Украинская режиссер Ася Николаева живет в Сан-Франциско, где у нее свой продакшн и грандиозные творческие планы. В США у каждого своя американская мечта и об этом ее короткометражный фильм LEVGENIY. О том, как художник, которому нечего терять в Киеве, уехал в США, чтобы стать известным и богатым. Но пока это остается лишь мечтой.
kinowar.com поговорил с Асей о «покорении» Америки и неровном пути мечтателей в дебрях прагматичной Кремниевой Долины.
– Когда и почему случился Ваш переезд в США, с чем связано такое решение?
– В Сан-Франциско мы переехали пять лет назад совершенно спонтанно. Мой муж занимался развитием стартапов, и в какой-то момент стало очевидным, что Мекка стартапов находится именно в Силиконовой долине. Нам стало интересно, и мы поехали «в разведку». Приехали, посмотрели по сторонам, погуляли по берегу Тихого Океана, пообщались с замечательными людьми и случайным образом остались жить.
– Как давно Вы занимаетесь режиссурой, кто Ваши примеры для подражания из мировых мастеров, на ком Вы росли?
– На сегодняшний момент режиссура – мой стиль жизни, моя совершенно неотъемлемая часть характера. Я постоянно пишу сценарные наброски во все свои гаджеты и блокноты, ищу новые возможности для коллабораций с музыкальными лейблами и исполнителями, снимаю короткий метр, который потенциально собираюсь превращать в полный, нахожу новые проекты совместно с такими же независимыми режиссерами, как я.
Я большой фанат европейского и скандинавского кино. Мой идейный и стилистический вдохновитель – это шведский режиссёр Ингмар Бергман. Мне кажется, что никто не раскрывал так красиво и вместе с тем драматично запутанную, многогранную женскую душу, как это делал он. Конечно я неравнодушна к фильмам Бертолуччи, Антониони, Ларса фон Триера, Йоргоса Лантимоса. Из американских гениев – это Дэвид Линч, Стэнли Кубрик, Джим Джармуш, Альфред Хичкок.
– О чем проект Levgeniy, какую идею вы хотите донести этим фильмом?
– Фильм «ЛевГений / Levgeniy», как и мой переезд в Сан-Франциско, случился достаточно спонтанно. Одним весенним днём я и Павел Федоров, мой оператор и партнёр в продакшене, встретились с нашим киевским другом Денисом Ржавским (солист группы «Счастливые Люди»). Он привёл нас на крышу бывшего католического собора в самом центре города, чтобы познакомить с одним интересным человеком из Украины. Прямо возле колокола, с потрясающим видом на город мы и познакомились с художником Евгением Лапченко, который на тот момент работал над своим большим художественным проектом в стенах этого собора. Мы посмотрели на рабочий процесс Жени, обсудили наши планы на будущее в Силиконовой Долине, посидели в его келье под колоколом, которую он превратил в мастерскую, и поняли, что Женя – наш герой. На следующую встречу в собор мы пришли уже с камерой и петличкой.
Женю мы снимали целый год, проживая вместе с ним все его взлёты и падения в Сан-Франциско. К счастью, их было немало: от встречи с Ричардом Брэнсоном и открытия персональной выставки до ночлега на скамейке в парке и угроз депортации из США в ближайшие дни…
А после наступил утомительный процесс пост-продакшена. Но в какой-то момент после многочисленных просмотров и стираний первых монтажных версий, в нас что-то кликнуло. И мы вдруг поняли, что это кино совсем не о Жене, а о каждом из нас: о художниках и их неприкаянности, об их таланте и разрушительной лени, идущих всегда рука об руку, о прекрасных горизонтах и желании допрыгнуть до солнца. О мечтателях и их неровном пути в дебрях такой структурированной и прагматичной Кремниевой Долины.
И тогда вдруг сложились те самые 35 минут фильма – среза времени, общества, амбиций, возможностей и простого человеческого счастья.
– У Вас свой продакшн. Сколько на его счету реализованных проектов, как появился Levgeniy и как долго работали над ним?
– Мой продакшн существует здесь, в США, уже 3 года, с момента нашей случайно встречи с Пашей Федоровым на день Благодарения. Мы сразу же поняли, что хотим сделать совместный проект. И уже через неделю сняли наш первый короткий метр «Крыша». После появился Levgeniy, череда клипов для группы «Счастливые Люди», новые короткие метры, исполнители и сценарии.
В прошлом году мы сняли короткометражное кино по сценарию, который жил в моей голове ещё до переезда в США, и здесь наконец у меня появилась возможность написать его с американским сценаристом. Фильм называется «On a Whim». Самый близкий перевод на русский язык – «Блажь», либо «Спонтанно принятое решение».
Это была моя первая масштабная режиссёрская и продюсерская работа в Америке со съёмочной группой в 60 человек, потрясающими американскими актерами и оскароносным исполнительным продюсером. Сейчас фильм на финальной стадии постпродакшена, мы подали его на главные кинофестивали, которые вдруг так «вовремя» отменились. Но нас это не особо огорчает, так как благодаря этому фильму мы приобрели сумасшедший опыт и сформулировали название продакшена – «On a Whim Films». Официальным днём рождения нашего продакшена мы считаем весну 2020 года, именно сейчас мы и зарегистрировали компанию.
Нам не страшно снимать с малыми бюджетами, нам страшно не снимать. В кинопроизводстве меня интересует не только режиссёрское участие, но и продюсерское в том числе. Я хочу открывать новые имена на площадке американского инди-филммейкерства, а также давать возможность творить и реализовывать свои идеи молодым, смелым режиссерам.
Ещё одно направление нашего продакшена – это съемки клипов для ведущих диджеев мира. Эта мысль зародилась еще после первого моего посещение фестиваля Burning Man в 2017 году, когда я поняла, что наше будущее в руках электронной музыки.
Основоположником этого направления в развитее On a Whim Films стал наш клип для группы Astronata (альтернативный проект Наты Смириной, группа Pur:Pur). В главной роли мы сняли Влада Козлова, одного из солистов большого театра, а так же премьер San Francisco Ballet. Клип, к нашему удивлению, вызвал большое внимание у различных кинофестивалей, и в итоге мы успели с ним поучаствовать до карантина в пяти фестивалях, включая London Short Film Festival и New York Independent Film Festival.
– Что самое сложное, если хочешь начать свое дело в США?
– Лично для меня сложностей масса, так как я совершенно не структурно мыслящий человек. В моей голове хаос, который подчиняется только четко написанному сценарию и распланированному съёмочному дню, всё остальное должно быть просто красиво и абстрактно. Но главное – постараться развить в себе усидчивость и умение фокусироваться: документы должны быть прочитаны до самого конца, контракты должны включать в себя полный спектр предоставляемых услуг до малейших подробностей, налоговую декларацию желательно усвоить здесь сразу с молоком матери.
Ситуация с вирусом, конечно, не на шутку выбила из колеи рациональных, трудолюбивых и пунктуальных американцев. Нам, художникам из Восточной Европы, гораздо проще адаптироваться к любым предлагаемым обстоятельствам.
Ольга Усачева
Смотрите также:
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom