Кино, в котором одиночки бросают вызов системе, всегда было востребовано публикой. Один из ярких примеров – «Пролетая над гнездом кукушки», фильм Милоша Формана, экранизация одноименного романа американского писателя Кена Кизи. Премьера состоялась 19 ноября 1975 года. Кинолента является одним из символов эпохи «нового Голливуда», классикой кинематографа, и ее с удовольствием смотрит не одно поколение людей. Все это стало возможным благодаря юмору и эксцентрике, драматическому сюжету и великолепной, пробирающей до мурашек и настолько убедительной игре актеров, что порой кажется, что на экране настоящие безумцы. Даже если вы до этого приходили в восторг от истории жизни в психиатрической клинике 1960-х годов, у kinowar.com найдется несколько фактов о фильме, которые дополнят впечатления от просмотра.
1. У киноленты долгая история создания. После выхода книги Кена Кизи в 1962 году, написанной под впечатлением от работы в госпитале, права на постановку приобрел известный актер Кирк Дуглас. Спустя год на Бродвее показали спектакль, с Дугласом в роли Макмерфи, который продержался в репертуаре театра всего три месяца, ибо не вызвал широких откликов среди критиков и публики. После этого, актер стал искать возможность снять фильм и в качестве режиссера выбрал молодого постановщика из Чехословакии – Милоша Формана, пообещав прислать книгу по почте. Так случилось, что на таможне произведение Кизи изъяли, о чем они оба на тот момент не знали. Потребовалось десять лет, чтобы разобраться в этой истории, а прояснилась она лишь после того как Майкл Дуглас, сын Кирка, решил снова заняться производством фильма и повторно связался с Форманом.
2. На момент получения повторного предложения снять киноленту, режиссер уже жил в США, имел репутацию профессионала и брал недорого за свои услуги – все это стало основополагающим при выборе его кандидатуры.
3. Кинокомпания Fantasy Films и продюсер Сол Зэнц – единственные на момент 1971 года, кого всерьез заинтересовал сюжет о душевнобольных, все остальные считали его провальным и неперспективным в коммерческом плане.
4. Располагая ограниченным бюджетом, создатели решили, что картина будет малобюджетной, выдержанной в стиле реализма и без сложнопостановочных сцен. Киносценарий предложили написать самому Кену Кизи. Он писал его на протяжении восьми месяцев и выдал нечто совершенно сюрреалистичное, так что в итоге выбор пал в пользу сценария от Лоренса Хаубена. Форман же, приступив к работе над картиной, переписал его еще раз, вместе с начинавшим писателем Бо Голдманом.
5. Съемки картины начались в январе 1975, а завершились – в марте того же года. После выхода на экраны США лента стала хитом проката и триумфатором наградного сезона. «Пролетая над гнездом кукушки» второй из трех фильмов, что за всю историю «Оскара» взяли «большую пятерку» наград. Это золотые статуэтки за лучший фильм, режиссуру, сценарий, главную мужскую и женскую роль. Две другие ленты — «Это случилось однажды ночью», 1935 год и «Молчание ягнят», 1991 год.
6. Киноленту снимали в реальной, действующей клинике – это позволило сократить бюджет, а так же придать большей убедительности всему происходящему. Выбор пал на государственную больницу с отделением для душевнобольных города Сейлем, штат Орегон, где происходит действие книги Кена Кизи. Локация оказалась идеальной, в ней практически ничего не пришлось менять. Руководство клиники поддержало эту затею, так что большая часть картины была снята в пустующем отделении больницы и на ее территории.
7. Сцена рыбалки – единственная в кинокартине, что снималась вне учреждения. Все действие происходило в самой маленькой гавани мира – в городке Дэпо Бэй, штат Орегон.
8. Кастинг к фильму занял больше года. На главную роль Рэндала Макмерфи требовался актер известный, но не звезда, так зрителю проще было бы идентифицировать себя с киногероем. Для создания у публики ощущения попадания в реальный мир больницы, наоборот, требовалось взять неизвестных но вместе с тем ярких актеров, непохожих друг на друга и запоминающихся, чтобы несмотря на большое количество действующих лиц в картине, зритель не путался.
9. Кроме Джека Николсона на роль Макмерфи рассматривали кандидатуры Марлона Брандо, Джина Хэкмена, Стива Маккуина, Берта Рэйнолдса и Джеймса Каана. Достаточно претендентов было и на роль сестры Рэтчед. Режиссер долго пытался найти актрису, которая соответствовала бы зловещему амплуа, и изначально предлагал эту роль Энн Бэнкрофт, Эллен Берстин и Анжелу Лэнсбери. Вскоре Форман осознал, что зло в этом персонаже должно быть не очевидным, а наоборот, таким, которое было бы убеждено, что творит добро. В итоге на эту роль как нельзя лучше подошла актриса Луиза Флетчер.
10. Американский институт киноискусства ставит сестру Рэтчед на пятое место в списке пятидесяти лучших кинозлодеев.
11. Многие из звезд киноленты не были профессиональными актерами. Дин Брукс, сыгравший доктора Джона Сливи в киноленте – в жизни директор психиатрической клиники, где происходили съемки фильма. Он помог с тем, что многие из его пациентов сыграли роль массовки.
12. Человеком без актерского прошлого был и Мэл Ламберт в роли начальника порта, протестовавший против устроенной Макмерфи рыбалки. Он же, будучи уважаемым бизнесменом и зная местную индейскую общину, предложил кандидатуру Уилла Сэмпсона на роль «Вождя» Бромдена. Художник с ростом 195 см, Сэмпсон впервые выступил в роли актера, сыграв одного из главных персонажей фильма.
13. Все играющие в ленте пациентов, жили в помещениях психиатрического отделения больницы на протяжении всего съемочного периода. Как описал это Винсент Скьявелли, они «пытались понять, что значит быть госпитализированным». Для лучшего погружения в роль, каждому артисту выбрали пациента, с которого нужно было копировать поведение и оставаться в образе на протяжении всего периода работы над кинокартиной. Многие друзья и близкие звезд фильма, приезжая на площадку ужасались тому, что знакомые им люди стали неотличимы от постояльцев клиники.
14. Режиссер, ранее создающий кино на грани игрового и документального, на съемочной площадке поддерживал спонтанность и импровизацию. Уильям Рэдклифф говорил: «Форман больше всего заинтересован в том, чтобы заснять случайности». Многие сцены были сняты втайне от актеров, для максимальной реалистичности происходящего на экране.
15. Чтобы пережить сложный съемочный процесс и эмоциональное напряжение, Дэнни де Вито придумал себе воображаемого друга и вел с ним продолжительные ночные беседы. Спустя некоторое время, он обеспокоился тем, что такое поведение может свидетельствовать о психологических проблемах, после чего обратился за советом к доктору Бруксу. Врач заверил актера в том, что оснований для беспокойства нет до тех пор, пока он осознает, что это вымышленный друг.
16. Развеяв опасения де Вито, доктор Брукс вместе со съемочной группой беспокоился о психическом здоровье Сидни Лэссика, исполняющего роль Чарли Чесвика. По ходу работы над фильмом актер становился все более эмоционально неустойчивым и непредсказуемым, практически не выходя из созданного им образа. Во время съемок финальной сцены между Николсоном и Сэмпсоном у него началась истерика со слезами, так что некоторые кадры при монтаже пришлось вырезать из-за чрезмерной эмоциональности Лэссика.
17. Для достоверного проживания актерами своих ролей работа над фильмом проходила в хронологическом порядке, что существенно замедляло весь процесс. Единственная сцена, выбившаяся из графика – рыбалка, ее снимали последней.
18. «Пролетая над гнездом кукушки» снимали три кинооператора. Оскароносный Хаскелл Уэкслер проделал половину работы, но из-за разногласий с Майклом Дугласом был заменен Биллом Батлером, который из-за занятости на другом проекте не смог завершить картину. Над последними кадрами с рыбалкой трудился уже Уильям Фрейкер, ранее снимавший «Ребенка Розмари».
19. Особую роль в фильме играет музыка. Джек Ницше, композитор, использовал напряженные мелодии в нейтральных действиях картины, а в жутких сценах наоборот – успокаивающие мотивы. Так же он обогатил картину звучанием этнических инструментов, таких как индейские бубны и трещотки.
20. Джек Николсон испытал реальное воздействие электрошока в одной из сцен из-за ошибки обслуживающего персонала.
21. «Пролетая над гнездом кукушки» с большим успехом показывали во всем мире, но дольше всего в Швеции, где он оставался на экранах кинотеатров на протяжении 11 лет. Это один из самых длительных прокатов в истории кино.
22. «Гнездо кукушки» (Cuckoo’s Nest) – устойчивое выражение в английском языке, переводящееся как больница для психически больных.
23. Кен Кизи, автор романа, невзлюбил фильм сразу же, как только осознал, что Форман не станет использовать «Вождя» Бромдена в качестве рассказчика и поклялся никогда его не смотреть. Если верить слухам, однажды он случайно наткнулся на него во время переключения телеканалов, а как только понял, что он смотрит, немедленно выключил телевизор. Это яркий пример вечного спора о том, что все-таки лучше – книга или фильм. А каково ваше мнение?
Ира Дробот
Смотрите также:
50 лучших триллеров всех времен
25 лучших сериалов о серийных убийцах и маньяках
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom