kinowar.com

А девушка созрела: 6 аргументов взросления украинского кино

 18.03.2017  Фестиваль

укр новая волна

16 марта в прокат вышла очередная подборка «Украинской новой волны» – альманаха современных отечественных короткометражек. И самое приятное в этом событии – то, как разительно повзрослели фильмы и их создатели в сравнении с предыдущими годами. Как тематика новелл избавилась от социальной чернухи, политики, местечковости, национальной озлобленности и пессимизма. Как появилось доступное, жанровое, абсолютно зрительское и одновременно умное/ остроумное, качественное, зрелое, откровенное, глубокое, раскрепощенное, прицельно точное кино. Неслучайно нынешняя подборка удостоилась примечания «20/16+», подразумевающего не столько год выпуска фильмов и возрастное ограничение, сколько взрослость авторской точки зрения и подачи.

Из шести вошедших в сборник историй четыре оказались бескомпромиссно хорошими. Две комедии («Голден лав» и «Кровянка») буквально порвали зрительный зал: так украинский зритель, наверное, не смеялся ни на одной голливудской и европейской комедии. Единственная документалка («Потерянные»), преисполненная поэтичной, убийственно выразительной аллегории, повергла в ненавязчивую экзистенциальную задумчивость. «Бешенство» же своей провокативностью, вызывающей эротикой и бранью наверняка смутило и даже обескуражило публику, но кольнуло в самое укромное место, то, которое не принято оголять и озвучивать. А вот живописные, но проигрывающие на фоне слишком красочных предыдущих историй «Дом» и «Черногора», уносящие зрителя в хвойное благоухание по-осеннему меланхоличных карпатских лесов, вызвали молчание и то ли непонимание, то ли попытку прочувствовать и осмыслить.

Словом, старая добрая комедия и внезапная эскапада оказались куда эффектнее слишком серьезных, претенциозных драм.

Новелла «Голден лав», разворачивающаяся в стенах типичного дома культуры райцентра или ПГТ во время основательно организованных свиданий-пятиминуток «кому за 30», рассказывает о трогательно-ироничной встрече двух одиночеств, узнавших друг друга «из тысячи, по словам, по глазам, по голосу» или «по походке» и «ботиночкам нариман». Попадание здесь стопроцентное: в типажи, антураж, провинциальную атмосферу и провинциальные надежды на кому краткосрочное, кому долгосрочное счастье. Начиная с песни «Пане полковнику, мій синьоокий», тазика с мятными карамельками и заканчивая жуткой драпировкой на размашистых бедрах парадно одетой ведущей романтического мероприятия – все тут не в бровь, а прямиком в хрусталик глазного яблока. Одним словом, автор короткометражки Павло Остриков – большая надежда полнометражного комедийного жанра, наш украинский Жора Крыжовников времен первого «Горько!».

голден лав

«Кровянка» переносит зрителя из провинциальной центральноукраинской романтики в сочный западенский колорит. Немолодые, но бодрые родители главного героя (городского студента, приехавшего на праздники в родное село) готовятся к знакомству с его невестой – скромной девушкой из еврейской семьи. Вот только про еврейское происхождение гостьи предвзятые старички пока не в курсе. Они волнуются, шуршат, радостно забивают свинью, чтобы приготовить коронное блюдо – кровянку. «Та що ти тікаєш, як жид від сала?! Як став гарадським, так здєлався таким нєжним», – не подозревая истинного подвоха, беспокоится суетливая, говорливая мать, подсовывая сыну баночку с кровью, от которой того изрядно воротит. Естественно, ситуация накаляется с каждой неловкой недосказанностью и к финалу на маленьком хуторе закатывается большая буря. Режиссер Аркадий Непыталюк, эдакий гуцульский Кустурица, исправно изобличает этнические предубежденности и стереотипы: к русским, евреям, украинцам, молдаванам, финнам, эстонцам и всем нациям на земле, попадающим и не попадающим в байки и анекдоты.

кровянка

Эпатажное «Бешенство» от эпатажной Марыси Никитюк – любовное откровение с элементом реалистичного хоррора и без цензуры. Здесь мы переносимся в мир обеспеченной творческой богемы. Жена-художница подозревает мужа в измене и параллельно пытается выяснить, заразилась ли она бешенством после укуса агрессивной дворняги. «А я хочу білок на сніданок. Багато білку», – игриво говорит героиня и опускается перед мужем на колени. Создательница новеллы не стесняется ни секса, ни слова «хуй». Но достоинство этой работы, балансирующей на грани нимфомании и превращения в оборотня, понятно, в другом. Автор по-честному говорит о том, о чем мы обычно молчим: о том самом бешенстве, которым болеют обманутые, покинутые, нелюбимые и одинокие; о том, что пульсирует между ног и превращает нас в жалких, слабых, диких и агрессивных.

бешенство

Образная документалка-аллегория «Потерянные» Светланы Шимко – отстраненное наблюдение за течением и цикличностью бессмысленного человеческого существования. В кадре одни за другими появляются утерянные вещи, складирующиеся в бюро находок: тысячи паспортов, кошельков с удостоверениями и банковскими карточками, сумок, зонтов, мячей, перчаток… Эти вещи больше никому не нужны, у них больше нет ни применения, ни предназначения. Как и у миллионов людей, потерянных, выключенных, неживых, снующих на автомате без цели и смысла.

потерянные

Анастасия Лях

Коментарі