Все фильмы режиссера Николаса Виндинга Рефна
«Как и все художественные формы, фильм является средством массовой информации, столь же мощным, как оружие массового уничтожения; разница лишь в том, что война разрушает, а кино вдохновляет».
Николас Виндинг Рефн
Когда кто-то говорит о современных и успешных режиссерах, имя датчанина может не сразу прийти в голову, поскольку такие люди, как Дэвид Финчер, Квентин Тарантино и Кристофер Нолан занимают большую часть зрительского внимания. Тем не менее Рефн, родившийся в семье кинематографистов, кинооператора Вибеке Виндинг и кинорежиссера и монтажера Андерса Рефна, принимавшего участие в создании знаменитых кинолент Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» и «Рассекая волны», определенно обладает большим влиянием в современной киноиндустрии.
С самого начала своего творческого пути датчанин, любящий тишину и воспитанный на анти-элитарном кино, выбрал курс, которого решил держаться до победного конца. Сначала были три части «Дилера», затем «Бронсон», «Вальгалла: Сага о викинге» и, наконец, «Драйв», принесший ему мировую известность вместе с призом за режиссуру на Каннском кинофестивале. Все эти фильмы наглядно демонстрируют развитие Рефна, как постановщика – от картины к картине он развивал и оттачивал свой стиль. Но при этом всегда оставался верен себе, неизменно снимая жесткое и бескомпромиссное кино, невозмутимо бьющее обухом по голове зрителя – недаром на родине его называют не иначе как «диким дитятей».
Провокатор, интеллектуал и неутомимый визионер, несмотря на то, что дальтоник, в своих творениях Рефн любуется живым как исчезающей и от этого еще более яркой натурой. В его вселенной все имеет конец и само хорошо это осознает. Чем отчетливей отрефлексирован финал, тем интенсивнее будет действие, ему предшествующее. Николас любит ходить по краю и создавать жуткие истории, напоминающие сказки. Даже в реалистичных декорациях его кинокартины обретает элементы фантазии. При этом не имеет значения, это экшн, как в «Дилере» или же чистый видеоарт, как «Только Бог простит». Его медленные, тягучие, вводящие в гипноз и наполненные неоном картины обладают бесконечным очарованием для любителей формы в кинематографе. Рефн слишком Рефн, чтобы снимать динамичное кино, вместо этого, в попытках уловить и передать истину он создает гиперстилизованный и экзистенциальный артхаус.
Для тех, кто пока еще не знаком с творчеством и методами режиссера, этот киноопыт станет или лучшим днем в жизни, или страшным кошмаром, ведь его ультра-крутые и ультра-жестокие творения сосредоточены вокруг наиболее убогих сторон человеческой натуры. Его киногерои совершают отвратительные поступки, но тем не менее непрестанно вызывают сочувствие у смотрящих, не в последнюю очередь из-за актерской игры.
За всю свою кинокарьеру Николас Виндинг Рефн снял 11 кинокартин, о которых kinowar.com расскажет в этой статье, расположив их в хронологическом порядке, от последней работы к самой первой.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1. Слишком стар, чтобы умереть молодым (Too Old to Die Young, TV Mini-Series, 2019, IMDb 7.4)
Это концентрированный Рефн, неразбавленный и неупрощенный. Кровавая 13-часовая криминальная драма для удобства смотрящих разделена на 10 серий и отсылает к прошлым творениям режиссера.
Сюжет прост: молодой полицейский убивает связанную с картелем женщину, и необратимая волна насилия настигает его и совершенно не имеющих к этому отношения людей.
Идеологически данное творение ближе всего к его символичному фильму «Только Бог простит», где в основе лежит психоанализ, и эдипов комплекс, как основной узел истории, здесь также играет важную роль. Все персонажи 10-и серийной киноленты так или иначе страдают фрустрацией, девиацией и разнообразными регрессиями. Еще одной важной особенностью этого фильма является мистическая, символическая и религиозная составляющие, переплетенные в единое целое, и по ходу действия можно неоднократно встретить ту или иную коннотацию, начиная с имени главного персонажа Хесуса (Августо Агилера) и его матери Магдалены (Карлотта Монтанари) до постоянно встречающихся распятий, появляющихся в самых неожиданных кадрах.
Рефн вводит в гипноз визуальным рядом: полуосвещенные лица, размытый задний план, затянутые сцены, которые наполняет сюрреалистичный фиолетово-красный свет и малая глубина резкости. Фотографы и киноэстеты наверняка будут в восторге, ведь этот фильм как набор шикарных фотографий, сменяющих одна другую. Николас явно любуется всем происходящим, а зритель в такие моменты просто размышляет, или берет в руки свой смартфон и начинает проверять соцсети. Это Рефн и его видение. Затянувшееся молчание в кадре и немногословные герои, разговаривающие вежливо и всегда только по существу. Ничего лишнего. Это тоже Рефн. Музыку к фильму, как и к последним трем картинам Николаса, написал Клифф Мартинес, и это еще одно точное попадание в самое сердце концепции киноленты своим мрачным синтезирующим звучанием. И это снова Рефн. Сюжет здесь всего лишь условность, важны только образы, тишина, проработка кадров и неоновое освещение. За это его творения и любят. Режиссер создал свой хорошо узнаваемые стиль и не щадит неподготовленного зрителя. Зато поклонники творчества маэстро будут удовлетворены на все 100%, ведь у них впереди 13 часов великой красоты и попыток отыскать смысл, заложенный между словами.
2. Неоновый демон (The Neon Demon, 2016, IMDb 6.2)
Юная провинциалка Джесси (Эль Фаннинг) приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать успешной моделью. Первые пробы в одном из модельных агентств вызывают фурор: ее красота затмевает прочих претенденток, и с ней сразу же хотят заключить контракт. Джесси знакомится с фотографом Дином (Карл Глусман) на своей первой фотосессии, а также с моделями Сарой (Эбби Ли Кершоу) и Джиджи (Белла Хиткот). Вскоре ей уже предлагают съемку у известного фотографа Джека Макартура (Десмонд Харрингтон), что приводит в ярость ее новых подруг, не скрывающих своего непонимания того, что же в юной провинциалке такого особенного, что после нескольких дней в городе ее уже снимает такая знаменитость. Казалось бы, впереди Джесси ждет головокружительная карьера модели… но что-то пошло не так.
В фильмографии датчанина до этой картины главными героями были исключительно мужчины, стремящиеся выжить в мужском, зачастую криминальном мире: драгдилер, заключенный, охранник, воин, гонщик, так что вполне ожидаемо то, чем именно зарабатывать на жизнь будет его первая героиня. Индустрия моды здесь показана как аналог тюрьмы строгого режима, где царит высоко конкурентная среда. И хотя мужчины в «Демоне» не лишены власти и также представляют угрозу, но всем им отведены преимущественно пассивные роли, а подлинное напряжение происходит на другой стороне.
Рефн снял кино, которое многие называют модной «Суспирией», способное взбесить неподготовленного зрителя своей ледяной, глянцевой красотой, неторопливостью, экспериментами со светом, цветом и пространством под пульсирующие звуки электронной музыки. В одной сцене может показаться что Николас откровенно издевается, а в следующей – что он напрочь лишен чувства юмора, причем теоретически одно не мешает другому. Вывернув наизнанку сущность бездушного гламурного общества зрителю демонстрируют внутреннюю пустоту мира, где длинноногие модели, одержимые своей внешностью, оказываются пустыми манекенами. Тем не менее, «Неоновый демон» не является сатирой на бездуховный мир моды. Режиссер снял свой неотразимый и странный фильм о той сумеречной зоне, где пересекается непредсказуемая реальность с доведенной до одержимости мечтой. Мечта, ставшая явью и есть тот кошмар, в чем главной героине предстоит убедиться на собственной шкуре, причем буквально.
В одном из интервью Рефн задал риторический вопрос: «Возможно ли снять фильм ужасов без ужаса?». «Неоновый демон», выстроенный по логике сновидения, а не кошмара – яркий пример такого кино.
