Джузеппе Торнаторе – великолепный итальянский режиссер, который снимает чарующее, душевное, проникновенное, визуально богатое и местами просто совершенное кино. В отличие от Стивена Спилберга, Кристофера Нолана и Дэвида Финчера, он не снискал настолько широкой популярности в массах, он не стал медийной “звездой” режиссерского цеха: его имя вспомнит далеко не каждый зритель, несмотря на то, что его фильмы видели многие. Его работы получали и награды самых престижных фестивалей, и признание в виде попадания во все возможные списки лучшего по индустрии, в том числе в IMDb топ-250. Но его имя звучит незнакомо для большого количества любителей кино.
Спешим исправить эту несправедливость: разберем список всех режиссерских работ Джузеппе Торнаторе и при этом попытаемся оценить, какие работы были самыми лучшими. Помните, что мы исключительно высокого мнения об этом мастере, а потому определение “худший” фильм в данном случае весьма условно – оно просто означает, то другие фильмы еще сильнее и памятнее.
Итак, kinowar.com представляет все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему.
Отдельно от списка отметим фильм “Особенно по воскресеньям”, поскольку он состоит из четырех новелл, снятых разными итальянскими режиссерами (Джузеппе Торнаторе, Марко Туллио Джордана, Джузеппе Бертолуччи и Франческо Барилли). У Торнаторе одна новелла из четырех, а потому не будем сравнивать эту ленту напрямую с сольными проектами режиссера.
Особенно по воскресеньям (сегмент “Синий пёс”) (La domenica specialmente (segment “Il cane blu”)) 1991
В сегменте Торнаторе играют Филлип Нуаре, с которым режиссер уже сотрудничал на съемках “Нового кинотеатра Парадизо”, и Никола Ди Пинто, который снялся в нескольких фильмах постановщика.
11. Двое во вселенной (La corrispondenza) 2016
Дуэт Джереми Айронса и Ольги Куриленко, история об отношениях молодой красивой аспирантки и немолодого уже профессора, композитор Эннио Морриконе – все говорило о том, что это будет очередной шедевр от Торнаторе. И фильм весьма неплох, но это не тот уровень, на который рассчитываешь, начиная смотреть картину этого режиссера.
Профессор (известный астрофизик) несвободен, они встречаются с девушкой тайно, а когда ученый уезжает из города, они продолжают общаться с помощью СМС и видеочатов. Внезапно героиня Куриленко узнает о смерти профессора. Но СМС от него продолжают приходить ей даже после этой трагической новости. Чтобы разобраться в ситуации, девушка приезжает в родной город возлюбленного…
Те зрители, которым фильм не понравился, нарекали на слабый сценарий и затянутую постановку, отмечая, что потенциал у истории был очень мощным, но в полной мере раскрыться ему не дали. Те же, кто остался доволен картиной, наоборот, говорят об атмосферности и изысканности истории.
10. Баария (Baarìa) 2009
Одна из ключевых тем в творчестве Торнаторе – воспоминания о жизни в маленьких итальянских городках, преимущественно с погружением в глубокое детство и постепенное взросление центрального персонажа. Большинство таких историй биографичны или даже автобиографичны, а потому чувствуется то, насколько тема картины и нерв происходящего на экране близки режиссеру. Маленькая Италия всегда показывается с любовью и щемящим чувством ностальгии (и если вас не проняло до мурашек от увиденного, то обязательно добьет музыка Морриконе).
Такой лентой стала и Баария. Это не “Бавария”, написанное с ошибкой, это “Багерия” по-сицилийски. Маленький сицилийский городок, показанный на протяжении шестидесяти лет, от 20-х годов и режима Муссолини до 80-х. Детство, юность и зрелость главного героя, который в начале повествования появляется еще маленьким мальчиком, проходит Вторую мировую юношей, а потом постепенно вырастает в профсоюзного деятеля и движется по карьерной политической лестнице, зарабатывая авторитет борьбой с мафией и заботясь о своей разрастающейся семье.
9. Незнакомка (La sconosciuta) 2006
Украинская эмигрантка в Италии. Она устраивается на работу, но попадает в рабство к сутенеру. Помимо проституции, он зарабатывает также на продаже детей своих проституток. Ирине удается вырваться из плена, но она не бежит на родину. Она пытается разыскать свою дочь, полагаясь на информацию о приемных родителях, полученную от акушерки. Найдя нужную семью, она устраивается в нее няней…
Чрезвычайно тяжелый и мрачный фильм Торнаторе – вероятно, самый мрачный в его фильмографии. Если типичная лента от этого режиссера – это ностальгическая драма о любви, детстве, мечтах и надеждах, то в данном случае зритель получает жесткий напряженный триллер. Отличная актерская работа Ксении Раппопорт, в роли сутенера занят Микеле Плачидо.
Как вы понимаете, музыку к фильму написал Эннио Морриконе – мы постараемся не писать об этом под каждым из фильмов, поскольку всего у Морриконе и Торнаторе 12 совместных работ.
8. Каморрист (Il camorrista) 1986
Режиссерский дебют Джузеппе Торнаторе, отмеченный несколькими итальянскими премиями и номинациями за лучший дебют. Сразу после этого фильма режиссер снял “Новый кинотеатр Парадизо”, так что критикам не откажешь в чутье на потенциальный талант мастера. Лента поставлена по роману Джузеппе Мараццо.
Каморра – это мафиозная структура, родившаяся в Неаполе. Она отличается от “старой” мафии упорядоченной структурой и иерархией, клановостью. Основной ее профиль – наркотики. Человек, получивший прозвище “Профессор”, сел в тюрьму за убийство, которое он совершил, пытаясь защитить родную сестру от преследования. Сидя в тюрьме, он со своими друзьями создает новую каморру и вступает в борьбу по старой неаполитанской мафией.
7. Фабрика звезд (L’uomo delle stelle) 1995
Номинация на Оскар за лучший фильм на иностранном языке, номинация на Грэмми за лучшую музыку к фильму (все верно, она опять авторства Морриконе), специальный приз Венецианского кинофестиваля и три итальянских премии Давид ди Донателло.
И снова Сицилия, и снова мягкая ностальгия по маленькой Италии. Мошенник Джо ездит по небольшим городкам, предлагая за деньги пройти кинопробы всем желающим. Он представляется крупным продюсером римской студии. Никаких съемок, понятное дело, никто затем не получает. Но одна девушка, неграмотная и юная, настолько проникается тем, что делает Джо, что увязывается за ним, несмотря на все попытки последнего избавиться от внезапной спутницы. Как часто бывает с аферистами, рано или поздно наказание настигает того, кто пытается быть самым хитрым и изобретательным…
6. У них все хорошо (Stanno tutti bene) 1990
Марчелло Мастроянни в главной роли.
70-летний отец пяти детей путешествует по Италии, навещая своих наследников. Неаполь, Милан, Рим, Флоренция, Турин – его приезд становится сюрпризом каждый раз, ведь дети не хотят разочаровывать своего отца, а их жизнь при этом далека от идеальной.
Великолепная работа Марчелло Мастроянни. Позднее в 2009 году вышел ремейк этой ленты с Робертом Де Ниро в главной роли. При всем глубочайшем уважении к нему, не можем не отметить, что игра итальянского легендарного актера трогает куда глубже. Да, так обычно принято говорить, что оригинал куда лучше ремейка, но в данном случае это непреложная истина: фильм Торнаторе стал куда менее заметным, чем его предыдущая работа “Новый кинотеатр Парадизо”, однако он не менее трогательный, красивый и по-житейски мудрый. Одна из картин, которую незаслуженно обошли вниманием критики и зрители.
5. Простая формальность (Una pura formalità) 1994
Серьезное преимущество Торнаторе еще и в том, что он, чаще всего, выступает сценаристом собственных фильмов (или ко-сценаристом, прописывая общую идею, которую потом дорабатывает соавтор). “Простая формальность” – яркий пример сценарного кино, где актерам нужно лишь надлежащим образом вписаться в историю, запутанную, местами почти мистическую, детективную, затягивающую.
Персонаж Жерара Депардье не помнит, что произошло накануне вечером, не понимает, как он оказался там, где оказался, а инспектор (Роман Полански) крайне подозрителен. Он говорит, что проверка и вопросы – простая формальность, но шаг за шагом копается в делах героя Депардье все более настырно, с явным намерением вывести его на чистую воду. Как дать отпор инспектору, если ты сам не понимаешь, что произошло? Возможно ли такое, что ты действительно виноват в том, в чем тебя подозревают?
Отличная смесь детектива и триллера.
4. Лучшее предложение (La migliore offerta) 2013
Это тоже триллер и детектив, и он также написан самим Торнаторе. Но в отличие от “Простой формальности”, история куда глубже, персонажи выписаны очень детально, подробно, а уж ходов в этом повествовании несопоставимо больше.
Джеффри Раш играет одинокого и очень специфического эксперта по оценке антиквариата. Он исключительно профессионален, но при этом живет затворником, не особо любит общение с живыми людьми, общается только с очень ограниченным кругом проверенных друзей, везде носит перчатки и избегает эмоций. При выполнении одного из заказов он сталкивается с эксцентричной особой, во многом похожей на него. И чем глубже он погружается в ее мир, тем сильнее меняется его собственный.
С самого начала кажется, что кто-то из персонажей – не тот, за кого он себя выдает. Но понять, кто именно, и как он проявит себя в финале, совсем непросто. Кроме того, итальянец-режиссер остается верным себе, и даже снимая напряженный детектив, он все равно ставит на первый план любовь, отношения, чувства и человеческие связи. А потому даже если вы и предугадываете какие-то сюжетные ходы, вам все равно не терпится понять, как разрешится хитросплетение человеческих эмоций, которые гораздо важнее, чем деньги и произведения искусств, оцениваемые экспертом.
3. Малена (Malèna) 2000
Многие рассматривают этот фильм как оду красоте обнаженного тела Моники Беллуччи – и мы не будем с ними спорить. Он действительно во многом завязан на этой великолепной женщине.
Но “Малена” куда глубже и тоньше, чем просто любование прекрасной итальянкой. В лучших традициях Торнаторе, это история детства и взросления, которая пересекается с линией войны и изменения сознания общества. И хотя мы живем в совершенно другой стране и в совершенно другое время, многое узнаешь в себе, начиная от переживаний мальчика и заканчивая тяжелой судьбой одинокой красивой женщины.
Малена живет в небольшом сицилийском городке (Торнаторе родом из Сицилии, как вы уже могли понять по предыдущим описанным фильмам). Ее муж на войне, она живет с отцом-преподавателем на его зарплату, поскольку никакой работы ей не дают – торговцы опасаются гнева своих жен. Иными словами, Малена слишком красива для этого городка. При этом многие пытаются стать ее любовниками, но женщина остается верна мужу. Постепенно ситуация накаляется из-за немцев, которые приходят в город…
За всем этим наблюдает (в том числе и в самом буквальном смысле, подглядывая за взрослой красавицей) совсем еще юный пацан, который еще только становится на путь взросления. Через историю Малены он набирается жизненного опыта, которым и делится со зрителями как рассказчик.
Эстетически это совершенно волшебный фильм, поскольку прекрасную Монику дополняет визуальный ряд итальянской провинции и чудесная музыка Морриконе. При этом глубина истории позволяет поставить эту картину в нашем списке куда выше, чем многие зрители могли бы предположить.
2. Легенда о пианисте (La leggenda del pianista sull’oceano) 1998
Редкий случай, когда Торнаторе не сам придумал историю для фильма. Поставлено по книге Алессандро Барикко.
Мальчик родился на корабле и за всю жизнь ни разу не сошел на берег. Здесь он взрослел, учился по мере сил, а главное, стал великолепным пианистом. Легенды о нем стали настолько громкими, что были слышны по обеим сторонам Атлантического океана. А пианист продолжал ходить на корабле от берега до берега, никогда его не покидая.
Дружба с музыкантом Максом, случайная влюбленность в пассажирку корабля, бесчисленные встречи с теми, кто едет из Европы в Америку и наоборот – все это выливается в замечательную музыку, которую Новеченто (1900-й, в честь года рождения) придумывает на ходу. Чем закончится история самого уникального пианиста в мире? Сойдет ли он когда-либо на берег? Найдет ли свою любовь? Сможет ли он обрести жизнь на земле?
Торнаторе просто не умеет снимать фильмы, которые не трогают до глубины души. Одна из лучших ролей Тима Рота, бесконечное перемещение между разными фрагментами времени, воссоздающими историю пестрыми лоскутами, а главное – музыка Эннио Морриконе, которая в этой картине не просто сопровождает визуальный ряд, а становится одним из самых важных элементов повествования.
1. Новый кинотеатр Парадизо (Nuovo Cinema Paradiso) 1988
Но если говорить о трогательных фильмах, то номер один в списке становится совершенно очевидным. Самый известный фильм маэстро, который является квинтэссенцией его творчества (и во многом автобиографичным слепком).
Известный режиссер узнает о смерти человека из его далекого детства. Он проваливается в пучину памяти, шаг за шагом возвращаясь в маленький городок, откуда он родом. Привычно для фильмографии Торнаторе, мы видим маленького мальчика в центре истории, нравы итальянской провинции, постепенное взросление, первую любовь и первую боль утраты. Постепенно перед нами разворачивается история целой жизни героя, с предтечей его большого успеха и всеми теми потерями, которые пришлось понести ради того, чтобы приблизиться к своим мечтам.
Фильм получил Оскар и Золотой глобус за лучший иностранный фильм, массу европейских наград, в том числе за блистательную проникновенную музыку Эннио Морриконе, вошел в топ 250 IMDb, а самое главное, стал любимым и памятным для огромного количества зрителей по всему миру. Когда вы будете плакать при его просмотре, помните, что это совсем не стыдно. Ведь искусство для того и существует, чтобы вызывать эмоции и сопереживание.
Читайте также:
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему