Датский и голливудский режиссер, которая хорошо зарекомендовала себя и в родной стране, и в США. Для широкой аудитории она известна по сериалу «Ночной администратор» и фильму «Птичий короб», но для ценителей скандинавского кинематографа Бир – значимый режиссер, которая, как и ее знаменитые коллеги, такие как Ларс фон Триер и Томас Винтерберг, нанесла датское кино на мировую карту.
В 1987 году Сюзанна окончила академию киноискусств Дании и начала карьеру кинорежиссера, дебютировав в 1989 году с псевдодокументальной картиной «Notater om Korlighedon». В 2002 году она познакомилась со сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном, и это ознаменовало начало продуктивного и успешного сотрудничества. Фильм “Братья”, снятый по его сценарию, получил приз зрительских симпатий на фестивале Сандэнс в 2005 году, а кинолента «После свадьбы» принесла 9 международных наград, став одной из лучших работ 2006 года. За пределами Дании о Бир впервые всерьез заговорили после драмы «Открытые сердца» (2002), а настоящий успех пришел в 2010 году, после выхода ее фильма «Месть».
26 октября на канале HBO вышел американский драматический мини-сериал «Отыграть назад» с невероятной Николь Кидман и Хью Грантом в главных ролях, который сняла Сюзанна Бир, и в связи с этим событием kinowar.com вспомнил лучшие фильмы режиссера и расставил их от настоящих шедевров до наименее выдающихся, но тем не менее достойных внимания кинолент.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
- После свадьбы (Efter brylluppet, 2006, IMDb 7.7)
Мумбаи и находящийся на грани банкротства детский дом, которым много лет управляет датчанин Якоб Петерсен (Мадс Миккельсен). Неожиданно от одной из датских компаний приходит предложение помощи – они обещают сделать крупное пожертвование при условии, что Якоб приедет в Данию. Неохотно согласившись, Петерсен уезжает, пообещав одному из своих подопечных вернуться к его дню рождения, который будет через восемь дней. Однако глава компании, пообещавшей пожертвование, Йорген Ханссон (Рольф Лассгорд), выдвигает еще одно условие: Якоб должен остаться на свадьбу его дочери Анны (Стайн Файчер Кристенсен).
Сюзанна Бир сняла фильм, выглядящий как социологический и эмоциональный эксперимент о своем месте в мире, об ответственности и принятии болезненных решений. Действие киноленты сперва разворачивается достаточно медленно, но уже через 30 минут оно становится интенсивным, в основном благодаря игре четырех выдающихся актеров и актрис. Двое мужчин в этой драме сильны каждый по-своему. Якоб во власти своих убеждений, Йорген во власти денег и коммерции. Две женщины, Елена (Сидсе Бабетт Кнудсен) и Анна, и решения, которые они принимают, являются персонажами, которые двигают сюжет и создают очень реалистичные личные трагедии, разворачивающиеся по ходу киноленты. Как и в реальной жизни, требуется время, чтобы узнать, кто эти киногерои, и подтвердить, что первые впечатления могут быть (а могут и не быть) правильными. “После свадьбы” не предлагает простых решений, и это ужасно похоже на реальную жизнь. Эта кинолента не для легкого времяпрепровождения у экрана и хорошо подойдет тем зрителям, которые ценят глубокую человеческую драму с упором на актерскую игру.
- Месть (Hævnen, 2010, IMDb 7.6)
Драма, удостоенная премий «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Антон (Микаэль Персбрандт) – шведский врач, работающий в лагере для беженцев в Судане, тогда как его семья живет в небольшом датском городке. Он и его жена Мариан (Трине Дирхольм) на грани развода, и у них есть двое детей. Старший сын Элиас (Маркус Рюгард) в школе подвергается постоянным издевательствам до тех пор, пока его не защищает Кристиан (Уилльям Йонк Нильсен) – новенький мальчик, после смерти матери переехавший в Данию со своим отцом Клаусом (Ульрих Томсен) из Лондона. Ребята быстро становятся друзьями, но когда Кристиан вовлекает Элиаса в опасный акт мести с потенциально трагическими последствиями, их дружба подвергается испытанию, а жизни подвергаются опасности. В итоге, именно их родители должны помочь им смириться со сложностью человеческих эмоций и болью от утраты.
По-скандинавски холодная кинолента завораживает своей точной и многогранной проработкой сюжета, в котором сюжетные линии расползаются, не теряя друг друга из вида, подключая к процессу каждого персонажа и зрителя в том числе. Режиссер за два часа разворачивает многогранную драму, в которой показаны проблемы детей и родителей. Если у первых это конфликты в школе и с родителями, а также попытки самоутвердиться, то у вторых это сложности в диалоге с детьми и неспособность объяснить им серьезные вещи, это попытки не потерять себя и что-то важное в своей жизни. “Месть” можно сравнить с притчей, в которой поднимается целый ряд моральных проблем. Это нужно смотреть и чувствовать, ведь фильм дышит жизнью, он искренний, честный и эмоциональный.
- Братья (Brødre, 2004, IMDb 7.5)
Сюжет драмы Сюзанны Бир послужил основой для одноименного американского фильма режиссера Джима Шеридана, выпущенного в 2009 году.
У Михаэля (Ульрих Томсен) все под контролем: успешная военная карьера, красивая жена Сара (Конни Нильсен) и две дочери. Его младший брат Янник (Николай Ли Каас) – бродяга, живущий на грани закона. Когда Михаэля отправляют в Афганистан с миссией ООН, баланс между двумя братьями меняется навсегда. Старший брат пропал без вести, и чуть позже его сочли мертвым. Заботу о Саре и ее дочерях берет на себя Янник, и вскоре становится ясно, что их чувства переросли во взаимную симпатию. Когда Михаэль возвращается домой, травмированный тем, что его держали в плену в горах Афганистана, все уже не может быть как прежде.
«Братья» – мощная и реалистичная драма о жизнях, разрушенных войной. Кинолента также исследует тонкости семейных связей и значение кровных уз. Если вас интересует серьезное кино и взрослые фильмы, то «Братья» должны быть в вашем списке.
- Открытые сердца (Elsker dig for evigt, 2002, IMDb 7.5)
Йоахим (Николай Ли Каас) и Сесиль (Соня Рихтер) любят друг друга и планируют пожениться. Но их планы рушатся: молодой человек попадает под машину и оказывается полностью парализованным. Осознание этого заставляет Йоахима озлобиться на весь мир, и в особенности на невесту. Сесиль пытается его утешить, но не веря в искренность ее чувств и не желая быть обузой, герой Николая Ли Кааса гонит ее прочь. Девушка, осознавая свою беспомощность, изливает горе доктору Нильсу (Мадс Миккельсен), и у них начинается роман, осложняющийся тем фактом, что его жена Мари (Паприка Стин) была водителем, виновной в аварии.
Фильм, который у любого другого режиссера стал бы “мыльной оперой”, в исполнении Сюзанны Бир обретает статус современной драмы, наполненной юмором в темных оттенах. Но именно юмор здесь противостоит безысходности и экзистенциальному кризису, из которого герои пытаются выбраться, хватаясь за все, что подвернется под руку.
Кинолента снята согласно философии “Догма 95”, и как следствие максимально приближена к реальной жизни. Знаменитый манифест со всеми его многочисленными табу и сводом жестких правил, при которых нужно было избегать искусственного освещения и многочисленных декораций, а так же снимать на ручную камеру, изначально многим казался своеобразной инквизицией, вознамерившейся учинить расправу над кинематографом в год его столетия. Но несколько десятков “догматических” кинолент наоборот напомнили о том, что главным в кино по-прежнему остаются человеческие отношения, сильная режиссура и игра актеров, а не большой бюджет и море “спецэффектов”.
- То, что мы потеряли (Things We Lost in the Fire, 2007, IMDb 7.2)
Сюжет фильма необычайно прост: у нас есть счастливая, любящая семья: муж Брайан (Дэвид Духовны), его жена Одри (Хэлли Берри), двое детей – десятилетняя Харпер (Алексис Ллевелин) и шестилетний сын Дори (Мика Берри). Кроме того, у мужа есть друг детства Джерри Санборн (Бенисио дель Торо) – наркоман и неудачник. В какой-то момент муж трагически погибает, и его безутешная вдова вынужденно сближается с Джерри, которого она раньше презирала всей душой. Общее горе сближает их, а общение – меняет…
Кинолента объединяет в себе два сюжета – историю о преодолении горя после смерти близкого человека, а также рассказ о личностном росте на примере борьбы с наркотической зависимостью. Обе ветви являются вечными темами и встречались в кино не одну сотню раз. Тем не менее «То, что мы потеряли» отличается от остальных кинолент этой тематики предельным реализмом происходящего, отражающимся на всех аспектах картины – от картинки до сценария. Сюзанна Бир сняла фильм, в котором нет ничего лишнего. Есть радость, а потом печаль, потеря, затем отрицание, сила и слабость, ненависть, а потом любовь и привязанность. Достичь такого реализма и гармонии сюжета получилось во многом благодаря проникновенной игре актеров, которые по максимуму проживали все происходящее на экране. И несмотря на то, что это кино грустное, оно не вгоняет в депрессию после просмотра, а наоборот – оставляет после себя свет.
- Второй шанс (En chance til, 2015, IMDb 6.8)
Кинолента, в которой рассказывается о жизни двух совершенно противоположных семей. Одна из них – благополучная, другая – нет. Полицейский детектив Андреас (Николай Костер-Вальдау) женат на психически неустойчивой Анне (Мария Бонневи), и у них есть семинедельный сын по имени Александр. Его коллега и лучший друг – детектив Симон (Ульрих Томсен), жена которого оставила его, забрав сына, чтобы жить с учителем уроков плавания. Симон скучает по своей семье и особенно по сыну. Когда их вызывают для расследования ссоры пары в жилом доме, они встречают в квартире известного наркодилера Тристана (Николай Ли Каас) и его жену Санни (Мэй Андерсен). Андреас отмечает, что Санни что-то прячет в шкафу, и когда открывает его, то обнаруживает их семинедельного сын Софуса, голодного и грязного.
Это один из тех фильмов, о котором очень трудно рассказывать, не раскрывая основной сюжет. Потому скажем, что речь идет о выборе, который мы можем сделать, столкнувшись с «немыслимым» и о том, как легко стереть тонкую грань между добром и злом, и в то же время все еще считать, что мы по-прежнему являемся хорошими людьми.
Сюзанна Бир сняла сильную драму, но она не из тех картин, что выжимают из зрителя слезы. В европейских фильмах подобного жанра внимание акцентируется на тщательной прорисовке ситуации, на способности сдержанно, и от того еще более убедительно, показать сильные чувства. Обвинять фильм в монотонности можно, но это если смотреть лишь на картинку. А если войти внутрь происходящего и встать рядом с героями, то покажется, что все случилось и завершилось в один миг.
Постапокалиптический триллер, основанный на одноименной книге Джоша Малермана, изданной в 2014 году.
Конец света наступил и оказался не таким, как мы себе представляли. Непонятно откуда взявшиеся монстры, невидимые и неслышимые, сводят с ума любого человека, который на них посмотрит. Как только увидишь монстра, сразу же захочешь совершить суицид. На фоне массовых самоубийств выживают единицы, вовремя понявшие, что только невозможность видеть спасет от смерти. Среди них — Мэлори (Сандра Буллок), женщина с двумя детьми, которая в отчаянной попытке найти других уцелевших решает вслепую плыть в лодке по бурной реке.
«Птичий короб» затрагивает темы, которым не особо уделяют внимание в фильмах подобного жанра. Важно не то, почему трагедия произошла, а как жить дальше. Прошлое не вернется и мир необратимо изменился, улицы, по которым передвигаются неведомые монстры, опустели. Поначалу главная героиня считала, что главное – просто выжить, но человек, у которого отняты надежды и мечты, а также простые маленькие радости, вроде совместных игр с другими детьми, уже не является человеком. Он внутренне мертв, став таким же холодным, как и тени, бесплотно летающие по округе. Возврата в прошлое не будет, но режиссер вместо иллюзий дает нечто большее – надежду, что это не конец, что выжившие люди научатся жить в новом мире и не утратят в себе человека.
Фильм отличается отменным актерским составом, помимо Сандры Буллок в нем снялись такие звезды как Джон Малкович, Сара Полсон, Треванте Роуз и другие. Неоднозначная и противоречивая работа режиссера, которую часто сравнивают с «Тихим местом», заслуживает внимания еще и потому, что здесь удачно совмещены принципы артхауса и жанрового кино, что открывает новые возможности для других режиссеров, чаще всего идущих по пути нагромождения спецэффектов или же снимающих нечто малопонятное, но с претензией на глубокий смысл.
- Любовь – это всё, что тебе нужно (Den skaldede frisør, 2013, IMDb 6.5)
Главная героиня – Ида (Трине Дюрхольм), работает парикмахером, ей под 50 и она готовится к свадьбе дочери Астрид (Молли Эгелинд) со студентом Патриком (Себастьян Йессен). Пройдя курс химиотерапии и вернувшись домой, она застает мужа в постели с молодой любовницей, и в довершение ко всему ее сын уходит с армию. В таком сумбурном состоянии Ида едет в Италию на свадьбу и по дороге в аэропорт попадает в аварию, виновником которой, как оказалось, был овдовевший отец Патрика – Филипп (Пирс Броснан). На первых порах эти двое испытывают друг к другу глубокую неприязнь, которая по мере развития событий перерастает в неистовую любовь.
Сюжет, из которого легко могла получиться драма в стиле скандинавского жесткого реализма, благодаря выбранному стилю повествования (романтическая комедия) затрагивает серьезные вопросы, но делает это легко и изящно. Это довольно романтичный, в меру драматичный и с хорошей юмористической составляющей фильм, в котором замечательная игра актеров заставляет полностью раствориться в атмосфере их чувств и переживаний, оставляя после себя легкость и приятное послевкусие.
- Серена (Serena, 2014, IMDb 5.4)
1929 год. Владелец лесозаготовительной империи Джордж Пембертон (Брэдли Купер) прикладывает все усилия для того, чтобы удержать свое предприятие от банкротства. Рассудительный, знающий цену людям и деньгам он дает слабину лишь раз – влюбляется в таинственную красавицу Серену (Дженнифер Лоуренс), сироту, семья которой погибла в страшном пожаре. Молодая пара переезжает в горы, поближе к местам, где трудятся рабочие Джорджа, но новая жизнь очень скоро катится под откос – любовная страсть не может мирно сосуществовать со скелетами из прошлого.
Как и большинство драм и триллеров последних лет, «Серена» — тоже экранизация, на этот раз знаменитого романа Рона Рэша 2008 года. Книгу называли современными «Унесенными ветром», и к грядущим съемкам фильма изначально прикрепили режиссера Даррена Аронофски и Анджелину Джоли, как исполнительницу главной роли. Но что-то пошло не так и проект подвергся существенным изменениям: поменялся режиссер, актеры и место съемок. После объявления нового состава «Серене» можно было только позавидовать, ведь Сюзанна Бир отлично умеет снимать кино про семью, она тонко чувствует женскую психологию и умеет направить зрителя туда, куда ей нужно, по ходу избавляясь от всего второстепенного, оставляя оголенные эмоции. Все это великолепие, характерное для скандинавских фильмов режиссера, в «Серене» куда-то потерялось. Американский дебют датчанки не получился кассовым. Как ни старалась режиссер наполнить ленту своими фирменными приемами, «Серена» меркнет в тени ее же «Мести» и вообще большинства хороших семейных драм. Не спас киноленту и дуэт Купер- Лоуренс (третий раз играющих вместе), почему-то именно здесь их героям максимально сложно поверить и проникнуться историей, чтобы не смотреть при этом на часы в ожидании окончания фильма.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все фильмы Гаспара Ноэ, ранжированные от лучшего к худшему
Все фильмы Паоло Соррентино, ранжированные от великой красоты по убыванию
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Альфонсо Куарона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кэтрин Бигелоу, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кристофера Нолана, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom