Не стоит с предубеждением отворачиваться от этого фильма с полной уверенностью, что на экране развернется банальная слезоточивая драма и морализаторская социальщина о вреде наркотиков и о матери, сражающейся за сына, что погряз в пагубной зависимости. То есть все это краем присутствует в картине Питера Хеджеса, но при этом сценарист/ режиссер выходит далеко за рамки киношных стереотипов и открывает новые ракурсы, с его подачи семейная драма о зле наркотиков превращается в остросюжетное роуд-муви и почти что экшн, а персонажи вовсе не распускают нюни, а действуют довольно жестко.
Так, например, героиня Джулии Робертс в момент дошедших до точки злости и отчаяния тащит сына на кладбище и спрашивает, где ей купить для него место. «Потому что ты умрешь. Ты обязательно умрешь. И мне придется тебя хоронить», – говорит изнуренная постоянной безрезультатной борьбой мать.
По сюжету юноша Бен, находящийся на очередной реабилитации, под Рождество возвращается домой, чтобы провести праздники вместе с родными: матерью, отчимом, старшей сестрой и малышней, младшими сестрой и братом. А также с любимым псом Понцем, которого обожает вся семья (в последний раз именно пес спас парня от верной смерти, вовремя обнаружив его бездыханное уколотое тело). Но близкие хоть и рады, относятся к приезду Бена с опаской. Потому что это уже далеко не первое его «возвращение», и все предыдущие ничем хорошим не заканчивались. Отчим явно недоволен. Старшая сестра уверена, что брат снова напортачит и только испортит всем праздник. Мать счастлива, но бегом прячет все лекарства и украшения с видных мест. Радость встречи с «блудным ребенком», естественно, омрачена ожиданием чего-то плохого, что непременно должно случиться. Все насторожены и напряжены. И плохое таки происходит.
В оригинале фильм называется «Ben Is Back» – «Бен вернулся» (собственно, в украинский прокат лента вышла как «Возвращение Бена»). «Вернуть» – это цель, задача, миссия кого-то со стороны по отношению к герою. «Вернулся» – это его собственное решение и это уже состоявшийся факт. И «возвращение» здесь подразумевает как буквальные, так и фигуральные трактовки: возвращение домой, возвращение в нормальную здоровую жизнь, возвращение с того света. И возвращение как замкнутый круг, как заклинившая кнопка повтора. «На этот раз все будет по-другому», – обещает Бен. «На этот раз все будет по-другому, я чувствую», – говорит воодушевленная новой надеждой мать. Но будет ли?..
Это история не о причинах и не о самом недуге, погружающем и самого носителя, и окружающих в убийственную цикличность разрушения, как вышедший в том же году «Красивый мальчик». Это история о последствиях и шлейфе, от которого не отделаться. О том, что даже тогда, когда становишься чистым и «правильным», срань, которую натворил в прошлом из-за наркотиков, не заканчивается. Никогда не заканчивается. И чистота так хрупка, а воля так слабодушна… И героиня Робертс (мать, не позволяющая себе опустить руки, не позволяющая себе перестать любить, не способная плюнуть и откреститься), когда кто-то из бывших «дружков» Бена похищает собаку, идет вместе с сыном, будто по хлебным крошкам, по мерзостям и постыдным поступкам его прошлой зависимой жизни, встречая по пути не только опасных наркоторговцев и мелких дилеров, но, например, старика-гомика-педофила, которому Бен, судя по всему, отсасывал за таблетки; разъяренного отца девочки, которую Бен подсадил на иглу, и та однажды передознулась…
Смотрите легально на MEGOGO
Мать Бена наблюдает за тем, как мир, который ей представлялся белым, оказывается черным: друг детства ее сына, которого она знала еще ребенком, милым и непорочным, превратился в трущобное отребье, и она узнала его лишь тогда, когда тот назвал ее миссис Бернс; а старым гомиком, покупающим секс за таблетки, оказался школьный учитель Бена… И эта грязь, эта скверна, эта изнанка ее, безусловно, шокируют, но не выбивают из колеи.
Сценаристом и постановщиком фильма выступил Питер Хеджес, на счету которого не так много режиссерских работ, но который в свое время написал сценарии «Что гложет Гилберта Грейпа» с Деппом и юным ДиКаприо и «Мой мальчик» с Хью Грантом и маленьким Николасом Холтом. А Джулия Робертс, прочитав сценарий «Вернуть Бена», согласилась сниматься без каких-либо оговорок, только попросила, чтобы роль Бена непременно исполнил Лукас Хеджес, сын Питера Хеджеса, игрой которого она была поражена в драме «Манчестер у моря».
И Робертс была права. Лукас убедительно сыграл не наркомана, а именно человека, испытывающего презрение и недоверие к самому себе. В отличие от «Красивого мальчика», где многочисленные флэшбэки и в целом растянутость повествования на большой временной отрезок показывают героя в разном возрасте и в различных эмоциональных и физических состояниях, «Вернуть Бена» – история, укладывающаяся в один-два дня. Мы не знаем, каким ребенком был Бен, каким наркоманом был Бен, мы видим только его возвращение домой в канун Рождества. И этот вернувшийся Бен – это человек, с первых кадров излучающий самообман и отсутствие веры в этот свой самообман. Ему искренне хочется, чтобы на этот раз все действительно было по-другому. Но он прекрасно знает, что по-другому не будет ни в этот раз, ни в следующий, ни когда-либо. И однажды Понц не успеет.
Анастасия Лях
Вернуть Бена (Ben Is Back)
2018 год, США
Продюсеры: Маргарет Чернин, Дайян Дрейер, Джейн Нерлингер Эванс
Режиссер: Питер Хеджес
Сценарий: Питер Хеджес
В ролях: Джулия Робертс, Лукас Хеджес, Кортни Б. Вэнс, Кэтрин Ньютон, Рэйчел Бэй Джонс, Дэвид Залдивар, Александра Парк, Майкл Эспер, Тим Гини
Оператор: Стюарт Драйбёрг
Композитор: Дикон Хинчлифф
Длительность: 103 минуты/ 01:43