Лучшие фильмы 70-х
В 70-х спецэффекты еще не вышли на такой уровень, чтобы заслонить собой наполнение фильма. Кинематограф стал большим бизнесом, но индустрия еще не трансформировалась в конвейер, который штампует проверенные форматы больших франшиз и перезапусков. Вероятно именно поэтому в кино 70-х так много хороших историй и атмосферных лент. Сценарий, режиссура, эмоциональный контакт со зрителем превалирует над визуальными эффектами и масштабными съемками (что не означает, что эти приемы не используются в должной мере). Возможно, 70-е – последний глоток условно не коммерческого кино (безусловно, кино всегда было бизнесом, но все же акценты расставлялись по-другому). Сегодня мы сделаем попытку окунуться во все его многообразие, уделив должное внимание и американскому, и европейскому, и советскому кино, проектам больших студий и независимым игрокам, режиссерам-мэтрам и скромным дебютантам.
Несмотря на то, что мы отобрали целую сотню фильмов эпохи, что-то осталось за бортом, а потому будем признательны, если вы укажете на это в комментариях.
Итак, kinowar.com представляет 100 лучших фильмов 70-х годов. Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект.
Агирре, гнев божий (Aguirre, der Zorn Gottes) 1972
Немецкий фильм о поисках Эльдорадо. Режиссер, автор сценария и продюсер Вернер Херцог на примере испанской экспедиции в дебри Перу разбирает конфликтность человека во власти с обществом и другими претендентами на эту власть, а также влияние неуравновешенного человека у руля на остальных граждан. Большой отряд конкистадоров при поддержке перуанских индейцев идет на поиски золотой страны, но оказавшись в джунглях, глава похода понимает, что дальше может пройти лишь небольшая группа. Он ставит во главе ее Лопе де Агирре (его играет Клаус Кински, на фото справа), но по мере продвижения вглубь джунглей сам Агирре меняет задачу. Он не признает власти над собой и хочет найти Эльдорадо самостоятельно. Несогласных жестоко наказывают, и с нарастающим уровнем безумия отряд продвигается дальше. Херцога как творца всегда интересовал вопрос о том, почему отцы его поколения в Германии в свое время приняли власть безумца Гитлера, и эта лента – очередная попытка осмысления этого исторического парадокса. Некоторые критики также считают, что “Апокалипсис сегодня” Копполы частично вырос из этой картины, поскольку проблематика опьянения властью по мере ее достижения у фильмов схожа.
Амаркорд (Amarcord) 1973
Один из самых известных фильмов Федерико Феллини. Частично автобиографический, он неторопливо рассказывает историю маленького итальянского городка, не выводя прямолинейный сюжет, а выдавая один маленький эпизод за другим. Эпизоды захватывают школу, общественную и семейную жизнь, мечты обитателей города, взросление юношей, старение их родителей и дедов, смерть и отдельным заметным фрагментом тему фашизма в 30-е годы. Ничего по-настоящему заметного в городке не происходит, а потому сожжение чучела на площади во время праздника прихода весны, прибытие огромной яхты или парад фашистов вызывают громадный интерес всего населения от мала до велика. Параллельно раскрываются мечты обитателей: у юношей это грезы о первой близости и коллективная мастурбация в автомобиле в гараже, у дам – счастливое замужество и отъезд с настоящим серьезным мужчиной, у отцов семейства – чтобы все это уже поскорее закончилось. Атмосфера ностальгии и искренности, замечательная музыка Нино Роты и неспешное плавание по волнам памяти – Феллини повлиял на многих режиссеров мирового кино, из ближайших итальянских последователей можно вспомнить Джузеппе Торнаторе и Паоло Соррентино.
Американские граффити (American Graffiti) 1973
Джордж Лукас известен всем как автор “Звездных войн”, многие даже думают, что это были единственные фильмы, которые он снял. Но это не совсем так. До “Звездных войн” он снял два полнометражных фильма, и вторым стала комедия об американской молодежи 60-х. История последней ночи до отбытия студентов в колледж при бюджете менее миллиона долларов собрала в прокате 115 миллионов. Съемки сиквела стали логичным шагом, но подобного успеха уже не было (впрочем, Лукас выступал в этом проекте уже не режиссером, а продюсером). Поэтому Джордж переключился на съемки множества сиквелов истории из далекой-далекой галактики.
Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now) 1979
Наверно, в наше время снять такой фильм уже просто невозможно. Не потому, что нет талантов должного уровня – мастера сценария и постановки никуда не делись, а потому, что столь масштабный замысел требует немалых затрат и ресурсов, а гарантии финансового успеха нет никакой. Даже в 70-х Фрэнсису Форду Копполе пришлось сражаться со студией, чтобы проект был завершен, что уже говорить про этап развития индустрии, где охотно деньги выделяют только на следующую часть франшизы, стабильно собирающей миллиард. Бои за фильм того стоили: путешествие Мартина Шина в поисках сумасшедшего полковника, возомнившего себя богом и назначившего себя местным царем в джунглях Камбоджи (Марлон Брандо), стало классикой, повлиявшей на поколения режиссеров и цитируемой в десятках фильмов по сегодняшний день.
Афера (The Sting) 1973
Не все мошенники алчные и аморальные, некоторым из них присуще чувство стиля, а ради мести за боевых товарищей они готовы и существенно напрячься для организации масштабной аферы, и поставить под риск собственную свободу и даже жизнь (разумеется, мы говорим в подобном ключе исключительно о мире кино). Легендарный дуэт Пола Ньюмена и Роберта Редфорда готовит план: сорвать огромный куш, оставив в дураках босса мафии, и при этом не умереть. Будут задействованы карты, тотализатор и женщины, а все потому, что большой босс был слишком жесток, когда возвращал украденные у него деньги. Тщательно продуманный сюжет и постановка с максимальным вниманием к деталям.
Афоня 1975
Георгий Данелия не ставил “советских” комедий, он попросту не умел работать на идеологию Союза. А потому фильм о слесаре, который слишком пристрастился к алкоголю, не выглядит как повестка партсобрания (да и собрание трудового коллектива тоже подано в картине в абсолютно карикатурном виде). Это глубокая трагедия талантливого и хорошего когда-то человека, который начал свое падение из-за бутылки и упорно продолжает его, игнорируя любые предложения помощи, дружеские или навязчивые. Мастерство Данелии у идеальном сочетании комического и трагического. Все помнят коронные сцены и цитаты из фильма, мгновенно вызывающие улыбку; но при этом после просмотра остается гнетущее болезненное чувство.
