Да все за то же: за социальную проблематику, за борьбу с расизмом, за острую актуальную тему, за призыв к гуманизму и мирному решению этнических и религиозных конфликтов. И лишь иногда за остроумный, увлекательный и развлекательный сюжет.
21 июня в украинский прокат вышла традиционная подборка Oscar Shorts, то есть короткометражных фильмов, получивших номинацию на «Оскар» в соответствующей категории, включая победителя. Как и всегда, это пять новелл, которые по той или иной причине приглянулись американским киноакадемикам.
Что ж, сразу хочется сказать, что «Оскар» в своем репертуаре: в приоритете политкорректность, человеколюбие, высокий жанр. Из пяти историй – четыре драмы и всего одна комедия. Из пяти историй – четыре являются проблемными и социально важными и лишь одна без задней мысли просто расслабляет и веселит зрителя ловким ироничным сюжетом без всякой претензии быть рупором, меняющим планету, искореняющим изъяны общества, будто гнилые дощечки в паркетном полу.
«Начальная школа Де-Калб». Запредельная частота американских трагедий, связанных с беспричинной стрельбой в школах, не могла не найти отклик в кинематографе. Но ценность этой короткометражки, основанной на реальных событиях, не в том, что она зафиксировала один из тех ужасных случаев стрельбы, которые унесли жизни десятков детей, и изобразила стрелка монстром, а как раз наоборот. В центре этого гуманистического рассказа – психически нестабильный стрелок, которому становится совестно за свой поступок прежде, чем успевает произойти необратимое, и работница школы, которая выказывает человеку с ружьем… любовь вместо ненависти.
«Немой ребенок». Четырехлетняя глухонемая Либби растет в, казалось бы, благополучной семье, где в действительности до нее никому нет дела, потому что никто не хочет вникать в ее специфический беззвучный мир, никто не хочет обременять себя лишними сложностями. Даже мать, у которой и без того по горло дел: экзамены, выпускной, колледж у старших «нормальных», то есть слышащих и разговаривающих детей. А Либби тем временем в своем мире совсем одинока, пока в дом не приходит социальный работник: милая, чуткая девушка, которая начинает обучать девочку языку жестов. Ребенок впервые вступает в общение, равноправное взаимодействие с другим человеком, впервые имеет возможность выразить мысли. Так что неудивительно, что между, казалось бы, случайной, посторонней женщиной и одинокой девочкой устанавливается особая, трогательная связь. Но матери кажется глупым обучать девочку языку, на котором никто в ее окружении не говорит. Британская короткометражка, получившая «Оскар», с одной стороны, поднимает сугубо социальную и образовательную проблему отсутствия языка жестов в обычных школах. С другой – говорит на болезненную тему ненужности особенных детей, ненужности их собственным же семьям, которые не хотят усложнять себе жизнь. Речь не о тех родителях, которые бросают (с такими все понятно сразу), а о тех, которые отстраняются, не желая вовлекаться в мир, требующий всего лишь чуть больше внимания и усилий, чем мир других детей.
«Мой племянник Эммет». Эта короткометражка созвучна с «Фермой «Мадбаунд», полнометражным участником оскаровской гонки 2018. И эта история, как и первая новелла в подборке, тоже основывается на реальных событиях, чему есть видео-подтверждение из журналистской хроники. Действие разворачивается в 50-х в южном штате Миссисипи, одном из самых расистских американских штатов. Эммет – молодой чернокожий парень, переехавший из Чикаго в маленький фермерский городок, к своему дядюшке, местному пастырю. Юноша из большого сити чувствует себя первым парнем на деревне, покорителем девичьих сердец. Но он совсем не знает местных законов, согласно которым черный не может заглядываться на белую женщину, тем более чужую жену. За дерзость казанову-молокососа следует проучить. Но в штате Миссисипи образца 50-х у слова «проучить» искаженное значение… Главный герой этой истории – не Эммет, а пожилой пастырь, который в тот же момент, когда узнает о похождениях племянника, с болью и каким-то смиренным ужасом понимает, чем все закончится, но уже ничего не может исправить и ничему помешать.
«11 часов». Вот она, единственная комедия. Австралийская новелла – лаконичный, увеселительный каламбур на тему, затронутую еще Эдгаром По в рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перро» о психбольнице, власть в которой захватили пациенты, выдавшие себя за докторов. На прием к психотерапевту приходит клиент, проблема которого заключается в том, что он считает себя не пациентом, а доктором. В итоге зритель наблюдает классическую комедию положений, в которой двое пытаются лечить друг друга, и неизвестно, кто кого перелечит. История о том, насколько порой тонка и неуловима грань между кажущимся здравием и диагностированным безумием.
«Watu Wote: Все мы». Если вы вдруг потеряли веру в людей, то посмотрите эту кенийскую короткометражку. Причем не поверить увиденному не получится: фильм основан на реальной истории и реальных героях. Действие разворачивается на границе между Кенией и Сомали. В пассажирском автобусе мирно едут христиане и мусульмане, но главная героиня, христианка, в сердце ненавидит исламистов, которые расстреляли ее семью. Когда на автобус нападают сомалийские террористы, уничтожающие неверных, девушка получает поддержку и помощь от тех, кого считала сплошь фанатиками и убийцами. Эта история учит тому, что нет плохих этносов и плохих религий, есть плохие и хорошие люди. И хороших на самом деле больше.
Анастасия Лях