Этот симпатичный ирландец с выразительными бровями с возрастом стал актером куда более интересным и разноплановым. И сегодня ему блестяще удаются и комедии, и трагедии, и трагикомедии, и даже пугающие и отвратительные роли. Совсем скоро Колин Фаррелл предстанет суперзлодеем из комиксов Пингвином, одним из колоритнейших врагов Бэтмена, мерзким и психически травмированным уродцем-подкидышем из канализации, которого воспитали пингвины. Под слоями грима актера будет практически невозможно узнать, но любопытно, как его Освальд Кобблпот будет отличаться от образа, созданного Дэнни ДеВито в 1992 году. Впрочем, боссам Warner Пингвин Фаррелла наверняка понравился, и даже очень. Ведь студия еще до премьеры поспешила анонсировать сериал-спин-офф о происхождении этого экстравагантного и сумасбродного (хотя в DC все такие) антагониста; и на малом экране его также изобразит Фаррелл.
Страна тигров (Tigerland, 2000)
Одна из первых работ Колина Фаррелла в кино и первая главная роль, принесшая ему статус многообещающего новичка. В этой антивоенной драме о войне во Вьетнаме, действие которой разворачивается в тренировочном лагере для новобранцев в штате Луизиана, показаны характеры нескольких молодых американских солдат, которые совсем скоро будут брошены в адскую мясорубку и которые очень по-разному воспринимают предстоящий бой. Кто-то романтизирует войну и видит себя новым Хемингуэем, кто-то боится, кто-то философски принимает неизбежное, кто-то сам рвется в пекло, а кто-то надеется, что война его закалит и превратит в настоящего мужчину. Герой Фаррелла – пацифист, дерзкий и свободолюбивый бунтарь, который презирает и ненавидит эту войну и восстает против системы.
Дом на краю света (A Home at the End of the World, 2004)
К моменту выхода этой ЛГБТ-мелодрамы о любви и свободе в Америке 1980-х по роману пулитцеровского лауреата актер был уже вполне знаменит: он успел сняться в «Особом мнении» с Томом Крузом, «Рекруте» с Аль Пачино, «Спецназе города ангелов» с Джереми Реннером, практически сольно выступил в камерной «Телефонной будке» от режиссера «Страны тигров» Джоэла Шумахера. Примечательно, что в тот же год вышел помпезный исторический байопик «Александр», в котором Фаррелл продемонстрировал не только военный талант Александра Македонского, но и его бисексуальность. Но если роль великого античного полководца оказалась для актера провальной, то игра в «Доме на краю света» (где также снялась Робин Райт) наоборот, удостоилась очень теплого приема. Здесь Фаррелл сыграл кливлендского юношу из неблагополучной семьи, который после смерти сперва матери, затем отца попадает в дом своего лучшего друга. Став «братьями», парни сближаются еще сильнее и однажды переходят границу дружбы. Спустя несколько лет уже не подростки они встречаются снова и начинают жить вместе в съемной и маленькой, но уютной нью-йоркской квартире, которую с ними делит яркая и красивая, но одинокая девушка, мечтающая завести ребенка. В итоге троица образует любовный треугольник или, скорее, нетрадиционную семью, в которой один рано или поздно почувствует себя лишним.
Залечь на дно в Брюгге (In Bruges, 2008)
В этой ирландской криминальной трагикомедии от Мартина МакДоны, неизменно фигурирующей в списках лучших черных комедий всех времен и народов, Фаррелл составил блестящий и душевный тандем с земляком Бренданом Глисоном. Актеры сыграли двух ирландских наемных убийц, которые после некоего инцидента (персонаж Фаррелла во время выполнения очередного задания случайно застрелил ни в чем не повинного мальчика) должны где-нибудь затаиться и переждать. Местом их вынужденной отсидки становится бельгийская «дыра» со средневековой архитектурой под названием Брюгге. И пока старший смиренно ждет и, пользуясь случаем, отдыхает от работы и наслаждается зодчеством провинциального городка, молодой, очень нервный и несдержанный, слоняется, мучится и рефлексирует. Пока убийца ребенка терзается чувством вины и даже думает пустить себе пулю в лоб или рот, старший получает приказ ликвидировать неуравновешенного и проблемного напарника, к которому испытывает почти отцовские чувства. В тихом маленьком городке назревает кровопролитный экшн и драматическая развязка. Колин Фаррелл создал туповатый, плебейский, но очень симпатичный образ киллера с совестью и сердцем, и расшатанными нервами, а МакДона – искрометную подчеркнуто ирландскую бадди-трагикомедию о кодексе, принципах, любви и гуманизме.
Несносные боссы (Horrible Bosses, 2011)
В этой совсем не интеллектуальной, но смешной голливудской комедии Фаррелл исполнил второплановую харáктерную партию одного из «несносных боссов». По сюжету трое главных героев, скромные и работящие представители «планктона», терпят ежедневные унижения и претензии от своих чудовищных начальников-самодуров и ходят на работу как на каторгу. Одного терроризирует тиран и психопат, другого домогается начальница-нимфоманка, а третьего раздражает невыносимо, вопиюще, феерически тупой сын бывшего шефа, занявший кресло руководителя. Собственно, последнего и сыграл Фаррелл. Его надутый персонаж складывает руки в боки, губы уточкой, смотрит ничего не понимающим взглядом исподлобья (а лоб у него непомерно высокий, что совсем не делает его высоколобым) и прячет плешь, зачесывая набок прядь реденьких волос. Словом, очень колоритный, гаденький и в то же время обаятельный кретин получился у актера.
Самобытный греческий постановщик Йоргос Лантимос раскрыл Колина Фаррелла с принципиально новых сторон. В сатирической антиутопии «Лобстер», повествующей о мире, где любовь – не выбор, а повинность, Фаррелл исполнил главную роль. Его персонаж сперва попадает в принудительный отель знакомств, где каждый в определенные сроки обязан найти вторую половинку исходя из наличия чего-то общего (например, дефекта речи или косоглазия), иначе будет превращен в любое животное по собственному (как ни странно) выбору (герой хочет стать лобстером), а затем сбегает в противоположный лагерь повстанцев-одиночек, в рядах которых наоборот, любые отношения находятся под строгим запретом. То есть свободы нет ни у тех, ни у других. В этой экстраординарной картине, полной иронии и трагедии, и констатации человеческой неспособности в силу врожденного необоримого эго любить кого-то другого по-настоящему Фаррелл, впервые сменивший мейнстрим на арт, создал маленький, но прицельно точный, выпуклый образ смиренного тихони, негероя, небунтаря, который хоть и не согласен с системой и даже пробует ей противостоять или как минимум ее обмануть, но в действительности ни на какой мятеж неспособен, как и большинство из нас.
Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer, 2017)
После успеха «Лобстера» Лантимос снял Колина Фаррела еще раз. На этот раз без комедии. Актер сыграл успешного кардиохирурга, который совершает врачебную ошибку, из-за которой умирает пациент. Чувствуя вину и ответственность, герой начинает сближаться с сыном-подростком, оставшимся без отца по его милости. Он дарит парню подарки и приглашает в свой дом, знакомя с женой, сыном и дочерью. В какой-то момент поведение мальчишки становится бесцеремонным и назойливым, а семью врача постигает горе: его детей одного за другим разбивает беспричинный с медицинской точки зрения паралич. На этот раз Лантимос снял почти что древнегреческую трагедию или библейскую притчу о неумолимости рока и последствий совершенных проступков, эдакий миф или аллегорическое сказание о неизбежности беспощадной кары за грехи. А Фаррелл сыграл трусливость и слабость, которые никого не украшают перед лицом ужаса и безысходности.
Джентльмены (The Gentlemen, 2020)
Доброго наставника лондонских гопников Колин Фаррелл сыграл в криминальной комедии Гая Ричи «Джентльмены», доказав, что джентльменство – достоинство необязательно чопорных аристократов, но и трущобной шпаны в спортивных костюмах. Поэтому его стильный и чертовски симпатичный герой носит бомбер и джоггеры из классического английского клетчатого твида, олицетворяющего благородство уличной шантрапы.
Северные воды (The North Water, 2021)
А в этом костюмном мини-сериале о грязном и смрадном викторианстве, британском империализме и жестоком китобойном промысле актер исполнил роль, с отвратительностью которой не сравнится даже дисишный Пингвин. Пузатый и загримированный, Фаррелл предстал гарпунщиком, который убивает несчастных тюленей и кашалотов с ужасающими энтузиазмом и удовольствием. Он – человек, ниже которого представителей homo sapiens не существует. Он – животное, монстр, тварь, квинтэссенция подлости, аморальности, невежества и садизма, в которой от человека нет ничего: ни души, ни тела, ни разума. Однозначно яркая, смелая и даже шокирующая работа артиста, не побоявшегося сменить амплуа симпатяги на тошнотворный сгусток всех возможных человеческих гнусностей.
Анастасия Лях