Барри Линдон (Barry Lyndon) 1975
Масштабная сага Стэнли Кубрика о том, как самозванец постепенно карабкается вверх по социальной лестнице Британии, участвуя в войне, заключая брак по расчету, унижая людей, обманывая и манипулируя. Помимо увлекательной истории отдельное внимание стоит уделить визуальной подаче от Кубрика, который добился нереальной на свое время передачи света и темноты в кадре.
Безумный Макс (Mad Max) 1979
Фильм, с которого начиналась культовая франшиза. Апокалипсис уже наступил, бензин уже в цене, но Макс Рокатански еще не стал Безумным Максом. Фильм расскажет о противостоянии с дорожной бандой, которое закалит бывшего полицейского, сделав его сердце черствым, руку твердой, а восприятие окружающего мира максимально циничным.
Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind) 1977
Фильм Стивена Спилберга о нестандартном вторжении инопланетян. Несколько человек в районе их высадки начинают ощущать навязчивую идею о том, что им необходимо быть в особом месте. У них случаются видения этого места, они интуитивно понимают, куда именно им нужно ехать, но они не могут объяснить, почему должны это сделать. Контакт с инопланетянами никогда еще не имел такую форму ни в кино, ни в литературе.
В бой идут одни старики (1974)
Трогательный военный фильм, который берет не точностью изображения военных действий или динамичным сюжетом, а душевностью, пронзительной игрой актеров и знакомыми с детства песнями. Леонид Быков выступил режиссером, соавтором сценария и исполнителем главной роли.
Вилли Вонка и шоколадная фабрика (Willy Wonka & the Chocolate Factory) 1971
До Тима Бартона и Джонни Деппа были Мел Стюарт и Джин Уайлдер. Последний породил один из самых известных интернет-мемов кино “Ну давай, расскажи мне…”. Вилли Вонка – владелец загадочной шоколадной фабрики, на которой никто и никогда не был. Он разыгрывает пять золотых билетов на ее посещение, и мальчик Чарли – один из счастливых победителей розыгрыша…
Военно-полевой госпиталь (MASH) 1970
Роберт Олтмен снял одну из лучших комедий в истории о передвижном армейском госпитале времен корейской войны, служащие которого плевать хотели на приказы, дисциплину, патриотизм и веру в бога. Собрав все основные кинопризы мира, включая Канны и Оскар, фильм стал основой для сверхпопулярного сериала.
Вся президентская рать (All the President’s Men) 1976
Роберт Редфорд и Дастин Хоффман в роли дуэта принципиальных журналистов, которые выводят на чистую воду президента Никсона, фальсифицировавшего результаты президентских выборов. Фильм основан на реальных событиях, широко известных как Уотергейтский скандал.
Грязный Гарри (Dirty Harry) 1971
Клинт Иствуд подарил нам немало культовых образов. После человека без имени в вестернах Серджио Леоне следующим таким персонажем стал Грязный Гарри – коп, не знающий сомнения и не ищущий компромиссов при розыске и поимке преступников. И поэтому единственным вопросом, которым теперь преступники должны задаваться, прикидывая, сколько патронов он расстрелял, это «Думаешь тебе повезёт, шпана?».
XX вeк (Novecento) 1976
Историческое полотно об Италии 20 века на пять с половиной часов. Персонажи Жерара Депардье и Роберта Де Ниро стоят на разных ступенях социальной лестницы, но с детства то сходятся, то расходятся в результате забастовок, волнений, войны и других катаклизмов, выпавших на долю страны.
Двадцать дней без войны (1977)
Юрий Никулин в нетипичной для себя роли – не комедийной. Он играет фронтового журналиста, писателя, который в разгар войны ненадолго едет в тыл – в Ташкент. Он встречается с семьей погибшего сослуживца и проводит несколько дней вне военных действий, переживая новые ощущения и кратковременную любовь.
12 стульев (1971)
Экранизаций произведения Ильфа и Петрова было немало, включая самые нестандартные, но наиболее удачной по-прежнему считается работа Леонида Гайдая. Арчил Гомиашвили в роли Бендера и Сергей Филиппов в образе Кисы Воробьянинова, а также целое созвездие лучших советских актеров в главных и второстепенных ролях.
Двое в городе (Deux hommes dans la ville) 1973
Работа служителей правосудия – разыскивать преступников и сажать их за решетку. Но что происходит с заключенными дальше? Есть ли шанс на то, что они отбудут срок наказания и вернутся полноценными членами общества? Или тюремная система настолько жесткая и безразличная к судьбам этих людей, что вопрос того, сорвутся ли они, становится лишь вопросом времени? Жан Габен и Ален Делон в трагической истории о попытке бывшего преступника вернуться к обычной жизни.
Дерсу Узала (Dersu Uzala) 1975
Фильм Акиры Куросавы снятый по романам Владимира Арсеньева – совместное японско-советское производство. Дерсу Узала – таежный охотник, с которым писатель провел немало времени в экспедициях. Об их путешествии по Уссурийской тайге, сопряженном с большим количеством опасностей, рассказывает лента длительностью почти в два с половиной часа.
Джоси Уэйлс – человек вне закона (The Outlaw Josey Wales) 1976
Клинт Иствуд в качестве режиссера и исполнителя главной роли. Джоси Уэйлс – фермер, пострадавший от нападения бандитов, солдат Севера. Персонаж Иствуда становится на сторону армии Юга, а когда она проигрывает войну, ведет свою дальнейшую борьбу с целью мести уже вне закона.
Дни жатвы (Days of Heaven) 1978
Фильм Терренса Малика, снятый до его двадцатилетнего перерыва от работы режиссера. Как известно, мнение критиков по поводу его карьеры разделилось: многие считают, что после этого перерыва он так и не вышел на былой уровень мастерства, утонув в самолюбовании и пустоте за красивой картинкой. Но “Дни жатвы” сняты до злосчастного перерыва и, несмотря на шикарную визуальную составляющую, обладают и наполнением, которое заставило критиков всего мира восторженно отзываться о таланте режиссера. Накануне Первой мировой Билл убивает человека в результате ссоры и вынужден скрываться со своей девушкой в глубинке Техаса на уборке урожая. Свою девушку он выдает за сестру, а потому когда за ней начинает ухаживать богатый фермер, он дает согласие на их брак, чтобы унаследовать его имение после скорой смерти…
Долгое прощание (The Long Goodbye) 1973
Еще один фильм Роберта Олтмена в списке, снятый по детективной классике Раймонда Чэндлера. Частный детектив (и основательный раздолбай) Филипп Марлоу отправляется в ночь, чтобы купить корм для кошки. Его старый товарищ просит подвезти его до Мексики за хорошие деньги, в результате чего по возвращении обратно Марлоу оказывается под арестом по обвинению в причастности к убийству его жены. Одновременно с этим товарищ в Мексике заканчивает жизнь самоубийством. Но Марлоу не верит в эту версию и начинает собственное расследование.
Дом (Hausu) 1977
Если вы любите японский трэш – вам сюда. Комедийный фильм ужасов – жанр специфический, но любители его будут щедро вознаграждены при просмотре режиссерского дебюта Нобухико Обаяси. Девочка с шестью подругами отправляются в дом ее тетушки, которая кажется обаятельной приятной женщиной. Но оставшись на ночевку, девочки начинают умирать, при этом смерть настигает их самыми замысловатыми способами.
Дуэль (Duel) 1971
Режиссерский полнометражный дебют Стивена Спилберга, еще раз доказавший, что для хорошего кино наличие серьезных спецэффектов или масштабных съемок совершенно необязательно. В фильме два персонажа, которые вступают в безумную дуэль на горных дорогах: водители легкового авто и огромного грузовика. Сперва водителю легковушки кажется, что это какая-то глупая шутка, но со временем он понимает, что тот, кто сидит за рулем грузовика, представляет серьезный риск для самой его жизни.
Дуэлянты (The Duellists) 1977
И сразу же еще один кинодебют другого выдающегося режиссера – Ридли Скотта. На сей раз проект куда более масштабный – историческая подоплека, костюмированная драма, батальные сцены и прочие атрибуты большого фильма о чести и рыцарстве времен Наполеоновских войн. Двое офицеров начинают дуэль и никак не могут ее закончить – их вражда проходит сквозь годы, войны, смену власти и другие катаклизмы Франции того времени.
Читайте также: Лучшие фильмы в истории по версии IMDb
Жизнь Брайана по Монти Пайтон (Life of Brian) 1979
Известные бунтари от юмора, комик-группа Монти Пайтон, поставили фильм, высмеивающий все движения фанатиков, которые есть в наличии: религиозные, политические, террористические, феминистические и все смеси политиков с их популизмом и псевдопатриотизмом. История еврея Брайана, которого ошибочно приняли за Иисуса не вызвала восторга у церкви и многих нравственных организаций, но зато является эталоном острой социальной комедии по сей день.
Забриски Пойнт (Zabriskie Point) 1970
Фильм Микеланджело Антониони. Культура хиппи, молодежные протесты, борьба за свои права и поиски себя настоящих. Музыка Pink Floyd (и не только). Несомненно, спустя годы и смену нескольких парадигм молодежного мышления фильм уже не смотрится столь актуальным и попадающим в нерв настроений общества. Но с точки зрения исторической и культурной он по-прежнему интересен.
Заводной апельсин (A Clockwork Orange) 1971
Отчасти то же самое можно было бы сказать и про “Заводной апельсин”, если бы не впечатляющая работа Стэнли Кубрика над визуальными и психологическими образами в фильме. Костюмы, котелки, музыка Бетховена для пыток, сцена избиения тростью, сцена вторжения в дом писателя и изнасилования его жены, сцены в баре и многое, многое другое настолько сильно врезалось в память после просмотра, что уже не настолько важно, что социальный контекст фильма (как и книги) давно отошел на второй план. Старое доброе ультранасилие смотрится по-прежнему впечатляюще.
Запах женщины (Profumo di donna) 1974
Итальянская экранизация книги Джованни Арпино. Главную роль, которую в американской экранизации сыграл Аль Пачино, исполнил Витторио Гассман. К слепому полковнику приставляют молодого поводыря. Опытный и циничный вояка все еще активно флиртует с женщинами и наставляет юношу по житейским мудростям, но постепенно выясняется, что за бравадой и внешней черствостью скрывается честное горячее сердце.
Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (Star Wars. Episode IV: A New Hope) 1977
Выглядит невероятно, но первая часть одной из самых известных саг в истории кино вышла еще в 70-х годах. Джордж Лукас не поленился разработать целую вселенную для того, чтобы история увлекала на принципиально другом уровне по сравнению с обычными космическими боевиками. А затем, спустя шесть эпизодов, продал ее Disney, у которого на подобную проработку уже просто не было времени в новой реальности бизнеса кино.
Зеркало (1975)
Андрей Тарковский в своих фильмах не рассказывает истории – он создает атмосферу. Выстраивает он ее очень долго и вдумчиво, а потому часто первые 30-40 минут его картин – серьезное испытание для зрителя. Но если вынести первоначальные мучения и настроиться на волну, вы будете вознаграждены за терпение. Вне зависимости от того, удалось ли отчетливо понять замысел режиссера или вы просто плыли по течению, собирая зрительные и смысловые образы, картина врезается в вашу память навсегда.
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Леонид Гайдай выдал несколько комедий, которые настолько глубоко в сознании, что кажется, что зритель жил с этими фильмами всегда. Сколько крылатых выражений, сколько шуток, которые до сих пор кажутся смешными, несмотря на просмотр в который уже десяток раз. При это стиль комедий Гайдая ни на что не похож, несмотря на кажущуюся простоту изложения.
Игра навылет (Sleuth) 1972
Противостояние двух циничных и хитрых людей, пожилого аристократа и молодого буржуа, стартовавшее с диалога и перерастающее в настоящее побоище. Лоуренс Оливье и Майкл Кейн – всего двое участников этого спектакля, но при таком накале страстей больше и не надо. Зрителю долго неясно, за кого же болеть в этом поединке тщеславия, корысти и интриг, и это помогает сохранять напряжение до самого финала. Много лет спустя, в 2007 году, Майкл Кейн вновь снялся в фильме по той же пьесе, на сей раз сыграв уже пожилого своего соперника, а роль молодого интригана получил Джуд Лоу.
Изгоняющий дьявола (The Exorcist) 1973
Уильям Фридкин экранизировал Уильяма Питера Блэтти. Страшная, но очень обстоятельная история нашла полноценное свое отображение на экране. Опытный священник и экзорцист пытается помочь девочке, в которую вселился дьявол. Врачи думают, что дело в поражении мозга, но тщетно пытаются поставить точный диагноз. За дело берется священник, но дьявол слишком силен, чтобы поддаться обрядам изгонения…
Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975)
Несмотря на заезженность темы и превышение всех разумных пределов по количеству просмотров этого фильма, он все равно по-прежнему смешит и радует. Новогодняя комедия, разобранная на цитаты и фрагменты любимых песен, от одного из лучших режиссеров жанра, Эльдара Рязанова.
Кабаре (Cabaret) 1972
Любовные перипетии на фоне развития нацизма в Веймарской республике. Певица в кабаре, писатель-англичанин, богач-бисексуал – и все это под сопровождение вокально-танцевальных номеров. Влюбленность и романтика выглядят обреченными, особенно на фоне все более нарастающего количества людей в коричневой форме.
Китайский квартал (Chinatown) 1974
Один из самых известных фильмов Романа Полански. Частный детектив начинает расследование по просьбе жены инженера – она подозревает мужа в измене. Но постепенно погружаясь в дело, персонаж Джека Николсона настолько увязает в постоянном риске для жизни, свидетельствах коррупции и беспредела в верхах власти Лос-Анджелеса и штата, что жалеет о том, что однажды согласился на этот заработок…
Колдун (Sorcerer) 1977
Четверо главных персонажей попадают в богом забытую страну в Латинской Америке по разным причинам, но все они нелегального свойства. Им предлагают самоубийственную миссию, которая грозит им гибелью в случае неудачи. Но в случае успеха оплата настолько хороша, что это, по сути, билет обратно в нормальную жизнь. Нужно лишь перевезти огромное количество взрывчатки на грузовиках по горному серпантину…
Конформист (Il conformista) 1970
Бернардо Бертолуччи поставил драму о слабости человека, поступающего на службу фашистскому режиму. Но форма изложения настолько нестандартная и новаторская, что это не прямолинейная агитка, а завязанное на психологии, половой и психотравматической подоплеке осмысление того, как человек и общество принимают чуждые здравому смыслу идеи. Коппола, Скорсезе и Спилберг говорили о том, что это был один из первых повлиявших на них фильмов, а критики со временем и вовсе назвали “Конформиста” одним из самых влиятельных фильмов столетия.
Крамер против Крамера (Kramer vs. Kramer) 1979
Драма о разводе и семейной жизни, не выдержавшей испытания рутиной. Мерил Стрип уходит от своего мужа (Дастин Хоффман), и он остается наедине с ребенком, работой, требующей максимальной отдачи и своими мыслями о том, как же нечто подобное могло произойти. Постепенно герой эволюционирует и становится лучшей версией себя, но на его долю выпадают новые испытания…
Красный круг (Le cercle rouge) 1970
История профессионального ограбления, поданная без излишнего романтизма и без налета развлекательности. Взрослые персонажи, каждый со своей предысторией, которые сходятся для того, чтобы реализовать хорошо продуманный план. Кто-то в бегах, кто-то борется с алкоголизмом, кто-то только что вышел из тюрьмы. Ален Делон, Ив Монтан и самый грустный и одинкоий следователь в мире в исполнении Бурвиля, который полностью отошел в этой картине от привычного комедийного амплуа.
Крёстный отец (Mario Puzo’s The Godfather) 1972
Столько слов уже написано про “Крестного отца”, что даже не знаешь, какие новые эпитеты подобрать, чтобы выразить восторг и отдать должную дань уважения этому фильму. Пошаговая история того, как хороший человек становится плохим, завернута в оболочку напряженного гангстерского триллера и глубокой семейной драмы. Идеальная экранизация романа Марио Пьюзо.
Крёстный отец 2 (The Godfather Part II) 1974
Второй фильм погружается в прошлое, которое помогает раскрыть настоящее более полно. На смену Марлону Брандо пришел Роберт Де Ниро, который играет дона Корлеоне в молодости. А персонажу Аль Пачино выпадают такие испытания, после которых он уже не может оставаться человеком – он бесповоротно превращается в монстра.
Кэрри (Carrie) 1976
Экранизация первого романа Стивена Кинга. Если довести забитую стеснительную девушку до предела (а именно это делают школьники постоянными унижениями), то она может прибегнуть к своим сверхспособностям, чтобы нанести ответный удар и отомстить за все в один вечер. Шикарный триллер Брайана де Пальмы.
Лицом к лицу (Ansikte mot ansikte) 1976
В этом списке несколько картин режиссера Ингмара Бергмана, что вряд ли может удивить, учитывая, что он считается одним из лучших мастеров кино в истории. Глубокие психологически сложные фильмы – его профиль, наряду с притчами и иносказательными опусами. В “Лицом к лицу” супружеская пара психиатров сталкивается с ситуацией, в которой жена сама постепенно теряет психическое здоровье…
Людвиг (Ludwig) 1973
Фильм Лукино Висконти о жизни короля Баварии Людвига II. Он вошел в историю как безумец, который строил невероятные сказочные замки и славился эксцентричным поведением. Самый известный из построенных им замков – Нойшванштайн (здесь любители туризма могут лишь сказать королю Людвигу спасибо). Основная проблема этого человека, по мнению режиссера, состояла в том, что он родился не в ту эпоху. Средневековье осталось далеко позади, но мыслями король был все еще в нем… Четырехчасовое полотно с участием Хельмута Бергера и Роми Шнайдер.
Манхэттен (Manhattan) 1979
Наряду с “Энни Холл” и куда более поздним “Вики Кристина Барселона”, пожалуй, самый известный фильм Вуди Аллена. Песнь городу Нью-Йорку и традиционное для режиссера и сценариста самокопание, связанное с неуверенностью в отношениях и неспособностью выбрать, интеллектуальной средой, которая слишком упивается своими рассуждениями о жизни и искусстве, но на деле лишь бесконечно бездельничает и прокрастинирует. Сам Аллен считал и, скорее всего, считает этот фильм своей худшей работой, но награды и серьезные прокатные сборы говорят об обратном.
Мимино (1977)
Георгий Данелия снял почти трагичную комедию о столкновении кавказского и европейского менталитетов, жизни села и мегаполиса, традиций и жизненных укладов. Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян сыграли (возможно) свои лучшие роли в кино, а песня “Чито-гврито” давно живет своей отдельной от фильма жизнью.
Молодой Франкенштейн (Young Frankenstein) 1974
Умопомрачительная комедия абсурда от Мела Брукса. В роли молодого доктора Франкенштейна Джин Уайлдер (все тот же Вилли Вонка из мема “Давай, расскажи мне”). Задолго до “Очень страшного кино” и других комедийных фильмов, пародирующих лучшие образцы жанра, Брукс и компания сняли стильную черно-белую ленту, вдохновившую целое поколение комедиантов, которое пришло в кино после них.
Монти Пайтон и священный Грааль (Monty Python and the Holy Grail) 1975
Группа единомышленников Монти Пайтон сняла всего четыре фильма, но все они успешно вошли в мировое комедийное наследие. Не стоит огорчаться, если юмор (и вообще происходящее на экране) не кажется вам смешным или хотя бы понятным. Это британский юмор в лучшем его проявлении, нравится он кому-то или нет. Режиссером ленты, пародирующей легенды о короле Артуре, стал дебютант Терри Гиллиам.
Читайте также: Лучшие сериалы в истории по версии IMDb
Мотылёк (Papillon) 1973
Экранизация автобиографического романа Анри Шарьера о попытке побега несправедливо обвиненного заключенного из французской тюрьмы. Стив Маккуин и Дастин Хоффман в одной из лучших драм жанра, повествующей о силе духа, которую не побороть обстоятельствам.
Мясник (Le boucher) 1970
Режиссер Клод Шаброль. В небольшом французском городишке встречаются два одиночества, школьная учительница и мужчина, работающий мясником. Он недавно вернулся с войны и только пытается приспособиться к мирной жизни. Параллельно в округе появился маньяк, убивающий молодых женщин. Следователь приезжает в городок для расследования, и теперь учительница начинает подозревать возлюбленного и опасаться за собственную жизнь…
Нападение на 13-й участок (Assault on Precinct 13) 1976
Бесбашенная уличная банда нападает на полицейский участок, нескольким полицейским и осужденному преступнику приходиться держать оборону. Джон Карпентер выступил не только сценаристом и режиссером, но и монтажером и композитором. Несмотря на очень низкий бюджет (всего 100 тысяч долларов), фильм вызвал восторг у фестивальных критиков и со временем стал культовым. Параллельно общественные организации протестовали против чрезмерного уровня насилия в картине.
Немое кино (Silent Movie) 1976
Немое кино в 70-е годы? Бред. То же сказали и героям фильма студии в ответ на предложение снять немую комедию в наше время. То же, вероятно, говорили и Мелу Бруксу, но это не тот человек, которого можно чем-то запугать. В итоге такой фильм вышел, и он так же искрометно весел, как и остальные комедии этого замечательного режиссера. Единственную фразу в этом фильме произносит мим Марсель Марсо, появившийся в небольшом камео.
Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
Фильм Никиты Михалкова по мотивам пьесы Чехова “Безотцовщина”. Было время, когда Михалков не был конъюнктурщиком и снимал отличное кино. Усадьба генеральской вдовы, собираются гости, один из героев узнает в жене одного из гостей свою былую любовь и пытается объясниться с ней. А дальше все смешивается в диалогах, эмоциях, спорах о тщетности существования, сетованиях на несбывшиеся надежды на серьезные жизненные свершения и отчаянных поступках взрослых рациональных людей…
Омен (The Omen) 1976
Подобно “Изгоняющему дьявола”, этот фильм эксплуатирует тему одержимости дьяволом, который бьет через самое слабое место любого человека – его детей. Жена американского дипломата рожает ребенка, но он умирает при родах. Местный священник предлагает усыновить мальчика, мать которого умерла во время родов в тот же день. Дипломат соглашается, не раскрывая жене того, что произошло. Но ребенок оказывается сыном сатаны, а потому семье американца предстоит несколько тяжелых лет…
Осенняя соната (Höstsonaten) 1978
Главные роли в фильме Ингмара Бергмана сыграли Лив Ульман и Ингрид Бергман (последняя, кстати, несмотря на фамилию и шведское происхождение не является ни дочерью, ни родственницей режиссера). Они играют дочь и мать, которые встречаются после долгой разлуки только лишь для того, чтобы выяснять отношения в ссоре. Мать – известная пианистка и вдова нескольких мужей, ее дочь не дотягивает до нее талантом, а в семейной жизни у нее также все складывается не лучшим образом. Конфликт дочери и матери не оставляет места для прощения, но возможно, за всей ненавистью и накопленной обидой скрывается любовь и понимание…
Охотник на оленей (The Deer Hunter) 1978
Человеку можно вернуться с войны, но убрать войну из головы человека – задача куда более сложная. Длинный тяжелый фильм с роскошным актерским дуэтом Роберта Де Ниро и Кристофера Уокена, в котором режиссер пытается объяснить, насколько это возможно, почему психологические травмы войны подталкивают солдат к совершению максимально нерациональных поступков уже после ее завершения.
Пикник у Висячей скалы (Picnic at Hanging Rock) 1975
Австралийский режиссер Питер Уир поставил одноименный роман Джоан Линдси. В колледже для девочек под Мельбурном царят строгие правила. Никаких вольностей, строгие платья, никаких парней. В день Святого Валентина они отправляются на пикник к местной природной достопримечательности – Висячей скале. После этого три девушки и их учительница математики загадочно исчезают… Это первый австралийский фильм, которому сопутстсвовал успех за рубежом – критики позднее назвали его началом австралийской новой волны.
Плетеный человек (The Wicker Man) 1973
Следователь отправляется на маленький островок в Шотландии, чтобы расследовать исчезновение девочки, но местные жители, включая ее мать, убеждают его, что такой девочки никогда не существовало. Улики, впрочем, указывают на обратное. Кроме того, следователь понимает, что островитяне практикуют кельтские ритуалы…
Под стук трамвайных колёс (Dodesukaden) 1970
Серия эпизодов о жителях токийских трущоб, их надеждах и мечтах, которым не суждено сбыться. Один из центральных персонажей, ментально нездоровый парень, воображает, что он водит невидимый трамвай (отсюда и название картины). Акира Куросава пытался покончить с собой после того, как японская публика не оценила этот фильм, но впоследствии картина получила должное признание (в том числе номинацию на Оскар за лучший фильм на иностранном языке).
Полуночный экспресс (Midnight Express) 1978
Режиссер Алан Паркер. Сценарий Оливера Стоуна. Словосочетание “полуночный экспресс” означает “побег их тюрьмы”. В турецкую тюрьму молодой американец попадает после неудачной попытки провезти гашиш в самолете. Сначала кажется, что с помощью хорошего адвоката серьезного срока удастся избежать, но затем его продляют до тридцати лет. При этом условия пребывания в тюрьме не выдержит даже самый крепкий и бывалый заключенный…
Последнее танго в Париже (Ultimo tango a Parigi) 1972
Фильм Бернардо Бертолуччи прославился в первую очередь сценой анального секса, о съемках которой Мария Шнайдер не была предупреждена. Но это не единственное стоящее упоминания обстоятельство с ним связанное: эротико-философская драма от итальянского режиссера оставляет чувство горечи, трагичности, щемящего понимания боли героев. Марлон Брандо был в очередной раз номинирован на Оскар за лучшую роль, Шнайдер получила специальную премию “Давид ди Донателло”.
Последний наряд (The Last Detail) 1973
Два офицера ВМФ США должны доставить моряка, осужденного за мелкую кражу, в тюрьму с его базы. По дороге они выясняют, что парень не только ни разу не был с женщиной, но и не пробовал алкоголь и не участвовал в драке. Они открывают ему целый новый мир по пути в пункт назначения, в результате чего моряку теперь совсем не хочется в тюрьму на целых восемь лет. Но несмотря на всю эмпатию, задание свое офицеры выполнить должны… Три номинации на Оскар и приз Канн Джеку Николсону за главную роль.
Проверка на дорогах (1971/1986)
Фильм Алексея Германа не слишком вписывался в партийную линию представления войны советскому народу, а потому был положен на полку и увидел свет лишь в 1986 году, после начала перестройки. В 1942 году партизаны действуют в тылу нацистских войск в Псковской области. В плен партизанам сдается бывший военнопленный немцев, который добровольно перешел на службу к нацистам. Теперь он хочет обелить свое имя, даже если для этого понадобиться искупить свою вину кровью. Миссия, которую ему поручают, рискованная, кроме того, в отряде ему далеко не все доверяют…
Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo’s Nest) 1975
Персонаж Джека Николсона решает откосить от тюрьмы, прикинувшись сумасшедшим. Его отправляют на проверку в клинику, которая оказывается куда более страшным местом, чем тюрьма, несмотря на то, что ее обитатели выглядят на первый взгляд забавно. Одна из самых трагичных драм в истории от режиссера Милаша Формана. Большая пятерка Оскаров (пять основных наград – лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и лучшие мужская и женская роли).
Профессия: Репортер (Professione: reporter) 1975
Режиссер Микеланджело Антониони. Джек Николсон играет разочарованного жизнью, страдающего депрессией репортера, который отправляется освещать войну, но в итоге, пытаясь выйти из безрадостного течения событий, находит похожего на себя внешне человека, лежащего мертвым в гостиничном номере. Ранее тот представился ему как путешественник без цели, друзей и родных, а потому, подменив фото в документах, главный герой убеждает местных, что это человек с его фамилией, американский репортер, найден мертвым. Но занять место другого человека в реальной жизни оказывается куда более сложно и опасно, чем это представлялось…
Пять легких пьес (Five Easy Pieces) 1970
Завершает бенефис Джека Николсона в этой части статьи еще один фильм с его участием, который в формате роуд-муви рассказывает о попытке неплохого пианиста, живущего спокойной обеспеченной жизнью, что-то изменить в своей судьбе. Сначала он срывается на нефтяные заработки, а потом, узнав о плохом самочувствии отца, возвращается обратно, по пути останавливаясь в череде дешевых мотелей и закусочных. Воссоединение с семьей также не приносит радости, а отец и вовсе не узнает его…
Разговор (The Conversation) 1974
Фильм Фрэнсиса Форда Копполы об опытном эксперте по прослушке (Джин Хекмэн). Он профессионален и бесстрастен, никогда не влезает в дело клиента, лишь оказывая ему услуги по непосредственно прослушиванию разговоров. Однако новое дело оборачивается внутренним конфликтом в его душе: он понимает, что может произойти трагедия, и только ему под силу ее предотвратить… Умное, тонкое, продуманное кино, замечательная смесь триллера и детектива.
Рокки (Rocky) 1976
До того, как “Рокки” превратился во франшизу из десятка частей, был первый фильм о боксере-андердоге, внезапно получившем шанс на бой своей жизни. Он должен встретиться с чемпионом мира, который предоставил возможность никому не известному бойцу биться за титул в рамках попытки поправить свой имидж по совету промоутеров. Никто не верит в Рокки Бальбоа, но он с помощью старого опытного тренера начинает тренироваться так, как будто от исхода боя зависит сама его жизнь…
Сверкающие седла (Blazing Saddles) 1974
Комедия Мела Брукса, которая пародирует самые известные вестерны и жанр в целом. Юмор на грани абсурда, прорывные на свое время решения и нестандартные шутки, которые здорово смотрятся до сих пор.
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
Дебютный фильм Михалкова, советский вестерн, собравший внушительный актерский состав. Реквизированное у буржуазии золото офицеры Красной армии хотят отправить в Москву, но среди чекистов есть предатель, а потому на поезд совершают налет белогвардейцы, а их, свою очередь, грабит местная банда. В итоге за золотом начинают охоту и чекисты, и белые офицеры, и бандиты, а наиболее заинтересован в его возвращении красноармеец Шилов, поскольку только вернув драгоценный груз он сможет восстановить свое доброе имя и снять обвинения в предательстве…
Серпико (Serpico) 1973
Одна из самых известных ролей раннего этапа карьеры Аль Пачино. Пик коррупции в местной полиции, невозможно проводить операции, особенно с внедрением в банду, поскольку слишком много предателей, каждый пытается урвать свой кусок, игнорируя свои непосредственные обязанности “служить и защищать”, и Серпико – один из немногих копов, кто действительно хочет раскрывать преступления и ловить преступников. Но подобное рвение не находит отклика среди коллег и грозит жизни самого офицера…
Скромное обаяние буржуазии (Le charme discret de la bourgeoisie) 1972
Сюрреалистический фильм Луиса Бунюэля. Хорошие друзья и знакомые пытаются пообедать вместе, но в каждой новой новелле что-то мешает им сделать это, причем с каждым разом причина все более нелепая и похожая на нечто иррациональное из снов персонажей…
Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto) 1970
Шеф полиции убивает свою любовницу во время свидания в ее квартире. После этого он оставляет улики для своих же подчиненных, ведущих расследование, но в какие-то моменты, наоборот, начинает путать следы…
Читайте также: Лучшие мини-сериалы в истории
Служебный роман (1977)
Мелодраматическая комедия Эльдара Рязанова о том, как в результате злой шутки удается растопить сердце начальницы, давно уже забывшей о том, что внутри нее живет женщина, которой хочется любви и близости. Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в качестве такого невозможной пары любовников.
Собачий полдень (Dog Day Afternoon) 1975
Режиссер Сидни Люмет. Захватывающий фильм об ограблении банка, который выходит за пределы стандартного боевика и оборачивается настоящей драмой. Аль Пачино в роли главаря банды постепенно начинает вызывать симпатию у заложников и телевизионной аудитории, следяющей за ограблением, а полиция тем временем выворачивает наизнанку его прошлое и личную жизнь, чтобы оказать давление и заставить сдаться…
Соломенные псы (Straw Dogs) 1971
Молодая американская пара приезжает в Англию, на родину жены. Они бегут от суеты прежней жизни, но новое место встречает их недоброй атмосферой. Муж с головой уходит в исследования (математик), жене скучно, а местные соседские хулиганы начинают с мелких пакостей и затем постепенно доставляют все более серьезные неприятности… В главной роли Дастин Хоффман.
Солярис (1971)
Станислав Лем был крайне недоволен экранизацией своего произведения, но в итоге этот фильм вошел во все списки лучшего философского и атмосферного авторского кино. Андрей Тарковский превратил и без того тревожную атмосферу планеты Солярис в тягучую изматывающую оболочку, покрывающую сознание зрителя и не выпускающую наружу. Океан, покрывающий планету, возможно, обладает разумом: все изучавшие Солярис исследователи подвергаются посещению гостей, которые приходят в форме самых постыдных невыносимых воспоминаний…
Сталкер (1979)
Вероятно, самый известный фильм Тарковского. Проводник водит людей в Зону, где по слухам есть комната, в которой исполняются самые заветные желания. Его нанимают двое – Писатель и Профессор. Но Зона не просто опасна для прохода, она меняет людей. Длительное медитативное полотно с завораживающей музыкой Эдуарда Артемьева, которое максимально непохоже на литературный первоисточник братьев Стругацких “Пикник на обочине”.
Супермен (Superman) 1978
После этой картины было снято огромное множество фильмов о Супермене, удачных и не очень, но пожалуй именно Кристофер Рив держит планку того самого идеального Супермена на экране (при всей любви и уважении к Генри Кавиллу, подобравшемуся очень близко к идеалу). Наивное и линейное кино, которое, тем не менее, остается всегда актуальной классикой. Кроме того, Джин Хекмэн столь же идеально играет Лекса Лютора – достойный антагонист для одного из самых известных супергероев в истории.
Суспирия (Suspiria) 1977
После выхода “Суспирии” от Луки Гуаданьино все вновь вспомнили про классический хоррор Дарио Ардженто. Фильмы совершенно разные по атмосфере и настроению, хотя мистическая и пугающая основа у них общая. Молодая американская балерина приезжает в Европу в балетную школу высшего класса, но с первого дня ее начинают преследовать страшные события и смерть…
Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett äktenskap) 1974
История любви и длительных отношений семейной пары, состоящая из нескольких эпизодов. Идеальная семья постепенно движется в сторону ссор, усталости друг от друга, измен, и в итоге оказывается на грани развода. Камерное кино без музыки, одна из основных картин Ингмара Бергмана.
Таксист (Taxi Driver) 1976
Сейчас этот фильм интереснее как образец киноистории и источник вдохновения для режиссеров нескольких поколений, хотя в свое время это был социальный манифест. Маниакальный персонаж Роберта Де Ниро пытается найти свое место в жизни и ищет справедливости, которую он пытается насадить нетривиальными методами. Фраза “you talkin’ to me?” стала одной из самых цитируемых и в кино, и за его пределами, а демонический ирокез Де Ниро и вовсе засел в памяти зрителя, даже если тот не помнит сюжетных перипетий картины.
Техасская резня бензопилой (The Texas Chain Saw Massacre) 1974
Если вы хотите объяснить кому-нибудь, что такое слэшер, то лучшего варианта вам просто не найти. Несмотря на то, что сюжет картины, в принципе, заключен в ее названии, это культовая классика (которую уже даже успели переснять), подарившая одного из самых известных наряду с Джейсоном из “Пятницы, 13-е” и Майклом Майерсом из “Хэллоуина” персонажей в жанре хоррора – Кожаное Лицо.
Тора! Тора! Тора! (Tora! Tora! Tora!) 1970
США и Япония совместными усилиями сняли фильм о налете японской авиации на Перл-Харбор в 1941 году. Для того, чтобы максимально точно отобразить атмосферу тех дней, на хронометраже создатели не экономили, обстоятельно проговаривая все детали в японских и американских кабинетах и штабах. После достаточно длительного обсуждения атаки и показа расстановки сил начинается, собственно, атака японской авиации. И несмотря на полувековую давность съемок, воздушные баталии просто не могут не захватить, тем более длятся они очень существенный промежуток экранного времени. Для большего ощущения достоверности в картину включены также документальные вставки. В итоге это смотрится и как суровая военная драма, и как масштабное военное побоище, и как подробная историческая лента. Однозначная рекомендация к просмотру – один из лучших военных фильмов в истории кино.
Три дня Кондора (Three Days of the Condor) 1975
Роберт Редфорд в роли скромного аналитика конторы, которая поставляет ЦРУ утечки информации в СМИ. Он не является спецагентом и уже тем более супергероем, но попадает в водоворот событий, с которым обычно в кино доводится справляться Джейсону Борну или Джеймсу Бонду. Тут и смерть всего офиса в тот момент, когда он вышел за сэндвичами, и предательство, и коварные красавицы, и загадочные киллеры без чувства сожаления… Режиссер Сидни Поллак.
Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express) 1974
Каким “должен быть” Эркюль Пуаро на экране – споры, которые возобновляются каждый раз с новой силой, когда выходит новая экранизация Агаты Кристи. В 1974-м бельгийского сыщика сыграл легендарный Альберт Финни, а пассажирами поезда, в котором произошло загадочное убийство стали персонажи Шона Коннери, Жаклин Биссет, Ингрид Бергман, Энтони Перкинса, Майкла Йорка, Ванессы Редгрейв, Мартина Болсама и Жан-Пьера Касселя (отец Венсана Касселя). С такой обоймой актеров фильм сможет составить конкуренцию предстоящим экранизациям еще не один десяток лет.
Французский связной (The French Connection) 1971
Полицейский триллер Уильяма Фридкина, где работа отдела по борьбе с наркотиками показана детально и реалистично. Двое копов выходят на след крупного поставщика героина из Франции. Но поимка опытного гангстера – процесс непростой, требующий внимания, усидчивости, ресурсов и большой доли удачи. Пять Оскаров и еще три номинации, а также комплименты от огромного количества критиков и кинематографических ассоциаций разных стран (многие называли ленту одной из лучших в истории).
Хэллоуин (Halloween) 1978
Классика хоррора, ставшая настолько культовой, что франшиза с актерами из первого фильма идет до сих пор (без перезапусков – чистые сиквелы). Персонажи Джейми Ли Кертис и кошмара в маске, который ее преследуют стали именами нарицательными и живут в поп-культуре своей отдельной успешной жизнью.
Челюсти (Jaws) 1975
Первый летний блокбастер от Стивена Спилберга. Подобно фильму выше, позднее вышло несколько сиквелов разной степени удачности (и неудачности), но первый фильм стал эталоном триллера, завязанного на противостоянии природного монстра и человека. Чудовищных размеров акула терроризирует побережье, и группа смельчаков отправляется на ее поимку в открытые воды. Но акула оказывается не только сверхсильной, но и очень умной…
Чужой (Alien) 1979
И еще один старт культовой франшизы: начало положил Ридли Скотт, подхватили Джеймс Кэмерон и Дэвид Финчер, а финальные на текущий момент части в формате приквела вновь снимает Скотт. Нечто ужасное атакует команду торгового корабля в открытом космосе. Нечто поселяется внутри организма экипажа, захватывает их лицо жесткой хваткой щупалец, которую невозможно разомкнуть, прячется в отсеках и нападает исподтишка. Нечто постоянно эволюционирует и развивается с огромной скоростью – а команда даже не знает, как этому можно противостоять. Во главе сопротивления невольно оказывается офицер безопасности Рипли…
Чeловек, который хотел быть королем (The Man Who Would Be King) 1975
Двое британских солдат (Шон Коннери и Майкл Кейн) скрепляют договором намерение стать королями страны Кафиристан, в которой не видели белого человека после Александра Македонского. Свидетелем договора подписывается Редьярд Киплинг, бывший в то время корреспондентом в Индии. По пути наверх, подобно фильмам Копполы “Крестный отец” и “Апокалипсис сегодня”, один из двух офицеров трансформируется под тяжестью постепенно появляющейся власти настолько сильно, что даже идет против своего бывшего единомышленника. Несмотря на вымышленное название страны и невероятный сюжет, частично действие фильма основано на реальных событиях – точнее, на рассказе все того же Киплинга по реальной истории первого американца в Афганистане.
Шепоты и крики (Viskningar och rop) 1972
Как часто у Ингмара Бергмана, напряженные отношения между родственниками становятся ядром повествования картины. Одна из трех сестер больна раком, две другие навещают ее. Преданная служанка, которая сама когда-то потеряла маленькую дочь, гораздо более сочувственно заботится о больной, чем ее родные. А сама больная постоянно вспоминает сцены из детства, когда отношения с сестрами были куда проще и беззаботнее…
Шерлок Холмс и доктор Ватсон (1979)
С этого фильма начался цикл экранизаций с Василием Ливановым в роли Холмса и Виталием Соломиным в роли Ватсона. Конан Дойля ставили бесчисленное количество раз, и нет смысла ломать копья в спорах о том, чья постановка или чей Шерлок были лучше. Главное, что после этого двухсерийного фильма по мотивам рассказов “Пестрая лента” и “Этюд в багровых тонах” началось путешествие длиной в семь лет и пяти картин (11 серий), сопровождаемое музыкой Владимира Дашкевича.
Шпик (Un flic) 1972
Фильм также носит название “Полицейский”. Ален Делон в роли комиссара полиции. Он расследует дело об ограблении, в котором также всплывают деньги наркоторговцев. В ходе расследования он понимает, что замешаны близкие ему люди, в частности его любимая женщина…
Энни Холл (Annie Hall) 1977
Зарождение и угасание отношений по версии Вуди Аллена. Его девушку играет Дайан Китон. Фильм наполнен мягким (и не всегда смешным) юмором Аллена, постоянными обращениями к зрителю в камеру и воображаемыми сценами о том, как могла бы развернуться ситуация. На момент выхода это было слишком инновативно, чтобы не отметить фильм всеми возможными наградами (среди прочего, это четыре Оскара).
Этот смутный объект желания (Cet obscur objet du désir) 1977
Последняя киноработа Луиса Бунюэля. Сюрреалистический рассказ о страстном желании обеспеченного француза средних лет затащить в постель его юную горничную Кончиту и о безуспешных попытках осуществить этот замысел, когда, казалось бы, все должно свершиться. На заднем фоне повествования происходят страшные и трагические события, но Матье неуклонно пытается подступиться к Кончите…
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
100 лучших фильмов 2010-х годов
100 лучших фильмов 2000-х годов
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom