Лучшие роли Сэмюэла Л. Джексона
“This guy single-handedly ruined the word ‘Motherfucker'”, сказал Райан Рейнольдс про Сэмюэля Л. Джексона (а точнее, про его персонажа) в фильме “Телохранитель киллера”, что означает “этот парень в одиночку уничтожил слово «Motherfucker»”. Во многом это правда. “I have had it with these motherfucking snakes on this motherfucking plane!” (“меня достали эти долбаные змеи на этом долбаном самолете!”) и другие золотые цитаты из бездонного фонда motherfucking цитат от Джексона создали ощущение, что играет Сэмюэл всегда одного и того же парня, который недоволен жизнью и обильно матерится. Но так ли это?
Очень любим эту игру, задать себе вопрос и тут же на него ответить, а потому держите очевидный ответ: нет, это не так. Карьера Джексона в кино не только очень длительная, но и фантастически разнообразная. Когда мы пройдемся по двадцатке его лучших ролей, многие будут поражены полярностью жанров и образов, которые мы подобрали. И кстати, вы можете обратить внимание, что в отличие от большинства статей про лучшие роли актеров, мы приводим двадцатку лучшего, а не десятку. Это происходит именно потому, что карьера Джексона не ограничивается ролями гангстеров, матерщинников и супергероев. Тут нашлось место и драме, и трагедии, и авторскому кино. Что, впрочем, не отменяет наличия ролей гангстеров, матерщинников и супергероев.
Нас часто спрашивают, почему мы разбираем именно лучшие роли, а не лучшие фильмы с участием актера. Случай Джексона позволит ответить на этот вопрос наиболее обстоятельно. Во время одного из посещений программы “Late Show” со Стивеном Кольбером Сэмюэл Джексон назвал пять фильмов со своим участием, которые ему нравятся больше всего: “Долгий поцелуй на ночь” (The Long Kiss Goodnight) (1996), “Время убивать” (A Time To Kill) (1996), “Джеки Браун” (Jackie Brown) (1997), “Красная скрипка” (The Red Violin) (1998) и “187” (One Eight Seven) (1997). Но при этом своей любимой ролью актер считает Стивена из фильма Квентина Тарантино “Джанго освобождённый” (Django Unchained).
«Я обожаю Стивена. Чувак управлял этой долбаной плантацией. Кэндилэнд был его долбаной плантацией. Лео ругается с неграми и занимается чем угодно, руководит стриптиз-клубом. Чувак выписывает счета. [Стивен] следит за тем, чтобы засеяли посев. Он следит за тем, чтобы рабы были проданы. Он управляет этим местом… У него нет своих детей, потому что у него не было на это времени. Но Лео, по сути, был его ребенком. А Кэндилэнд – это его мир. Он знает, что за пределами Кэндилэнда он – просто еще один [раб] на плантации».
В этом и разница между лучшим фильмом и лучшей ролью. Фильм – это комбинация истории, постановки, взаимодействия персонажей. А роль – это то, насколько образ подошел актеру и насколько он вжился в шкуру персонажа. Потому и разбираем мы эти вещи отдельно.
Итак, kinowar.com представляет 20 лучших ролей Сэмюэла Л. Джексона.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Телохранитель киллера (The Hitman’s Bodyguard) 2017
И первая роль в нашем списке – квинтэсенция того, что мы упомянули как первую ассоциацию с игровым амплуа Джексона. Отчаянный бунтарь и матерщинник, которому никто не авторитет и все нипочем. Он настолько уверен в своей неприкосновенности, что ему проще рискнуть жизнью, чем согласиться с чем-то, что ему не по нраву. Это даже не персонаж киллера, это собирательный образ Джексона во всех его комедиях, уверенно обозначенных пометкой 18+ из-за типа юмора и забористой брани. И работает это потому, что Сэмюэл максимально органичен в таком проявлении. Это не натужная попытка постоянно быть в режиме гнева и максимального объема мата. Это то, во что вполне веришь, когда видишь на экране – большая часть зрителей предполагает, что актер именно так ведет себя и в реальной жизни. И кто знает, может эти зрители не так уж и далеки до истины.