3. Только Бог простит (Only God Forgives, 2013, IMDb 5.7)
Фильм, в котором Рефн отправляет Райана Гослинга в захватывающее путешествие по преступному миру Бангкока. Наступает ультранасилие – но не совсем так, как вы можете ожидать.
Джулиан Томпсон – живущий в Бангкоке американец, содержащий клуб тайского бокса и занимающийся контрабандой наркотиков. Однажды его брат Билли (Том Берк) совершает убийство 16-летней проститутки, за что его жестоко лишает жизни лейтенант тайской полиции Чанг (Витхая Пансрингам), известный в городе под прозвищем «Ангел мести», которого нанял отец убитой девушки. Вскоре в Бангкок прилетает разгневанная мать братьев Томпсон – Кристал (Кристин Скотт Томас), желающая забрать тело своего убитого первенца. Также она требует от Джулиана, чтобы он любой ценой отомстил за смерть Билли.
Картина Рефна очень напоминает сновидение или галлюцинацию, и как говорил Кристофер Нолан: «Сны кажутся логичными, когда ты внутри, и лишь проснувшись ты понимаешь: что-то было не совсем обычно». Так вот, смотреть «Только бог простит» – все равно, что наблюдать чужой сон. Красивый, тягучий, мрачный и снятый в лучших традициях древнегреческой драмы с ярко проявленным мифом об Эдипе и глубоким погружением в психологию персонажей.
Режиссура и сценарий Рефна, операторская работа Ларри Смита и постановка Бет Микл просто великолепны. Тревожные выстрелы по мрачным коридорам напоминают последний спуск Трэвиса Бикла в «Таксисте» Скорсезе. Странно представленный Бангкок, в котором дневной свет выглядит просто как еще один вид неона, немного похож на тот, что и Токио из фильма Гаспара Ноэ «Вход в пустоту». Потрясающее музыкальное сопровождение, и главное – молчание, которое настолько глубоко, что любое произнесенное слово способно взорвать пространство как ядерная бомба – вместе создают невероятную атмосферу, делая эту картину настоящим бриллиантом, артхаусом, чистым искусством, у которого намного больше общего с безумными творениями Дэвида Линча, чем с обычным кино. Это стильно. Это жестко. Это глубоко. Это Николас Виндинг Рефн.
4. Драйв (Drive, 2011, IMDb 7.8)
Криминальный неонуарный триллер снят по одноименному роману Джеймса Сэллиса. «Драйв» – не только американский дебют режиссера, но и первый его фильм, отобранный в каннский конкурс и награжденный там за лучшую режиссуру. В свое время картина наделала шума в Америке – высшей точкой стал судебный иск от одной женщины из Мичигана, расстроенной тем, что в истории про погони на автомобилях герои, вместо того чтобы устраивать гонки, сперва долго куда-то глядят молчаливо, а потом крайне реалистично разносят головы друг другу. Drive также стал вдохновением для разработчиков игры Hotline Miami – имя Николаса Виндинга Рефна упомянуто в отдельной графе в титрах.
Главный герой в исполнении Райана Гослинга – водитель, знающий все улицы огромного Лос-Анджелеса, имя которого знать не обязательно. Днем он работает механиком в автомастерской своего приятеля или на съемочных площадках выполняет сложные гоночные трюки. Ночью же он занимается перевозками грабителей с мест преступлений. Работая анонимно, он никогда не помогает дважды одним и тем же людям и никогда не берет в руки оружие. Единственные его условия сотрудничества заключаются в том, что на ограбление выделяется только 5 минут, после чего он уезжает. Когда нет работы, он просто ездит по городу, наслаждаясь его ритмом. В один из дней в его жизни появляется Айрин (Кэри Маллиган) и ее сын Бенисио (Кэйден Лиос), к которым он проникается участием. И когда их жизням начинает угрожать опасность, он не может остаться в стороне.
Картина, действие которой происходит в Лос-Анджелесе, воздает дань уважения кинематографу 70—80-х годов прошлого века и эпохе тех лет. Режиссер хорошо известен любовью к «новому Голливуду», и этот фильм, по его признанию, был создан под впечатлением от таких кинолент как «Выстрел в упор», способствовавший возникновению моды на неонуар, и «Двухполосное шоссе». Время пальм и неоновых вывесок, а также полного беспредела при свете дня – все это в избытке присутствует в «Драйве».
Этот фильм доказал, что Рефн окончательно сформировал свой стиль. «Драйв» предстает перед зрителем вязкими, невероятно красивыми, тягучими и временами крайне жестокими кадрами, в которых цветовая гамма переходит от ярко-розового к цвету солнца на закате и нагоняет запредельное психологическое напряжение, чему изрядно способствует музыка Клиффа Мартинеса. Датчанина уже успели заклеймить за эстетизацию насилия в кадре, и здесь его в избытке. Кому-то достанется ботинком в лицо, для кого-то припасен удар молотком. Для того, чтобы снять сцену с топтанием головы реалистичной и максимально зверской Рефн советовался с Гаспаром Ноэ, а тот, как известно, знает, как это подать максимально эффектно. Страшно? Да, безусловно, но в то же время и завораживающе прекрасно. И пусть это не самое глубокомысленное кино на свете, но до чего же оно великолепно!
5. Вальгалла: Сага о викинге (Valhalla Rising, 2009, IMDb 6.1)
Кинолента рассказывает о приключениях Одноглазого (Мадс Миккельсен) – немого воина со сверхъестественной силой, долгое время пребывавшего в плену у норвежского вождя Барде. С помощью Аре, мальчика-раба, он убивает своего надсмотрщика, после чего они сбегают вдвоем. Однажды на пути им попадаются скандинавские воины-христиане, которые, будучи наслышаны о славе Одноглазого, предлагают ему присоединиться к их крестовому походу. Так начинается путешествие в сердце тьмы.
Миккельсен просто великолепен в роли Одноглазого, который является символом Одина, бога богов в скандинавской мифологии. Его персонаж невосприимчив к чувствам и злой во всех своих действиях. Датский актер прекрасно играет как в жестоких, так и в драматических сценах, привнося в сюжет огромную интригу, без использования слов или какой-либо вербализации.
«Valhalla rising» – непростое кино и смотреть его нужно с особым настроем. Зашкаливающая до предела психоделическая составляющая картины усиливается все сильнее благодаря музыкальному сопровождению и сменяющей его давящей тишине. Отдельного упоминания требует операторская работа Мортена Себорга, здесь вы не увидите резких переходов или рывков камеры, а при просмотре ощутите максимальное присутствие в кадре, как будто вы по-настоящему находитесь в самой гуще событий.
Рефн снял сырой и суровый фильм, праздник для глаз и редкое произведение искусства, которое обходится без диалогов, сюжета и законов логики ради великолепной кинематографии, захватывающей атмосферы и мифологии. Большинство из тех, кто посмотрел эту картину не могут словами передать то, что только что посмотрели. И это прекрасно. Режиссеру удалось создать киноленту, которая является настоящей головоломкой для зрителей – не это ли вершина искусства кинематографа? Вы увидели историю, углубились в ее атмосферу, прочувствовали настроение. И суть не в том, что смог увидеть кто-то другой, критик или просто любитель кино. Здесь важно то, что поняли лично вы, посмотрев эту картину.
6. Бронсон (Bronson, 2008, IMDb 7.1)
Завершив трилогию «Дилер», а вместе с этим и карьеру в Дании, Николас перебирается в Британию, где берется экранизировать биографию знаменитого заключенного Майкла Гордона Питерсона (Том Харди), известного как Чарльз Бронсон. Это прозвище он взял в честь одного актера, известного своими брутальными ролями, который также прославился тем, что напугал грабителя с оружием лишь одним своим видом. Питерсон пришел в восторг от поведения своего кумира и в итоге взял его имя себе, так как вся его жизнь была путем к славе. Только путь к ней он выбрал весьма специфический.
Кинолента является вольной биографией человека, который шел к известности не традиционными путями – он не писал книги, не снимал кино, не играл в театре, не стремился стать спортсменом. Он дрался. Его агрессия была непредсказуема и неостановима. Никто рядом с Бронсоном не мог быть уверен в том, что его не покалечат в следующую секунду. А самого драчуна не смогли остановить ни долгие годы заключений, ни психиатрические больницы, ни уроки душеспасительного труда. Родившись в порядочной семье, он, тем не менее выбрал для себя дорогу криминала и практически всю свою жизнь провел за решеткой, меняя одну тюрьму на другую. Своим поведением он завоевал звание самого опасного преступника Британии, коим остается по сей день.
«Бронсон» – фильм простой и сложный одновременно, и по признанию режиссера показывает адреналиновую «Британию, которой больше нет». Рефн здесь оторвался по полной и снял кино, вызывающее у зрителя сопереживание этому крайне харизматичному преступнику, ведущему себя как ребенок, который хоть и вырос из коротких штанишек, но по уровню адекватности так и остался сидеть за школьной партой. Бронсон не живет, а дает бесконечное шоу, прежде всего самому себе, и поэтому этот реалистичный рассказ режиссер разбивает галюциногенными номерами, где главный герой отплясывает в клоунском гриме на сцене перед залом, в котором нет зрителей.
Драчун в интерпретации Рефна – это провокатор, который пытается расшатать и заставить жить этот загнивающий мир, так похожий на его благополучных родителей. Трактовка спорная, но и безусловно впечатляющая. И не в последнюю очередь за счет образа, который воплотил на экране Том Харди, для которого эта роль является одной из лучших в кинокарьере. Набравший 19 килограмм мышечной массы, лысый, с усами и совершенно диким поведением, Бронсон в исполнении актера получился сущим зверем, наводящим страх как на свое окружение, так и на зрителей по ту сторону экрана. Настоящее воплощение первобытной животной силы, авторитет, который ненавидишь, либо уважаешь. И в случае с этой кинолентой возможно одновременно все. Фильм очаровывает и в то же время отторгает своей вызывающей дерзостью и исполнением. Это то, за что поклонники режиссера ценят его творения. Мастерски снятое кино, которое как минимум стоит посмотреть ради невероятной актерской игры Тома Харди.
7. Дилер 3 (Pusher III, 2005, IMDb 7.3)
В последнем «Дилере» история сжата до одного дня из жизни серба Мило, бывшего второстепенным персонажем первых двух частей трилогии. И этот день получился абсолютно безумным. Мило полысел и располнел, и в его глазах видна усталость. Персонаж, сыгранный Златко Буричем, продолжает продавать наркотики и параллельно готовится ко дню рождения дочери. По иронии судьбы серб становится заложником неудачной сделки: привыкший работать с порошком, он не знает, что делать с таблетками, которые ему подсунули. Но для того, чтобы выжить, нужно учиться работать с новым поколением. Впрочем, криминальные дела старого пушера – лишь часть сюжета, и Рефн здесь умело соединяет несколько историй, раскрывая главного героя с разных сторон, и в первую очередь как любящего отца. Именно это смешивание криминала и семейного быта затягивают с головой в просмотр этой истории.
У этой картины непростая судьба. Рефн не мог покрыть долг за свой провальный фильм «Страх Икс», так что третья часть кино про наркодилеров Копенгагена была попыткой заработать, чтобы режиссер мог выбраться из долговой ямы. Шаг был весьма рисковый, ведь вместо того, чтобы снять продолжение про еще одного из героев-датчан из предыдущих частей, таких как Франк и Тонни, он поставил в центр истории судьбу сербского пушера Мило, и сосредоточился на теме иммигрантов. Дания, известная своей нетерпимостью к населяющим ее выходцам из Восточной Европы, приняла фильм в штыки, и Рефн с трудом отбил затраты посредством зарубежного проката. После этого Николас решил больше никогда не снимать в своей родной стране, из-за «разочарования расистскими взглядами правительства».
В художественном плане завершение трилогии исполнено в духе предшественников. Живая камера, любящая снимать со спины. Музыка, подчеркивающая особо напряженные моменты: вот Мило впадает в ступор, и мы слышим звуки эмбиента, а затем электронные аккорды льются с экрана в моменты, когда обстановка нагнетается, что позволяет проникнуться важностью момента. Цветовое решение и фирменная заставка, знакомящая с персонажами – все как и было в первых двух частях. Возможно, это не самая гениальная кинотрилогия в мире, но у нее однозначно есть свой стержень и стиль, свое скромное обаяние. Стоит также отметить, что Рефн считает эту часть истории о торговцах наркотиками лучшей из трех кинолент, так что советуем и вам обратить на нее внимание.
8. Дилер 2 (Pusher II, 2004, IMDb 7.4)
Четвертая полнометражная работа и продолжение его дебютного фильма, ставшего прорывом для режиссера. Завершив работу над «Истекающим кровью», Рефн отправился в Канаду снимать неонуар «Страх Икс», впоследствии ставшим настоящим провалом, как финансовым так и творческим. Николас обанкротился, и единственной возможностью исправить положение было возвращение к съемкам второй части имевшего успех «Дилера». Вскоре у него родился сын, и это побудило датчанина написать сценарий, основой для которого послужили непростые взаимоотношения с его отцом, также кинематографистом. Это и стало фундаментом для «Дилер 2».
На этот раз главным героем стал Тонни (Мадс Миккельсен) – второстепенный персонаж первого фильма, вышедший на свободу после очередного тюремного заключения и пытающийся стать своим в криминальном мире Копенгагена, а также добиться уважения отца, не очень-то жаловавшего своего сына-неудачника. Вдобавок ко всему, главный герой узнает о том, что у него есть ребенок. Сражаясь с презрением окружающих, а также с собственным бредом, подпитываемым наркотиками, Тонни оказывается в западне, застряв между тем, кем он хочет быть и тем, кем он является.
«Дилер 2» снова переосмысливает классическое гангстерское кино, оставляя при этом эстетику жанра, в виде нарочито небрежной съемки и живой камеры, гуляющей по нищим кварталам, борделям, ночным клубам и барам. В отличие от первой киноленты, ее продолжение оказалось менее документальным, но зато более художественно выразительным и человечным. В лице Тонни, за роль которого Мадс Миккельсен получил престижную премию «Бодиль», можно увидеть самого Николаса Виндинга Рефна, отчаянно желающего казаться «брутальным и крутым», но в итоге чувствующим себя настолько жалким, что даже не в состоянии заняться сексом с проституткой. Ближе к концу случится преображение главного героя, и это один из главных моментов, ради которых стоит посмотреть этот фильм, да и все остальные творения режиссера. А еще, конечно же, ради молодого Мадса, наполнившего своего персонажа неуловимым очарованием настолько, что при всей глупости и примитивности Тонни, ему просто невозможно не сочувствовать.
9. Страх Икс (Fear X, 2003, IMDb 6.0)
Первый англоязычный фильм датчанина снят в жанре психологического триллера по рассказу Хьюберта Селби-младшего, прежде всего известного как автор романа «Реквием по мечте», по которому был снят известный фильм Даррена Аронофски. По словам Николаса, при работе над кинолентой он пытался максимально точно адаптировать рассказ в визуальное пространство кинофильма.
Гарри (Джон Туртурро) – охранник в торговом центре, где несколько месяцев назад была убита его беременная жена и полицейский, а убийца так и не был найден. Одержимый идеей найти преступника, главный герой бесконечно просматривает записи с камер наблюдения, вглядывается в нечеткие лица и пытается понять причину, по которой убили его жену. Шаг за шагом ему начинает казаться, что он проясняет ситуацию, когда находит дом, где ему попадаются записи с женщиной, которая кажется ему до боли знакомой. Эта одержимость не очень хорошо влияет на Гарри и иногда он видит галлюцинации со своей женой.
Как можно догадаться, фильм непростой. И это еще мягко сказано. Николас в своей фирменной манере воссоздал на экране мир героя, которого переполняют тревожные видения и бесконечная паранойя. Снег не частое явление в творениях датчанина, а здесь, так как все действие перенесено в Висконсин, белоснежные пейзажи вместе с рефновской цветовой гаммой создают неуютную и крайне странную атмосферу. Зрителя словно погружают в холодный мир, где обитает воспаленное сознание главного героя, и все это вызывает дискомфорт от того, насколько неохотно кинолента общается с аудиторией. Дальше только хуже и здесь уже во всю проявляется фирменный почерк режиссера, в котором кричащие красные цвета задают тон всему безумию, сочащемуся с экрана. Порой по-настоящему пугающие образы переплетены в шизофреническом монтаже: красное платье проститутки, человеческая гримаса, искаженная ужасом и красные коридоры, которые позже повторятся в «Только Бог простит». И если в начале фильма еще возможно сделать предположение, что вскоре нам все разложат по полочкам, то чем дальше, тем отчетливей проявляются недружелюбные к простому зрителю правила артхауса. Никто и никому ничего не объяснит. Даже не надейтесь. А если и объяснит, то каждый поймет это по-своему.
В целом стоит учесть то, что это самый безжалостный к смотрящим фильм датчанина, который, тем не менее, дает понять, откуда берут начало главные творения Рефна, такие как «Драйв», «Бронсон» и «Слишком стар, чтобы умереть молодым». После выхода этой киноленты Николас оказался на грани банкротства, но если бы «Страх Икс» был снят после его знаменитого творения с Гослингом, то эффект наверняка был бы другим. Киноленте просто не повезло в том, что она вышла раньше того времени, когда зрители смогли оценить неповторимый почерк режиссера.
10. Истекающий кровью (Bleeder, 1999, IMDb 6.8)
Второй фильм режиссера не относят к его лучшим творениям, тем не менее он один из самых сильных у Рефна. Сильный, потому что максимально личный, а еще именно здесь начинают просматриваться первые штрихи его фирменного стиля, полностью раскрывшегося в «Драйве», который мать Николаса неспроста назвала «Истекающим кровью в Голливуде».
Перед вами два главных героя. Лео (Ким Бодниа) – представитель рабочего класса, который вынужден целыми днями работать, чтобы обеспечить себя и свою неожиданно и не вовремя забеременевшую подругу Луизу (Рикке Луиза Андерссон). Ленни (Мадс Миккельсен) – скромный и тихий друг Лео, работающий в кинопрокате, который обожает кино и смотрит его постоянно, а если вдруг случается свидание – он ни о чем другом, кроме фильмов не может говорить. Звучит как начало комедийной истории, но чуть позже герой Кима Бодниа станет свидетелем жестокой расправы брата своей девушки над хулиганами в ночном клубе, и это событие окажет на него большое влияние, в результате которого Лео решит, что в насилии кроется решение всех его проблем.
Эта романтическая и достаточно жесткая драма не только о людях, но еще и о кино. История о саморазрушении, страхе, жажде мести и очищении начинается с камеры, скользящей по полкам с видеокассетами под звуки Баха. Рефн показывает священность кинематографа и выражает себя в герое Ленни, работающем в видеопрокате. Для режиссера кино является фетишем, поэтому герой Мадса выступает в роли своеобразного апостола, бесконечно болтающего о фильмах и знающего имена всех режиссеров, в квартире которого большое количество плакатов классики кинематографа, в том числе и с «Техасской резней бензопилой», являющейся одной из любимых картин самого Рефна.
Николас из тех кинематографистов, что выросли на фильмах из видеопроката, поэтому в этой работе можно заметить квинтэссенцию визуальных и сюжетных решений из многих значимых картин. Герой Мадса неспроста перечисляет в беседах таких творцов как Леоне, Ланг, Тарантино, Ву, Карпентер, Франко и многих других, поставив их в первый эшелон, оставив во втором имена Линча, Трюффо, Тарковского и Вайды. Этот эпизод максимально точно демонстрирует предпочтения в кинематографе самого Рефна.
В «Истекающем кровью» режиссер размышляет над природой насилия и пытается оправдать жестокость на экране демонстрируя ее условность. В то время как живущий в неблагоприятных социальных условиях Лео начинает постепенно сходить с ума, Ленни – смотрящий в неделю не менее десяти жестоких и кровавых фильмов остается спокойным ботаником, ищущим любовь. По мере приближения к финалу кинолента становится все более гротескной. При помощи этого приема Николас показывает зрителю зависимость любого искусства от социальных факторов, доказывая, что фильмы являются ответной реакцией на жизнь общества в момент их создания.
11. Дилер (Pusher, 1996, IMDb 7.4)
В возрасте 26 лет Николас Виндинг Рефн, отвергнув предложение о поступлении в Датский институт кино, начал работу над своей дебютной кинолентой, сценарий к которой сам и написал. Его отец Андерс Рефн счел попытку сына снять кинофильм без обучения в киношколе полным безумием и заведомым провалом, что впоследствии дало Николасу повод для особой гордости в связи с тем фактом, что ему, вопреки опасениям отца, все же удалось это сделать. Для своего дебюта молодой режиссер набрал начинающих актеров: для Мадса Миккельсена, Славко Лабовича и Златко Бурича кинолента стала дебютом в кино, а для Кима Бодниа и Лауры Драсбек – первой значимой картиной. В эпизодических ролях и вовсе снялись настоящие преступники, которых Николас нашел на улицах Копенгагена.
«Дилер» рассказывает нам историю, возможно, худшей недели в жизни Франка, мелкого уличного торговца наркотиками, уличенного в невыплаченном долге перед мафией из Восточной Европы. Он задолжал 50 тысяч своим поставщикам-югославам, а вдобавок к этому во время продажи героина шведским туристам их накрыла полиция, и весь взятый в долг товар пришлось выбросить в пруд. По мере развития этой истории ваше кровяное давление будет подыматься так же, как невероятное напряжение, нарастающее на протяжении всего фильма. Долг увеличивается с каждым днем. Сможет ли Франк когда-нибудь его вернуть?
Вдохновение для своего дебюта Рефн черпал в гангстерских фильмах, среди которых творения Мартина Скорсезе и Джона Кассаветиса. Помимо этого, Николас применил некоторые принципы из манифеста своего соотечественника Ларса фон Триера «Догма 95», такие как натурализм и использование ручной камеры. Поэтому при просмотре киноленты возникает ощущение что смотришь документальное кино или реалити-шоу, следуя за героями по барам, наркопритонам и улицам Копенгагена.
Организаторы фестивалей не приняли картину, и по чистой случайности она покинула Данию, когда какой-то дистрибьютор из Великобритании заметил ее в Берлине и решил показать в своей стране, где кинолента получила положительные отзывы кинокритиков, что и привело к прокату в Европе, а затем и в Штатах.
Для режиссера это был первый успех: «Никогда бы не подумал, что фильм покинет Данию; ну, знаете, кому хотелось бы видеть датский гангстерский фильм? Я был очень молод и неопытен, отделить его от земли было так удивительно…»
Для поклонников творчества позднего Рефна это может быть шоком, так как его дебютная работа абсолютно не похожа ни на «Драйв», ни на «Неонового демона». Этот фильм до боли прост, и именно этим и подкупает. На фоне другой Дании – грязной и криминальной, а не цивилизованной и ухоженной, Рефн дает зрителю поразмыслить о верности и предательстве, любви и дружбе. Стоит ли смотреть киноленту? Да, если вам нравятся атмосферные и крайне реалистичные криминальные истории. Это отчаянное и предельно злое кино, которое расскажет о жизни бандитов намного больше, чем многие культовые гангстерские саги.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все сценарии Квентина Тарантино, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Мартина Скорсезе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кристофера Нолана, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гаспара Ноэ, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom