Вероятно, мы вправе сказать, что эстафету от Стивена Спилберга и Фрэнсиса Форда Копполы приняли двое – Крис Нолан и Дэвид Финчер. Оба режиссера не просто снимают хорошее кино, а определяют его сегодняшний день. Каждая их премьера – реальное ожидание. В связи с этим мы решили пройтись по фильмографии этого замечательного режиссера, мастера своего дела и источника вдохновения для молодых авторов – Дэвида Финчера.
В начале своей режиссерской карьеры Дэвид Финчер снимал музыкальные клипы. Это были девяностые, а потому это занятие было более, чем востребованным. Снимал он серьезным людям – Мадонне, Майклу Джексону, Аэросмит, Джорджу Майклу. Вероятно, продюсеры позднее с большим спокойствием доверяли съемку фильмов человеку, который снял такие клипы как “Vogue” для Мадонны или “Freedom” для Джорджа Майкла. Да, это именно Финчер автор этих культовых клипов.
Итак, именно Финчеру доверили съемку продолжения легендарных “Чужих”.
1992 Чужoй 3 (Alien 3)
Справился Финчер или нет? Тут можно долго спорить о том, вышел ли фильм на уровень первой и второй части, снятых, соответственно, Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном (тем более, что фанаты и так рубятся, какая часть лучше – первая или вторая, что уж тут говорить про мнения по третьей части по сравнению с предыдущими). Учитывая, что серия легендарная и обладает огромной армией поклонников, сложно ожидать, что третью часть приняли бы легко. Скажем наше мнение: Финчер отработал на уровне и предшественников не опозорил. Фильм смотреть интересно, действие очень напряженное (а это, наверно, главный козырь “Чужих”). При этом отметим, что на уровень легенды третья часть не вышла. Тем не менее, Финчер показал, что режиссер он серьезный и может работать на самом верху – с лучшими сценариями и лучшими актерами.
1995 Семь (Se7en)
Фильм “Семь” явился серьезнейшим тому подтверждением. По нашему мнению, фильм входит в пятерку лучших всех времен. История о старом детективе и его молодом напарнике, которые расследуют серию убийств маньяка, вдохновляющегося библейским списком семи смертных грехов, ушла далеко от стандартного полицейского фильма о ловких следователях. Это и детектив, и драма, и трагедия. При этом пусть и расказанная в мрачной тональности, но изобилующая тонким ироничным юмором (тут и актеры постарались – Брэд Питт и Морган Фримен убедительны в изображении своих персонажей и очень точно играют на грани между юмором и драмой). Развязка – кинематографическая классика, и если вы еще не смотрели этот фильм, то будьте уверены, она вас затронет до мурашек по коже или холода в позвоночнике, или что там у вас бывает, когда вы смотрите по-настоящему хорошее кино.
Наше скромное мнение – лучший фильм Финчера. И тут нельзя не отметить сценарную работу Эндрю Кевина Уокера (у которого этот сценарий, опять же по нашему мнению, лучший). На написание ушло два года, потому детали настолько хорошо проработаны. И то, что мы считаем лучшим второй фильм режиссера вовсе не значит, что дальше он только опускался в своем уровне. Напротив, его уровень неуклонно возрастал. Но сценарий – эта такая основа создания хорошего фильма, которую не обойдешь. Сценарии, подобные “Семь” пишут раз в 10 лет.
1997 Игра (The Game)
О таких фильмах сложно рассказывать подробно, поскольку есть риск спойлера – а мы считаем спойлеры преступлением против кино и зрителей. Поэтому ограничимся малым: герою Майкла Дугласа придется поучаствовать в игре, которая выходит из под контроля и заставляет переосмыслить всю свою жизнь. Отличные актерские работы Майкла Дугласа, Шона Пенна, Деборы Кары Ангер. Снова напряжение через весь фильм, снова запутанная история, снова не самая предсказуемая концовка. Смотреть такие фильмы – удовольствие, потому что сценарная и режиссерская работы поддерживают друг друга. Это самое настоящее хорошее кино, как мы его понимаем.
1999 Бойцовский клуб (Fight Club)
А вот этот фильм считают лучшим у Финчера гораздо больше людей, чем тех, кто отдает пальму первенства “Семь”. И разве мы можем их в чем-то винить? Мы и сами фанаты этого фильма. “Бойцовский клуб” – это веха и для Финчера-режиссера, и для кино девяностых-двухтысячных. Постановка повести Чака Поланика непохожа ни на что из того, что находилось в киноэфире. Нестандартный сюжет, нестандартное развитие, море юмора, океан насилия и харизматичные до невозможности персонажи. Тайлер Дёрден (Брэд Питт), Марла Сингер (Хелена Бонэм Картер) и персонаж Эдварда Нортона, названный просто “рассказчик” (или даже “голос за кадром”) – эти образы настолько яркие, что сразу превратились в своего рода героев комиксов (что уж говорить про интернет-мемы – они до сих пор тиражируются сотнями).
О чем фильм – рассказывать бесполезно, его нужно смотреть. Если говорить об идее в целом, то это любимая тема современной креативной молодежи – дух бунтарства и борьба с обществом потребления. Но не идейная линия влюбила в себя зрителей, а стиль повествования и бесконечные неожиданные повороты сюжета.
Финчер второй раз работает в этом фильме с Брэдом Питтом, и, как выяснилось позже, Питт становится для него такой же музой как Де Ниро и Ди Каприо для Скорсезе. Отметим также участие в фильме персонажей из мира музыки – Джареда Лето (фронтмен 30 Seconds To Mars) и Мит Лоуфа (Meat Loaf). Впрочем, после Оскара за “Далласский клуб покупателей”, уже и не поймешь, Лето в свободное время от музыки занимается кино, или между съемками дает концерты и записывает альбомы. Мит Лоуф тоже в кино не новичок, пусть и без таких успехов, как у Джареда.
Если вы фильм смотрели, то рекомендуем также почитать нашу статью о 25 вещах, которые вы об этом фильме не знали.
2002 Комната страха (Panic Room)
Начнем с того, что это самый слабый фильм Финчера. Но это не значит, что он плохой. Просто на фоне всех остальных он не слишком примечателен. До такой степени, что если вы его не посмотрите, то можно с уверенностью сказать, что ничего не потеряете. Несмотря на участие Джоди Фостер и Форреста Уитакера. Кстати, в этом фильме совсем юной снималась Кристен Стюарт – 12 лет. И вы не ошиблись, на фото тоже она.
По сути, все действие проиходит в пределах дома, где женщине и ее дочери (Фостер-Стюарт) приходится противостоять преступнику. Фильм с закрученным сюжетом, напряжение, что традиционно для Финчера, не покидает для самой развязки, но это не тот уровень режиссера, в которого мы влюблены. Хотя, если фильм попадет под руку – посмотрите, времени будет не жалко.
2007 Зодиак (Zodiac)
Очень длинный и очень интересный фильм по реальной истории маньяка-убийцы. Собственно, “Зодиак” – это его прозвище. Маньяка этого, как пишут в одном известном интернет-меме было легко потерять, невозможно забыть и очень трудно найти. Зубы об это обломали многие, что в фильме очень хорошо и показано. Роберт Дауни-младший играет спивающегося репортера, который постепенно опускается как карьерно, так и в личном плане (причем, играет он уже не употребляя ни алкоголь, ни наркотики). Джейк Джилленхол превращается в фаната, одержимого делом. Полицейские увязают в тяжелом расследовании. История длится и с каждым новым ходом сюжета становится все запутаннее.
Если вестерн “Непрощенный” – это больше, чем просто вестерн, в котором хорошие ковбои стреляют в плохих, то детектив “Зодиак” – это больше, чем просто детектив, где следователи по уликам ищут убийцу. И триллер “Зодиак” больше, чем просто триллер, который идет по традиционной схеме “завязка – нагнетание – развязка”. Во многом из-за того, что основа фильма – реальная жизнь, а она всегда сложнее, чем просто сочетание черного и белого цвета.
2008 Загадочная история Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button)
Первая номинация режиссера на Оскар (хотя непонятно, как “Семь” и “Бойцовский клуб” прошли мимо хотя бы номинаций). И совершенно замечательный фильм. Это история о том, как герой Брэда Питта (Бенджамин Баттон) родился старым дедом. И потом, год за годом, он развивался задом наперед – молодел. В детстве он был скрюченным лысым старикашкой, а затем постепенно развивался от пожилого мужчины к зрелому и далее к совсем юному. Разумеется, столь странный человек не мог не иметь драматическую и очень интересную судьбу.
Шикарная игра Брэда Питта, великолепные Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон (отрадно видеть их вдвоем в одном фильме), потрясающая техническая работа (грим и спецэффекты за гранью понимания, а оттого все выглядит таким естественным, что воспринимается легко, как будто все так и было).
Единственное, что можно поставить в упрек этому фильму – слишком буквальное проговаривание всех смыслов и каждой мысли, которую хотели донести создатели. Чего уж там, закадровый голос большинство этих мыслей и проговаривает. А кино (как и любое другое искусство) должно оставлять пространство для фантазии и размышлений.
Тем не менее, пожалуй, именно этот фильм окончательно закрепил за Финчером уровень топ-режиссера.
2010 Социальная сеть (The Social Network)
Как снять историю стартапа так, чтобы в зале не засыпали, а продюсеры и студия смогли вернуть свои деньги? Спросите у Финчера. Думаем, многие согласятся, что при походе в кинотеатр ловили себя на мысли “ну, будет интересно, наверно, и вообще, тема про facebook сейчас в тренде, но вряд ли будет уж очень что-то такое”. Но оказалось, что фильм закручен не хуже любого другого триллера от Финчера. Постоянное перемещение взад-вперед во времени истории, постоянное увеличение градуса – и все с присущим Финчеру тонким спокойным чувством юмора. И это все рамках сценария по реальной истории – тут ведь не будешь выдумавать то, чего не было даже близко. Но это не просто “документальный” фильм об истории создания facebook и не стандартный биопик, каковых много. Это весьма напряженный триллер и судебный детектив на базе биопика о Марке Цукерберге (точнее, о периоде в его жизни от создания facebook до прихода славы и проблем, которые она приносит).
Фильм оценили и зрители, и критики. Американская киноакадемия выдвинула фильм на 8 Оскаров и он получил три: лучший адаптированный сценарий (заслуженная победа Аарона Соркина, который известен сценариями для таких фильмов как “Несколько хороших парней”, “Человек, который изменил все” и сериала “Западное крыло”), лучший монтаж и лучшая музыка к фильму (первый Оскар Трента Резнора, создателя и фронтмена Nine Inch Nails и Аттикуса Росса). Сам Финчер также номинировался, но награды не получил – будем надеяться, что “пока”. Фильм открыл новые лица в актерском мире – Джесси Айзенберг, который сыграл Марка Цукерберга, Руни Мара, которая снялась и в следующем фильме Финчера, Эндрю Гарфилд, который стал очередной реинкарнацией Спайдермена, Арми Хаммер, который сыграл сразу двоих персонажей – близнецов Винклвоссов (и это была очень яркая актерская работа).
В этом фильме все на уровне – режиссура, операторская и монтажная работа, сценарий, актеры и музыка, которая очень естественно вписалась в каждую сцену фильма.
2011 Девушка с татуировкой дракона (The Girl with the Dragon Tattoo)
Неожиданный ход для Финчера. Этот фильм – ремейк шведской картины по детективному роману Стига Ларссона, который в оригинале называется “Мужчины, которые ненавидят женщин”. Раньше Финчер за ремейки не брался, работал с очень оригинальными сценариями, а тут – на тебе. Особый “ужас” ситуации заключается в том, что фильм Финчера вышел в 2011 году, а шведская “Девушка” вышла в 2009. Всего 2 года разницы.
Кстати, немного отступим от темы, и объясним, почему вообще так происходит – почему Голливуд снимает ремейки всех успешных европейских и азиатских фильмов буквально через пару-тройку лет после их выхода. Пригласим в текст Капитана Очевидность – съемка фильмов, как и любой другой бизнес, завязана на получении прибыли. Какой бы жанр ни осваивал режиссер, каким бы артхаусом он ни занимался, задача у него одна – снять такое кино, на которое зритель пойдет в достаточном количестве для того, чтобы отбить затраты. Кино – это искусство, но для студий это в первую очередь бизнес. Соответственно, студии всегда с большей охотой вкладывают деньги в те проекты, успех которых более вероятен. Обыватель смотрит на эту картину так: “глупо снимать ремейк фильма, который вышел в Европе всего два года назад – его же все видели, и новую версию смотреть никто не будет”. Продюсеры и студии смотрят на эту же ситуацию по-другому: “Шведский фильм собрал в прокате 103 миллиона долларов. Это однозначный успех. В Америке процент людей, которые смотрят европейское кино, минимален. Значит, в одной только Америке мы сможем собрать даже больше, а по миру за счет хорошего промоушна мы доберем еще какую-то часть”. Прагматизм и бизнес-расчет побеждает – в США действительно не смотрят зарубежное кино (нет, разумеется, там есть люди, которые его смотрят, и их не 2-3 человека, их сотни тысяч, но в процентном соотношении это абсолютный мизер). По миру также шведскую картину видели далеко не все. В итоге, как это ни парадоксально, но сняв через два года ремейк картины, которую вроде бы “все должны были посмотреть”, голливудские студии заработали больше, чем создатели оригинального фильма: шведская “Девушка” при затратах в 13 миллионов собрала 103 миллиона; фильм Финчера при затратах в 90 миллионов собрал 220 с половиной миллионов. То есть, у шведов прибыль 90 миллионов, а у Голливуда – 130 с половиной. И это только от сборов в кинотеатрах – а ведь есть еще DVD, продажа прав телевидению и интернету и прочие доходы. Разумеется, это не стопроцентная формула успеха. Но такой вариант куда более надежный, чем работа по абсолютно новому сценарию.
Вернемся к фильму Финчера. Поскольку персоналия Дэвида весьма авторитетна, версий по постановке было несколько. Максимум ожиданий – новый фильм будет отличаться от шведского сценарно. Будут новые ходы и новые режиссерские повороты сюжета. Худший ожидаемый вариант – точная калька со шведов, которая будет выглядеть слабее оригинала. В итоге, получилось и ни то, и ни другое. Отклонений от оригинального фильма по сценарию почти не было (были небольшие, главным образом связанные с взаимоотношениями героев, а не с ходом детективной истории), но при этом фильм все равно смотрелся цельно и свежо. Да, ничего нового вроде бы и не почерпнул, но смотришь все равно с интересом. Если говорить о том, какую версию рекомендовать человеку, который пока не видел этот фильм, то при всем уважении к Финчеру, мы однозначно рекомендуем шведскую версию. И не потому, что она была первая. Просто у нее есть четкое преимущество – она сделана в Швеции, шведским режиссером со шведскими актерами, а потому у нее отличный эффект новизны восприятия. Мы ведь привыкли к голливудской картинке и знакомым лицам, а здесь и подача другая, и картинка отличается, и ни одного знакомого лица (точнее, Нуми Рапас теперь уже нам знакома – она успела сыграть и в “Шерлоке Холмсе”, и в “Прометее”, но это было уже после того как). Так и сложнее понять кто убийца.
А поиски убийцы, традиционно для детективов и традиционно для Финчера, в этом фильме главное. Миллионер нанимает журналиста, который прославился своими журналистскими расследованиями, для того, чтобы он нашел убийцу его дочери. Загвоздка в том, что она была убита много лет назад. И каждый год после ее смерти, вот уже много лет, убийца присылает цветы. Журналисту приходится погрузиться в прошлое семьи, архивы, фотографии, газетные статьи, разговоры с родственниками. Со временем расследование становится все более опасным для жизни. Истина, как всегда у Финчера, неожиданна и сложно предсказуема (впрочем, тут в очередной раз отметим успех сценарной/писательской работы – Стиг Ларссон).
Несмотря на то, что фильм мы рекомендуем смотреть шведский, в минус эту работу мастеру заносить не будем. Фильм хорош, атмосфера и нагнетание напряжение выдержаны идеально. В этом также оказали помощь актеры (Дэниел Крейг, он же Джеймс Бонд, Руни Мара, о которой уже упоминали выше, Кристофер Пламмер, тот самый миллионер, заказавший расследование, Стеллан Скарсгард, самый известный, наверно, шведский актер современности (“Догвилль”, “Умница Уилл Хантинг”), Робин Райт) и композиторы. А это снова были Трент Резнор и Аттикус Росс. Кавер-версия песни Led Zeppelin “Immigrant song” с вокалом Карен О, которая звучит в начальных титрах фильма – это волшебный пример переосмысления чужой песни и чудес звукозаписи. Да и сами начальные титры шедевральны.
2013 Карточный домик (House of Cards)
Да, это не совсем то же самое, что и полнометражное кино, но мы уже неоднократно обсуждали с вами, что сериалы перешли в последние годы в совсем другую лигу, высшую. Поэтому не отметить “Карточный домик” не можем – очень любим этот сериал. И пусть Финчер снял всего лишь две первые серии первого сезона (это еще один тренд в сериалах – нет постоянного режиссера; для “Карточного домика” отдельные эпизоды ставили и Робин Райт, и Джоди Фостер), все равно зафиксируем тот факт, что он был занят в еще одном хорошем кино.
В сериале “Карточный домик” показаны внутренности американской большой политики и Белого дома. Схемы решения вопросов, циничность политиков, коррупция, жестокость, но все это, несмотря на очень серьезный предмет обсуждения, в легкой повествовательной манере. Как будто смотришь “11 друзей Оушена”, только про политику, Сенат, Конгресс, президента и всю политическую грязь, которая с этим связана.
Последний на данный момент полнометражный фильм Финчера, с участием Бена Аффлека и Розамунд Пайк. Музыку снова писали Трент Резнор и Аттикус Росс. До самого конца непонятно, кто виноват. От экрана не оторваться. Это не только триллер и детектив, это еще и прекрасная психологическая драма о том, как мало мы знаем о людях, которые рядом с нами, даже самых близких.
Пропала жена. Но главный подозреваемый теперь – ее муж. И хотя вина его не очевидна, общественность, родные, полиция, буквально вцепились в персонажа Аффлека. А тот и сам допускает массу ошибок… или, может, он и причастен к пропаже своей возлюбленной? А сама возлюбленная, как получилось, что она пропала? И не было ли у нее своих секретов? Есть ли в этом фильме вообще хоть один персонаж, у кого нет секретов и боязни выпустить все наружу?
Традиционно для Финчера, более, чем достаточно насилия, секса, выворачивающих душу и внутренности моментов. И полное ощущение, что нет ничего невозможного на экране для режиссера такого масштаба.
2017 Охотник за разумом (Mindhunter)
Вновь Финчер один из авторов идеи, продюсер и режиссера (пусть и не полного набора эпизодов, вышедших в первом сезоне). Специальный новосозданный отдел ФБР пытается разобраться в мотивации особо опасных преступников, серийных убийц-маньяков, для того, чтобы не только ловить тех извращенцев, которые еще на свободе, но и предугадывать их преступления. Для этого они проводят целую серию детальных интервью с самыми неприятными заключенными разных тюрем, отбывающими срок за убийство с отягощающими обстоятельствами в виде разного рода сексуальных извращений. Накопленные знания помогают в нелегком деле отдела, однако они же меняют и агентов, непосредственно отражаясь на их жизнях и отношениях с близкими.
Персонажи прописаны на базе реально существовавших в 70-х убийц, интервью с которыми записаны на видео и аудио. Поэтому реалистичность и мрачность максимальная. Работа по детализации проведена исключительно тщательная (можете сравнить реальность и ее экранизацию в формате сериала Финчера в нашей статье об этом).
Второй сезон вышел осенью 2018 года и коснулся, среди прочего, персоналии Чарли Мэнсона.
2020 Манк (Mank)
Следующий полнометражный фильм Дэвида Финчера планируется к выходу в декабре 2020 года. Это будет история о сценаристе культового фильма Орсона Уэллса “Гражданин Кейн” – Хермане Манкевиче. В главной роли – Гэри Олдмен.
Читайте также:
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему