“Хроники Дюны” – серия романов Фрэнка Герберта, которую всегда считали неэкранизируемой, и это утверждение недалеко от правды, по крайней мере на сегодняшний день. Единственный фильм, который был снят Дэвидом Линчем в 1984 году успешным не назовешь – его “Дюну” раскритиковали все, от поклонников книг до кинокритиков и простых зрителей, не знакомых с произведением автора. После этого желающих погрязнуть в песках Арракиса не было вообще. До тех пор, пока Дени Вильнев, автор “Прибытия” и “Бегущего по лезвию 2049” не решился на экранизацию книги, отказавшись ради этого от съемок нового Бонда.
kinowar.com подготовил для вас статью о сложной истории создания киноленты Дэвида Линча, поклонником которой является и сам Дени Вильнев.
1. В 1965 году “Дюна” Френка Герберта впервые вышла целой книгой. До этого ее на протяжении двух лет публиковали в виде серии глав в одном из наиболее влиятельных американских журналов фантастики Astounding Science Fiction. Роман приняли не просто тепло. Главные авторы тех времен в жанре фантастики – Роберт Хайнлайн и Артур Кларк называли эту историю “уникальной” и “убедительной”. Книга, сделавшая Герберта знаменитым, была удостоена самых престижных жанровых наград: “Хьюго” и “Небьюла”. “Дюна” — один из самых известных научно-фантастических романов XX века. Эта история нравилась читателям. Экранизация была вопросом времени.
Действие “Дюны” происходит в далеком будущем, где наивысшей ценностью является спайс – продлевающее жизнь вещество, позволяющее видеть будущее и путешествовать в космосе. Так что тот, кто контролирует спайс, контролирует всю галактику. Это вещество добывают лишь на одной пустынной планете под названием Арракис (она же Дюна). Спайс производят песчаные черви, своими размерами не уступающие звездолетам, а охраняют его местные жители – жестокие, но благородные фримены, для которых даже капля воды – сокровище. В это суровое место прилетает новый правитель планеты – герцог Лето Атрейдес со своим сыном и главным героем саги по имени Пол, которому предстоит выяснить, в какую ловушку хотят загнать его семью.
2. Первую попытку показать эту историю на большом экране предпринял продюсер Артур Джейкобс, купив в 1971 году права на экранизацию книги. Из-за занятости над сиквелами успешного на тот момент фильма “Планета обезьян” он долгое время не мог найти подходящего постановщика. Герберт с оптимизмом ждал начала съемок, но этого так и не случилось, так как в 1973-м году Джейкобс умер от сердечного приступа.
3. Еще через год права на роман перекупила группа французских продюсеров, доверившая съемку картины авангардному чилийско-французскому режиссеру Алехандро Ходоровски, известному своими сюрреалистически-психоделическими картинами “Крот” и “Священная гора”. Для работы над кинолентой чилиец собрал серьезную команду. Жан “Мебиус” Жиро – французский художник комиксов, Ханс Гигер – швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой» и Крис Фосс в качестве дизайнеров реальности в картине. Король сюрреализма Сальвадор Дали в роли императора галактики. Орсон Уэллс в роли барона Харконнена. Мик Джаггер в роли Фейд-Рауты. Глория Свенсон в роли преподобной матери Мохиам из “Бене Гессерит”. Музыку должны были создавать Карлхайнц Штокгаузен, Pink Floyd и рок-авангардисты Henry Cow и Magma. Но и в этот раз ничего не вышло.
Продюсеры поняли, что задумка Алехандро абсолютно безумна. Дали потребовал, чтобы ему платили 100 тысяч долларов в час, и режиссер согласился. К тому же, еще ни сняв ни одного кадра, Ходоровски уже успел потратить 2 миллиона при общем бюджете картины в 9,5. Ко всему прочему чилиец шокировал всех своим заявлением о том, что его кино будет длиться 14 часов. И это все в 70-е годы прошлого века! В итоге проект умер от недостатка финансирования, оставив после себя лишь сценарную “Библию” с подробными раскадровками, которую на аукционе в 2019-м году продали за 42,5 тысячи долларов.
Ходоровски и по сей день не может примириться с тем, что его фильм не состоялся, считая этот факт главной трагедией своей жизни. Эта неснятая кинолента – одна из легенд мирового кино, которой в 2013 году посвятили полнометражный документальный фильм под названием “Дюна” Ходоровского”.
4. Спустя пару лет права на экранизацию книги вместе с частью материалов от предыдущей команды попали к Дино Де Лаурентису, в разные годы работавшему с Федерико Феллини, Ингмаром Бергманом и Пьером Паоло Пазолини, и его дочери Раффаэлле, и это те люди, благодаря которым пустыня Арракис появилась на экранах. Хотя до Линча еще далеко.
Для работы над фильмом в 1979 году привлекли Ридли Скотта, того самого, чьи лучшие фильмы устанавливали новые визуальные стандарты и меняли правила игры в мейнстриме. Первый раз это случилось с «Чужим», и именно благодаря этой картине режиссера пригласили в проект по экранизации книги Фрэнка Герберта. Британец проработал над кинолентой около года, за это время успев привлечь к проекту Ханса Гигера, работавшего с ним над “Чужим”, а также над версией “Дюны” Ходоровски. У будущей картины было два сценария, один из которых написал автор книги, а второй – Руди Вурлитцер, нанятый самим Ридли. Второй сценарий нравился режиссеру, но Герберта привел в бешенство, из-за того, что был максимально упрощен и содержал идею инцестуальной связи между Полом и его матерью. Продюсеров ко всему прочему беспокоил потенциальный бюджет картины в 50 миллионов, что на те времена было огромной суммой. В 1980-м году смете сказали окончательное нет, и Ридли Скотт оставил проект ради “Бегущего по лезвию”.
“У меня не было сил браться за это, потому что, пока я готовил этот проект, мой брат Фрэнк умер от рака. Это меня ошарашило. Так что я пошел к Дино и сказал, что он может делать со сценарием “Дюны” все, что захочет”.
5. На момент, когда продюсер решил пригласить к работе над “Дюной” Дэвида Линча, тот уже срежиссировал два полнометражных фильма – “Человек-слон” (за него Линч получил две номинации на “Оскар”) и “Голова-ластик”. Де Лаурентис обещал профинансировать следующий фильм Линча, если тот возьмется за “Дюну”, и так как Дэвиду понравилась история юного Пола Атрейдеса, то он согласился на предложение.
6. До того, как принять приглашение от Де Лаурентиса, Линч рассматривал предложение снять “Звездные войны: Возвращение джедая” – фильм, являющийся финалом оригинальной саги. Одним из факторов того, почему Дэвид отказал Джорджу Лукасу было то, что бюджет звездной саги составлял 30-40 миллионов, в то время как у “Дюны” было 40-47 миллионов, ну и желание продюсеров сместить акцент с технологичного на человечное также сыграл немаловажную роль в принятии решения в пользу последнего.
7. Перед тем, как приступить к сценарию, Линч пообщался с Фрэнком Гербертом. Режиссер хотел по максимуму оставаться верным книге, но добавить в сюжет также и что-то свое. Он предложил разделить фильм на две части, для того, чтобы по максимуму передать сюжетные нюансы, не растягивая при этом хронометраж. Де Лаурентис отказался от этой идеи.
8. Студия хотела получить коммерческий продукт, что-то в стиле только что прогремевших “Звездный войн”, а не авторское кино. Все это послужило ограничением для Линча, ведь он не должен был впадать в свое фирменное “безумие”. Де Лаурентис видел “Дюну” почти что семейной картиной и настаивал на рейтинге PG, предполагающий минимальное количество сцен насилия. Тем не менее фильм 1984-го года является одним из первых, что вышли в прокат с рейтингом PG-13 (детям до 13 в сопровождении родителей).
9. Несмотря на то, что визуальный план “Дюны” Линча не такой эксцентричный, как концепция Алехандро Ходоровски, несправедливо будет назвать декорации фильма менее масштабными. Для съемок были созданы грандиозные макеты космических кораблей, галактических дворцов и ужасающих песчаных червей. “Дюна” на самом деле могла похвастаться новейшими на то время технологиями. Например, специальные защитные “силовые поля” героев были нарисованы компьютерным видеомонтажом. Сегодня такая графика выглядит по меньшей мере комично, а в 1980-е ее создание требовало значительных ресурсов.
10. Большие затраты на визуальное оформление фильма привели к невозможности привлечь к съемкам звезд первой величины. Главную роль в картине исполнил дебютант Кайл Маклахлен, воплотивший на экране одного из самых выразительных персонажей киноленты. Тем не менее, без претензий на выбор актера на роль Пола Атрейдеса не обошлось. Дело в том, что Кайл был значительно старше своего книжного прототипа – это вызвало недовольство фанатов космической саги. Хотя “Дюна” и не является классической подростковой историей, тема взросления и становления протагониста здесь одна из ключевых драматургических линий. Двадцатипятилетний МакЛахлен не сильно подходил для образа совсем юного подростка, которому внезапно приходится стать главой целого народа.
Примечательным также является выбор других актеров – британский певец Стинг сыграл Фейд-Раута, одного из главных антагонистов, а Макс фон Сюдов исполнил роль доктора Кинеса, имперского планетолога. Не обошлось также без Джека Нэнса – своеобразного талисмана режиссера, который при жизни снялся почти во всех фильмах Линча. Постановщик и сам сыграл в небольшом эпизоде, где он предстает в роли грязного шахтера.
11. За музыку к киноленте были ответственны Брайан Ино, а также рок-группа Toto, а за спецэффекты — Карло Рамбальди, работавший над фильмами “Инопланетянин”, “Чужой” и “Кинг Конг”.
12. Идеальной локацией для съемок оказалась пустыня в Мексике, где от кактусов пришлось расчистить несколько квадратных километров. В то же время в том же месте снимался “Конан-разрушитель”. На разных этапах производства над кинолентой работала команда в 1700 человек, что для того времени было абсолютным рекордом. Одних только костюмов отшили 4 тысячи штук, а массовка насчитывала до 20 тысяч человек.
13. В “Дюне” Линч отошел от концепции дизайна в стиле хай-тек и добавил в нее элементы эклектики. Один из самых простых примеров: Атрейдесы носят мундиры с эполетами XIX века, а жители Арракиса облачены в дистиляционные костюмы, разработанные еще Гигером.
14. Работа над экранизацией сопровождалась постоянными проблемами. Один только сценарий переписывался шесть или семь раз. Было отснято более четырех часов материала, но после нескольких редакций от них осталось чуть больше двух часов. Конфликт Линча с продюсером привел к тому, что финальная версия фильма была смонтирована против воли автора.
15. Премьера фильма состоялась 14 декабря 1984 года. В Universal, понимая, что кино получилось не самым простым и у публики могут возникнуть вопросы, в некоторых кинотеатрах раздали глоссарии “Дюны” с основными названиями из вселенной Герберта. Но это не помогло. Зрители, читавшие роман, обиделись на режиссера за вольное обращение с текстом, а не читавшие ничего не поняли. “Дюна” с треском провалилась в прокате и не стала еще одними “Звездными войнами”, как надеялся Де Лаурентис.
Несмотря на отличные исходные данные фильма: увлекательную историю, которая покорила многих читателей, зрелищные декорации и режиссера с уникальным талантом, “Дюна” Линча стала абсолютным кассовым провалом, собрав в прокате чуть больше половины суммы собственного бюджета.
Одной из главных причин такого жесткого неуспеха является откровенно плохой сценарий. Сюжет картины слишком громоздкий, что неудивительно для экранизации романа с большой плотностью событий и значительным количеством персонажей. “Дюна” Дэвида Линча не адаптирована для простого зрителя – если не читал оригинальный роман, понять что-либо в фильме крайне сложно. События разворачиваются со значительными нарративными пробелами и постоянными недомолвками. Кроме того, кинолента для тех лет получилась слишком мрачной и депрессивной, что в сочетании с замкнутостью героев навевало грусть при просмотре.
В попытках как-то реабилитировать “Дюну”, продюсеры решили создать телевизионную версию фильма. Чтобы облегчить зрителям восприятие ленты, они добавили ранее вырезанные сцены и украсили ее закадровым голосом рассказчика, который довольно подробно объяснял все, что происходило на экране. Линч невероятно возмутился из-за такого отношения к его творению и отказался указывать свое имя в титрах этой версии фильма. Позже Дино Де Лаурентис признался, что он и его команда «уничтожили фильм в монтажной комнате».
Ко всему прочему, большинство критиков заметили, что спецэффекты в фильме выглядят крайне дешево даже для зрителя, не привыкшего к компьютерной графике. Стоит заметить, что к тому времени уже были созданы такие фильмы как “Космическая одиссея 2001 года ” Стэнли Кубрика, оригинальная трилогия “Звездных войн” Джорджа Лукаса, “Чужой” и “Бегущий по лезвию” Ридли Скотта. О том, что все эти картины и сейчас смотрятся хорошо и говорить не стоит.
Примечательно, что несмотря на провал ленты и дальнейшую конфронтацию с режиссером, продюсер Дино де Лаурентис все же сдержал слово и профинансировал следующий фильм Дэвида – так он создал «Синий бархат».
“Дюна” по праву считается самым слабым фильмом Линча, который он сам не любит и предпочитает о нем не говорить. В этой картине режиссер отступил от найденного ранее и успешно развитого во всех остальных творениях собственного индивидуального стиля и киноязыка. Это самый “нелинчевский” фильм режиссера.
Так зачем тогда его смотреть?
Как минимум для того, чтобы подготовиться к выходу творения Дени Вильнева, на который картина 1984-го года оказала большое влияние, и это можно заметить по кадрам предстоящей киноленты, которые уже есть в сети.
К тому же, несмотря на провал, фильм благотворно повлиял на самого Линча. После неудачного опыта с блокбастером он окончательно вернулся к авторскому кино, и подарил всем любителям кинематографа свои незабываемые картины. А еще на съемках он встретил свою будущую звезду Кайла Маклахлена – Джеффри в “Голубом бархате” и, главное, – агент Дейл Купер в “Твин Пикс”, который обожает черный кофе и знает, кто убил Лору Палмер.
Кроме Маклахлена, в ленте появился и Стинг. Музыкант был не прочь провести лето на съемках после окончания работы над альбомом группы The Police “Synchronicity”. Стинга не все режиссерские решения приводили в восторг, к примеру костюм из первой сцены он назвал “резиновыми трусами” и долгое время не хотел его надевать.
В отличие от музыканта, критикам костюмы понравились, и это, пожалуй, единственное, за что этот фильм хвалили. Боб Рингвуд – художник по костюмам, даже удостоился премии “Сатурн”, а Фрэнк Герберт – автор романа, назвал фильм «визуальным пиршеством».
Спустя годы после выхода на экраны, “Дюна” все же нашла круг своих ценителей. Вопреки изначальному провалу и объективной неидеальности, лента не ушла в забвение, а до сих пор остается одним из самых обсуждаемых фильмов своего времени. Благодаря неповторимому стилю кинолента стала культовой классикой и неотъемлемой частью фильмографии Дэвида Линча, даже если ему это не нравится.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Интересные факты о фильме “Бегущий по лезвию”
Интересные факты о фильме “Чужой”
Интересные факты о фильме “Пролетая над гнездом кукушки”
Интересные факты о фильме “Интерстеллар”
Интересные факты о фильме “Криминальное чтиво”
Интересные факты о фильме “Побег из Шоушенка”
Интересные факты о фильме “Зеленая миля”
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom