В Киеве стартовал Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства LINOLEUM, который продлится до 8 сентября. Нет, название смотра не связано с половыми покрытиями. Оно расшифровывается как линия маслом: от английского слова line – линия и латинского oleum – масло, масляная краска. И хоть это фестиваль мультиков, это вовсе не детское мероприятие, а скорее форум для ценителей авторского, артхаусного, экспериментального видео. То есть детская программа здесь тоже есть, отдельно, но в остальном «Линолеум» рассчитан на взрослую публику.
Обратим внимание на слова «актуальная» и «медиа-искусство» в официальном названии смотра. Актуальная анимация означает, что представленные в программе мультфильмы в числе прочего поднимают важные злободневные темы, как, к примеру, гендерное равенство. Медиа-искусство означает, что в программе представлено не только анимационное кино, короткометражное и полнометражное, но также анимационное видео, как, например, анимационные видеоклипы и анимационные рекламные ролики.
Начнем с конкурсной программы, которая разбита на несколько секций короткометражных подборок. Конкурсанты не ограничены техникой (рисованная анимация, компьютерная, кукольная, пластилиновая, коллаж, цветная и черно-белая, карандашная, акварельная, масляная и так далее). Не ограничены странами и континентами: здесь представлены участники из Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Ирландии, Нидерландов, Швейцарии и Дании, Польши и Эстонии, Хорватии, Венгрии, Израиля, Ливана, Ирана, Португалии, Бразилии, России, Китая, США, Японии, Канады, Македонии, Сербии, Греции, Южной Кореи. Не ограничены тематикой: космос, внеземные контакты, дружба, близость, потребительство, феномен селфи, нетерпимость, отчуждение, ксенофобия, деградация, эмиграция, одиночество, крах иллюзий, эскапизм, столкновение с реальностью, политика, брексит, взросление, секс, тоталитаризм, диктаторство, уравниловка…
Авторы короткометражек часто в аллегорической и метафорической формах изобличают несовершенства современного общества. Как, например, анимация «Селфи», остро подчеркивающая пустоту и нелепость человеческого существования. Или сатирическая зарисовка «Полотенца», которая посредством конфликта двух отдыхающих на многолюдном пляже, полотенца которых столкнулись, не сумев поделить территорию, изобличает причины мировых войн. Или нуарная история «Между тенями», рассказывающая о потери человечеством человечности через антиутопию, в которой люди сдают свои сердца на хранение в банк. Или американская короткометражка «Магазин оружия», пытающаяся достучаться до законов США о ношении огнестрельного оружия.
Отдельной секцией представлен конкурс украинской анимации, в которой, естественно, отразились военно-политические будни с разных сторон и ракурсов. Так, короткометражка под длинным книжным названием «О Марке Львовиче Тюльпанове, который разговаривал с цветами» рассказывает историю пожилого жителя Луганска, которому из-за войны пришлось бросить родной дом, любимый сад, собаку по кличке Мальва и кота по кличке Донбасс. Научная фантастика-антиутопия «Большое светлое будущее» рассказывает об альтернативной истории СССР, который дожил до третьего тысячелетия, до эпохи искусственного интеллекта, и сменил идеологию коммунизма на киберкоммунизм с ЦВМ (центральной вычислительной машиной) у руля государства. «Петровка-реквием» размышляет на тему тотальной декоммунизации, ставшей реакцией на войну с Россией, на примере переименования киевской станции метро «Петровка». Собственно, аллюзии на военную ситуацию можно обнаружить даже в истории «Пуповина» о нездоровой материнской любви, не дающей ребенку ни малейшего глотка свободы и независимости.
Также отдельной секцией представлен конкурс коммерческой анимации, то есть рекламных роликов, социальных роликов, видеоклипов на песни различных групп и исполнителей и даже промо-заставок телеканалов и телепередач. В этом конкурсе целых восемь участников из Украины. В их числе – клип на песню «Якби я була не я» исполнительницы Alyona Alyona, клип на песню «Omul liliac» группы Zdob si Zdub, реклама цветных хлопковых носков бренда DODO Socks, бумажный анимационный промо-анонс телеканала ОЦЕ ТБ и другое.
Вне конкурса фестиваль «Линолеум» предлагает посмотреть анимацию новейшей технологии «виртуальная реальность», а также подборки короткометражных мультфильмов из двух уже ставших для смотра традиционными тематических сегментов: Ladies first (взгляд на мир глазами женщины и отражение мира сквозь женскую проблематику, от материнства до феминизма) и эротической секции, поднимающей вопросы секса, гендера, сексуальности от мастурбации до визуальных параллелей между горными рельефами и лобковой зоной, от демонстрации авангардных скульптур пениса и вагины до проблематики спада интереса к сексу среди молодежи.
Внеконкурсная программа «Экспериментальная анимация и видео-арт» представлена в этом году двумя тематическими разделами. Это «Кремниевые ценности» (с отсылкой на название региона Кремниевая долина в городе Сан-Франциско, где сосредоточены крупнейшие IT-компании) на актуальную тему негативного и позитивного влияния компьютерных технологий на жизнь человечества. И второй раздел – «Постирония», представленная короткометражками на грани развлечения и философии, способными оставить зрителя в полной растерянности; кажется, в эту секцию организаторы фестиваля вместили самые неожиданные, странные, загадочные и эксцентричные проекты, которые могут вызвать одновременно недоумение и полный восторг; и здесь же есть анимация, вызывающая так называемые АСМР-ощущения, то есть автономную сенсорную меридиональную реакцию, или попросту говоря мурашки по коже.
В «Специальных показах», что также проходят вне конкурса, обратить особое внимание стоит на программу черного голландского юмора (оказывается, юмор голландцев не менее специфичен, чем юмор британцев) и украинскую документалку «Звезда Давида Черкасского», фильм-портрет, выполненный из фрагментов мультфильмов, черновиков и эскизов, посвященный выдающемуся мультипликатору, создавшему «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля». Также отметим подборку украинской ретроспективы «Женский протест», в которой организаторы фестиваля собрали украинские мультфильмы 70-90-х годов, тем или иным образом затрагивающие тему женской эмансипации, от забастовки одной матери и жены, бросившей супруга и сына с пустым холодильником и пустыми кастрюлями, до бунта сельских хозяюшек, решивших продать на базаре своих ни к чему непригодных мужей.
Анастасия Лях