В мир кино каждый зритель приходит через мультфильмы. Просто потому что когда мы все были маленькими, мы смотрели мультики, а потом узнавали, что есть нечто большее – фильмы.
Но потом мы вырастали еще немного больше и понимали, что и мультфильмы бывают разными. Бывают полнометражные, бывают диснеевские, бывают японские от Хаяо Миядзаки, бывают такие, которые называют “мультфильмы для взрослых” (хотя ничего такого взрослого в них вовсе и нет), бывают анимэ. А потом, когда Disney, Pixar и Миядзаки закончились, внезапно понимаешь, что мир анимации практически безграничен. И в нем есть огромное количество имен, которое ты не знал, но которые создают нечто невероятное и однозначно достойное просмотра.
Именно такой список мы сегодня и постарались составить – лучшие мультфильмы разных стран и жанров, которые или уже давно находятся в перечне ваших любимых картин, или станут чем-то новым и интересным. Мы постарались сделать спектр максимально широким (что, однако, не означает, что здесь не будет Disney, Pixar и Миядзаки – напротив, их тут будет больше всего, по-другому просто не получается).
Что мы включали в список лучшего:
- только полнометражные мультфильмы (за некоторым исключением, которое мы постараемся надлежащим образом прокомментировать)
- все жанры, страны и режиссеры – ограничений нет. Также не имеет значения техника исполнения – рисованная, компьютерная, пластилиновая, кукольная и т.п.
- допускается часть игрового формата с живыми актерами, но только если она не доминирует (поэтому не вошел “Кто подставил кролика Роджера” или “Крутой мир”)
- порядок в списке значения не имеет – это просто подборка лучшего в мировой анимации
Итак, kinowar.com представляет 50 лучших мультфильмов всех времен.
Король Лев (The Lion King) 1994
Зайдем первым же ходом с козырей. Мультфильм, который нравится и взрослым, и детям. По его мотивам поставлен мюзикл на Бродвее. Оскары за лучшую песню (Элтон Джон и Тим Райс) и лучшую музыку (Ханс Циммер – его единственный, кстати, Оскар на текущий момент). Входит в топ 250 фильмов по версии IMDB (и вообще во все списки лучшего, как например в этот наш). Была снята и вторая часть (а после и третья), но несмотря на их неплохое качество, с успехом первого фильма тягаться им, разумеется, было нереально.
История Гамлета, изложенная в анимационном формате в мире африканской фауны (при этом финал, пожалуй, заметно оптимистичнее). Коварный брат короля убивает его. Сына короля, львенка Симбу, спасают, однако ему приходится отправиться в странствия, где он обзаведется настоящими друзьями. Но сколько бы он и его новая компания ни проповедовали философию акуна матата, день осознания необходимости мести все равно настанет. И начнется борьба за то, чтобы вернуть трон законному владельцу.
Франкенвини (Frankenweenie) 2012
Если Тим Бёртон снимает мультфильм, то это не будет о радуге и единорогах. А даже если и будет, то и радуга, и единороги все равно не будут слишком лучезарными. Поэтому история про мальчика Виктора Франкенштейна, который воскресил свою собаку ради участия в конкурсе в школе, снята в монохроме и изобилует персонажами зомби из мира животных.
Но не стоит переживать слишком сильно – как часто бывает у Бёртона, даже самые страшные существа могут быть очень милыми. Пусть и не все персонажи этой чудесной сказки так думают.
Студия Disney вряд ли может позволить мрачную развязку (да и кульминацию) даже такому темному гению как Бёртон, а потому серый мультфильм о собаке, вернувшейся из мира мертвых вызывает лишь улыбки и умиление.
Аврил и поддельный мир (Avril et le monde truqué) 2015
Представьте себе, что Франция (и весь мир параллельно) застряли бы в 19 веке с точки зрения науки, а правил бы этим всем Наполеон (но не тот самый, а его наследник, уже Наполеон V). А все потому что ученые (включая самых известных, вроде Эйнштейна и Герца) мистическим образом исчезают. Виной всему – поиски “абсолютной сыворотки”, дающей солдатам суперсилу, и безграничная фантазия Жака Тарди, по чьим графическим романам весь этот эпичный стимпанк и поставлен.
Соотношение бюджета и сборов этого французского анимационного шедевра абсолютно катастрофическое (при затратах в более чем 12 миллионов фильм не собрал и полумиллиона в прокате), в частности потому, что одну из ролей озвучивает, например, Марион Котийяр. Но как известно, деньги – это еще не все (и даже не самое главное). Самое главное – любовь и признание фанатов, коих у приключений девочки Аврил, разыскивающей своих родителей-ученых, теперь предостаточно.
Одно из относительно недавних творений студии Disney, которое не оставило шансов на нелюбовь. Мир животных, которые живут в отдельном городе и занимаются вполне себе легитимными профессиями от водителя до полицейского, продуман и создан не только с любовью, но и с педантичностью документалиста. Учтены были размеры животных, их манера поведения, характер, то, как они вписываются в среду. И все это с легкостью и замечательным юмором.
Можно сколько угодно обвинять Disney в шаблонности, но они постоянно находят что-то новое как в своих анимационных лекалах, так и в самих концепциях новых историй. Можно говорить о приторности и обязательном хэппи-энде, но сложно игнорировать семейную аудиторию, когда она приносит тебе больше миллиарда долларов (шестой по кассовости мультфильм в истории). Можно игнорировать Оскар за лучший полнометражный анимационный фильм (и само понятие Оскар), мотивируя это тем, что киноакадемия уже не та, и что она скатилась в болото политкорректности, и что она давно уже ничего хорошего не давала тем, кто этого по-настоящему заслужил; и мы даже не будем с этим спорить. Но, положа руку на сердце: неужели вы действительно готовы сказать, что вам не понравился этот замечательный мультфильм?
Рыбка Поньо на утесе (Ponyo on the Cliff by the Sea) 2008
Мы обещали много Миядзаки в этой статье, и мы с радостью выполняем обещание. Японского гуру анимации невозможно не любить. Если вы посмотрели 2-3 его произведения, то вряд ли вы на этом остановитесь. Полет фантазии абсолютно неуправляемый, образы появляются из ниоткуда и поражают своей множественностью и разносторонностью, предугадать развитие действия очень сложно, пусть ты и понимаешь, что анимация Миядзаки очень душевная и добрая, а потому все, вероятнее всего, движется к хэппи-энду. Но в отличие от Disney, счастливого окончания можно и не увидеть. А даже если хэппи-энд присутствует, то дорога к нему не так прямолинейна, как в западных мультфильмах.
Волшебная рыбка Поньо хочет стать человеком после встречи с мальчиком Сооске. Мальчик с мамой живут на берегу (отец Сооске – капитан рыбацкого судна и почти всегда в море). Трогательная история дружбы, которая преодолевает и стихию, и колдовство, и происки врагов, особенно впечатляюще смотрится на фоне нестандартной и очень детально прорисованной анимации студии Ghibli.
Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя (Ernest et Célestine) 2012
Объединенные усилия бельгийских и французских мультипликаторов, экранизировавших серию детских книг от Габриэль Венсан. Габриэль и писательница, и художница, а потому у аниматоров был прямой источник вдохновения, который нужно было лишь надлежащим образом перенести на экран.
Селестина – это мышь, и ей постоянно рассказывали в детском доме о том, что медведи страшные и плохие. Но она не верила рассказам, а потому со временем не только встретила такого медведя во внешнем мире, но и подружилась с ним.
Очень трогательная и находчивая детская история.
Красная черепаха (La tortue rouge) 2016
Замечательный мультфильм от японской студии Ghibli, с которой ранее работал Хаяо Миядзаки. После его ухода это первый проект студии, для воплощения которого был приглашен французский режиссер Михаэль Дюдок де Вит.
Мужчина попадает на необитаемый остров и пытается, понятное дело, его покинуть. Но большая красная черепаха делает все, чтобы он не смог это сделать. В свою очередь, мужчина оставляет ее лежать перевернутой на берегу. Месть может обернуться смертью черепахи, но действие притчи идет совершенно в другую сторону…
Замечательное неспешное повествование, в котором полностью отсутствует человеческая речь (при этом звуки и возгласы в фильме есть).
В поисках Немо (Finding Nemo) 2003
Студия Pixar творит чудеса, это уже не раз было доказано. “В поисках Немо” немного не дошел до миллиарда в кассовых сборах лишь потому, что на дворе был 2003 год, и широта проката и уровень инфляции доллара еще не достигли текущего уровня.
Кстати, немного о Pixar Animation. Сегодня ее имя плотно ассоциируется с Walt Disney Pictures (что логично, поскольку последние ее купили), однако не все помнят, что основана она еще в 1979 году. И не кем-то, а самим Джорджем Лукасом. В 1986 году компанию выкупил Стив Джобс за смехотворные 5 миллионов долларов (за «Историю игрушек», «Приключения Флика», «Корпорацию монстров» и «В поисках Немо» Pizar собрал 2.5 миллиарда долларов – больше, чем любая другая анимационная студия за всю историю). Лукас хотел 30 миллионов, но в тот момент он был в стадии развода, а в Голливуде это очень дорого. В 2006 Джобс продал Pixar Disney за 7.4 миллиарда долларов. Иными словами, iphone – не единственная крутая штука, которую сделал Стив Джобс.
Но вернемся к рыбке Немо. Секрет успеха истории о поисках пропавшей рыбки – грамотное распределение долей юмора, динамики, трогательной, пусть и простой истории и интересных характеров. Рыбка Дори, мгновенно забывающая, что с ней происходило только что, например – отличная иллюстрация такого распределения.
Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro) 2004
Избушка на курьих ножках по-японски. Только подоплека куда более глубокая. При подготовке замысла мультфильма Миядзаки вдохновлялся самыми разными вещами, однако особое влияние на него оказала война в Ираке. Легендарный мастер анимации – убежденный пацифист, антивоенные мотивы в его творчестве – явление распространенное. Солдаты в чужом городе, огромные пустоши, мрачная обстановка путешествия вместе с замком – все это навевает тревогу, присущую военному времени.
Молодая девушка получает проклятие от Ведьмы Пустоши. Теперь Софи по виду и манере движения больше похожа на бабушку. Чтобы освободиться от колдовства, она приходит в замок могущественного, хоть и юного мага Хаула. Однако заклятие слишком сложное, даже сама колдунья не может его снять. Более того, со временем обнаруживается, что колдовские чары лежат не только на Софи, но и на других обитателях замка…
Корпорация монстров (Monsters, Inc.) 2001
Еще один очень веселый шедевр от Pixar. Что если монстры существуют? Что если они действительно прячутся в шкафах и пугают детей? Но что если они это делают не для собственного развлечения, а для того, чтобы вырабатывать из детских криков энергию для своего мира?
Проблема в этом случае только одна: если дети попадут в мир монстров, то они станут для него настоящей проблемой. Потому что их крики могут вызвать сбои в работе энергостанций. Но оказалось, что и без проникновения ситуация ухудшается – все больше детей перестало бояться страшных монстров из корпорации. А это значит, что их миру угрожает серьезный энергетический кризис…
История игрушек (Toy Story) 1995
По сути, можно сказать, что это мультфильм, который изменил все. Впервые полнометражный мультфильм был полностью трехмерно смоделирован на компьютере. Впервые он собрал такую кассу (при бюджете в 30 миллионов сборы в 373 миллиона долларов – и это в далеком 1995 году, неудивительно, что он стал самым кассовым фильмом года). Впервые мультфильм номинировался на Оскар за лучший оригинальный сценарий. Суммарно три части “Истории игрушек” собрали в прокате 1 миллиард 933 миллиона долларов (при этом третья часть собрала больше миллиарда) и открыли врата для анимации нового уровня. Если вы проанализируете кассовые сборы любого года последнего десятилетия, то вы обнаружите в топ 10 минимум 2-3 мультфильма. Успех “Истории игрушек” тому первопричина.
Том Хэнкс и Тим Аллен озвучили главных персонажей истории живых игрушек обычного мальчика, которые так беспокоятся о том, что новые подарки вытеснят старых любимцев. Режиссер Джон Лассетер, один из основателей студии Pixar, получил почетный Оскар за разработку и внедрение вдохновляющих новых технологий, которые сделали возможным снять полнометражный компьютерный мультфильм (также он причастен к созданию “Тачек”, “Корпорации монстров” и много другого). Исполнительный продюсер – Стив Джобс.
Когда мы слышим словосочетание “кукольный мультфильм”, мы обычно представляем себе не слишком вдохновляющее зрелище. То есть, изобразительный язык этих лент мы не то чтобы превозносим. Однако, технологии и фантазия художников шагают вперед, и кукольная анимация способна творить чудеса. Особенно, если к ней прилагается сценарий и режиссура Чарли Кауфмана.
Взрослая история о писателе, который трудно находит контакт с другими людьми. Но однажды он встречает ее – Лизу. И жизнь его меняется…
Интересно также, что изначально средства на мультфильм собирали на Kickstarter. Правда, суммы в чуть более чем 400 тысяч долларов на полный метр не хватало и компания Starburns Industries увеличила бюджет до 8 миллионов, увидев, как люди откликнулись на идею проекта.
ВАЛЛ-И (WALL-E) 2008
Таких трогательных роботов, наверно, киноэкран еще не видел. Последний обитатель Земли, скромный робот-мусорщик по имени ВАЛЛ-И, также педантично выполняет свою работу после того, как планета опустела. Но и в его размеренное существование приходит любовь. Конечно же, он влюбляется также в робота, прекрасную ЕВУ, прилетевшую в поиске растительной жизни.
История их непростой любви развивается на фоне спасения найденного растения, невероятным чудом пробившего себе путь к жизни. Очередной шедевр от компании Pixar, которая способна выжать эмоции даже из железа (как на экране, так и в зрительном зале).
Ветер крепчает (Kaze tachinu) 2013
На наш очень субъективный взгляд, это лучший мультфильм Хаяо Миядзаки. Не самый известный, не самый любимый армией фанатов японского мастера, не обладающий самыми высокими баллами на IMDb, Metacritic и Rotten Tomatoes, однако самый взрослый, тревожный, печальный и во многом даже трагичный.
История мальчика, который мечтал строить самолеты, периодически через годы встречался во сне со своим кумиром-конструктором, обучался самолетостроению, делал свои первые шаги в профессии, а потом и добился первых успехов, была бы привычной увлекательной сказкой от Миядзаки. Но это не просто история мечты и тяжелой упорной работы. Это еще и история любви и непростых отношений. С учетом того, что действие периодически разворачивается на фоне войны и стихийных бедствий, чувство тревоги не покидает во время всего просмотра. Светлая печаль сменяется тоской, грустью, разочарованием, и несмотря на традиционно позитивный посыл японского аниматора, что-то тяжелое остается в вашей груди, горле, голове и глазах.
Как всегда, помимо собственных графических новелл, автор использовал для вдохновения и построения сюжета книги японских и европейских писателей (в частности, Тацуо Хори “Ветер крепчает” и Томас Манн “Волшебная гора”). Ассоциативно нам также приходит на ум произведение еще одного немца – “Три товарища” Эриха Мария Ремарка.
Ральф (Wreck-It Ralph) 2012
Человек, который снимал “Симпсонов” и “Футураму” (Рич Мур) просто не может снять что-то несмешное. История разрушителя из игры в автомате, который обиделся и пошел громить все уже в других играх, вышла настолько смешной и находчивой, что собрала почти полмиллиарда в прокате и прогнозируемо получила вторую часть.
Еще один пример того, что Disney – это не только слезливые истории без перца и со слюнявым хэппи-эндом (хотя чаще всего это именно так, чего уж там – но мы все равно любим эту студию).
Мэри и Макс (Mary and Max) 2009
Если вспоминая кукольные мультфильмы, мы немного поеживаемся и кривим губы в неловкой ухмылке, то что уже говорить про мультфильмы пластилиновые? Есть, понятное дело, “Пластилиновая ворона”, которая и смешная, и мастерски сделанная технически, но сначала мозг подкидывает совсем другие, куда более печальные картины.
Однако, “Мэри и Макс” – совсем не тот случай. По технике и образам прогресс мировой анимации совершенно очевиден с первых кадров. Впрочем, куда больше захватывает наполнение художественное: история переписки двух людей, девочки 8 лет из Австралии и взрослого мужчины (44 года) из Нью-Йорка. Девочка живет в небольшом пригороде Мельбурна, мужчина страдает синдромом Аспергера (связано с проблемами в общении и вообще социальном взаимодействии) и ожирением. Переписка продолжается 18 лет. Как это часто бывает (пусть это порой кажется невероятным), история основана на реальных событиях.
Независимые постановщики (в данном случае это австралиец Адам Эллиот) обладают куда большей свободой самовыражения, чем крупные студии, заточенные под коммерческую составляющую изначально. А потому такого количества тем вроде дискриминации, гомосексуальности, депрессии и страхов, суицида, комплексов на фоне болезней и ожирения, клептомании и алкоголизма в мэйнстримовых мультфильмах вы попросту не увидите. А здесь все это есть – и подано интересно, увлекательно, с изрядной порцией юмора (понятное дело, что чаще черного). Огромное количество призов и номинаций, а также почетное место в списке топ 250 IMDb.
Твое имя (Kimi no na wa) 2016
Японская анимация – это не только Хаяо Миядзаки. Макото Синкай доказывал это не единожды (“Пять сантиметров в секунду”, “Ловцы забытых голосов”, “За облаками”). На текущий момент, пожалуй, вершиной его творчества стал мультфильм “Твое имя”. Обласканный наградами (и не только японскими), а также занявший место во все том же списке 250 лучших фильмов всех времен от IMDb, относительно свежий аниме собрал более 350 миллионов долларов в мировом прокате, обогнав даже “Унесенных призраками”.
Двое японских молодых людей переселяются в тела друг друга после череды странных событий. Но почему это происходит и что с этим нужно делать? Ведь сначала все кажется куда веселее и интереснее, чем в привычной скучной старой оболочке, но потом обязательно начинаются сбои в программе веселья…
Бесподобный мистер Фокс (Fantastic Mr. Fox) 2009
Подобно Тиму Бёртону, о котором уже вспоминали в этой статье, Уэс Андерсон также питает слабость к полному метру в формате анимации. Причем, кукольной. Талантливые люди талантливы во всем, а талантливые режиссеры способны справиться с любым форматом подачи истории. Сказку норвежца Роальда Даля Андерсон преподносит зрителю в своей неповторимой тонкой, душевной, чуть ироничной манере.
Чтобы все получилось в лучшем виде, роли озвучивают такие величины как Мерил Стрип, Джордж Клуни, Билл Мюррей и Уиллем Дефо. История предприимчивого лиса-вора, которого ловят, который убегает, который дает обещания жене, но который все равно становится на скользкий путь новых авантюр…
Мыслями наизнанку (Головоломка) (Inside Out) 2015
Относительно недавний мультфильм студии Pixar – и очередной шедевр. Оскар за лучший анимационный фильм, место в топ 250 IMDb и 850 миллионов долларов сборов проката – отличные тому подтверждения. Но лучше денег, наград и статуса говорит сама за себя история. Когда в голове каждого человека одновременно живут сомнения, страх, радость, гнев и печаль, это вполне нормальная ситуация. Мы существуем с этим каждый день. Аниматоры Pixar решили разложить все эти эмоции на отдельных персонажей в голове маленькой девочки (и не только ее), чтобы показать, как любая жизненная ситуация обрабатывается нашим мозгом. И сделали это, как всегда, тонко и весело.
Суперсемейка (The Incredibles) 2004
Когда анимационная лента собирает 663 миллиона долларов, ее сиквел неизбежен. В случае с “Суперсемейкой”, правда, он вышел аж через 14 лет (в наше время это нереальный промежуток времени, полный перезапуск “Спайдермена” произошел через пять лет).
Супергерои – тоже люди. Они хотят спокойствия и семейного уюта. Раньше они спасали планету от вселенского зла, а теперь они готовят обед и читают газету. Думаете, мультфильм об этом будет скучноватым? Его создатели подумали точно также и слегка разбавили битвой с суперзлодеем и спасением мира в надцатый раз. А главное – не забыли добавить заметное количество хороших шуток.
Унесенные призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi) 2001
Один из наиболее известных мультфильмов Хаяо Миядзаки. Долгое время был самым кассовым фильмом в истории Японии. Обладатель Оскара и Золотого медведя Берлинского кинофестиваля. Номер один в списке величайших мультфильмов по версии IMDb (и не только их, понятное дело), входит также в топ 250 фильмов по версии IMDb. Список регалий можно продолжать бесконечно, но лучше просто пересмотреть эту замечательную историю маленькой девочки, которая вместе с семьей переезжала в новый дом, а попала в новый мир, где призраки и колдуны правят всем происходящим.
В анимации Миядзаки самое впечатляющее, пожалуй, даже не само повествование, а бесконечный и совершенно непредсказуемый полет фантазии. Невозможно предугадать новый поворот событий, появление нового персонажа, его характер и способности, его историю и устремления. Даже если история заканчивается хэппи-эндом, это так кардинально отличается от традиционных счастливых концовок Disney.
Классика, рекомендуемая к просмотру и взрослым, и детям.
Аладдин (Aladdin) 1992
Disney силен созданием трогательной атмосферы даже вокруг простой истории, хорошо прорисованными образами и юмором. Но в “Аладдине” он силен, в первую очередь, Робином Уильямсом. Именно его Джинн создал такую атмосферу безбашенного юмора и задора, так выделил этот мультфильм из череды романтических историй про борьбу добра со злом и победу чистой любви. Никто другой не смог бы создать такой образ неуемной энергии и нескончаемого оптимизма.
Два Оскара (за музыку и песню к фильму), Золотые глобусы, включая специальный для Уильямса за его работу с голосом, огромные кассовые сборы и, как это часто бывает, не слишком сильный сиквел. Мультфильм поднимает настроение, даже если пересматриваешь его уже далеко не первый раз.
Принцесса Мононокэ (Mononoke-hime) 1997
Не будем перечислять все награды и почести, собранные этим мультфильмом Хаяо Миядзаки. Скажем лишь, что когда Disney для американской версии проката хотел сократить картину (что отчасти ожидаемо, ведь ее хронометраж 2 часа 13 минут), Миядзаки прислал представителям студии самурайский меч с запиской, в которой он настоятельно просил ничего не вырезать. Возможно, сотрудники компании не знали, что Миядзаки – убежденный пацифист, а может подумали, что на защиту своего творчества его принципы не распространяются.
Японский мастер защищал полное изложение истории эпохи, когда в Японии появилось огнестрельное оружие. Как всегда у Миядзаки, люди, животные и демоны находятся в плотном взаимодействии, поэтому прямым следствием некоторых поступков становятся наложенные проклятия. Одни персонажи защищают лес и обитателей, другие спасаются в нем от обстоятельств, третьи боятся его диких зверей. В отличие от творчества аниматоров Disney, никогда нет уверенности, что все закончится хорошо, поэтому напряжение во время просмотра куда более значимое. Как и наслаждение от фантазии японских авторов.
Красавица и чудовище (Beauty and the Beast) 1991
Мы намеренно не вставляли в список каждый классический мультфильм студии Disney: некоторые из них слишком шаблонны и выхолощены, некоторые обладают культовым статусом, но по сути уже устарели. История красавицы и монстра-зверя своей актуальности не утратила, что подтверждают, среди прочего, и сборы игрового ремейка 2017 года с Эммой Уотсон (самый кассовый фильм года в США). Трогательная, тонкая, великолепно прорисованная, наивная, но такая настоящая и чувственная сказка. То, чего не хватает суровому циничному миру взрослых, а потому то, что мы все время от времени ищем. Замечательная музыка, ставшая неотъемлемой частью действия. Disney в своем лучшем проявлении, не успевший покрыться нафталином и лубком.
Остров сокровищ 1988
Шедевр тандема Давид Черкасский – Радна Сахалтуев по роману Роберта Льюиса Стивенсона. Любимый за свое неуемное чувство юмора на грани абсурда, гротеска, фантасмогории. Кто не помнит шикарные комедийные персонажи доктора Ливси, капитана Смоллетта, Билли Бонса, сквайра Трелони, Бена Ганна, который рос благовоспитанным мальчиком, но начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился? Озвучка звездной команды Виктора Андриенко (да-да, это именно он озвучил капитана Смоллетта), Евгения Паперного, Бориса Вознюка и Армена Джигарханяна, голосом которого говорит Джон Сильвер. Шикарная музыка Владимира Быстрякова.
Отдельно стоит отметить игровые вставки с Валерием Чигляевым, все тем же Виктором Андриенко и другими актерами, преимущественно киевских театров. Это было, на свое время, достаточно новаторски, а самое главное – очень смешно. Тот случай, когда на небе сошлись все звезды, и юмор не перешагнул отметку безумия, заставляя смеяться каждый раз, когда пересматриваешь этот замечательный и уникальный в своем роде мультфильм.
Шрек (Shrek) 2001
“Шрек” – это было круто. Смешные мультфильмы были до этого и были после него, но “Шрек” установил новую планку юмора в анимации. Те приемы, которые раньше использовали только в игровом кино, стали доступны в мультипликации (не в последнюю очередь, разумеется, благодаря и техническому уровню рисования). Лица актеров, озвучивших роли, угадывались в обличьях персонажей (Камерон Диас, Майк Майерс (начинал озвучку Крис Фарли, но из-за его смерти был приглашен Майерс), Эдди Мерфи, Джон Литгоу, Венсан Кассель, Антонио Бандерас (начиная со второй части)). Первый в истории полнометражный мультфильм, получивший Оскар, и один из немногих, три продолжения которого были стоящими.
Фильм сняла студия DreamWorks SKG, а не Disney или Pixar, как, почти наверняка, все думают. Студия эта – дело рук Стивена Спилберга, Джеффри Катценберга и Дэвида Геффена (SKG – первые буквы их фамилий), которые решили создать независимую новую компанию в устоявшемся мире Голливуда. Спилберга вам представлять не нужно; Катценберг более десяти лет был председателем совета директоров Disney, а Дэвид Геффен, среди прочего, основал звукозаписывающую компанию Geffen Records (она работала с такими титанами как Питер Гэбриэл, Элтон Джон, Guns’n’Roses, Aerosmith, Нил Янг). Студия снимает как анимацию, так и игровые фильмы, среди которых “Амистад”, “Поймай меня, если сможешь”, “Спасти рядового Райана”, “Игры разума”, “Звонок”, но самым кассовым ее успехом по-прежнему является имено “Шрек”. Анимационное подразделение носит название DreamWorks Animation SKG.
Миньоны (Minions) 2015
Изначально это был мультфильм “Гадкий Я”, и маленькие желтые миньоны были лишь его персонажами. Потом это была уже трилогия (потому что если первый фильм собрал “всего лишь” полмиллиарда долларов, то вторая часть недобрала лишь 30 миллионов до миллиарда, а третья и вовсе собрала на 30 миллионов больше, чем тот самый заветный миллиард). А потом сольное выступление смешных желтых человечков собрало 1 миллиард 159 миллионов долларов. Но включаем в подборку мы этот мультфильм, а не “Гадкий Я” не поэтому. Просто нам кажется, что именно в миньонах дело – именно они залог успеха (и еще пару миллиардов за мерч по всему миру).
Кстати, это не Disney, не Pixar и даже не DreamWorks. Это студия Illumination Entertainment, подразделение гиганта Universal.
Иллюзионист (L’illusionniste) 2010
А вот, наконец, и глоток независимого кино. Совместное производство аниматоров разных стран, сведенное на студии Django Films в Эдинбурге. История фарнцузского фокусника – иллюзиониста – который оказывается не у дел. Былой славы уже нет, да и просто работу найти непросто. Он уезжает в Шотландию и встречает, понятное дело, девушку. Дальше их ждет масса совместных приключений, наполненных волшебством (или просто его иллюзией). Трогательная и нестандартно прорисованная история, собравшая награды Сезар, Национального совета кинокритиков США и European Film Awards, а также получившая номинацию на Оскар.
Режиссер – Сильвен Шоме.
Тачки (Cars) 2006
Назад в мэйнстрим – но какой приятный и хороший. Такая простая идея – наделить машины характерами и оживить, но как сложно ее исполнить на должном уровне. У Disney и Pixar это вышло настолько удачно, что после сверхудачной первой части мы увидели еще две. И один бог анимации только знает, сколько их еще впереди.
Однажды в Токио (Tôkyô goddofâzâzu) 2003
Это, конечно, не Миядзаки: куда более прямолинейно, не так тонко, нет столько атмосферности. С другой стороны, в этом также огромный плюс: куда более приближенно к современной жизни, меньше мифологии и больше суровой реальности, а главное – свежо и нестандартно, ведь каким бы Миядзаки ни был гением, он все равно не может хотя бы минимально не повторяться.
Сатоси Кон выступил и режиссером, и сценаристом фильма. К сожалению, мы можем посмотреть лишь четыре его полнометражные работы – Сатоси умер в 2010 году он рака поджелудочной железы. В “Однажды в Токио” (в буквальном переводе “Крестные отцы Токио”) рассказывается история трех бомжей – взрослого мужчины, который потерял семью, трансвестита, страдающего от невозможности быть матерью, и юной девушки, покинувшей дом, по ее словам, по собственному желанию. Вместе они находят младенца на свалке и становятся его временными отцами. В то время как мужчина и девушка настаивают на обращении в полицию, трансвестит просит дать шанс побыть матерью хотя бы день. Да и вернуть ребенка настоящим родителям оказывается не так просто, как казалось на первый взгляд. Миссия оборачивается настоящим приключением – с мафией, интригами, разбитыми парами и судьбами, суицидом, раскаянием и бесконечной борьбой за лучшую жизнь…
Очень свежая волна в анимации, по-настоящему взрослый мультфильм, пусть и с классическим налетом наивности японского аниме.
Мадагаскар (Madagascar) 2005
Многие люди недооценивают комедийный дар, считая, что смешно шутить может каждый. Но смешная шутка в компании друзей за пивом – это не то же самое, что заставить два часа умирать от смеха сотни тысяч людей в залах кинотеатров по всему миру. Сделать смешной полнометражный мультфильм куда сложнее, чем выжать слезу трагической историей об умирающем ребенке или о несчастной любви. Создателям “Мадагаскара” из DreamWorks удалось это сделать целых три раза. История о коллективном побеге зверей из зоопарка забывается, но шутки от пингвинов, которые улыбаются и машут, или от короля лемуров (на озвучке Саша Барон Коэн), разумеется, засели в мозгу навсегда.
Актриса тысячелетия (Sennen joyû) 2001
Такого кино вы еще не видели (ну то есть как, если вы видели конкретно этот мультфильм, то получается, что видели, но наша мысль, будем надеяться, понятна). В том смысле, что “Актриса тысячелетия” непохожа на другие анимационные картины. “Фильм в фильме”, история про актрису, в которой смешивается реальность и само кино, в котором актриса играла и жила. Несмотря на то, что на фильм и персонажей повлияли как история японского кинематографа, так и вполне конкретные личности актрис, главные герои, тем не менее, вымышленные, и прямых отсылок к фильмам японских режиссеров (того же Акиры Куросавы) в “Актрисе” нет.
Режиссером и сценаристом выступил Сатоси Кон (автор упомянутого выше “Однажды в Токио”). Анимация для взрослых, ничем не уступающая игровому драматическому кино от лучших мастеров жанра.
С любовью, Винсент (Loving Vincent) 2017
Мы никогда не перестанем хвалить этот фильм. Во-первых, явление абсолютно уникальное: первый в истории полнометражный мультфильм, полностью нарисованный масляными красками. При этом не одним художником, а огромной командой единомышленников из 125 рисовальщиков. 62 450 кадров маслом на холсте – в той же технике, которую использовал великий и безумный Ван Гог. Титаническая работа, которая, к счастью, не завершилась на одной лишь технической инновации. Главное, что не ограничиваясь лишь организационными новшествами, создатели картины смогли сделать интересным и биографический рассказ о голландском художнике.
Если вы хоть немного знакомы в историей Ван Гога, то вы понимаете, что это драма. Но “С любовью, Винсент” построен практически в формате детектива. Вместо нудной истории жизни творца – увлекательная история-загадка со все более нарастающим напряжением. Персонажи срисованы с картин живописца, сыграны живыми актерами и обработаны затем маслом в технике голландца. Можно сказать, что это детективная экранизация картин Винсента.
Режиссером выступил Хью Уэлшман. Этот англичанин основал студию BreakThru Films. С учетом того, что за “С любовью, Винсент” он был номинирован на Оскар, а ранее он уже получил статуэтку за короткометражный “Петя и Волк”, и при этом ему нет и пятидесяти, то осмелимся предположить, что Уэлшман еще не раз удивит нас по-настоящему смелыми и интересными проектами.
Рататуй (Ratatouille) 2006
Pixar, Оскар и Золотой глобус, 620 миллионов кассы и прочие, и прочие, и прочие множественные регалии и почести. А все потому, что аниматоры Pixar умеют делать историю одновременно трогательной, смешной и интересной. И при этом не пользоваться лекалами Disney, которые всем основательно поднадоели.
Крысенок, который завелся на кухне, не кажется таким уж милым. Но это если на вашей кухне в реальной жизни. А если в мультфильме, и он при этом умеет готовить лучше шеф-поваров знатных ресторанов, да еще и дружит с милым парнишкой, мечтающем о карьере такого шефа… Тогда, конечно, совсем другое дело.
Режиссер Брэд Бёрд отвечал за создание таких хитов как “Суперсемейка” и “Стальной гигант”. А потому неудивительно, что и с “Рататуем” все получилось первоклассно.
Паприка (Papurika) 2006
Помните, парой пунктов выше мы говорили, что такого кино вы еще не видели? Так вот, такого кино как “Паприка” вы вообще еще не видели (опять же, если только вы уже не смотрели мультфильм “Паприка”). Смерть Сатоси Кона лишила мировую анимацию серьезнейшей фигуры на предстоящие десятилетия – как не пожалеть об этом, просмотрев “Однажды в Токио”, “Актрису тысячелетия”, “Идеальную грусть”, “Воспоминания о будущем” (в “Воспоминаниях” Сатоси выступил сценаристом)?
Японское визуальное искусство часто психоделично (это чтобы не говорить “сумасшедшее до мозга костей”). К счастью, отдельные мастера анимации умеют облечь его в рамки увлекательного смысла и вовлекающей формы. В “Паприке” женщина-психолог оказывается вовлеченной в проект создания устройства, позволяющего проникать в сны людей. Представляете, что с такой основой истории может сделать японская мультипликация? Нет, вы даже себе не представляете (если только вы уже не посмотрели “Паприку”, конечно).
Однозначная рекомендация к просмотру.
Труп невесты (Corpse Bride) 2005
И вновь Тим Бёртон, и вновь кукольный мультфильм, и вновь мрачный, но такой по-бертоновски трогательный и душевный. Виктор и Виктория собирались жениться (точнее, их родители так собирались сделать со своими отпрысками), однако вместо этого жених попадает в мир мертвых по нелепой ошибке. И тот самый “труп невесты” затягивает его в это царство…
Вверх (Up) 2009
Pixar – это какая-то студия безошибочных шедевров. Совершенно непонятно, как им удается выдерживать такой высокий уровень постоянно. Путешествия хмурого старика в собственном доме, поднимающемся в воздух с помощью воздушных шаров, на Райский водопад – вроде бы достаточно прямолинейная история о полном неприятии кого-то из внешнего мира (девятилетний болтливый скаут случайно попадает в тот самый воздухоплавательный дом), которое постепенно сменяется симпатией и привязанностью. Несбывшиеся мечты юности, неожиданно нашедшие воплощение уже в глубокой старости. И, как всегда, много теплого юмора.
Два Оскара – лучший анимационный фильм и музыка, топ 250 IMDb, 735 миллионов долларов проката и впервые Каннский фестиваль открывался мультфильмом.
Навсикая из Долины ветров (Kaze no tani no Naushika) 1984
Эпичная история о мифической княжне Долины ветров Навсикае, которая жила по принципу непротивления злу насилием, пусть и могла при этом остановить разъяренного многотонного монстра гипнозом. Она приучала свой народ существовать в гармонии с природой, которая в большей части планеты повредилась и стала зараженной после глобальной человеческой войны, практически уничтожившей цивилизацию машин и тяжелой индустрии, попутно сократив и численность населения планеты. Зараженный лес, отсутствие чистого воздуха, мутировавшие монстры, и на фоне этого постапокалипсиса человечество все равно находит силы и мотивацию для розни и новой войны. Узнаете философию Хаяо Миядзаки?
Японский мастер поставил мультфильм по собственной манге (японский формат комиксов). Несмотря на достаточно давний срок производства (1984 год), анимация Миядзаки поражает. Впечатляет не только традиционный для мастера полет фантазии с точки зрения атмосферы, образов и персонажей, но и то, как отрисовано движение, как главных героев в кадре, так и второстепенных, заднего фона, деталей окружающей среды. Прекрасная музыка Дзё Хисаиси дополняет происходящее на экране.
В тот самый момент, когда все думают, что Disney и Pixar исписались, скатились в сопливую коммерцию и не могут сделать ничего принципиально нового, выходит “Коко” – и все в восхищении открывают рты. Мексиканские легенды празднования дня мертвых, мальчик, попадающий в потусторонний мир и пытающийся найти дорогу назад, поиски себя и родных, неожиданные друзья и коварные враги – совершенно новая оболочка избитой, казалось бы, истории об истинных ценностях в жизни, любви и семье. Призвание, мечты, на что ты готов ради своей цели в трогательном рассказе о мальчике, который хотел играть на гитаре как его кумир. Поверьте, даже самым суровым зрителям на глаза будут наворачиваться слезы. И если после просмотра трейлера кажется, что основное действие крутится вокруг скелетов царства мертвых, то уже во время фильма понимаешь, что именно лица живых людей прорисованы так, что невозможно удержать эмоции. Мать семейства, строгая и властная, старенькая бабушка, которая уже почти ничего не понимает – их мимика прорисована настолько тонко и трогательно, что кажется, что над ними работали не кисть художника и компьютерные технологии, а чистое волшебство.
Два Оскара и Золотой глобус. 800 миллионов долларов кассовых сборов. Позиция в первой сотне топ 250 IMDb.
Ловушка для кошек (Macskafogó) 1986
Что вы знаете о венгерском кинематографе? А о венгерской мультипликации? Нет, кое-что вы все-таки знаете.
“Ловушка для кошек” – это Остин Пауэрс от анимации. Пародия на все шпионские боевики и голливудский мир суперагентов в целом. Власть в мире захватили кошки, тотально притеснившие мышей. Мыши создают секретное оружие возмездия, производство которого под угрозой – контрразведка котов не спит. Последняя надежда мышиного мира – спецагент Ник Гробовски.
Юмор и изобретательность, которого мы не ждали от венгерской анимации, но который занял свое почетное место в памяти нашего детства. “В кабаре, ногами дрыгать”, “Шафранек, что у вас с лицом?”, “служба поддержки автомобиля Альфа Джульетта к вашим услугам”, “не бойся, мы сделаем маленькую дырочку и выпьем всю твою кровь” и другие крылатые фразы, плотно вошедшие в обиход сразу после премьеры. Немногие знают, но спустя 20 лет было снято продолжение истории. Но войти в ту же реку во второй раз все же не удалось.
Песнь моря (Song of the Sea) 2014
Кельтская мультипликация от ирландской студии Cartoon Saloon. Режиссер Томм Мур ранее снял “Тайна Келлс”, а с “Песней моря” он показал, что успех не был случайным.
История, основанная на кельтских легендах. У маленького мальчика есть сестра, рожденная у моря, которая может обращаться в тюленя и общаться с иным миром. Мальчик сначала недолюбливает свою младшую, но целая череда невероятных историй полностью меняет его восприятие.
Номинация на Оскар и Сезар. Брендан Глисон на озвучке одной из ролей.
Приключения Тинтина: Тайна Единорога (The Adventures of Tintin) 2011
Стивен Спилберг уже мелькал в этой статье как один из сооснователей студии DreamWorks, но он просто не мог не попасть в наш перечень уже как режиссер. История Тинтина – это экранизация очень известных комиксов бельгийского художника Эрже. Бельгиец был изобретателем техники “чистой линии” (когда рисунок прорисован четкими жирными линиями и тени, штриховка не используются). Спилберг также снимал в духе новаторства, используя технологию захвата движения (когда датчики закрепляются на живых актерах и снимают мимику и движения тела; затем данные обрабатываются компьютером и дорисовываются художниками. В итоге получилось запоминающееся действо о журналисте-детективе. Самого Эрже также сняли в небольшом камео (Тинтин позирует уличному художнику).
Критика по фильму собралась противоречивая, поскольку уж слишком весомым обстоятельством при оценке была любовь к первоисточнику – комиксам Эрже. Тем не менее, несмотря на обилие негатива, достаточно много журналистов и представителей киноиндустрии оценили фильм высоко.
Трио из Бельвиля (Les triplettes de Belleville) 2003
И вновь Сильвен Шоме. Удивительная анимация, чем-то напоминающая армянские мультфильмы 80-х годов. Трио дамочек в весьма зрелом возрасте, которые поют и танцуют, вновь объединяются, чтобы найти похищенного внука одной из них. Действие происходит в 60-х годах 20 века. Отсюда и костюмы, и мода, и прочий антураж эпохи. Очень душевное и атмосферное кино, запоминающееся и нестандартное.
Номинации на Оскар, BAFTA, специальный приз в Каннах и премия Сезар. Современная французская анимация в лучшем ее проявлении.
Коралина в стране кошмаров (Coraline) 2009
Мы уже говорили, что не все кукольные мультфильмы являются чем-то отвратительным. Напротив, есть и совершенные шедевры. “Коралина в стране кошмаров” снят на независимой студии Laika Entertainment (ну как, независимой, ее глава является также сооснователем корпорации Nike; то есть это не два энтузиаста в гараже с одним компьютером присели).
11-летняя девочка попадает в параллельный мир, который напоминает ее дом, только в гораздо более мрачной атмосфере. Мультфильм настолько жесткий и местами пугающий, что ему присвоен рейтинг PG. Тем не менее, восторги разделили как зрители, так и критики. Первые принесли в кинотеатры более 120 миллионов долларов, а вторые проставили высокие рейтинги на всех профильных сайтах.
Номинация на Оскар, Золотой глобус и массу других наград.
Вальс с Баширом (Vals Im Bashir) 2008
Закончим мы перечень лучших мультфильмов в истории совсем не детским кино. “Вальс с Баширом” основан на реальной истории ветерана Ливанской войны 1982 года о резне в лагере беженцев Сабра и Шатила. Воспоминания главного героя, пытающегося восстановить память о тех ужасных событиях. Израильский анимационный фильм впервые был номинирован на Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке.
Читайте также:
10 добрых фильмов для всей семьи
50 лучших детективов всех времен
50 лучших триллеров всех времен
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom