать автор, можно только тогда, когда ты увидел его таким, каким его хотел показать создатель. Смотреть высокобюджетный блокбастер на экране ноутбука с колонками за 10 долларов можно, но автор скорее всего рассчитывал на другое. Насладиться атмосферой камерной драмы, при просмотре которой гнусавит переводчик или ходят зрители можно, но автор явно не хотел такого. Радоваться идеальным пропорциям и постановке кадра в артхаусном фильме, который пиратская копия обрезала до размера своего плеера можно, но тогда нужно понимать, что вы смотрите на грудь Моны Лизы, а не на ее лицо. Проще говоря, она тоже ничего, но трюк не в этом.
В-пятых, каждый, кто смотрит нелегальный контент, ворует у себя отличный фильм. Любой доллар, тенге, гривну или фунт, который не получит автор, отдаляет его от производства более качественной картины. Огромное количество молодых режиссеров не снимут ничего, понимая, что фильм уже через день после проката смогут легко посмотреть на пиратском сайте. Режиссеры средней руки никогда не пригласят к себе именитую звезду, понимая, что фильм просто не отобьётся в прокате. Конечно, можно сказать, что это проблемы тех, кто снимает. В конечном итоге, именно так и выходит. Но подумайте, насколько бы могла измениться индустрия, если бы снимающий мог бы рассчитывать, что пиратские просмотры были бы превращены в деньги. Мы убеждены, что хорошего кино было бы куда больше.
В-шестых, просматривая кино у пиратов, вы поддерживаете пиратов. Все верно. Это именно вы, хоть и косвенно, покупаете им сервера, дачу, машину и квартиру. Именно вы даете им инструменты, чтобы они могли в очередной раз договориться с теми, кто принимает решения. На таких сайтах размещаются рекламные материалы, деньги за которые идут на взятки правоохранительным органам.
Продолжать список можно достаточно долго, указывая на менее значимые причины, но вывод напрашивается сам по себе: нужно уходить от пиратского контента в пользу легального. Мы полностью отдаем себе отчет, что мгновенно это не случится, но призываем двигаться в эту сторону. Начать можно с просмотра кино на сайтах, где контент не украден, а рекламные материалы вывешены для того, чтобы покрыть расходы правообладателя. Конечно, это не обеспечит всего вашего интереса в кино, но такие сайты содержат очень немалое количество кинокартин. Можно также начать с подбора стримингового сайта, ознакомления с тарифом, который, уверены, покажется вам достаточно небольшим, а также подписки на бесплатные месяцы. Скорее всего, вы придете к тому, что сервисов будет несколько, и не за все их них будет необходимо платить. Ну и, наконец, попробуйте все же сходить в кино, если фильм вам достаточно интересен, и вы уважаете труд тех, кто его снимал. Тогда не придется смотреть экранную версию фильма в первую неделю проката. А если вы готовы потерпеть и не боитесь спойлеров, знайте, что по окончании проката он практически обязательно появится там, где его можно посмотреть легально. Нужно лишь только постараться его найти.
Читайте также: