Отвлечемся на полчаса от высокого искусства, гениальной режиссуры и драматичных переживаний, которые дарит нам кинематограф. Вспомним о том, почему мы смотрели кино в детстве. Единственный честный ответ – потому что это круто. Крутой главный герой. Крутая главная героиня. Крутой дуэт в центре повествования. Эффектные фразы, которыми легко разбрасываются персонажи, и положительные, и, конечно же, отрицательные. Жесты на камеру. Героические позы. Дым, выпускаемый со значительным видом. Невозмутимость. Самоуверенность, граничащая со здравым смыслом. Круто.
В этой подборке мы не будем сосредотачиваться на художественной стороне работ, зато целиком и полностью погрузимся в атмосферу того, насколько круто фильм был снят. Это могут быть крутые главные герои, крутой экшн или общая постановка. Главное, что этот фильм должен вызывать при просмотре однозначную реакцию: господи, как же это круто! Фильмы расположены в случайном порядке.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Итак, поднимите воротник и наденьте темные очки. Сегодня kinowar.com представляет 20 самых крутых фильмов в кино.
Самурай (Le Samourai) 1967
Ален Делон – это круто само по себе. Каждый раз, когда мы видим его на экране, совсем еще молодым в 60-х или уже более зрелым в 70-х и 80-х, мы задаемся вопросом, каким богам нужно молиться, чтобы твой сын вырос хотя бы вполовину таким же крутым.
В “Самурае” он играет киллера, который попадает в крайне сложную ситуацию ситуацию. Теперь помимо полиции за ним охотятся и бывшие друзья, и конкуренты, и возможно даже наниматели. Но несмотря на нервную обстановку в криминальном мире, лишних эмоций он не проявляет. Уровень невозмутимости – Ален Делон.
Помимо образца крутизны и невозмутимости на экране, этот фильм интересен еще и интересной историей на грани детектива и триллера. То есть это тот случай, когда фильм не только крутой, но и хороший.
Бойцовский клуб (Fight Club) 1999
Когда говорят о том, насколько “Бойцовский клуб” крут, все вспоминают Тайлера Дердена и Нортона в роли Рассказчика, но недостаточно воздают должного признания образу, созданному Хеленой Бонэм Картер. Вот кто по-настоящему крутой на экране.
Впрочем, когда вспоминаешь торс Брэда Питта, сомнений в степени крутизны также не остается.
Да, это экранизация книги писателя-бунтаря Чака Паланика, и социальный манифест против культуры потребления, и жесткий стеб над современным капиталистическим обществом, и нестандартный триллер, максимально непредсказуемый в своем развитии, но что привлекло фанатов по всему миру в первую очередь? Конечно же то, насколько круто этот концепт выглядел. Драки в подполье, правила клуба, которые нерушимы, но все их нарушают, насмешка над всем устоявшимся, скучным и консервативным, Питт, писающий в ресторанную еду и Нортон, худеющий почти до степени исчезновения, уничтоженное прекрасное молодое лицо Джареда Лето, химический ожог и жизнь в трущобах наперекор системе, бесконечное курение в кадре и высоко-высоко задранный нос многозначительности. Если это не круто, то что тогда?
Леон (Léon: The Professional) 1994
Киллер в кино – это круто изначально. Потому что это не маргинал, убивающий за деньги, а профи, выполняющий миссию. В данном случае, он защищает маленькую девочку, к тому же обладает четким кодексом: не убивать женщин и детей (то есть вроде бы как чист перед моральной стороной вопроса, ведь крошит в винегрет он только бандитов и продажных копов). Он неуязвим и мастеровит, хладнокровен и почти не разговаривает (хотите выглядеть круто – молчите, это аксиома).
А по его следу идет столь же талантливый маньяк. Беспринципный психопат, влюбляющий в себя своей харизмой и отсутствием тормозов. Он не менее искусен в мастерстве убийства и устранения врагов. К тому же, он на таблетках, после приема которых корчится в характерных судорогах. Несмотря на то, что “Леон” – это отличная криминальная драма, в первую очередь – это очень крутое кино.
Люк Бессон снял несколько фильмов про киллеров на грани выживания и до, и после “Леона”, но пожалуй, именно лента осталась и лучшей, и наиболее крутой.
Отчасти схожий образ крутого киллера в исполнении того же Жана Рено можно вспомнить в более раннем фильме Бессона “Ее звали Никита”, но там его персонаж куда более психопатичный и практически не вызывающий сопереживания.
Матрица (The Matrix) 1999
Темные очки, черные плащи, бесконечное количество оружия, агенты в костюмах, кунг-фу и прорывные спецэффекты, изменившие течение развития индустрии боевиков. Равно как и “Бойцовский клуб”, “Матрицу” полюбили не только за это – тут тебе и философия, и напряженность триллера, и увлекательное фантастическое кино. Но крутая оболочка, помноженная на круговые облеты камеры и уклонение Нео от летящих в него пуль, сделала фанатами картины всех, кто не достиг совершеннолетия и тех, кто очень давно его преодолел.
Один только Морфеус выглядит круче нескольких боевиков, вместе взятых. А если добавить Тринити в латексе, Избранного в исполнении одного из самых крутых людей в мире, агента Смита, у которого не мнется элегантный костюм даже после самой безжалостной битвы, бьющееся стекло, вертолеты, прыжки с небоскреба – разве можно создать что-то более крутое?
Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо (Harley Davidson and the Marlboro Man) 1991
Иногда крутому кино не нужны спецэффекты и крутые костюмы. Достаточно должной порции олдскула, Микки Рурка, Дона Джонсона, сигарет, бильярда, драк в баре, ругани, слабоумия и отваги. И выйдет зрелище, не менее крутое, чем “Матрица”.
Хотя, крутые кожаные костюмы тоже не помешают.
Помните сюжет этого фильма? Нет? Да это и неважно. Мы пересмотрели его раз двадцать и тоже не помним, почему Харли и ковбой пошли туда, куда они пошли, чтобы убивать плохих парней. Зато мы помним, что “пистолет – это не член, его не надо дрочить”, и много других полезных советов от персонажей фильма и отца Мальборо, которые тот никогда не говорил.
Круто сваренные (Hard Boiled) 1992
Джон Ву ворвался в Голливуд после того, как в Гонконге снял порцию лент, где бесконечная перестрелка в слоу-мо не только не выглядела тупо, а вызывала трепет и восторг, до чего это было круто.
Чоу Юньфат стал звездой, исполнив главные роли в нескольких работах режиссера (к счастью, он смог выбраться из амплуа невозмутимого стрелка). Здесь он играет копа, который мстит за смерть напарника, погибшего в перестрелке (хотя удивительно, что после подобных перестрелок в фильме в принципе остается хоть кто-то живой).
Азиатские боевики – это не только кунг-фу, как бы говорит нам Джон Ву.
Крепкий орешек (Die Hard) 1988
Было время, когда круче Брюса Уиллиса в кино в принципе ничего не было. Он не играл супергероя, а был “обычным парнем”, но при этом всегда в одиночку мог решить проблемы цивилизации. В “Крепком орешке” ему противостояла всего лишь небольшая вооруженная банда, захватившая небоскреб и заложников, а потому у плохих парней не было шансов.
С неизменными шуточками и поговорками, с хитрым прищуром, чуть затянувшись сигаретой, с легкой небритостью, босиком и в тотальном меньшинстве против криминала и тупости местной полиции – так один из самых крутых героев боевиков 80-х решает проблемы. Есть ли обстоятельства, которые он не может предусмотреть? Конечно, есть. Но это лишь препятствия, которые так увлекательно преодолевать.
Джон Уик (John Wick) 2014
В каком-то смысле эстафету крутизны на экране Уиллис передал именно Ривзу. И начиная с “Матрицы”, Киану прилежно несет факел крутости, чтобы вручить его следующим поколениям (не сейчас, лет через двадцать).
Киллер на пенсии, который грустит по погибшей жене – очень трогательно. Жестокая месть за собачку – слезы умиления уже катятся по нашим лицам. Черная одежда, костюм, уложенные назад волосы, много оружия и способность перебить небольшую группировку бандитов с помощью карандаша – долой слезы, мы упиваемся тем, насколько Джон Уик крут, уже три фильма (кто знает, сколько их еще впереди, ведь оно того стоит).
Бешеные псы (Reservoir Dogs) 1992
Фильмы Тарантино давно стали классикой (а его новые мгновенно входят в тот же разряд), но несмотря на это, воздавая должное закрученному сюжету и непредсказуемой развязке, отдадим дань уважения и тому, насколько крутой каждый из персонажей, появляющийся на экране.
У них нет имен, они называют себя мистер Белый, мистер Коричневый, мистер Оранжевый. Все они имеют криминальное прошлое, а главарь банды и вовсе неоспоримый криминальный авторитет, скала и постоянная угроза. Никто из группы грабителей, участвующих в ограблении ювелирной лавки, не остановится перед убийством, но один из них не упускает возможности порезвиться: отрезать ухо копу, издеваться над жертвой, стрелять направо и налево без надобности. Майкл Мэдсен играет совершенного психопата, но разве можно не любить его и его сумасшедший танец? Ведь апогей того, что может считаться крутым.
