kinowar.com

Кино на пределе. Все фильмы Фатиха Акина

Фатих Акин

Фатих Акин – вундеркинд немецкого кино. Его родители — иммигранты из Турции. Альтона, один из семи районов Гамбурга, был для него местом жизни и работы, в этом квартале подбиралась натура для первых фильмов. Этнические  корни в сочетании с молодежной субкультурой Германии, которой проникся Акин, сформировали фирменный режиссерский почерк. О его фильмах говорят, что это артхаус для широкой аудитории. Автор умело использует шаблоны мейнстримного кино, добавляя авторский почерк в кинокартины. Ему все удается: от игровых до документальных лент, от гангстерского боевика и до любовной драмы. Акин сам пишет сценарии к своим фильмам, сам режиссирует и продюсирует их, а так же снимается в небольших ролях. Он часто жалуется на то, что у него всего лишь  две руки, которых не хватает для реализации всех его идей.

Являясь этническим турком и получив европейское образование, он как будто завис между культурами Запада и Востока. Фатих признается в одном из интервью, что, несмотря на то, что он  находится в оппозиции к турецким национальным традициям, он, тем не менее, старается что-то сохранить и передать дальше, так как видит решение вопроса где-то посередине. Это дает возможность режиссеру наблюдать за поднимающимися в кинолентах проблемами с обеих сторон – снаружи, своим европейским подходом и изнутри, национальным взглядом. Все это находит выход в творчестве Фатиха Акина и открывает зрителю удивительный мир режиссера, полный страсти, красоты и индивидуальности.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

 

Головой о стену (Gegen die Wand

1. Головой о стену (Gegen die Wand, 2004, IMDb 7,9)

Он и Она. Ему – 40. Ей – 20. Они познакомились в клинике для тех, кто пытается совершить самоубийство. Ни он, ни умирать не хотели. Сибель (Сибель Кекилли) резала вены из-за желания позлить мусульманское семейство, и чтобы вырваться из четырех стен и танцевать до утра. Кахит (Бирол Унел) после смерти жены утратил смысл жизни и въехал в стену на автомобиле. На прогулке в больнице она подбежала и спросила Кахита: «Женишься на мне?». Получится ли у молодой бунтарки вернуть вкус к жизни уже немолодому, спившемуся турку – ответ узнаете в киноленте.

Фильм, начинается как вполне понятная этническая трагикомедия о столкновении культур. Но чем дальше, чем пронзительней и отчаяннее становится лента  –  сильная и резкая, как удар стакана о барную стойку, когда Кахит осознает всю силу своих чувств.

На 54-м Берлинале фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы и был удостоен “Золотого медведя” и премии ФИПРЕССИ. После этого Европейская киноакадемия признала «Головой о стену» лучшей картиной 2004 года, а Фатиха Акина – лучшим режиссёром. Из числа крупных наград можно также отметить 5 национальных кинопремий. Сильное кино, которое спустя годы не теряет своей энергетики и очарования.

 

На краю рая (Auf der anderen Seite

2. На краю рая (Auf der anderen Seite, 2007, IMDb 7.8)

Пожилой одинокий турок Али Аксу (Тунджель Куртиз), живущий в Бремене, ходит к соотечественнице-проститутке Йетер (Нурсель Кесе) и однажды предлагает ей переехать к нему жить. Последующие за этим события приводят к тому, что его сын, профессор-германист Нежат (Баки Даврак) становится владельцем книжной лавки в Стамбуле. Тем временем дочь Йетер, молодая стамбульская радикалка Айтен (Нургюль Ешилчай), спасаясь от властей, с поддельными документами бежит в Германию. Там у нее начинается бурный роман с немецкой студенткой  Лоттой (Патриция Зюлковска) и тлеющий конфликт с ее матерью Сюзанной (Ханна Шигулла). Постепенно все линии истории пересекаются, и, несмотря на трагические моменты, «свет в конце тоннеля» всё же виден…

Акин в своих фильмах постоянно обращается к таким темам как возвращение домой, столкновение культур, мораль и религия, и с каждым разом поднимает планку все выше. «На краю рая» – амбициозное кино, обезоруживающее своей энергией и дерзостью. Случайности и совпадения, которые не случайны, прописаны так тонко, что они не выбиваются из общей картины, а наоборот – дополняют ее и склеивают. То, что у любого другого режиссера могло бы стать напыщенной лентой или дешевой мелодрамой, у Акина становится по-настоящему хорошим фильмом, не оставляющим после просмотра чувства тяжести и безысходности.

 

Солнце Ацтеков (Im Juli

3. Солнце Ацтеков (Im Juli, 2000, IMDb 7.7)

Юли (Кристиана Пауль) продает сувениры на улицах Гамбурга. Она неравнодушна к преподавателю Даниэлю (Мориц Бляйбтрой). Однажды она уговаривает его купить якобы приносящее удачу кольцо с изображением солнца. Вечером Даниэль случайно встречает красивую турчанку Мелек (Идил Юнер), влюбляется и решает отправиться за ней в Стамбул, чтобы признаться в любви. Совершенно случайно Юли отправляется в путешествие вместе со своим возлюбленным. Так начинается полная  приключений  и опасностей погоня за счастьем через всю Европу.

Фатих Акин снял легкую, романтическую историю, пропитанную духом странствий и приключений и согретую лучами июльского солнца. Одно из главных достоинств фильма в том, что он не пытается быть чем-то большим, чем непродолжительное летнее увлечение, и не стесняется некой сказочности сюжета. На первый план в киноленте выходит потрясающая вера в людей. Нет ничего страшного в утрате денег или  документов. Путь может быть долгим и извилистым, но все дороги  непременно приведут туда, куда нужно, а именно в Стамбул. Мир полон людей, готовых прийти на помощь, и, если следовать за своей мечтой, то обязательно окажешься в нужное время в нужном месте, а главное – рядом с тем самым, своим человеком.

 

Душевная кухня (Soul Kitchen

4. Душевная кухня (Soul Kitchen, 2009, IMDb 7,3)

Зинос Казанцакис (Адам Бусдукос) владеет небольшим рестораном на окраине Гамбурга под названием Soul Kitchen. Посетители вполне довольны блюдами его собственного приготовления и знают наизусть меню, состоящее из нескольких строк на одном листе бумаги. Спокойная жизнь идет своим чередом, пока главному герою не сваливаются на голову 33 несчастья. Его беспутный брат Иллиас (Мориц Бляйбтрой) начинает регулярно выходить в «увольнительные» из тюрьмы. В ресторан приходит санитарная инспекция, а вслед за ней и налоговая полиция, которых навел на Зиноса приятель Томас Нойманн (Вотан Вилке Мёринг), мечтающий заполучить это место и превратить его в бордель. В довершение всех бед его девушка Надин (Фелина Рогган) уезжает работать в Шанхай. В этой критической ситуации выход один: пригласить нового шеф-повара, который сможет сделать Soul Kitchen самым модным местом в городе.

Эта работа Акина сильно отличается от других его остросоциальных и довольно жестких лент, таких как «Головой о стену», «На пределе» или «На краю рая». В этот раз он снял кино в меру киноманское и в меру развлекательное, замешанное на пазловой драматургии, с сознательным облегчением острой социальной проблемы. На смену трагедии приходит комедия, терапевтический эффект которой еще сильнее.

«Душевная кухня» – фильм о доброте, мечте, стойкости и упорстве. Рекомендуется всем как лекарство от уныния, разочарования, неверия в свои силы и просто для приятного времяпровождения.

 

5. На пределе (Aus dem Nichts, 2017, IMDb 7.1)

Фильм, принесший Диане Крюгер премию Каннского кинофестиваля, а позднее взявший «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке –  это  еще один взгляд на терроризм с точки зрения ждущей правосудия жертвы.

У немки Кати (Диана Крюгер) счастливый брак, пусть и заключенный в тюрьме. У нее прекрасный муж, курдский иммигрант Нури (Нуман Аджар), криминальное прошлое которого осталось позади, и сын Рокко (Рафаэль Сантана). Но идиллия нарушается взрывом самодельной бомбы, уносящей жизни любимых людей, оставляя Катю наедине со своим горем. Фильм, начинающийся  как счастливая история любви, очень быстро меняет свой тон, и все, что остается зрителю – наблюдать, насколько глубоким бывает отчаяние и куда оно способно привести.

«На пределе» разделен на три главы: «Семья», «Правосудие» и «Море». Все они сняты в разных жанрах и предлагают три разных способа справиться с горем: «Семья» – жесткая драма о женщине, потерявшей семью; «Правосудие» – холодная судебная драма, а «Море» – триллер о мести с погонями, синим закатом и белым рассветом. Кто устроил взрыв, кто виноват в смерти Нури и Рокко?

В интервью Акин не раз рассказывал о кинокритиках, удивленных тем, что он снял фильм не об исламских террористах, а о неонацистах. В начале 2000-х, в Германии неонацисты на самом деле убили несколько турков, а следствие тогда решило, что это всего лишь разборки турецкой мафии, так что лишь по чистой случайности настоящие убийцы в итоге были обнаружены. Режиссера сильно поразила эта история, и он решил, что непременно снимет фильм на эту тему.

«На пределе» можно смотреть как личную трагедию или как политическое высказывание режиссера. После него остается ощущение пустоты, которое не сразу хочется заполнить. Фильм еще долго будет напоминать о себе случайными мыслями и образами, но ответы на некоторые из возникающих вопросов во время просмотра лучше вовсе не знать.

 

Гуд бай, Берлин! (Tschick

6. Гуд бай, Берлин! (Tschick, 2016, IMDb 7,0)

Комедийно-драматический фильм снят по мотивам бестселлера Вольфганга Херндорфа 2010 года «Чик». Главный герой киноленты – Майк, сын обеспеченных, но не слишком счастливых родителей. Он не пользуется популярностью в школе, и большинство детей считают его просто лохом. Впрочем, он о себе такого же мнения. Чувствуя себя изгоем, Майк сводит дружбу со странным одноклассником Андреем Чихачевым (Ананд Батбилек), которого подозревают в связях с русской мафией. На угнанной голубой «Ниве» они отправляются в путешествие по Германии во время летних каникул.

Фатих Акин снял простой фильм, в котором красивым и невинным языком рассказывается история обыкновенных  подростков. Период взросления, который показывает режиссер, оборачивается рассказом о череде встреч с разного рода инаковостью. Стать взрослым в социальном плане, по мнению Акина, означает принять тот факт, что рядом с тобой находятся «другие» люди – странные, временами непонятные и не обязательно похожие на тебя самого. Лучшее лето в жизни – то, когда мир открылся для тебя возможностями и всем своим многообразием. Ты думал, что мир – маленький, а на самом деле он очень большой и разнообразный.

«Гуд бай, Берлин!» заставляет испытывать чувство ностальгии по своему детству и юности, по тем временам, когда мы были бесстрашны и беспечны, и понравится тем, кого не отпускает мысль о том, чтобы однажды все бросить и рвануть, куда глаза глядят.

 

Золотая перчатка (Der goldene Handschuh

7. Золотая перчатка (Der goldene Handschuh, 2019, IMDb 6,7)

Начало 1970-х. Гамбург. Еще не так давно в этом районе начинали The Beatles, а сегодня Фриц Хонка (Йонас Дасслер), выпив шнапса, готовится распилить на части придушенную им женщину, чтобы легче было избавиться от трупа. Сам процесс, к счастью, оставлен за кадром, но звук пилы, расчленяющей плоть, работает не хуже изображения.

Те зрители, которые хорошо знакомы с творчеством режиссера явно будут удивлены его последним фильмом. Фатих Акин, 16 лет назад покоривший Берлинале и вслед за этим зрителей всего мира своим страстным и провокационным «Головой о стену», с тех пор снимал достаточно ровные, но не менее качественные и интересные киноленты, независимо от темы сюжета. Но вот его «Золотая перчатка» – фильм полный крови и плоти, и от этого зрелища закружится голова даже у самых стойких. Эта картина — одно из самых неприятных зрелищ, когда-либо созданных в кино. И дело не только в насилии или максимальном натурализме. Дело, скорее всего, в убийственной обыденности и нормальности того, что происходит на экране.

Фильм снят по реальной истории Фрица Хонки, рассказанной в книге Хайнца Штрунка. Несмотря на то, что Акин довольно точно следовал фактам, что подтверждается архивными фотографиями, показанными в конце киноленты, его картина все равно выглядит как сюрреалистическая фантазия. Кинолента производит неизгладимое впечатление, в особенности работа актеров и гримеров. У Акина нет тормозов, поэтому досмотреть «Золотую перчатку» получится не у всех. Слишком уж мерзко и неприятно происходящее на экране. Зато искушенный киноман наверняка останется доволен, так как в наше время мало того, что способно по-настоящему удивить в искусстве.

 

Шрам (The Cut, 2014

8. Шрам (The Cut, 2014, IMDb 6,3)

Режиссер, семья которого приехала в Германию из Турции, снял кино на тему, являющуюся до сих пор запретной на родине его родителей: не только власти страны, но и общество все еще отказываются официально признавать геноцид армян. “Я задал себе вопрос: как снять фильм, который заставил бы граждан современной Турции сопереживать армянам, жертвам геноцида почти вековой давности”, – сказал на одной из пресс-конференций Фатих Акин.

События, имевшие место в истории, показаны на примере судьбы одного человека – Назарета Манукяна (Тахар Рахим). 1915 год, в Османской империи пока еще мирно живут люди разных национальностей. Однажды всех мужчин в деревне, где живет главный герой, собирают на площади и под конвоем отправляют на принудительные работы, где царит полный произвол и массовые расстрелы. Чудом избежавший смерти Назарет узнает о смерти жены, но его дочери, скорее всего, остались в живых, и находятся за океаном, так что он отправляется на их поиски. Манукян не может говорить, так как ему перерезали связки, поэтому кричать за него приходится другим.

По словам режиссера, одной из главных тем, которые его интересовали во время работы над фильмом, был путь к религии. Его герой теряет веру в церковь и ее ритуалы, зато приближается к тому, что, с точки зрения автора фильма, является истинной сутью религии – духовному началу и умению не отчаиваться в самых безвыходных ситуациях. «Шрам» – мощный манифест режиссера и одна из первых попыток отразить на экране трагические события тех дней.

Ира Дробот

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Читайте также:

Лучшие фильмы Томаса Винтерберга

Все фильмы Стива Маккуина

Все фильмы Дени Вильнёва

Все фильмы Квентина Тарантино

Все фильмы Дэвида Финчера

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Коментарі