Этот проект Netflix (который, увы, и близко не наберет столько просмотров, сколько набрал банальнейший комедийный экшн «Красное уведомление») можно (и нужно) назвать одним из самых стильных и ярких представителей эпохи возродившегося американского вестерна. И первым представителем жанра так называемого «черного вестерна». Фантастическая динамика, фантастическая энергетика, фантастические схватки и перестрелки, фантастическая музыка и фантастический актерский состав. Черные создали свою версию экранного Дикого Запада, и она необыкновенно хороша.
Обычная семья – мать, отец, сынишка – где-то на задворках Техаса садятся за обеденный стол и читают молитву. Раздается стук в двери. На пороге угрожающе напирает широкая спина высокого человека в шляпе. Он заходит в дом без приглашения. В руках – два золотых револьвера. «Не трогай их, они ни при чем. Это только между нами», – просит отец семейства. Но незваный гость стреляет в женщину. Потом в мужчину. Достает карманный нож и приближается к кричащему от страха и ужаса мальчику. И делает пометку на лбу.
Годы спустя «мальчик, который выжил», ставший мужчиной (звезда сериала «Страна Лавкрафта» Джонатан Мэйджорс), промышляет охотой за головами. Но и сам возглавляет списки разыскиваемых особо опасных. Лоб его рассечен узнаваемым шрамом, а в сердце еще жива жажда мести. Он называет себя Нэт Лав. И у него есть своя банда. Однажды его приспешники крадут деньги у тех, кто украл деньги в банке. Но деньги оказываются не из банка, а из заначки банды Руфуса Бака (Идрис Эльба). Того самого высокого головореза с широкой спиной, что в злополучный день бесцеремонно прервал молитву и обеденную трапезу, залив один обычный дом кровью. К тому же сам Бак, который много лет просидел за решеткой, по слухам вот-вот освободится. А значит, столкновения двух банд и двух заклятых врагов не избежать.
На вступительных титрах отмечается, что история эта вымышленная, но люди эти существовали на самом деле. Например, про Мэри Филдс, которую сыграла Зази Битц, даже можно прочесть в википедии. Там говорится, что в возрасте за шестьдесят она стала первой афроамериканской женщиной-почтальоном. Но кто знает, вполне возможно, что в тридцать она держала салун, пела и состояла в банде… В фильме также сыграли Реджина Кинг из сериала «Хранители», Делрой Линдо из «Пятеро одной крови», Лакит Стэнфилд («Голос улиц», «Прочь», «Иуда и черный мессия») и Эди Гатеги, известный по «Сумеркам» и «Людям Икс: Первый класс». Все они сложились в шикарный ансамбль этого поистине ревизионистского или даже революционного вестерна.
Да-да, вы не ошиблись. В фильме нет белых актеров. И это, конечно же, умышленный, концептуальный ход. Нет, авторы не показывают альтернативную Америку, населенную исключительно черными. Но иронично изымают белых из исконно белого американского жанра. Если в классическом вестерне фигурировали и фигурируют до сих пор белые охотники за головами, белые ковбои, белые шерифы, белые девицы из салунов, белые землевладельцы, белые золотоискатели, белые маунтинмены, белые трапперы, белые грабители, белые головорезы… и черные рабы, то в этом вестерне рабов нет вовсе, все амплуа и роли заняты черными, а белым отведены эпизоды и массовка.
Смотрите легально на MEGOGO
И да, вы не ошиблись, если почувствовали в «Тем больнее падать» тарантиновские ноты. Неслучайно продюсером проекта выступил (помимо рэпера Jay-Z) Лоуренс Бендер, постоянный продюсер практически всех фильмов Квентина Тарантино, начиная с дебютных «Бешеных псов». А сценаристом, режиссером и композитором – афробританский музыкант The Bullitts, который еще в 2013-м выпустил среднеметражный вестерн под названием «К рассвету они умрут», также рассказывающий историю Нэта Лава, но только в исполнении ныне покойного Майкла К. Уильямса. На основе среднего метра, собственно, и была создана полнометражная версия, но с обновленным актерским составом.
Если в классическом вестерне звучит англоамериканская балладная музыка (кантри, вестерн-свинг, нэшвилл-саунд, рокабилли), то в черном вестерне, естественно, звучит афроамериканская музыка (ритм-энд-блюз и регги). Если в классическом вестерне девицы в салунах одеты в корсеты и танцуют канкан, то в черном вестерне посетителей салуна развлекает бритоголовая и полностью обнаженная исполнительница эротико-шаманского перформанса и боди-арта.
В месиве бандитских разборок за куш, территорию, власть в городах в числе прочих орудует банда Красных мешков. И эти буквально красные мешки на головах, скрывающие лица, должно быть, являются аллюзией на ку-клукс-клановские белые остроконечные маски-капюшоны, испачканные черной кровью. В иной сцене, когда герои таки грабят банк, они заходят в буквально белый город. То есть город с белыми постройками, белыми дорогами и, конечно же, белыми жителями. Он выглядит чисто, богато, но стерильно и пусто, как и сама белая Америка, если лишить ее красных корней и черной души.
Анастасия Лях
Тем больнее падать (The Harder They Fall)
2021 год, США
Продюсеры: Лоуренс Бендер, Jay-Z, Джеймс Ласситер
Режиссер: The Bullitts
Сценарий: The Bullitts, Боаз Якин
В ролях: Джонатан Мэйджерс, Идрис Эльба, Зази Битц, Реджина Кинг, Лакит Стэнфилд, Даниэль Дедвайлер, Эди Гатеги, Делрой Линдо, Рональд Сайлер
Операторы: Михай Мэлаймаре, Шон Боббитт
Композитор: The Bullitts
Длительность: 139 минут/ 02:19