Черные костюмы и галстуки, белые сорочки. Если хочешь грабить и убивать – делай это стильно. Делай это круто с Тарантино (но только в кино – ведь даже в фильмах все заканчивается трагично, что уже говорить про реальную жизнь).
Братья Блюз (The Blues Brothers) 1980
Эти крутые парни в шляпах и темных очках здесь не просто так – у них миссия от бога! Они должны спасти детский приют, воспитанниками которого сами являются, от закрытия – без криминальной активности. Поэтому они организовывают самый большой концерт, который только можно вообразить, по дороге собирая лучших представителей сцены блюза и соула – Арета Франклин, Рэй Чарльз, Кэб Кэллоуэй, Джеймс Браун, Джон Ли Хукер.
Они невозмутимы и не дергаются лишний раз, даже если их дом взрывается, они готовы идти на любой риск ради цели, а в довершение всего они каждый раз заказывают в любом кафе одно и то же: целого цыпленка (и больше ничего) и четыре белых тоста и колу. Чтобы быть крутым, порой даже пистолет не нужен.
Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day) 1991
Такого количество всего крутого не было ни в одном фильме до того. Один из лучших фантастических боевиков в истории не оставляет шансов не восхититься степенью его крутизны. Самый крутой невозмутимый злодей, самый крутой невозмутимый киборг-защитник (это легко, с одной стороны, ведь они роботы, но с другой стороны – какая разница), самая крутая Сара Коннор – женщина-воин.
Езда на мотоцикле с идеальной ровной осанкой, любой вид оружия, включая самые разрушающие, киборг из жидкого металла.
Крылатые фразы – где ими разбрасываются чаще, чем в фильме Кэмерона? “Я вернулся”, “Пошли со мной, если хочешь жить”, “Hasta la vista, baby”, “Мне нужны твои ключи, одежда и мотоцикл”, “Ты забыл сказать, пожалуйста, задница”.
И наконец, темные очки (ведь без них Терминатор как без рук), чоппер и Bad To The Bone. В одной только сцене в баре больше крутого, чем в половине всего мирового кинематографа.
Убить Билла (Kill Bill: Vol. 1) 2003
Тарантино крут и в криминальной драме, и в стилизованном трэш-боевике. Женщина-воин Ума Турман круче любого наемника, а ее соратница и соперница Элли Драйвер – смертоносно сексуальная медсестра в повязке на один глаз.
Бои на самурайских мечах (если это происходит в 21 веке, то совершенно очевидно, что причина одна – чтобы смотрелось круто), элитный отряд киллеров в черном, традиционные длинные монологи/диалоги Тарантино перед тем, как кого-то должны убить, Pussy Vagon (он же шмаровозка), желтая мотоциклетная куртка как у Брюса Ли, дань уважения гонконгским и китайским боевикам, ядовитое жестокое анимэ – в этой солянке нет места чему-то уровнем ниже, чем “очень круто”.
Присутствие Майкла Мэдсена, опять же, обязывает.
Отдельно отметим этот прекрасный отрезок боя на катанах, который проходит при выключенном свете в голубой мгле.
Вторая часть лишь добавила крутизны: Билл Кэррадайн, еще более длинные монологи и диалоги, смертельный удар Пэй Мэя (и вообще, сама фигура Пэй Мэя), раскрывшаяся во всей красе Элли Драйвер (Дэрил Ханна) и финальная схватка.
Заводной апельсин (A Clockwork Orange) 1971
Старое доброе ультранасилие – несмотря на почтенный возраст, фильм по-прежнему смотрится круто. Котелки, трости, молочные коктейли, костюмы, Бетховен и возведенная в ранг эстетики жестокость.
История, описанная в романе Энтони Бёрджесса, возможно уже не так актуальна с точки зрения социального контекста, но как очередная демонстрация того, что общество может уродовать человеческую судьбу, даже пытаясь помочь человеку, она по-прежнему работает.
Настоящая любовь (True Romance) 1993
Этот фильм поставил Тони Скотт, но сценарий к нему написал Квентин Тарантино. А потому все обязательные элементы крутости от режиссера присутствуют: диалоги – длинные, ироничные и увлекательные, жестокость, слабоумие и отвага отдельных персонажей. Из нестандартного – крутости главному герою (а точнее осознания ее присутствия) добавляет воображаемый друг и советчик, Элвис Пресли.
В фильме немало крутых персонажей: Кристофер Уокен в роли жестокого сицилийского босса, Джеймс Гандольфини, который играет тут сошку поменьше калибром, чем Тони Сопрано, но главным оплотом крутости в фильме выступает Гэри Олдмен в роли психопатичного сутенера.
А Брэд Питт в этой картине и вовсе божественный.
Бегущий по лезвию (Blade Runner) 1982
Пусть новую планку визуального совершенства задал сиквел фильма Ридли Скотта, “Бегущий по лезвию 2049”, основу киберпанка на экране заложила именно оригинальная картина. Постоянный дождь и голубоватая полумгла, игра света и тени, загадочные безэмоциональные андроиды, магнетизирующая музыка Вангелиса.
В дополнение к атмосфере, крутости привносят и актеры: роскошно красивые женщины с загадочным взглядом, поднятый воротник плаща Харрисона Форда и психопатичное спокойствие Рутгера Хауэра.
Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road) 2015
Можно долго говорить о всегда крутом Томе Харди или о харизматичной Фуриозе (Шарлиз Терон), которая задвинула Тома на задний план. Но достаточно просто вспомнить гитариста на автопроцессии, у которого из электрогитары вырывалось пламя. Что в принципе может создать человеческий мозг для того, чтобы это смотрелось круто? Даже в том случае, если чисто рационально это выглядит чем-то совершенно бессмысленным.
Славные парни (Goodfellas) 1990
Главный герой в исполнении Рэя Лиотты всегда хотел быть гангстером, потому что это круто. А в дополнение к крутой профессии, есть крутой наставник (Роберт Де Ниро) и крутой (хоть и сумасшедший) лучший друг.
Выход Дракона (Enter the Dragon) 1973
Здесь просто обязан был быть хотя бы один фильм с Брюсом Ли. Мы выбрали тот, где “доска не бьет в ответ”, турнир среди лучших бойцов единоборств со всего мира, проходящий на острове, злобный босс, которого нужно победить в самом конце, железные когти, оставляющие кровавые следы на лице и груди Брюса и, конечно же, огненное кунг-фу.
Одиннадцать друзей Оушена (Ocean’s Eleven) 2001
Три фильма этой трилогии – один лучше другого. Главная подкупающая особенность картины – легкость, с которой происходит действие (и с которой благородные мошенники обчищают казино). Она же и свидетельство непомерной крутости, особенно если речь заходит о персонажах Клуни и Питта.
Драйв (Drive) 2011
По-неземному крутой Райан Гослинг, отчаянно пытающийся спасти женщину.
Ретро-вэйв, крутые тачки, ночная тьма и молоток в руке. Несмотря на некоторую фантазийность показанной жизни обычных людей, впечатление совсем не портится. Еще бы, ведь стрелка крутометра постоянно ползет вверх.
Пёс-призрак: путь самурая (Ghost Dog: The Way of the Samurai) 1999
Вряд ли кто-то ожидал увидеть в этом списке Джима Джармуша. Но артхаусный режиссер снял крепкий философский боевик, в котором есть место и для самурайских мечей, и для оружия любого типа. А главное, есть подтверждение гипотезе: круто, если в картине есть могучий киллер, и круто, если главный герой по большей части молчит. А если есть и то, и другое, то происходящее на экране будет чем-то ну очень крутым.
Затойчи (座頭市) 2003
Слепой боец на мечах, убивающий представителей городской мафии одного за другим. Помимо искусства владения катаной, он также прекрасно ориентируется в политических и военных играх. Что лишь добавляет ему очков в рейтинге крутости (тем более, что это не кто-либо, а сам Такеши Китано).
Хороший, плохой, злой (Il buono, il brutto, il cattivo; The Good, the Bad and the Ugly) 1966
В мире нет никого (вообще никого) круче Клинта Иствуда. Для того, чтобы все выглядело максимально круто, он молчит. А если он открывает рот, то из него вылетает очередная бессмертная крутая цитата: “Какая неблагодарность после того, как я столько раз спасал ему жизнь”, “Люди в мире делятся на две категории: те, кто копает, и те, у кого пистолет” и другие. Самый топовый крутой олдскул из всего существующего.
Наемный убийца (Dip huet seung hung) 1989
Снова Джон Ву, Чоу Юньфат и характерные бесконечные перестрелки в слоу-мо. Киллер (да, снова киллер – мы же говорили, что это очень крутая профессия на экране) допускает ошибку, в результате которой невинная девушка теряет зрение. Теперь он сделает все, чтобы вернуть его ей…
Кобра (Cobra) 1986
“Кобра” не входит в число хороших фильмов с участием Сильвестра Сталлоне, но зато он точно входит в число самых крутых. Марион Кобрэтти – весь в черном, в кожаной куртке, в темных очках, со спичкой во рту – икона крутого кино 80-х. “Ты болезнь, а я – твое лекарство”.
Именно этой картиной будет логично завершить подборку. Потому что заканчивать лучше в высшей точке.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
50 лучших боевиков в истории кино
50 героев старых боевиков: тогда и сейчас
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom