2020 год был переполнен разочарованиями. Индустрия кино и сериалов пострадала едва ли не больше всего: невозможность зрителей посещать кинотеатры поставила крест на надеждах на кассовые сборы и большие премьеры. Запуск проектов откладывался, студии теряли деньги, а зрители перебирали подборки лучшего за прошедшие годы. Сериалы и потоковые сервисы помогали сохранять хоть какое-то подобие жизни в мире кино, но в целом удар, нанесенный по индустрии был самым тяжелым со времен Второй мировой.
Как всегда, подводя итоги, мы вспоминаем не только лучшее за год, но и худшее из того, что было просмотрено и пережито. Составлять десятку худших фильмов, как мы это делали в прошлом и позапрошлом годах, смысла нет, учитывая то, насколько серьезно было урезано количество премьер в целом, но вот обратиться к тому, что разочаровало публику, вполне резонно. Когда мы говорим о разочарованиях, мы не обязательно говорим о худших фильмах или сериалах. Мы говорим о ситуациях, когда на проект возлагались определенные ожидания, порой очень высокие, но в итоге они не оправдались. Иногда это фильмы и сериалы, которые можно назвать худшими за год, иногда это достойные шоу, которым не хватило момента, стечения обстоятельств, чтобы в полной мере соответствовать ожиданиям.
Итак, kinowar.com вспомнит 10 главных разочарований в кино и сериалах в 2020 году.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Пандемия коронавируса и глобальный локдаун
Глобальный карантин со всеми вытекающими последствиями
Главное разочарование года совершенно очевидно – это эпидемия, разросшаяся до масштабов пандемии, которая остановила хорошо налаженные процессы как в глобальной экономике в целом, так и в индустрии кино в частности. О масштабах кризиса может сказать один лишь факт того, что в 2020 году не вышло ни одного фильма Marvel. Самые крупные блокбастеры и нишевый артхаус, кино мэйнстримовое и авторское, фестивальное и кассовое в это году было отложено до лучших времен. Количество премьер сократилось на порядок, а те смельчаки, которые все же рискнули в период, как тогда казалось, улучшения ситуации, с болью смотрели на результаты продаж.
Кристофер Нолан не спас прокат со своим летним запуском “Тенета”, отчаянная попытка запустить “Чудо-женщину 1984” после многочисленных переносов аж в декабре также обернулась финансовым провалом. Часть фестивалей перенесли в онлайн, Каннский фестиваль и вовсе отменили. Переносу на 2021 (пока) год подверглись “Не время умирать” (25-й фильм о Джеймсе Бонде), “Форсаж 9”, “Тихое место 2”, “Дюна” Дени Вильнёва, “Французский диспетчер” Уэса Андерсона и многие другие фильмы самых разных жанров. Съемки очередной “Миссия невыполнима”, “Бэтмена” с Робертом Паттинсоном, “Последней дуэли” Ридли Скотта и многих других проектов многократно останавливались и переносились. Пятый сезон сериала “Миллиарды” и вовсе показал семь отснятых эпизодов, а затем прервался на паузу до следующего года, чтобы показать остаток сезона. Не будем забывать также и о тех актерах, режиссерах и других работниках индустрии, которые ушли из жизни в этом году из-за осложнений, связанных с коронавирусом.
Единственным фактом, который в этой связи утешает, может стать то, что за 2020 год скопилось очень много серьезных перспективных премьер, которые мы сможем увидеть в году 2021-м (по крайней мере, хочется на это надеяться).
Новый фильм Кристофера Нолана
Кристофер Нолан относится к той когорте режиссеров, каждый новый фильм которых становится событием. Нет сомнений в том, что новая работа мастера понравится, вопрос лишь в том, насколько. С учетом того, насколько сложным был этот год и как мало мы увидели премьер в целом, ожидания от “Тенета” были удвоены. С точки зрения промоушена это подогревалось еще и звучным титулом, гремевшим в масс-медиа: спаситель проката.
Ожидаемого спасения не произошло. “Тенет” если и окупился, то минимально, а уж говорить про какой-то эффект массового возвращения зрителя в кино и вовсе не приходится. Но это не главная проблема, возникшая с картиной. Фильм не стал плохим, работа была проделана грандиозная и смотреть созданное было очень увлекательно. И все же, поставив перед собой сверхамбициозную задачу, Нолан не смог дотянуть до той планки, за установку которой он же и отвечал. Невнятная мотивация героев, скудные диалоги и плоско прописанные персонажи обнажили целый ряд проблем в творчестве режиссера, в том числе и ретроспективно. Но если раньше недостаточную глубину характеров компенсировала выверенная история, то в этот раз она оказалась настолько сложной и многослойной, что даже если зритель и понял, о чем шла речь, избавиться от легкого ощущения разочарования все же не удавалось.
Новый сезон “Мира Дикого Запада”
Мир Дикого Запада, 3 сезон (Westworld III)
Первый сезон “Мира Дикого Запада” стал одним из лучших сериалов в истории. Второй сезон вызвал как одобрительные, так и негативные отзывы, но в целом сохранил резюме качественного интеллектуального продукта. Над третьим сезоном работали те же сценаристы, что и над двумя предыдущими – Лиза Джой и Джонатан Нолан. Тем не менее, из изысканного зрелища, дающего обильную пищу для разума, проект превратился в упрощенную схематичную структуру, наполненную сюжетными и логическими нестыковками.
Вполне вероятно, что причиной тому стала перегрузка сценаристов, поскольку после успеха больших проектов их перекупают для других телеканалов или потоковых сервисов за безумные деньги, но под большее количество запусков. Каким бы трудоспособным и талантливым не был автор, выдать на порядок больше продуктов, сохраняя то же качество, что и раньше, он не сможет чисто физически. В случае с третьим сезоном “Мира Дикого Запада” это ударило по финальному результату очень больно. Сериал продлен на еще три сезона, но смотреть их большого желания нет, несмотря на постоянно усиливаемый актерский состав.
Сотрудничество Райана Мерфи и Netflix
Голливуд (Hollywood), Политик (The Politician) и даже Рэтчед (Ratched)
В еще большей (и еще более досадной) степени та же ситуация с перегрузом по количеству проектов отразилась на Райане Мерфи, одном из главных сериальных авторов последних десяти лет. Из под его пера вышли такие лучшие образцы индустрии как “Американская история преступлений”, “Американская история ужасов”, “Вражда” и “Хор”. После этого он подписал пятилетнюю сделку с Netflix на сумму, которую даже страшно произносить вслух. Казалось бы, деньги и ресурс Netflix плюс талант Мерфи – это ли не идеальное сочетание и гарантированный успех?
Возможно, все так и было бы, если бы Райан не курировал три сериала за год в качестве сценариста, режиссера и продюсера. Физические возможности ограничены даже для гениев, и первым свидетельством этого стал сериал “Политик”. Он вышел не то чтобы плохим, но пресноватым и не таким увлекательным, как это было ранее в случае с проектами Мерфи. А затем случился “Голливуд” – сериал, сделанный профессионально, грамотно и политкорректно, но оказавшийся простенькой сказочкой с максимально упрощенными схематичными линиями сюжета. Все герои прописаны должным образом, причины их поведения совершенно понятны и подкреплены форматом их характера, но смотреть на эту наспех сложенную одномерную историю не было никакого интереса.
К приквелу “Пролетая над гнездом кукушки”, сериалу “Рэтчед”, Мерфи готовился загодя, а потому результат вышел куда более интересным. Но все же, по сравнению с тем, как были выстроены лучшие образцы творчества Мерфи, этот проект заметно уступает, а во многом и копирует созданное автором ранее. Сезон завершен эффектным клиффхэнгером, но смотреть следующий особого интереса нет.
Появление Аль Пачино в сериале
Аль Пачино достаточно долгое время не появлялся на экране в сериальном формате, но вот пришел и его черед. Стоит ли говорить, что каждая новая работа актера ожидаема, а тут еще и формат предстоящей премьеры обнадеживал: секретный отряд охотников на нацистов, которые после поражения во Второй мировой проникли в США и продолжили там свою деятельность.
Реальность оказалась жестокой. Завязка сезона была толковой, Пачино как всегда играл на высшем уровне, команда отряда “охотников” подобралась симпатичная, но дальнейшее развитие сериала все больше вызывало желание прекратить просмотр. Карикатурные нацисты, совершающие странные немотивированные поступки, сюжетные несостыковки и переизбыток гротеска в атмосфере проекта быстро угробили отменный потенциал “Охотников”. Финал сезона подан интересно и затягивает в следующий, но памятуя о событиях первого, вряд ли мы купимся на эту уловку.
Новый боевик с Шарлиз Терон от Netflix
Старая гвардия (The Old Guard)
После успеха “Эвакуации” с Крисом Хемсвортом казалось, что Netflix нашел способ производить крутые боевики, и машина не даст сбоя. Тем более, что у Шарлиз Терон опыт в боевиках большой и разносторонний (“Атомная блондинка”, “Безумный Макс” и другие). Было даже ощущение, что Netflix положит начало собственной франшизе фильмов по комиксам. Но сейчас никто и не вспомнит, о чем в принципе была история бессмертной богини, живущей на Земле тысячи лет и спасаюшей человечество от вечного зла.
Долгожданный фильм о Капоне с Томом Харди
Фильмы время от времени не оправдывают ожиданий – это неизбежно в определенном процентном соотношении. В случае с историей Аль Капоне после его выхода из тюрьмы, когда бывший гангстер номер один Америки доживал отведенное ему время, постепенно погружаясь в паранойю и слабоумие, наиболее обидным является то, что подготовка и производство картины заняло очень долгий период времени. Харди неустанно постил в своем инстаграме фото в гриме Капоне и снимки со съемочной площадки, продюсеры и режиссеры рассказывали об источниках вдохновения для сценария, да и сама историческая основа была очень благодарным материалом. К сожалению, в итоге вместо ожидаемой новой гангстерской классики вышел пшик.
История секс-скандала на телеканале FOX в формате полного метра
Еще одна благодатная почва для проработки – канал FOX, его одиозный босс Роджер Айлз и секс-скандал, ранее разложенный на составляющие в сериале “Самый громкий голос” с Расселом Кроу. Сериальный проект рассматривал куда более долгий период времени в биографии телемагната, а фильм должен был сосредоточиться именно на истории о домогательствах и принуждении. Но ни громкие реальные события, ни грандиозная женская троица в главных ролях (Николь Кидман, Шарлиз Терон, Марго Робби) не смогли создать заметный для широкого внимания продукт. В США фильм вышел еще в конце 2019 года, но в Украине премьера состоялась в начале 2020-го.
Провал сольника Харли Квинн с Марго Робби
Хищные птицы (Birds of Prey (And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn))
Еще одна неудача для Марго Робби состоялась в рамках проекта, который казался для нее очень выигрышным. В провальном “Отряде самоубийц” самым ярким персонажем оказался не Джокер, а Харли Квинн. Продюсеры решили этим воспользоваться, тем более, что тренд феминизма и предоставления женщине более значимого пространства на экране играл им в этом на руку. Режиссером также пригласили женщину, талантливую американку китайского происхождения Кэти Янь. Однако что-то пошло не так, и вместо уверенной эксплуатации одного из самых ярких персонажей комиксов на экране последнего времени вышло нечто невнятное, похоронив надежды на сиквел.
Решение студии Warner Bros. запускать премьеры одновременно в кинотеатрах и на потоковом сервисе HBO Max
Дюна (Dune), Чудо-женщина 1984 (Wonder Woman 1984), Матрица 4 (Matrix 4), Отряд самоубийц (The Suicide Squad) и многое другое
Нельзя сказать, что мы осуждаем это решение (более того, мы его скорее поддерживаем в моменте). Кинотеатральный прокат на текущий момент не дает шансов окупить проект, а потому рассчитывать исключительно на такой формат премьер было бы чистым безумием. Замораживать премьеры до полной победы над коронавирусом также не лучший вариант развития событий, кто знает, сколько лет это может занять.
В то же время, перевод контента на рельсы потоковых сервисов наносит серьезный ущерб визуальному воздействию фильмов. Особенно это относится к жанрам фантастики и боевика, то есть тех самых блокбастеров, которые мы и привыкли видеть в кинотеатрах. Можно понять негодование Дени Вильнёва по поводу того, что большая часть зрителей, скорее всего, увидит “Дюну” не в кинотеатре, а дома на плазме. Можно прислушаться к словам Нолана о том, что “Тенет” не предназначен для показа вне кинотеатра (да и в принципе, Кристофер большой противник потоковых сервисов как способа демонстрации фильмов). Иными словами, это ситуация, в которой правы обе стороны, а решения продиктованы тем, что всегда устанавливает правила: бизнесом и большими деньгами. Но даже когда решение взвешено и финансово обосновано, это еще не значит, что оно не приносит разочарование как зрителям, так и деятелям кино.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
10 главных разочарований 2019 года
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom