Нам, конечно, нравится первый «Пипец». И нравится «Из ада» с Джонни Деппом (да, этот триллер о Джеке Потрошителе – экранизация графического романа). И антиутопия «V – значит вендетта» с лысой Натали Портман – важная веха графического кинематографа. И «Город грехов» Родригеса – ну очень стильная вещь. И сериал канала HBO «Хранители» по своей историко-политической сатирической остроте оказался уникальным проектом, что произвел сильнейший и смысловой, и эстетический эффект. А еще «Жизнь Адель» – это адаптация графического романа под названием «Синий – самый теплый цвет».
Но если говорить о классических полнометражных супергеройских кинокомиксах, китами жанра, ясное дело, были и остаются издательства Marvel и DC. И мы сейчас не будем разводить полемику и разжигать вражду между марвеловскими и дисишными фанатами, а просто повесим сюда десятку лучших, на наш скромный взгляд, экранизаций. В свободном порядке.
И да, в списке не будет «Джокера» с Хоакином Фениксом, потому что это определенно великое кино, но точно не классическая экранизация комикса (и вообще не экранизация комикса, а скорее социально-психологическая арт-драма, вдохновленная графическим персонажем). И не попали, увы, так как просто-напросто не поместились, «Шазам!» и «Хищные птицы», которые тоже однозначно круты и обладают каждая своим уникальным характером и настроением, так что заслуживают отдельного упоминания. И «Аквамен» очень даже неплох, и «Железный человек 3» чертовски душевный, и «Первый мститель: Другая война» пронзительно драматичен, и «Доктор Стрэндж» магичный и особенный, и «Человек-паук: Вдали от дома» имеет в арсенале Джейка Джилленхола и шикарный твист, а в «Капитане Марвел» клево и стильно поданы лихие 90-е… Но рейтинг, как говорится, не резиновый.
Мстители: Финал (Avengers: Endgame, 2019)
Все части этой франшизы были хороши. В первых «Мстителях» разношерстные супергерои занятно подначивали друг дружку, пререкались и грызлись полфильма, пока наконец не начали пытаться находить общий язык и действовать сообща. В «Эре Альтрона» был яркий и неоднозначный злодей, в злодействе которого наблюдалось зерно рациональности и экзистенциальной философии и который был эдаким побочным эффектом, темным зеркалом супергеройства. В «Войне бесконечности» на арену вышли практически все персонажи студии, и сюжет виртуозно справился с огромным количеством действующих лиц и каждого уместно включил в историю, а образ антагониста Таноса раскрылся неожиданно глубоко и даже душевно. Но апофеозом марвеловской киновселенной стал, безусловно, «Финал», в котором сценаристами и братьями-режиссерами Руссо была проделана сложнейшая, ювелирная, исключительно слаженная работа по сплочению в единое целое десяти лет существования франшизы, насчитывающей на тот момент двадцать один отдельный фильм. Здесь произошло максимальное количество крутых сюжетных поворотов. И здесь был выдержан идеальный баланс фирменного марвеловского юмора/ самоиронии и подлинной эпичной драмы.
Тор: Рагнарек (Thor: Ragnarok, 2017)
Если говорить в целом о сольниках Marvel, то лучшая трилогия – о Капитане Америка. В ней прекрасны все три фильма. И само собой прекрасен Крис Эванс в роли Кэпа, которому оказался чертовски к лицу образ идеалиста, рыцаря, героя редчайшей порядочности и альтруизма, которому в то же время не чужды человеческие слабости и привязанности. Но если выделять не трилогию, а отдельный сольник, то пока что самой чумовой нам представляется третья часть о Торе. В особенности если говорить не о сюжете, а о стиле. Режиссер Тайка Вайтити использовал бифрост (радужный мост, соединяющий Асгард с другими мирами) как источник вдохновения на новую «дискотечную» эстетику. «Рагнарек» получился эдакой рок-оперой с примесью синтетики в лучших традициях 70-х. А песня Led Zeppelin «Immigrant Song» легла на картинку как влитая. Словом, таких драйва и энергетики, как в «Рагнареке», не было ни в одном другом комиксе, так что заискрилась не только молния, выпущенная богом грома, но и вся киноистория.
Стражи галактики (Guardians of the Galaxy, 2014)
Опять же чертовски стильными, душевно ностальгическими и дико смешными были «Стражи галактики» Джеймса Ганна, тоже лихо окунувшие нас, зрителей, в музыкальную эстетику 70-х, только уже больше в поп-рок, глэм и диско. Ганн вывел на экран команду очень неидеальных и очень разномастных, пестрых героев, предельно далеких от образа рыцаря-защитника без страха и упрека. Супергероизм обрел краски эксцентрики и даже абсурдизма (тандем болтливого енота и скудно разговаривающего дерева). А песня «Hooked on a Feeling» спустя полвека снова стала хитом, но уже для совсем другого поколения.
Черная пантера (Black Panther, 2018)
Крайне важным в политико-социальном аспекте и крайне свежим в аспекте эстетическом стало появление чернокожего супергероя. Но дело не только в том, что супергероизм сменил цвет кожи. Режиссер «Черной пантеры» Райан Куглер представил совершенно новый, бесконечно богатый, красочный и сложный кинематографический мир. Вымышленное африканское государство Ваканда справедливо можно назвать таким же художественно богатым, колоритным и детализированным миром, как Средиземье Толкина или Хогсмид Джоан Роулинг, но только не сказочным, а аллегорическим с острой политической подоплекой. И конечно, новой марвеловской музыкой, усиливающей характер и настроение, стал хип-хоп.
Бэтмен возвращается (Batman Returns, 1992)
Тим Бертон в свое время превратил комиксы о Бэтмене в мрачную готическую сказку, преисполненную гротеска. И надо сказать, таким выразительным и волшебно черным, как у Бертона, Готэм больше не был ни у одного из режиссеров. Сиквел «Бэтмен возвращается» подарил графическому кинематографу несколько незабываемых и экспрессивных образов: лукавую и грациозную Женщину-кошку в бесподобном исполнении Мишель Пфайффер, которая поистине слилась с кошачьей шкурой, и мерзкого, отвратного, утрированно безобразного Пингвина в исполнении Дэнни ДеВито.
Темный рыцарь (The Dark Knight, 2008)
Совсем иной подход к комиксам о Брюсе Уэйне представил десятилетия спустя Кристофер Нолан, сменивший фэнтезийный гротеск подчеркнутым реализмом и современной политико-криминальной эстетикой. Лучшим в трилогии Нолана единогласно и критиками, и рядовыми зрителями признан второй фильм, где роль психопата-грабителя-головореза Джокера виртуозно, пугающе маниакально и убедительно исполнил покойный Хит Леджер. Нолан не просто экранизировал комикс, но снял авторскую криминальную сагу, эпичную, умеренно жесткую, неумеренно умную и многослойную, в которой уже почти ничего не было от сказки, но было много от мира прошлой и современной будничной Америки, в частности ее далеко не лучшей стороны.
Чудо-женщина (Wonder Woman, 2017)
В прошлом году Marvel выпустила «Капитана Марвел», а в этом собирается представить «Черную вдову», но DC еще три года назад покорила кинопрокат и суровые сердца критиков первым полнометражным сольным кинокомиксом о супергерое-женщине (в расчет не берутся провальные «Женщина-кошка» с Холли Берри и «Электра» с Дженнифер Гарнер, так как в производстве первой не участвовала DC Films, а в производстве второй не участвовала Marvel Studios). Постановщице Пэтти Дженкинс и актрисе Галь Гадот удалось создать не карикатурный и не гиперсексуальный, а по-настоящему величественный и невероятно сильный образ амазонки. Феминистский, но не радикальный. Мощный, мужественный и воинственный, но в то же время мягкий, женственный и преисполненный идей гуманизма, пацифизма, антимилитаризма.
Этот самый бесцензурный, самый острословный, самый взрослый, самый неполиткорректный, самый сумасшедший из всех фильмов по комиксам впервые предоставил супергерою «сверхспособность» общаться напрямую со зрителем, то есть, что называется, начисто разрушил четвертую стену. Более того разрушил стену между супергероем и его пониманием, что он находится внутри комикса. Хотя Дэдпул – не совсем супергерой. Он – что-то среднее между супергероем и антигероем, эдакий положительный засранец, до чертиков циничный, обаятельный, трындливый, беззаботный, несерьезный, в целом человеконенавистнический и ненавистник супергероев в частности. «Дэдпул» Тима Миллера впервые показал супергероя «нормальным парнем», который трахается как кролик, дерзит, костоломит, шалит, бузит, ерничает… и вообще костюм которого похож на сперматозоид.
Люди Икс: Дни минувшего будущего (X-Men: Days of Future Past, 2014)
Смелой и сложной, трудноосуществимой и даже рискованной была идея скрестить старую трилогию «Людей Икс» с новой приквел-франшизой. Но Брайан Сингер справился мастерски. «Дни минувшего будущего» выделяются духом и гардеробом 70-х, витиеватым, но ладным, логичным, безупречно продуманным сюжетом, встречей старых любимых мутантов с новыми полюбившимися мутантами, триумфальным возвращением Хью Джекмана в роли Росомахи и, конечно же, неизгладимо эффектным и хулиганским перформансом Квиксильвера в исполнении Эвана Питерса.
А этот фильм мы назвали бы в первую очередь, если бы пришлось выбирать одну лучшую экранизацию комикса. Он, конечно, тоже существенно отличается от классического формата подачи супергеройского комикса на большом экране, но не так разительно, как «Джокер», поэтому попадает в нашу десятку. Режиссер Джеймс Мэнголд перенес действие в будущее, в почти что постапокалиптическую эстетику, созвучную местами с «Терминатором», местами с «Безумным Максом», и сделал Росомаху старым… пожилым, ослабленным, надевающим очки для зрения, одиноким, нежелающим геройствовать, но нежно заботящимся о совсем древнем и беспомощном Чарльзе, у которого с годами помутился уникальный гениальный мозг. Третью ключевую партию отыгрывает юная Дафни Кин в роли мутанта-клона Росомахи, ошеломительная девочка, натурально похожая на маленького, агрессивного, когтистого, дикого, но в то же время ранимого зверька. Никакого подросткового рейтинга. Здесь хлещет кровь и летят отрубленные когтем головы. И воздух постоянно пахнет смертью. И смерть эта, несмотря на фантастические сверхспособности, так реальна, прозаична, неприукрашена, неотвратима, окончательна.
Анастасия Лях
Читайте также:
Все фильмы вселенной Marvel, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы вселенной DC Comics, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom