Круты 1918: блеск и нищета украинского кино
Свободы не бывает без крови.
Фильм «Круты 1918» повествует о героическом сражении на одноименной железнодорожной станции, в котором несколько сотен киевских студентов и юнкеров противостояли московским красным гвардейцам. Это жертвенное сопротивление позволило продлить «жизнь» молодой независимой украинской республики – УНР.
Такая завязка хороша по двум причинам. Во-первых, она идеально ложится в канву современной истории, когда Украине вновь приходится отстаивать свою независимость от России в непростой исторический момент. Во-вторых, кроме вопросов обороноспособности и национального самосознания, она обещает батальные сцены и прочий военный экшен.
Получилось, правда, неидеально. Здесь неплохо изображен исторический момент, и хорошо передана атмосфера неопределенности в Киеве 1918 года. В то же время батальные сцены, в которых рядом с актерами массовки участвовали реконструкторы, получились уж очень бедными визуально, и за живое не цепляют. Кроме момента исполнения юными воинами национального гимна.
Смотрите легально на MEGOGO
Актерский ансамбль картины «Круты 1918» составили молодые актеры театра и кино. В центр истории помещен любовный треугольник из студента-картографа Андрея (Евгений Ламах), его старшего брата – военного Алексея (Андрей Фединчик), и девушки Софии, которую любят оба парня. Однако персонажи эти выписаны настолько плоскими, что даже имей каждый из исполнителей по Оскару, вряд ли они смогли бы выдать на экране что-то примечательное.
Правда, есть-таки среди действующих лиц фильма «Круты 1918» одно действительно запоминающееся. Речь о примкнувшем к большевикам эсере – генерале Михаиле Муравьеве. Его сыграл театральный актер Виталий Салий, и образ этот вышел дьявольски оригинальным. Чего только стоит первое появление генерала в кадре – выход из ванны, расположенной в вагоне личного бронепоезда.
Пребывая практически весь фильм в замкнутом пространстве вагона, куда его «заточили» сценаристы, герою все равно удается продемонстрировать, каким бы мог выйти фильм в правильных руках.
Здесь мы подходим к главному минусу ленты – сценарию. Дело в том, что авторы задумали классическую схему исторического кино о войне: предложить зрителям шпионские игры, предваряющие финальную битву. Украина пытается договориться с европейскими странами о военной поддержке, а двойные и тройные агенты зарубежных спецслужб, наоборот, стараются этому помешать.
Вот только ничего из перечисленного у творцов ленты не вышло. О «дешевой» батальной сцене мы уже упоминали. Так вот шпионские игры вышли не лучше. Экшен откровенно плох, бои и перестрелки уровня двадцатилетней давности. Есть даже сцена ган-каты, слизанная у Курта Уиммера («Эквилибриум»), и исполненная на таком примитивном уровне, что еле сдерживаешь истерический смех.
Главный же недочет – плохая нарезка на постпродакшене. Видимо, имея много отснятого материала, творцы картины не смогли его нормально скомпоновать. В итоге вышел набор разрозненных сцен, не складывающийся в цельную историю. Разобраться в геополитическом контексте, сложности украинского положения и шпионских перипетиях не представляется возможным. Вот и остается зрителям лишь догадываться, что же было на самом деле на уме у сценариста Константина Коновалова и режиссера Алексея Шапарева («Правило боя»).
Молодое украинское кино несомненно развивается, и в этом развитии никуда не уйти от детских болячек в виде слишком манерной, а-ля театральной, игры актеров, неинтересных диалогов, бедного видеоряда и провалов в повествовании. В то же время, стоит отметить, что «Круты 1918» – это уже не шароварная политическая агитка в стиле «Червоного» Зазы Буадзе. А значит есть надежда однажды узреть стоящий исторический блокбастер о нашей истории.
Дмитрий Сидоренко
Крути 1918 (Круты 1918)
2019 рік, Україна
Продюсери: Андрій Корнієнко, Артем Колюбаєв, Тарас Босак
Режисер: Олексій Шапарєв
Сценарій: Констянтин Коновалов
В ролях: Євген Ламах, Олександр Піскунов, Максим Донець, Олексій Тритенко, Дмитро Ступка
Оператор: Сергій Півненко
Тривалість: 110 минут/ 01:50