На минувшей церемонии премии «Золотой Глобус» ведущий мероприятия Сет Майерс решил подшутить над командой «Секретного досье». Во время своего монолога он обратился к создателям ленты, а точнее к Стивену Спилбергу, Тому Хэнксу и Мерил Стрип. Как только прозвучали их имена, на сцену начали выносить целую охапку заветных статуэток. Со словами «нет, нет, еще рано» их снова унесли за кулисы. Однако злая ирония подшутила над именитой командой еще больше — из шести номинаций, в которых был представлен фильм, он не взял ни одной премии. Так что же не так с новым детищем Спилберга, в котором звезд больше, чем в созвездии Кассиопеи?
История фильма уносит нас во времена, когда Дональд Трамп был лишь курсантом военной академии, а жители США наивно предполагали, что именно Никсон является самым некомпетентным, скрытным и жадным до власти президентом в истории страны. В распоряжение газеты «The New York Times» попадают секретные данные о войне во Вьетнаме, которые правительство долгое время скрывало от налогоплательщиков. Газета, не раздумывая, публикует эту информацию и немедленно получает на орехи от Дяди Сэма, тогда еще не умевшего отмахиваться от любых проблем фразой «Fake news!».
Центральные герои фильма — это руководитель газеты «The Washington Post» и ее главный редактор. Они оказываются в еще боле сложном положении: получив те же материалы они должны решить, стоит ли отправлять сенсацию в печать. После запрета от правительства их действия рассматривались бы как неуважение к Суду, а последствия от повторной публикации могут стать куда более тяжелыми, чем у команды «The New-York Times». Выбор сложный, но на кону свобода слова.
Пытаясь понять, почему «Секретное досье» не получило свою охапку «Золотых глобусов», и в чем же его проблема, обращаешь внимание только на две вещи. Во-первых, фильм довольно томный. Самые динамичные кадры, это когда парень перебегает дорогу, человек берет трубку телефона, чтобы ответить на звонок, несколько людей едут в лифте. Впрочем, все это лишь сыграло на руку аутентичности. Фильм действительно пропитан духом эпохи. Декорации, костюмы и даже манера поведения героев и их стиль общения обеспечивают приятную экскурсию в прошлое. Даже голос самого Никсона, а именно его телефонные разговоры — настоящие, взятые из архивов записи. Так что драйв и экшн здесь был бы лишним.
Второй упрек может касаться самого сюжета: вряд ли кому-то еще интересны события, связанные с давно не секретной информацией, которую публиковал «The Washington Post». А украинский зритель вообще крайне далек от этих перипетий. И тем не менее, прекрасная режиссура и блестящая актерская игра вытянули чуждую проблему на близкий сердцу уровень.
Такие титаны как Том Хэнкс и Мерил Стрип позволили Спилбергу делать долгие кадры. По-настоящему долгие! Общение между персонажами практически не прерывается монтажом, давая зрителю эффект присутствия похлеще чем в 3D очках или даже в VR’ре. В результате далекая для аудитории тема стала поводом для мощного сопереживания: люди в зале стали частью команды того самого «The Washington Post».
Хэнкс и Стрип вообще заслуживают продолжительных дифирамбов. Том навскидку 8-й раз играет реальную личность, и ему, как всегда, это более чем удается. Наблюдать за Мерил было отдельным удовольствием, особенно держа в уме ее знаменитую роль в «Дьявол носит Prada». Обратное путешествие от стервозной бизнесвумен к неуверенной в себе, начинающей железной леди, актриса проходит легче, чем красную дорожку от лимузина к дверям театра Долби. Досада берет лишь за то, что этот дуэт не сошелся на экране раньше. Шанс был на съемках мюзикла Мамма Mia!, в котором Хэнкс выступал продюсером. Однако до исполнения роли в картине он себя не допустил в силу полного отсутствия музыкального голоса и слуха.
Заслуживает ли «Секретное досье» своих статуэток больше, чем «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» или «Форма воды»? Вероятно, что и нет. Ведь даже на ниве журналистских расследований в кино есть более видные представители (взять хотя бы относительно свежий «В центре внимания»). Но свою историю Спилберг рассказывает уверенно и со знанием дела. Помимо вопроса свободы слова его новая картина поднимает проблемы отношения к женщинам-руководителям, конфронтации с властью, профессионализма и отдаче своему делу. Эта работа вполне заслуживает просмотра. Возможно однократного: желания пересмотреть его спустя месяцы или годы фильм не вызывает. Зато первое «прочтение» «Секретного досье» обеспечит максимально высокий эффект погружения. Кто-кто, а Спилберг точно знает как притянуть зрителей к экрану, вооружившись дуэтом Хэнкс/Стрип. У киноманов просто нет шанса отвернуться и не проникнуться.
Автор: Павел Новожилов