Поскольку Джексон много раз участвовал в разных франшизах, мы будем приводить только один фильм из серии, чтобы не раздувать список до бесконечности. Первый фильм этой на данный момент дилогии вышел настолько веселым и цельным, что положил начало новому проекту с потенциально бесконечным количеством сиквелов. Сэмюэл играет киллера, который когда-то насолил элитному телохранителю, а теперь и сам попал под его защиту. Эти двое сначала не любят друг друга, но не могут не сойтись, несмотря на всю разницу в характерах. Отличный дуэт с Райаном Рейнольдсом, который нашел свою нишу комедийного боевика – а когда он ее нашел, то увидел, что там уже долгое время как сыр в масле катается и Сэмюэл Джексон.
Долгий поцелуй на ночь (The Long Kiss Goodnight) 1996
Фильм примерно того же периода, что и “Криминальное чтиво”, но куда менее известный. Что неудивительно – это стандартный боевик 90-х, пусть и с неплохо закрученным сюжетом и профессиональной постановкой. Но если бы не центральный дуэт, он бы прошел совершенно незамеченным. Сэмюэл Джексон и Джина Дэвис вдохнули жизнь в историю о домохозяйке, которая обнаруживает, что в прошлом она была агентом ЦРУ, профессионально обученной убивать. Она не помнит своего прошлого, а чтобы разобраться в нем нанимает частного детектива, которого и играет Джексон.
Новая старая жизнь оказывается куда более опасной, чем размеренный быт матери семейства. За экс-агентессой ЦРУ и ее новым другом детективом теперь охотятся. Джексон хорош в этой роли тем, что он не пытается выехать на двух классических возможных профилях для такого образа: самый стандартный вариант – играть крутого парня, у которого все предусмотрено и которого ничем не собьешь с толку; еще одна надежная опция – изображать простофилю, которому сказочно везет, а потому он раскрывает дела любой сложности и уходит от любой опасности. Актер подошел к своей работе заметно изобретательнее, а потому его герой живой, натуральный, интересный, несмотря на рамки жанра.
Kingsman: Секретная служба (Kingsman: The Secret Service) 2014
Играть злодея обычно проще, чем положительного героя. К мотивации и поступкам плохого парня априори больше доверия, он смотрится куда более натурально, чем человек, идущий на смерть ради общего блага. Но когда ты изображаешь суперзлодея в комедийном шпионском боевике, задача становится более сложной. Грань между стебом и нелепостью очень тонкая, а потому в попытке рассмешить зрителя (а мы все помним, что это труднее, чем заставить его заплакать) можно незаметно для себя ее перейти.
Джексон играет Ричмонда Валентайна – крайне эксцентричного миллиардера, у которого цель примерно сходится с тем, чего хочет достичь любой суперзлодей из фильмов бондианы. Он хочет уничтожить мир в том виде, в котором мы его знаем и любим. Уничтожив население планеты хитроумным способом, он оставит небольшую группу элиты для того, чтобы этим новым миром управлять. Если только ему не помешает секретная служба Kingsman, конечно.
1408 (2007)
Одна из немногих успешных экранизаций произведений Стивена Кинга (впрочем, с нынешним темпом постановок его многочисленных книг всеми потоковыми сервисами число таких удач увеличится многократно). Писатель (Джон Кьюсак) специализируется на паранормальных явлениях. Он пишет книгу о полтергейстах в отелях, при этом сам в аномалии не верит. Он узнает о том, что в одном из отелей есть загадочный номер с дурной славой и отправляется на место, чтобы разоблачить бессовестный рекламный трюк от хозяев гостиницы.
От управляющего отелем он узнает о том, что несколько десятков постояльцев номера 1408 покончили жизнь самоубийством. Он настолько увлеченно рассказывает об опасностях проклятого номера, что это лишь подстегивает желание писателя проверить все лично. И кто лучше подойдет на роль столь импозантного и демонически убедительного администратора отеля, чем Сэмюэл Джексон?
Переговорщик (The Negotiator) 1998
Еще один стандартный боевик и триллер конца 90-х: закрученный сюжет, предатель, которого нужно вычислить, и хороший парень под подозрением. Джексон играет ветерана полиции, переговорщика с внушительным списком успехов и безупречной репутацией. Что, естественно, абсолютно не спасает его в тот момент, когда кто-то убивает другого полицейского. Подозрения мгновенно ложатся на него, и единственный выход теперь – брать заложников и пытаться дистанционно распутать это дело и найти настоящих виновных.
Для того, чтобы вести переговоры с переговорщиком присылают другого топ-переговорщика – его играет Кевин Спейси. Он может быть другом для Джексона, тем, кто его переиграет, а может и вовсе замешанным в эту игру с самого начала. Только через длительные переговоры можно будет выйти на то, кто есть кто в этой запутанной комбинации.
Boскрешая чемпиона (Resurrecting the Champ) 2007
Репортер спасает бомжа по кличке “Чемп”, а потом выясняет, что он действительно является легендой бокса, которая считается давно ушедшей из жизни. Сначала амбициозный журналист хочет раскрутить эту историю, чтобы добиться профессионального успеха и наконец выйти из тени отца. Но затем эта история подталкивает его к тому, чтобы пересмотреть отношение к собственной жизни и его семье.
Джексон совершенно неузнаваем в этом образе, не только чисто внешне за счет прически и грима, но и по манере двигаться, разговаривать. Очередной случай того, когда актер доказал свою способность перевоплощаться и подходить к задаче очень творчески. Где там все стереотипы про актера одного образа. Они рассыпаются за несколько минут просмотра этой ленты.
Банкир (The Banker) 2020
По реальной истории темнокожего бизнесмена, который в 50-х годах пытался сломать систему и преодолеть все огрганичения законодательства, чтобы будучи афроамериканцем, тем не менее быть в состоянии закупать объекты недвижимости, приводить их в порядок и сдавать другим афроамериканцам. Для этого персонажу Энтони Маки понадобился партнер (этого умудренного опытом пройдоху и играет Джексон) и белый представитель в бизнес-кругах. Белый напарник (Николас Холт) стал лицом организации, а реальный бизнес делали двое темнокожих партнеров, оставаясь в тени.
Разумеется, легко бывает только в теории – между партнерами периодически возникает недопонимание, в том числе и между персонажами Маки и Джексона. Они разного возраста и разного жизненного опыта. Маки ближе к идеалисту, Джексон, понятное дело, не доверяет ни белым, ни темнокожим, ни партнерам, ни конкурентам, а самое главное, в глубине души он не верит в саму затею, какой бы успешной она ни была на текущий момент. Сложно снова настраиваться на конструктивный рабочий лад, когда столько лет ты был успешным скептиком, а твой цинизм приносил тебе не только спокойствие, но и стабильный доход.
Большой белый обман (The Great White Hype) 1996
Недооцененная комедия из 90-х, которую вряд ли возможно снять в наши дни. В профессиональном боксе в любом весе доминируют темнокожие чемпионы – и рейтинги падают. Боссы федераций считают, что проблема в том, что никому не интересно смотреть на бой двух мощных афроамериканцев, как бы искусны и энергичны они ни были. Для публики это одна и та же бесконечная история, и чтобы освежить ее, промоутеры ищут белую звезду. Потенциальный белый чемпион – вот чего ждет Америка, и на это делают ставки и боссы большой игры. Название фильма иногда так и переводили – “Большой белый чемпион”.
Персонаж Сэмюэла Джексона – очевидная пародия на одного из одиозных промоутеров 80-х и 90-х, Дона Кинга. Он столь же эксцентричен, сколь и циничен, но самое главное, у него абсолютное чутье на деньги. Он знает, что нужно публике, и знает, как убедить боксеров и функционеров делать то, что нужно для бизнеса. Он абсолютное зло, но он не преступает закон – если конечно речь не идет о законах морали. Тут для него нет никаких преград. А самое главное – если план “А” не сработал, план “Б” будет придуман мгновенно, на лету.
Дерзкий (Fresh) 1994
Джексон тут на вторых ролях, на первом плане перспективный пацан по прозвищу Фрэш. Он работает дилером на местную наркоторговлю, и для своего возраста он очень успешен. Дельцы видят в нем перспективу, но сам парень хочет вырваться из порочного круга, а потому ходит в школу и откладывает деньги, планируя план побега.
Джексон играет алкоголика, который обучает сына быстрым шахматам, формируя навыки быстрого реагирования на ситуацию. Наука пойдет впрок, когда нужно будет осуществить свой план отхода от дел в столь юном возрасте.
Крепкий орешек 3 (Die Hard: With a Vengeance) 1995
Удивительный случай, когда третья часть франшизы боевика не только хороша, но и оправдала риск полной смены концепции. Создатели отошли от схемы “Джон Маклейн освобождает заложников в рождественскую ночь на новом объекте” и вывели новую линию повествования, где брат убиенного в первой части Ганса Грубера (Джереми Айронс) устраивает для полицейского и его неожиданного напарника целый квест по Нью-Йорку. Без заложников тоже не обошлось, но история совершенно другая, в том числе и по настроению.
Напарником Брюса Уиллиса стал Сэмюэл Джексон, который вдобавок ко всей своей эксцентричности получил имя Зевс. Уиллис и Джексон встречались в больших картинах трижды (помимо “Орешка” это также “Криминальное чтиво” и “Неуязвимый”), но, пожалуй, именно в этом боевике химия между ними вышла на идеальный уровень. Случайная встреча в Гарлеме при радикальных обстоятельствах, тотальное неприятие друг друга поначалу, постепенная притирка и практически братство в финале – бадди-муви в лучшем виде, но при этом максимально остросюжетное.
Роковая восьмерка (Hard Eight / Sydney) 1996
Не Тарантино единым: Джексон успел сняться у разных топовых режиссеров, и в случае с Полом Томасом Андерсоном это был дебют постановщика. Линейное повествование с четко выделенными кульминацией и развязкой никогда не были отличительными чертами фильмов Андерсона, и его первая картина в этом смысле ничем не отличается. Режиссер берет не историей, он создает атмосферу, в которой существуют персонажи, и раскладывает одно за другим события, которые повлияли на их мироощущение.
Джексон здесь второстепенный, но очень важный персонаж. Он приходит из ниоткуда и переворачивает с ног на голову понимание мотивации главного героя (Филип Бейкер Холл), который заботится о совершенно незнакомом ему, казалось бы, молодом человеке (Джон Си Райли). И все это происходит в мире казино и азартных игр, в котором отчаявшиеся игроки совершают порой совершенно необдуманные поступки…
Джеки Браун (Jackie Brown) 1997
Джексон участвовал в большей части фильмов Тарантино, а потому сыграл самых разных персонажей. Среди них, разумеется, были гангстеры, и в “Джеки Браун” это был самый уверенный себе и своих силах бандит. Торговец оружием, у которого под контролем и подручные, и друзья, и девушки, и даже бюро, которое за ним охотится. Нет ничего, что он не сделал бы ради собственной выгоды или безопасности. Его не успокоишь разговорами и не задобришь обещаниями – все по делу, все ради бизнеса и никакой пощады для предателей и врагов.
Как уже отмечалось выше, Джексон назвал этот фильм в числе своих пяти любимых (если говорить о картинах с участием самого актера). При этом он не назвал “Криминальное чтиво” – возможно, чтобы не быть банальным, а может потому, что об этой ленте все и так знают, и стоит обратить внимание и на другие достойные образцы.
Тренер Картер (Coach Carter) 2005
По реальной истории Кена Картера, который тренировал школьные баскетбольные команды. В США баскетбол такого уровня куда более серьезная вещь, чем просто оздоровительная программа для подростков – с этим связано будущее очень многих ребят, поскольку после средней школы будет вуз и потенциально как обучение со стипендией, так и шанс на большую спортивную карьеру. Именно поэтому решение тренера не допускать к играм тех учеников, которые проваливают обучение, вызвало такой резонанс. Ко всему, эти ребята еще и не проиграли ни одного матча в сезоне. Но ради будущего этих пацанов тренер занимает жесткую принципиальную позицию…
При исполнении роли реально существующего человека важно совместить и желание быть на него похожим, и возможность подчеркнуть какие-то отдельные его черты, будь-то позитивные или даже негативные. Фильм, пусть и биографический, это не строгое восстановление хронологии событий, это в первую очередь история в назидание зрителю – все, что случается, может быть полезным уроком, если правильно расставить акценты в повествовании.
Капитан Марвел (Captain Marvel) 2019
Как и со всеми остальными франшизами в списке, мы берем лишь один фильм из тех, в которых сыграл актер. Жесткого руководителя “Щ.И.Т.а” Ника Фьюри Джексон сыграл много раз, по большей части лишь эпизодически появляясь на экране. Но и нескольких минут достаточно для того, чтобы показать суровое и принципиальное обличье защитника мира от мировой и инопланетной угрозы. “Капитан Марвел” – далеко не самый удачный фильм из вселенной Марвел, однако роль Фьюри вышла наиболее интересной из всех вышедших лент.
90-е, молодой Ник, который еще только начинает работать на страже мирового порядка, омоложенный компьютером Джексон, лихая прическая под ту эпоху, а также чудная история того, как он лишился глаза. Все это настолько непривычно и иронично по сравнению с тем образом, который мы видели в “Мстителях”, что невольно восторгаешься громадному потенциалу историй от Марвел. Сколько еще можно накопать на любимых персонажей и в каких еще неожиданных ракурсах можно их показать.
Неуязвимый (Unbreakable) 2000
Мы думали, что это будет единственное появление этого героя на экране, но вышло совершенно не так. “Стекло” (или “Стеклянный” в отдельных переводах) оказался крайне сложным и многослойным персонажем. Режиссер М. Найт Шьямалан традиционно показал, как все устроено в этой вселенной лишь на последних минутах (если не секундах) фильма, чем перевернул все представление о героях и их взаимосвязях.
А позднее (через много лет) он сделал это еще раз, в совершенно отдельном, как всем зрителям тогда казалось, фильме. И снова последние секунды прибавили очень значительный объем контекста, более того, это привело к третьему фильму в серии – так мы увидели “Сплит” и “Стекло”. Кто знает, может увидим и тетралогию – лет через десять.
Омерзительная восьмерка (The Hateful Eight) 2015
Фильмов Тарантино в списке могло быть и больше. Но мимо некоторых точно нельзя пройти – это касается и вестерна в лучших традициях стилизации от Квентина. Ты словно попал в мир “Бешеных псов”, но в декорациях Дикого Запада и с музыкой Морриконе. А Джексону досталась роль сурового охотника за головами, который был знаком с Авраамом Линкольном и в подтверждение тому везде носит с собой письмо от него.
Фильм выстроен как своего рода детектив – нужно понять, кто здесь выдает себя за кого-то другого и кто нанесет удар исподтишка. Этим “кем-то” может оказаться и Сэмюэл Джексон, и Тим Рот, и Майкл Мэдсен, и прочие посетители забегаловки, в которой все они застряли во время страшной снежной бури. Одно совершенно очевидно: живыми до финала доберутся далеко не все.
Звёздные войны. Эпизод 3: Месть Ситхов (Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith) 2005
Мейс Винду в исполнении Джексона настолько выделялся среди остальных джедаев, что даже световой меч у него был своего, фиолетового цвета. И кстати, идея уникального цвета принадлежала самому актеру – кто бы еще мог с таким требованием к режиссеру выступить?
Сэмюэл одновременно и похож на себя, и совершенно иной. Он так же уверен в себе, как многие персонажи актера, он столь же харизматичен, он такой же лидер, как и во многих других фильмах – но разве есть у него что-то схожее со всеми теми гангстерами и разгильдяями, к которым мы привыкли? Герой без страха и упрека, принципиальный и твердый, и при этом настолько правдоподобный, что у зрителя не возникает сомнения в его природе. Роскошная памятная работа актера в одной из самых известных мировых франшиз.
Джанго освобожденный (Django Unchained) 2012
Итак, роль, которую сам Сэмюэл Джексон назвал любимой. Несложно понять, почему. Изначально персонаж Джексона появляется как второстепенный, но потом он показывает, насколько он важен для своего формального покровителя (Ди Каприо), а с какого-то момента он обозначает свое присутствие и без своего бывшего хозяина. При этом он умен, циничен, опытен, изворотлив, властен – сколько навыков он может предъявить, и когда момент наступает, он предъявляет все, что необходимо.
Он одновременно комичен, пугающе всесилен в рамках плантации, подозрителен (временами до состояния легкой паранойи), предусмотрителен и в то же время фанатично предан своему почти что сыну (пусть формально это и не его родная кровь). Сложно не влюбиться в этого персонажа, пусть одновременно в этим на поле боя присутствуют такие мастера как Леонардо Ди Каприо в роли плантатора, Кристоф Вальц, как всегда обезоруживающий своей харизмой, и Джейми Фокс в главной роли. Все они хороши, но именно Джексон своей методичной работой отодвигает всех на задний план. Это его плантация. И это его фильм.
Время убивать (A Time to Kill) 1996
В этом фильме свой потенциал максимально раскрыл Мэттью Макконахи, однако и роль Сэмюэля Джексона здесь оказалась ключевой. Сложное дело для ведения адвокатом в южном штате: двое ублюдков убили темнокожую девочку, а ее отец совершил акт отмщения при свидетелях, выстрелив в обидчиков из ружья. Какие шансы защитить этого человека в суде? Тут и карты в руки актеру, который играет адвоката.
Но Джексон никогда не пребывает на вторых ролях, даже если его роль формально значится таковой. Он всегда находит возможность раскрыть персонажа за отведенное ему минимальное время. Когда эмоции смешиваются под напором гнева и обиды, все рациональное отходит на задний план. Инстинкт самосохранения отступает перед желанием высказать всю ту боль, которая накопилась в груди. Плевать на вердикт присяжных. Адвокат старается и инструктирует, чего говорить нельзя. Но если сердце разрывается от нахлынувшего чувства, значит нужно повиноваться ему, а не рассудку. Чем бы это ни грозило в финале.
Криминальное чтиво (Pulp Fiction) 1994
Вряд ли кто-то удивится, увидев эту роль на вершине списка. Образ гангстера, который избрал путь праведника, несмотря на все соблазны бандитской жизни, стал центральным не только в фильмографии Квентина Тарантино, но и в портфолио Сэмюэля Джексона. Так хорошо знакомый нам типаж плохого парня, который не выбирает, стрелять ему или материться, на деле оказался куда более глубоким исследованием внутреннего мира бандита, чем это может показаться на первый взгляд. Да, “Криминальное чтиво” помнят в первую очередь из-за интересных и во многом забавных диалогов. Но подтекст его по прошествии лет выглядит заметно более значимым. И как бы ярко ни сверкали Уиллис и Траволта в своих ролях, именно Джексон обозначил центральную линию повествования.
Дело не в том, как называют четвертьфунтовый чизбургер, и не в том, что Джулс призывает говорить с ним по-английски парня, которого он же держит под дулом пистолета. Это не более, чем сопутствующие диалоги (пусть и неизменно прекрасные, как всегда у Тарантино). Генеральная линия, задумывал ее режиссер таковой или нет, ведет нас к постепенному прозрению циничного убийцы и его отказу от привычной жизни, что в итоге оставляет в живых именно его, а не его опытных коллег по гангстерскому цеху. Криминальная комедия такой степени глубины не могла бы случиться без режиссерского гения Тарантино, но одним из главных его инструментов стал Сэмюэл Джексон.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
10 лучших ролей Рутгера Хауэра
10 лучших ролей Мэттью Макконахи
10 лучших ролей Эдварда Нортона
10 лучших ролей Бенедикта Камбербэтча
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom