Паоло Соррентино является одним из самых влиятельных итальянских режиссеров современности. Его фильмы интеллектуально холодны, сатиричны, мрачны и наполнены яркими и чувственными образами, за что его часто называют современным Феллини. Одна из отличительных черт его творчества – способность визуализировать свои кинокартины фантазией художника, наполнять их яркими красками, обогащая тенями и тематическими абстракциями. В его работах феерия успешно граничит с изящным юмором, а многочисленные награды, которыми отмечены фильмы, говорят об исключительном таланте их создателя.
В этой статье kinowar.com уделил внимание только художественным фильмам великого итальянца, не упоминая о его сериалах «Молодой Папа» и «Новый Папа». Все фильмы ранжированы согласно рейтингу IMDb.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Великая красота (La grande bellezza, 2013, IMDb 7.8)
Фильм, в котором жизнь – игра, а вечный город Рим – сцена, на которой главным актером выступает Джеп Гамбарделла (Тони Сервилло) – автор нашумевшего бестселлера «Человеческий аппарат». «Великая красота» следует за героем Тони Сервилло, который разочарован в жизненном пути и в том, что предлагает мир для облегчения экзистенциальной скуки. Начинающий журналист средних лет проводит свой досуг, гуляя по улицам Рима и устраивая гедонистические вечеринки в поисках ощущения удовлетворения. Гамбарделла не слишком заботится о том, чтобы скрыть свое бессилие, вместо этого он преподносит себя с элегантностью, красноречием и сентиментальным цинизмом.
Режиссер, которого часто сравнивают с Феллини, поместил в центр киноленты город «Сладкой жизни» – место силы с его великой архитектурой и вечным искусством, превращающим любые неспешные разговоры римлян в назойливый шум. Вскоре вся эта легкость бытия и бесконечные вечеринки начнут тяготить и Джепа, который озадачится вопросами возраста, толчком к чему послужит встреча с вдовцом его первой возлюбленной. Если вначале фильм кажется полным погружением в притягательный мир богемного Рима, то уже к середине вечеринка замедлит темп, музыка станет тише, а кинолента настигнет смотрящего так, как реальность делает это с главным героем.
«Великая красота» – это прежде всего исследование внешней оболочки красивой жизни, за которой все-таки кроется бездонная душа. Как постоянно держащий себя в форме Гамбарделла вдруг удивляется своим же рыданиям на похоронах, так и мощный финал кинокартины в состоянии ошеломить зрителя, расслабленно созерцающего великую красоту.
Кинолента собрала множество кинопремий мира, включая и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Грандиозное кино, из разряда таких, когда завидуешь тем, кому его только предстоит посмотреть.
Последствия любви (Le conseguenze dell’amore, 2004, IMDb 7.5)
Гостиничный бар, в котором кресло у окна чаще всего занято мужчиной лет пятидесяти с грустными глазами и сигаретой в руках. Это Титта ди Джироламо (Тони Сервилло), который иногда отвозит чемоданы полные денег из гостиницы в один из швейцарских банков. Несмотря на то, что чемоданы и связанные с ними мафиозные дела являются движущей силой сюжета, основная драма происходит в баре, где главный герой не спускает глаз с официантки Софии (Оливия Маньяни), но игнорирует любую возможность заговорить с ней.
Второй фильм Соррентино успешно переосмысливает жанр фильмов об итальянской мафии. С первого же кадра кинолента завораживает красотой, где диалоги настолько немногочисленны, что иногда создается впечатление того, что смотришь немое кино. Тишину нарушает потрясающая звуковая дорожка, варьирующаяся от отрывистых битов до звуков скрипки с вокалом, звучащих как сон. Операторская работа выше всяких похвал – камера Луки Багацци плывет в клубах сигаретного дыма по интерьеру гостиницы, следуя за главным героем, за его взглядами и жестами, передавая его замкнутость и отчужденность.
«Последствия любви» можно смело назвать визуальным шедевром Соррентино, в котором медитативный ритм повествования возвращает зрителя в кинематографическую вселенную Антониони и Висконти, пробуждая ностальгию по кинематографу тех лет со всей экзистенциальной серьезностью их высказываний. Это возращение к теме одиночества, но не в большом городе, а в лабиринтах остановившегося времени
Молодость (Youth, 2015, IMDb 7.3)
Швейцарские Альпы и фешенебельный спа-отель, в котором двое старых друзей задерживаются на все лето. Фред Боллинджер (Майкл Кейн) – знаменитый композитор и дирижер, давно отошедший от дел, к которому обращаются «маэстро» и чьими сочинениями заслушивается королева Великобритании. Мик Бойл (Харви Кейтель) – сценарист и режиссер с привычной для всех приставкой «великий». Цель первого — чтобы его оставили в покое, а второго — успеть снять еще один шедевр, который станет его последним словом.
В «Молодости» Соррентино размышляет о времени, которое безвозвратно ушло и которое еще впереди, о тревоге относительно того, что путь близится к концу, о страхе смерти, демонстрируя при этом разное отношение к теме старения среди успешных и образованных людей. Зритель наблюдает разочарование, смирение, цинизм и физическую слабость, разнообразные эмоции и чувства, окружающие последний этап человеческой жизни, который коснется большинства из нас. Как контраст, в киноленте существуют и молодые персонажи, являющиеся в душе стариками. Сложности, которые они переживают, напоминают зрителю о том, что неудачи происходят в любом возрасте, а единственная разница между муками старости и юности лишь в красоте сильного и здорового тела. «Молодость» всей своей безграничной красотой кадра напоминает зрителю о том, что, несмотря на конечность нашей собственной жизни, мир будет существовать и дальше в своей циничной красоте цикла жизни и смерти.
Красивейшее кино о поиске гармонии на закате жизни с великолепной игрой актеров и операторской работой на фоне невероятных просторов Альп. Не «Великая красота», но нечто невероятно близкое по духу и по-своему великолепное.
Изумительный (Il divo, 2008, IMDb 7.3)
Фильм, притворяющийся биографической драмой, а на самом деле являющийся жесткой политической сатирой, замешанной на черном юморе и связях бывшего премьер-министра Италии Джулио Андреотти (Тони Сервилло) с мафией. «Изумительный» вместо глубинных эмоций и экзистенциальных кризисов – тематик, характерных для Соррентино, рассматривает махинации и интриги главного героя, которые позволили ему укрепиться во власти.
В этой ленте Тони Сервилло играет одну из своих самых впечатляющих ролей. В роли загадочного и угрюмого премьер-министра он похож на вампира – всегда в черном, со сгорбленными плечами парит по коридорам, плетя свою паутину власти. В этой киноленте режиссерский стиль со всеми его сюрреалистическими образами, текучим перемещением камеры и умной сатирой ощущается максимально целостно, а оператор Лука Бигацци наполняет ее атмосферой мрачной обители, забитой до отказа тайнами. Сочетание света с игрой теней рождает логово монстра, одержимого властью.
«Изумительный» – один из самых сложных фильмов Паоло Соррентино, в котором гражданская позиция гармонично соединена с режиссерским мастерством. Кинолента удостоена Призом жюри на 61-м Каннском кинофестивале.
Лишний человек (L’uomo in più, 2001, IMDb 7.2)
Первая полнометражная картина Соррентино — трагикомедия “Лишний человек”, получившая приз “Серебряная лента” за лучший дебют и приз “молодого жюри” на МКФ независимого кино в Буэнос-Айресе. Кроме того, с этого фильма началось многолетнее сотрудничество Тони Сервилло с режиссером.
Неаполь, 80-е годы прошлого века. Сюжет фильма сосредоточен на сопоставлении жизней двух мужчин, некоторое время назад находившихся на пике своей карьеры, но утративших все. Тони Сервилло преуспел в исполнении роли наркозависимого, эксцентричного и похотливого эстрадного певца, который, тем не менее, вызывает у зрителя сочувствие. Его партнер, Андреа Ренци, не менее успешно справился с ролью молчаливого футбольного тренера, распрощавшегося со своей мечтой из-за травмы.
Сценарий фильма содержит много непредсказуемых поворотов и достаточно черного юмора, чтобы удержать зрителя у экрана, несмотря на достаточно медленный темп повествования. В самом начале кинокарьеры Соррентино еще не выработал свой фирменный стиль, и здесь не будет экспериментов с абстрактными образами, как в последующих работах, таких как «Последствия любви» и «Молодость». В то же время в этом фильме уже поднимаются такие темы, как итальянская мораль и упадок добродетели, отторжение и поддержка искусства, которые Соррентино успешно развивал на протяжении всего своего творчества.
Друг семьи (L’amico di famigli, 2006, IMDb 7.1)
Иеремия (Джакомо Риццо) – ростовщик, весьма неприятный и вздорный тип, считающий свою работу невероятно полезной для общества, ведь, по его мнению, он помогает тем, кому дает взаймы под огромные проценты. В один из дней к нему обращается мужчина, нуждающийся в деньгах на свадьбу дочери – Розальбы (Лаура Кьятти), победившей в местном конкурсе красоты. Иеремия без ума от девушки и уверен, что благодаря его финансовой сделке с ее отцом он может получить не только финансовую прибыль, но и нечто большее.
Третий фильм режиссера – своеобразная вариация на тему «Красавицы и чудовища», где чудовище на самом деле им и является, ужасным внутри и снаружи. Соррентино рисует портрет отталкивающего главного героя, болезненно привязанного к матери. Иеремия одержим деньгами и сексом, но после встречи с Розальбой отношение зрителей к нему меняется. Девушка оказалась гораздо более холодной, жестокой и склонной к манипуляциям, чем похотливый ростовщик. Невероятно, но к концу киноленты начинаешь искренне сочувствовать старому чудовищу, который поверил в то, что счастье возможно.
Критики часто сравнивают его киноленту с творениями Феллини, но Соррентино слишком оригинальный талант, чтобы проводить параллели с кем-либо.
Где бы ты ни был (This Must Be the Place, 2011, IMDb 6.7)
Первый англоязычный фильм Соррентино, сценарий которого писался специально под Шона Пенна, исполнившего здесь главную роль.
В центре сюжета стареющая рок-звезда на пенсии – Шайенн, находящийся в депрессии из-за самоубийства двух юных фанатов. Несмотря на то, что жизнь с женой Джейн (Фрэнсис Макдорманд), спокойна и размерена, Шайенн по-прежнему носит тот же наряд и грим, что и во времена своей рок-н-рольной славы. Шон Пенн потрясающе исполнил роль, его герой шутит с каменным лицом, но в самые спокойные моменты, он трогательно передаёт свои обиды, не попадая в карикатурные шутки. Оператор Лука Бигацци дополняет глэм-рок эстетику насыщенными яркими цветами, импрессионистскими рассветами и закатами.
Этот фильм – музыкальный праздник режиссера, очарованного музыкой 80-х. Облик главного героя явно вдохновлен Робертом Смитом, фронтменом группы The Cure, а название киноленты отсылает к одноименной песне группы Talking Heads. И хотя эта работа Соррентино не настолько убедительна, как все остальные, «Где бы ты ни был» остается интересным фильмом. Подобно финальной сцене, кинолента является загадочной, временами запутанной и немного скучной, но также и эмоционально провокационной и непредсказуемой.
Серджио Мора (Риккардо Скамарчо) – богатый человек, заработавший состояние не слишком законными делами. Однажды он видит на ягодице подруги лицо Сильвио Берлускони (Тони Сервилло), и в этот момент его озаряет идея, ради которой он переезжает в Рим и покупает соседнюю с политиком виллу. Его цель – наладить контакт с Сильвио и реализовать свои политические амбиции, и для этого он организовывает серию ярких вечеринок, выглядящих как очень долгий музыкальный клип, от которого, как ни странно, не устаешь. В итоге его цель достигнута – Берлускони замечает соседа, но не слишком спешит с серьезными разговорами. Какие могут быть дела, когда вокруг так много красивых девушек…
Этим фильмом Соррентино попытался создать картину, куда поместился бы не только политик, но и его окружение с бесконечными вечеринками и шумными застольями. Без морализаторства режиссер исследует пороки и слабости человека в возрасте, боящегося старости и смерти. Кинооператор Лука Бигацци изображает Сардинию как ленивую, залитую солнцем нирвану, а Соррентино здесь использует такую пышную, чрезмерную красоту для высмеивания бездушной элегантности того что эстетически прекрасно, но метафизически пусто. В «Лоро» большое количество эпизодических персонажей и незабываемых эпизодов, а эротический флер придает пикантности даже самым неудачным моментам. Кроме того, фильм максимально фрагментарен, что позволяет зрителю включать воображение и соединять элементы по своему усмотрению, интерпретируя происходящее на экране как угодно. Но, тем не менее, «Лоро» выглядит как компромисс: недостаточно глубокий для экзистенциального фильма и недостаточно дерзкий для политического кино. Однозначно, не самая сильная работа режиссера.
Ира Дробот
Читайте также:
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Альфонсо Куарона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кэтрин Бигелоу, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кристофера Нолана, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom