В этом году «Оскар» будет не таким, как прежде. Из-за пандемии, конечно же. Во-первых, церемония пройдет гораздо позже обычного: не в феврале и даже не в марте, а аж в конце апреля. Во-вторых, скорее всего, она пройдет онлайн или же с минимальным количеством гостей, скромно, «по-домашнему». В-третьих, из-за закрытых кинотеатров возможность номинироваться впервые получат фильмы, вышедшие онлайн, а не в прокат. В-четвертых, работы у киноакадемиков будет куда меньше, чем в предыдущие годы, так как количество законченных фильмов за 2020 год ничтожно мало. В-пятых, номинация за спецэффекты и вовсе, наверное, будет упразднена, поскольку из блокбастеров до экранов добрались лишь «Довод», «Мулан» и «Чудо-женщина: 1984».
Тем не менее, анализируя ушедший год, мы насобирали девять картин, у которых есть шансы попасть в предстоящую оскаровскую гонку и удостоиться главного титула – «лучший фильм». У одних лент шансов чуть больше, у других чуть меньше, но в целом наша потенциальная девятка выглядит так.
Мы делаем ставку на нежную, пейзажную драму с Фрэнсис МакДорманд, которая, полагаем, попадет в номинации «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшая актриса» и «лучшая операторская работа». «Земля кочевников» – работа независимой постановщицы Хлои Чжао, которая посредством исконно американского жанра роуд-муви и виртуозного балансирования на грани документального и игрового кино описывает некую «новую Америку», послекапиталистическую, возвратившуюся к первобытным, диким ценностям; страну странствующих романтиков, одиноких пилигримов, превративших скитальчество в особую философию и стиль жизни. Пустынно-каменистые американские ландшафты, сменяющие друг друга оранжевые рассветы и багровые закаты манят в путь-дорогу, которая может оказаться тяжелой и холодной, и без определенной точки прибытия, и с горечью утрат, и с запахами старости, потерянности и сиротства, но все равно прекрасной, уготованной поэтам и мечтателям. Здесь Фрэнсис МакДорманд совсем не похожа на привычную Фрэнсис МакДорманд, эксцентричную героиню коэновских комедий. Здесь актриса кажется искренней и настоящей, не играющей очередную роль, а впервые поделившейся со зрителем своим реальным «я» и реальными эмоциями.
Новая режиссерская работа Дэвида Финчера, в последние годы переключившегося на телевидение и не снимавшего «большое кино» со времен «Исчезнувшей», целиком оправдала многолетнее ожидание и заслуженно должна оказаться в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший оригинальный сценарий» и «лучший актер». И хотя Финчер, со всей любовью (и синефильской, и сыновьей) и почтением обратившийся к давно написанному сценарию своего отца, снял фильм не столько для зрителей, сколько для самих работников киноиндустрии, «Манк» смотрится (и слушается) на одном дыхании, с безудержным киноманским удовольствием. Саркастичный черно-белый байопик, посвященный неформатному голливудскому сценаристу Герману Манкевичу в бунтарском исполнении Гари Олдмана, написавшему легендарного «Гражданина Кейна», блестяще стилизован под «золотой век», тонко выворачивает наизнанку меркантильное и интриганское закулисье больших студий и параллельно воспевает исключительный талант изгоя, не вписывающегося в систему и голливудские правила. «Манка» хочется разобрать на цитаты и мизансцены, а игру Олдмана – на мудрый и уставший взгляд, ироничные ухмылки, ударные остроты и изобличительные выпады.
Пятеро одной крови (Da 5 Bloods)
Пандемия пандемией, а оскаровскую политкорректность никто не отменял. Новая работа режиссера «Черного клановца» Спайка Ли, выход которой актуально совпал с убийством Джорджа Флойда и последовавшими за ним антирасистскими и антиполицейскими протестами, едва ли пройдет мимо киноакадемиков. Спайк Ли снял свою версию «Апокалипсис сегодня», в которой рассказал историю черных солдат, воевавших во Вьетнаме, умирающих на чужой войне за страну, которая веками принимала их за домашний скот. В своей черной антивоенной ленте, где война отдается гулким эхом в современной охоте ветеранов за почившим на поле боя золотом, постановщик приходит к выводу, что у черных солдат куда больше общего с вьетнамцами, чем с белыми американцами. Здесь одну из последних ролей исполнил скоропостижно скончавшийся от рака Чедвик Боузман.
Суд над чикагской семеркой (The Trial of the Chicago 7)
Оскароносный сценарист Аарон Соркин, автор «Социальной сети» и «Стива Джобса», выпустил вторую картину в новом для себя качестве режиссера, и у нее есть все шансы попасть в номинации «лучший фильм», «лучший оригинальный сценарий» и «лучший актер второго плана», причем в последней могут оказаться сразу двое: Фрэнк Ланджелла и Саша Барон Коэн, впервые вышедший из амплуа клоуна-скандалиста и продемонстрировавший серьезное актерство. Важно, что основанный на реальных событиях «Суд над чикагской семеркой» лишь краем касается темы расизма (хотя, конечно, второстепенная сцена, в которой судья в зале суда затыкает рот лидеру «Черных пантер» кляпом, красноречием переигрывает практически все эпизоды переднего плана), а в остальном изобличает американскую политику ущемления гражданских прав и свобод в целом, не именно черного населения, но всех социально и политически неугодных. Соркин не зацикливается на судьбе и характерах персонажей, он показывает их панорамно. А сосредотачивается на вопиющем беззаконье, узаконенном консервативной властью, и мятежном, испачканном кровью переходном периоде американской истории второй половины двадцатого века, от вчерашних 50-60-х, эпохи патриархального гламура, до завтрашних 70-х, эпохи беспокойств и либеральных революций.
Одна ночь в Майами (One Night in Miami)
Еще одна драматургически крепкая и политически значимая работа, к тому же поставленная женщиной-режиссером, к тому же темнокожей. Актриса Реджина Кинг, известная по сериалу «Хранители» (тоже очень политическому, несмотря на супергеройский маскарад и абсурдизм), дебютировала в качестве постановщицы байопиком Мохаммеда Али. Но сфокусировалась не на боксе, а опять же на темной стороне американской политики (впрочем, едва ли у какой-либо политики есть светлая сторона). 25 февраля 1964 года в Майами, в разгар сегрегации, молодой черный боксер Кассиус Клей завоевывает мировой чемпионский титул. Но лавры ничего не меняют: из-за дискриминационных законов Кассиусу по-прежнему нельзя быть в местах, предназначенных для белых, и ночь собственного триумфа, когда все вокруг празднуют, он проводит в отельном номере вместе с тремя близкими друзьями: политическим активистом, афроамериканским исламским лидером и борцом за права черных Малькольмом Икс, футболистом Джимом Брауном и певцом Сэмом Куком. Эта ночь меняет мировоззрение чемпиона, хоронит Кассиуса Клея и рождает на свет Мохаммеда Али. Скорее всего, у этого фильма будет дежурное номинирование, то есть обязательное попадание в номинацию без реального шанса в ней победить.
Эта костюмная мелодрама с участием Сирши Ронан и Кейт Уинслет – своего рода британский ответ французскому «Портрету девушки в огне». Снял ее Фрэнсис Ли, который в 2017-м стал прорывом в независимом британском кино со своей дебютной работой «Божья земля», гей-драмой на фоне йоркширских фермерских угодий (которую в свою очередь критики назвали инди-ответом «Горбатой горе»). В «Аммоните» Ли продолжил воспевать однополую романтику и рассказал о запретной лесбийской связи, причем за основу взял биографию английской исследовательницы-палеонтолога Мэри Эннинг, которая собирала и изучала древние окаменелости (аммонит – камень биологического происхождения, аммониты – окаменелые моллюски, обитавшие на Земле сотни миллионов лет назад). Уинслет сыграла Эннинг, а Ронан воплотила образ молодой лондонской леди, для которой та становится сиделкой и объектом страсти. Обе актрисы, изобразившие на экране убедительную, покалывающую химию, могут номинироваться за главную роль.
Отец (The Father)
Французский драматург Флориан Зеллер самостоятельно перенес на экран свою знаменитую, отмеченную множеством театральных наград пьесу «Отец», а на главную роль позвал самого Энтони Хопкинса, который в прошлом году номинировался за второплановую полукомедийную роль Понтифика в полубиографической драмеди «Два папы», а в этом должен попасть в номинацию за главную драматическую партию (и спустя почти тридцать лет после победоносной роли Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят» может получить свой второй «Оскар»). В «Отце» Хопкинс сыграл старика, который всячески отказывается от помощи взрослой дочери, а та в свою очередь пытается навязать пожилому родителю сиделку. Герой отказывается признавать, что страдает деменцией, а тем временем старческий недуг существенно меняет его восприятия и ориентиры. И в этих меняющихся обстоятельствах он начинает сомневаться и в близких людях, и в собственном разуме, и даже в структуре своей реальности. История напоминает другую оскароносную драму – «Все еще Элис» 2014-го, в которой Джулианна Мур сыграла профессора лингвистики, у которой постепенно развивается Альцгеймер. Роль принесла актрисе статуэтку.
Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» (The French Dispatch of the Liberty Kansas Evening Sun)
Такое длинное комичное название получила новая работа Уэса Андерсона, которая должна была быть презентована в Каннах 2020, но из-за пандемии, как известно, фестиваль не состоялся. В то время как режиссеры-синефилы снимают фильмы в жанре «любовного послания» к кинематографу, Андерсон, меломан и библиофил, снял картину в жанре «любовного письма» журналистам. Сюжет, разворачивающийся в первой половине двадцатого века и разделенный на три линии, вращается вокруг редакции и публикаций вымышленного американского еженедельника, офис которого находится в вымышленном французском городке. Прототипом газеты послужил журнал «The New Yorker», преданным читателем которого режиссер является уже много-много лет. Естественно, нас снова ждут гротеск, красочная палитра, симметрия и калейдоскоп эксцентричных персонажей, сыгранных суперзвездным актерским составом. Причем количество звезд на этот раз бешено зашкаливает: Тильда Суинтон, Бенисио Дель Торо, Эдриан Броуди, Леа Сейду, Фрэнсис МакДорманд, Тимоти Шаламе, Джеффри Райт, Матьё Амальрик, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Лив Шрайбер, Эдвард Нортон, Уиллем Дефо, Сирша Ронан, Джейсон Шварцман, Анжелика Хьюстон, Элизабет Мосс, Кристоф Вальц, Сесиль де Франс, Руперт Френд, Кейт Уинслет… У «Французского вестника» есть все шансы повторить успех «Отеля «Гранд Будапешт». Как минимум получить очередную для Андерсона номинацию за лучший оригинальный сценарий.
Этот нетипично нежный, мягкий, поэтичный вестерн, снятый женщиной, скорее всего, окажется для «Оскара» слишком инди- и слишком арт-. Но мы все равно поставили его девятым. Независимая американская сценаристка и постановщица Келли Райхардт сняла стопроцентно авторский фильм о дружбе, корове и пончиках, в простейшем сюжете которого скрылась все американская история, история страны, созданной иммигрантами и колонистами. С одной стороны, Райхардт сняла трагикомедию о двух незлых аферистах и горе-бизнесменах, решивших в эпоху Дикого Запада, золотой лихорадки и освоения Нового Света печь и продавать пончики, сделанные из ворованного молока, сцеженного у первой и единственной в штате коровы, привезенной из Европы. С другой стороны, постановщица сфокусировалась вовсе не на сюжете, но на пейзажах и ландшафтах северо-западной Америки, на нежных чувствах главного героя-пекаря, которые тот питает и к другу-напарнику, и к корове, с которой ведет участливые беседы во время дойки, и к природе в целом: к каждому суслику в кустах, каждой сове во тьме, каждой ящерице под камнем, каждому грибу во мхе… Девственные флора и фауна строящейся Америки на полотне Келли Райхардт будто бы замерли в ожидании большого бесцеремонного набега золотоискателей, трапперов, «целинников»…, в ожидании неизбежного нашествия варваров.
Отдельно отметим, что в иностранной (международной) категории за заветную статуэтку в этом году могут сразиться украинская «Атлантида» (будем надеяться и держать кулаки), мексиканский «Новый порядок», датский «Еще по одной», грузинское «Начало» и российские «Дорогие товарищи!».
Анастасия Лях
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Победители Золотого глобуса 2020
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom