Тони Скотт – режиссер около двух десятков художественных фильмов, половина из которых легко войдет в топ-10 какого угодно жанра. Но при этом все знают его старшего брата Ридли и его картины, а о Тони вспоминают лишь когда начинаешь перечислять, автором каких шедевров он является. Почему так вышло?
Вероятно, главная “проблема” Тони Скотта – отсутствие “того самого” хита, который знают все. Для того, чтобы фамилию режиссера запомнили, недостаточно просто снимать хорошее кино. Нужно нечто большее, нужна визитная карточка. У Ридли Скотта это “Чужой”, “Бегущий по лезвию”, “Гладиатор”. У Спилберга “Челюсти”, “Список Шиндлера” и “Парк Юрского периода”. У Нолана “Начало”, “Интерстеллар” и “Темный рыцарь”. У Финчера “Бойцовский клуб”. У Скорсезе “Таксист”, “Славные парни” и “Бешеный бык”. А у Тони Скотта есть только один фильм, который должен был бы обладать таким же статусом, но никто не помнит, что именно он его снял.
Но это и не важно. Бог с ней, с популярностью. Главное – яркий след, который оставил этот режиссер в памяти зрителей. Сегодня мы вспомним весь его творческий путь – и вы удивитесь, как много он снял фильмов, которые вы помните и любите.
Итак, kinowar.com представляет все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему.
16. Домино (Domino) 2005
Кира Найтли, Микки Рурк, Кристофер Уокен, Жаклин Биссет, Эдгар Рамирес и даже Том Уэйтс. Уже одно это должно было бы обеспечить успех. Реальная история, по которой был поставлен фильм, также уникальна: дочь актера, номинанта Оскар и обладателя Золотого глобуса, Лоуренса Харви и модели Полин Стоун не пошла по стопам матери или отца. Вместо этого она стала охотницей за головами. Она охотилась на тех, за кого власти объявляли награду – наркоторговцы, убийцы, сбежавшие из-под залога. Очевидцы говорили, что она одна из самых опытных представительниц этой профессии того времени. Скотт серьезно увлекся историей и отклонил два первоначальных сценария, чтобы поставить нечто большее, чем стандартный биопик. Но мечты так и остались мечтами – чем-то выдающимся этот фильм не стал. Домино Харви умерла за два месяца до премьеры от передозировки наркотиков – в фильме она исполняет камео.
15. Фанат (The Fan) 1996
Странное ощущение, когда именно Де Ниро играет фаната, одержимого своим кумиром, а не наоборот. Он исполняет роль увлеченного бейсболом взрослого мужчины, который настолько фанатеет по команде и одному из ее игроков (Уэсли Снайпс), что готов пойти на преступление ради блага (как ему кажется) своего любимца. Несмотря на неплохую задумку и серьезный актерский состав (помимо уже упомянутых актеров здесь также участвуют Бенисио Дель Торо, Эллен Баркин и Джон Легуизамо), история все же вышла достаточно предсказуемой и пресной.
14. Дни грома (Days of Thunder) 1990
Молодые Том Круз и Николь Кидман на экране (и опытный Роберт Дюваль в роли тренера Круза). Он начинает заниматься с перспективным новичком NASCAR, постепенно выводя его в лидеры. Но счастье длится недолго, персонаж Круза попадает в аварию во время гонок. Впрочем, в больнице он встречает героиню Кидман – не худшая альтернатива…
13. Опасные пассажиры поезда 123 (The Taking of Pelham 123) 2009
Постоянный спутник режиссера Дензел Вашингтон и Джон Траволта в главных ролях. Диспетчер метрополитена в Нью-Йорке получает сообщение о том, что один из поездов захвачен. Террористы (Траволта) требуют большой выкуп. Посредником переговоров назначен все тот же диспетчер. Но одними лишь разговорами дело здесь не обойдется, будут задействованы и поезда, и туннели, и самое разное оружие. Триллер достаточно напряженный и динамичный, но во многом вторичный и не вызывающий восторга.
12. Багровый прилив (Crimson Tide) 1995
Примерно то же можно сказать и про “Багровый прилив”. Очень профессионально сделанный фильм с Дензелом Вашингтоном, Джином Хекменом и Вигго Мортенсеном. Великая музыка Ханса Циммера. Достаточно и драмы, и триллера. Но общее впечатление слабое: история о том, как старший офицер пошел против преступного приказа своего капитана очень предсказуема и венчается хэппи-эндом такой сладости, что во рту еще долго остается привкус патоки. Приказ был о запуске ядерных ракет, потому весь сыр-бор и начинается – герой Вашингтона считает, что это слишком. Кроме того, был получен второй приказ, который отменяет первый. А значит, за справедливость стоит побороться.
11. Неуправляемый (Unstoppable) 2010
Еще один фильм по реальной истории. Поезд с опасным грузом вышел из-под контроля, и двое железнодорожников пытаются его остановить. Один из работников – Дензел Вашингтон, его напарник по несчастью – Крис Пайн. Поезд не только не сбавляет скорость – он ее набирает. На фоне триллера с очень динамичным развитием событий разворачивается также раскрытие характеров двух напарников: Вашингтон – опытный и злой, знающий свое дело; Пайн – молодой, горячий и не вызывающий доверия у своего старшего товарища.
10. Шпионские игры (Spy Game) 2001
В этой истории все хорошо: и центральный дуэт на экране Редфорд – Питт, и символическая передача эстафеты новому поколению (от все того же Редфорда к Питту), и напряженная атмосфера, и искренние переживания за персонажей. Для полного счастья не хватает только меньшей предсказуемости сюжетных линий – если до этого зритель смотрел хотя бы десяток шпионских триллеров, то вряд ли он откроет для себя что-то новое. Впрочем, вторичность и заимствования можно поставить в упрек 99% кинолент, так что не будем слишком суровы.
9. Голод (The Hunger) 1983
Дебютная режиссерская работа Скотта – и сразу сотрудничество с Катрин Денев, Сьюзан Сарандон и Дэвидом Боуи. Рука не дрогнула: получился очень достойный триллер о вечной жизни и вечной молодости – Боуи и Денев играют вампиров, убивающих людей ради их крови. За несколько дней Боуи превращается в дряхлого старика и понимает, что обещания вечной любви и молодости от Денев при обращении его в вампира были страшным обманом. Вечная жизнь гарантирована, но вот вечной молодости, похоже, не достичь. В отчаянии музыкант, который теперь оказался запертым в собственном старом теле, бросается на поиск ответов…
8. Враг государства (Enemy of the State) 1998
Сюжет фильма также не назовешь чем-то новым и доселе невиданным: случайный свидетель разборок на высшем политическом уровне становится целью для сильных мира сего. Но удачно созданная напряженная атмосфера фильма, его динамика, не снижающая темп ни на минуту, а также мощная харизма Уилла Смита делают свое дело – это один из наиболее ярких триллеров конца 90-х. Конгрессмен выступает против закона, который посягает на частную жизнь граждан, его убийство случайно засекает на камеру биолог. Он передает видео адвокату (Смит), и на его жизнь начинается охота в режиме без перерыва на выходные и обед. Фильм о грязных политиках не мог обойтись без ветеранов кино – Джин Хэкмен и Джон Войт. В одной из ролей также занят Гэбриэл Бирн.
7. Полицейский из Беверли-Хиллз II (Beverly Hills Cop II) 1987
Снять продолжение сверхудачной хитовой комедии и не запороть его – задача нетривиальная. Как известно, слезу из зрителя выбить легко, а вот смешить – дело куда более сложное. Конечно, когда в твоем распоряжении такой бриллиант как Эдди Мерфи, то все заметно упрощается. Но все же, выдерживать баланс динамичного полицейского боевика и легкой комедии, не скатываясь в самоповторы и шутки ниже пояса, требовало от режиссера максимальной отдачи. Первый фильм снял Мартин Брест, человек, который позднее снял “Запах женщины” и “Знакомьтесь, Джо Блэк”. Надо полагать, уровень сиквела его должен был устроить. Сложно сказать, насколько веселым и интересным смотрится “Полицейский из Беверли-Хиллз” для нового зрителя в наши дни, но в 90-х это было нечто совершенно обязательное для просмотра.
6. Дежа вю (Deja Vu) 2006
В который уже раз Дензел Вашингтон в главной роли – дуэт с ним на экране составила роскошная Пола Паттон. Агент ФБР расследует дело о взрыве, унесшем жизни нескольких сотен человек. В процессе расследования он сталкивается с новым экспериментальным оборудованием, которое позволяет видеть прошлое – а значит, разобраться, кто был подрывником и какую взрывчатку он использовал. Но герой Вашингтона не останавливается на этом: он понимает, что прошлое можно не только видеть, но и менять. А значит, спасти людей, среди прочего и ту самую загадочную незнакомку, которую играет Пола Паттон.
5. Месть (Revenge) 1990
Очень чувственный и проникновенный фильм об измене и расплате. Несмотря на то, что линия сюжета достаточно прямолинейна, сопереживание героям выходит на высший уровень. Во многом за это можно благодарить не только режиссера, но и центральный дуэт на экране – Кевина Костнера и Мэделин Стоу. Их запретные отношения выглядят неизбежными и столь же обреченными. Несмотря ни на что, жена босса мафии и отставной пилот сближаются, и как бы они ни пытались сохранить все в тайне, могущественный Энтони Куинн узнает обо всем и не сможет оставить случившееся безнаказанным…
4. Лучший стрелок (Top Gun) 1986
Вот тот фильм, который должен был бы стать визитной карточкой Тони Скотта, по которому его узнавали бы все кинолюбители. Но по какой-то загадочной причине этот фильм знают все, а вот фигуру режиссера, стоящего за ним, не распознает почти никто. Даже если вы не фанат истории о соперничестве пилотов ВВС США, которое подталкивает их к выходу на новый уровень профессионального мастерства, вы все равно либо смотрели эту картину, либо, как минимум слышали о ней (или видели массу отсылок и пародий в других фильмах, чего стоят “Горячие головы” с Чарли Шином). Том Круз в одной из своих знаковых ролей молодого периода карьеры, бунтарь и гений воздуха, Вэл Килмер в роли его непримиримого соперника, также мастеровитого, но самовлюбленного и заносчивого, и Келли Макгиллис в роли музы главного героя и инструктора летного училища. Немного наивная, то трогательная классика, в которой нашлось место и драме, и захватывающему боевику, и веселой комедии. Сиквел “Топ Гана” был неизбежен, но сняли его лишь через четверть века.
3. Гнев (Man on Fire) 2004
Слева – маленькая Дакота Фэннинг. Справа – актер, который в этой статье упомянут раз десять. Он играет бывшего офицера разведки морской пехоты США, которого бизнесмен нанимает для охраны своей девятилетней дочери. Сам офицер находится не в лучшей психологической форме – он периодически думает о самоубийстве. В процессе работы он сближается с девочкой, и их дружба меняет его отношение к жизни. Сохранить жизнь девочки становится его личным приоритетом, а потому, когда ее похищают, он выходит на организаторов преступления и совершает персональную вендетту…
2. Последний бойскаут (The Last Boy Scout) 1991
Да, это Тони Скотт снял одну из самых крутых комедий 90-х. Когда Брюс Уиллис был еще на пике формы и мог умело совмещать в кадре комедийное ампула и образ лихого героя боевика, когда Дэймон Уэйанс был идеальным напарником для одновременно смешного и боевого дуэта, когда Хэлли Берри была совсем еще молодой… Фильм настолько ироничен, что в его шутках обыгрывается сам жанр шутки в комедийных боевиках. В то время еще не наступила мода на суровые реалистичные боевики (ах, романтика 90-х), а потому абсолютно оторванные от реальности персонажи супергероев, которые находятся на дне общественной иерархии, пьют всегда и не в состоянии побриться, чтобы выглядеть минимально опрятно, смотрелись совершенно естественно и влюбляли в себя аудиторию. Расследования этих парней можно было смотреть бесконечно, параллельно разбирая картину на цитаты.
1. Настоящая любовь (True Romance) 1993
Вряд ли на первом месте в списке могла бы быть другая картина. Сценарий Квентина Тарантино и сумасшедший по звездности актерский состав определили успех фильма еще до его создания. Кристиан Слейтер, Патрисия Аркетт, Деннис Хоппер, Кристофер Уокен, маниакальный Гэри Олдмен, фантастически придурковатый Брэд Питт, Джеймс Гандольфини – команда мечты.
Друзья дарят незадачливому одинокому приятелю на день рождения подружку. На самом деле, это проститутка, но все обставляется как случайная встреча. Несмотря на обстоятельства, парень влюбляется в новую подружку, и она отвечает ему взаимностью. Юный влюбленный решает забрать возлюбленную у сутенера и начать с ней новую жизнь. Он приходит в притон – и тут начинается лихая история о наркобизнесе, мафии, преследовании, перестрелках, дружбе и предательстве, которая не сбавляет оборотов до самого финала. Специфический юмор Тарантино, отшлифованный режиссерским видением Скотта, характерные диалоги и монологи (уже тогда) от Квентина и тотальная непредсказуемость происходящего. Особо памятен длинный монолог от Денниса Хоппера (он играет отца главного героя), который вступает в спор с боссом мафии (Кристофер Уокен) в попытке спасти своего сына; а впрочем, каждый запомнил что-то особенно ценное или смешное лично для себя.
Читайте также:
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom