Все заканчивается – и длинный четвертый сезон “Фарго” тоже. Это, конечно, не 20-25 эпизодов за сезон как в “Симпсонах” или “Докторе Хаусе”, но на фоне большей части современных проектов, которым необходимо обновляться все чаще, он выглядит почти гигантским. В предыдущих трех сезонах было по десять эпизодов, в четвертом – одиннадцать. Каждая серия по 50-60 минут (на фоне “Мандалорца”, например, где 8 серий по 20 минут, или последних мини-сериалов – “Отыграть назад”, “Третий день”, “Ферзевый гамбит” – где вообще по 6-7 серий, “Фарго” выглядит сагой). И четвертый сезон и стал такой сагой, показавшей историю становления американской организованной преступности на фоне развития современного общества, со всеми его проблемами и постепенной эволюцией.
ВНИМАНИЕ! Далее следуют спойлеры 11 серии 4 сезона сериала «Фарго». Если вы еще не смотрели этот эпизод, рекомендуем воздержаться от прочтения статьи.
Дело не в количестве эпизодов. Как мы уже отмечали ранее, четвертый сезон никуда не торопится. Он неспешно рассказывает свою историю, постепенно раскрывая персонажей, прорисовывая взаимосвязи, время от времени вспоминая события давно минувших лет. От главенства еврейской мафии, через приход ирландцев, предательство собственного сына главы ирландского клана, переход его на сторону итальянцев и к доминации сицилийского клана, к которому теперь пришел договариваться темнокожий лидер афроамериканской банды. История повторяется, но сюжет от этого не становится более предсказуемым. Привыкнув к определенным принципам сериала за прошедшие три сезона, мы попытались предсказать, кто умрет и как именно – и почти ничего не угадали (кроме того, что умрут практически все, с этим справился бы кто угодно).
Со смертей в финальной серии и начинается рассказ – в безмолвном трибьюте нам показывают всех погибших в течение предыдущих десяти эпизодов. Донателло Фадда, Гаэтано Фадда, Глухарь (он же Дик Виквер), индианка Суони Кэппс, продажный коп Одис Уэфф, Доктор Сенатор, а также Каламита и Рабби, унесенные ураганом в предыдущей серии. Надежда на их возвращение оставалась, поскольку шанс на чудо сохранялся – возможно, ураган не раздавил их тела, а отбросил куда-то, где они смогли приземлиться без критических для организма повреждений.
По завершении трибьюта счетчик смертей продолжил крутиться: Джосто Фадда наконец-то добрался до доктора. Он увез его от клиники на машине, где уже сидел связанный папаша его невесты. Вывез за город и расстрелял обоих из автомата прямо в машине, после чего облил ее бензином и поджег. Джосто выглядел неимоверно круто, но самолюбование его длилось недолго. Лой Кэннон и Виоланте, консильери итальянской семьи, договорились на лавочке в парке о сотрудничестве. Кэннон показал итальянцу перстень дона и рассказал историю его смерти. Они заключили соглашение о мире, которое обернулось убийством Хэппи и Леона, которые пришли убрать Лоя, а затем и судом кенгуру для Джосто.
Суд кенгуру – процедура, которая лишь сохраняет видимость суда. Здесь нет присяжных и адвокатов, функции обвинителя и судьи выполняют одни и те же люди, а приговор чаще всего заготовлен заранее. Джосто сообщили, что с Кэнноном расправились и теперь проблем нет. Но когда он вышел в большой зал, то увидел семью в полном составе и Виоланте, гордо заседающего во главе ее на стуле, надменно покуривающего сигарету. Виоланте рассказал об убийстве дона Фадда, а когда Джосто стал отпираться, привели Ораетту Мэйфлауэр (за нее внесли залог итальянцы). Ораетта охотно поведала о том, что убила Донателло Фадда по просьбе Джосто. Их вдвоем отвезли за город к уже вырытой яме – и почти сразу убили двумя выстрелами в голову (небольшую попытку заговорить зубы Джосто все-таки осуществил, но в итоге все произошло быстро).
На этом Виоланте не остановился. Он понял, что раз власть в его руках, то нужно пользоваться ей в полной мере. Поэтому при заключении мирного договора он отобрал в Кэннона и его семьи половину их бизнес-объектов. Последний устроил истерику, но Виоланте быстро его осадил: он объяснил, что нужно оставить мысли о мести, поскольку за ним стоят люди из Нью-Йорка, а за теми стоит еще кто-то, а за ними всегда будет еще кто-то. Они – огромная организация размером со всю страну, а Кэннон – большая рыба в маленькой луже. А потому у него не забирают половину – ему ее оставляют. И Кэннон согласился с этой железной логикой, а также сказал своим людям, что война окончена.
Он был вознагражден по возвращении домой. Дверь открыта, он осторожно вошел, держа пистолет наготове, но обнаружил не вора и не убийцу, а собственного сына Сэтчелла, который наскоро поел, а затем смертельно уставший завалился спать прямо в одежде. Момент воссоединения семьи Кэннонов, вероятно, самый светлый и позитивный момент в сезоне.
Но “Фарго” не романтизирует преступный образ жизни. Тот, кто убивал и обманывал, редко выживает в парадигме этого сериала. Ведь если он выжил и победил, то может сложиться ощущение его правоты, зритель может подумать, что его действия пусть и не безупречны, но направлены в верное русло. Тем более, что во многих ситуациях Лой Кэннон вел себя согласно принципам, некоему кодексу, стараясь не убивать там, где это не являлось критичным для защиты семьи или своих людей. Кэннон также много размышлял о том, как его раса вынуждена была бороться за лучшую жизнь и как совершение низких поступков перечеркивает усилия темнокожих братьев, принижает их достижения. Все это в совокупности с фактом, что Кэннон выжил и завершил войну мирным договором, пусть и потеряв часть бизнеса, создавало бы картину верно избранного пути. Но это двойная мораль и это подмена понятий. Каким бы чистым и принципиальным Кэннон не смотрелся на фоне других гангстеров, он все равно остается тем, кто он есть – убийцей, вором и вымогателем. Поэтому наказание было неизбежно, и пришло оно в виде вернувшейся Зельмаре. Она выманила Кэннона на крыльцо и пырнула его ножом несколько раз за то что он сдал ее и ее индианскую подружку, в результате чего последняя и погибла.
Смерть отца наблюдал его сын Сэтчелл, который был рядом с Лоем до последнего его вздоха. Параллельно единственная семья, которая сохранила жизни в полном составе, радовалась отличным оценкам Этельриды Смутны за ее работу по американской истории. Но последнее слово осталось все же за Сэтчеллом: те, кому хватило терпения досмотреть титры, увидели сцену, в которой он, уже взрослый мужчина, которого теперь зовут Майк Миллиган, едет со своим подручным куда-то по делам разросшейся семьи Виоланте. Как и совершенно верно предположил один из наших проницательных читателей при обсуждении десятого эпизода, Сэтчелл Кэннон после всех испытаний, выпавших на его долю, стал тем самым Миллиганом из второго сезона “Фарго”.
Судя по рейтингам четвертого сезона, пятого сезона “Фарго” ждать не стоит. По сравнению с третьим сезоном они упали примерно в полтора раза, если же сравнивать с первым и вторым сезоном, то это падение примерно в два раза. Вряд ли такая динамика устроит канал. И положа руку на сердце, вряд ли пятый сезон вызовет значительный зрительский интерес. Четвертый сезон исполнен на великолепном профессиональном уровне. Сценарно это одна из лучших работ этого года, кастинг неизменно хорош, чего стоят персонажи Гаэтано Фадда, Виоланте и Доктора Сенатора (не слишком известные, при всем уважении, актеры, двое из которых – итальянцы, совершенно незнакомые американской публике). Смотреть четвертый сезон было интересно и увлекательно, но он не произвел того же эффекта, который производили первый и второй сезоны. Это ситуация, в которой никто ни в чем не виноват, просто очень сложно работать в одной и той же схеме и при этом регулярно взрывать сериальную индустрию. Энтузиазм зрителей постепенно угасает, да и авторам легче будет найти вдохновение в новой форме.
Впрочем, если мы через полтора-два года увидим новости о съемках пятого сезона – можете быть уверены, что мы будем ждать и готовить обзоры увиденного.
Эпизод 11
Американская история (Storia Americana)
Режиссер Дана Гонсалес
Автор сценария Ной Хоули
Рекапы предыдущих эпизодов сезона:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Рецензия на 3 сезон сериала “Фарго”
Рецензия на 2 сезон сериала “Фарго”
Рецензия на 1 сезон сериала “Фарго”
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom