Украинское кино становится все более европейским. Теперь оно адекватно смотрится на международных кинофестивалях и больше не выглядит сшитой собственными руками в кустарных условиях кофточкой на фоне фэшн-показа именитых кутюрье. Теперь его можно оценивать объективно, без поблажек, и называть реальные плюсы и минусы, а не выискивать хоть что-нибудь положительное в сырой несмотрибельной каше.
В 2016 году молодая украинская сценаристка и постановщица Марыся Никитюк сняла короткометражный фильм «Сказ» («Бешенство»), который вошел в альманах «Украинская новая волна». Фильм не был дебютным для Никитюк, но после него стало очевидным, что как минимум у нас есть режиссер, который умеет красиво снимать постельные сцены. Как максимум – у нас в принципе есть толковый молодой режиссер, обладающий вкусом и стилем, жестким и одновременно изящным, чувственным (потому что женским) взглядом на суровые реалии.
Так что дебютный полный метр Марыси стал довольно ожидаемым и многообещающим проектом. И видимо, неслучайно название «Коли падають дерева» вызвало ассоциации с советской черно-белой драмой «Когда деревья были большими». Это тоже история детства, тоже история детей и родителей. Деревья кажутся большими тогда, когда ты маленький, то есть когда ты ребенок. Деревья падают тогда, когда их рубят, а рубят их тогда, когда они умирают. Смерть интересует Марысю не меньше, чем секс и образы, явившиеся из детства.
Собственно, именно с секса лента и начинается. В сумерках среди деревьев и болотного мха трахаются, окунаются в грязь, обволакиваются черной жижей, кувыркаются и сплетаются в единое целое. И болото в фильме – образ не только буквальный, но и фигуральный: это среда, окружение, действительность, навязанные обществом правила и нормы жизни, которые засасывают и убивают тех, кто хочет жить по-другому, кто хочет свободы, хочет вырваться.
Действие разворачивается в украинской деревне, где все знают друг друга и все друг о друге судачат. Юная Лариса живет с пятилетней сестрой Виткой и старой бабкой, которую волнуют исключительно мнение соседей и внешняя пристойность. Но обе девочки – бунтарки. Витка не слушается, убегает в поле. А Лариса убегает в болота трахаться с возлюбленным Шрамом, которого засосал криминальный мир. «Ты – товар порченный», – говорят девушке в лицо и подсовывают плешивого жениха так, словно он для нее подарок и ей нужно на него молиться и в ноги кланяться за то, что подобрал. Но Лариса, сытая по горло бабкиными нотациями и подглядывающими соседями, задыхающаяся в тисках, мечтает сбежать к морю, где можно валяться на пляже и отдаваться друг другу снова и снова.
Смотрите легально на MEGOGO
«Коли падають дерева» – классическое единение эроса и танатоса, любви и смерти. И то, и другое есть свобода. На первый взгляд кажется, что сновиденческая мистика и символика, которую Никитюк вплетает в реалистичное повествование, является слегка беспорядочным нагромождением засевших в голове автора образов, выдернутых в том числе из детских воспоминаний. Но в действительности все образы неслучайны и несут смысл. Например, цыгане, которых ненавидят жители деревни и даже по-нацистски желают тех истребить. Цыгане – вольный народ, который живет не по правилам, вразрез с социальными нормами. И в их лице заскорузлый провинциальный социум, упивающийся своим застойным болотом, ненавидит саму свободу.
А белый конь, неоднократно появляющийся в кадре и под занавес исполняющий ведущую партию, – символ небес и полета, конечно же (вспомнить хотя бы античного Пегаса), устремления к солнцу. А что еще есть полет как не полная свобода?
«Вийти заміж за нелюба» – исконная трагичная тема украинской литературы. Но Марыся Никитюк грамотно обрамляет ее в европейскую форму. Мистические кадры утопления главной героини в болоте чертовски похожи на кадры из «Меланхолии» Ларса фон Триера, где Кирстен Данст в свадебном платье безжизненно плавает среди болотных лилий, будто лежит в могиле, или где ее тянут к земле цепкие корни деревьев. И к слову, актриса Настя Пустовит, получившая за роль Ларисы награду 9-го Одесского кинофестиваля, внешне похожа на Данст.
И ее героиню тоже вот-вот задавит тяжелая гигантская планета, только под другим названием.
Анастасия Лях
Интервью с режиссером на нашем YouTube-канале
Коли падають дерева (When the Trees Fall)
2018, Украина/ Польша/ Македония
Продюсеры: Игорь Савиченко, Роман Климпуш, Владимир Филиппов, Сергей Лавренюк
Режиссер: Марыся Никитюк
Сценарий: Марыся Никитюк
В ролях: Анастасия Пустовит, Соня Халаимова, Максим Самчик, Евгений Григорьев, Алла Самойленко, Аэлита Назаренко, Петр Пастухов, Мария Трепикова, Вадим Ковалев
Оператор: Михал Энглерт
Композиторы: Никита Моисеев, Александар Пейовски
Длительность: 88 минут/ 01:28
Коментарі закрито.