Фильмографию Кирстен Данст можно поделить на до и после «Человека-паука». Роль рыжеволосой Мэри-Джейн Уотсон принесла актрисе всемирную популярность и фанатскую любовь (впрочем, были и те, кто считал ее появление в роли возлюбленной Питера Паркера кислым и вялым). Но лучшие свои роли Данст исполнила либо задолго до комикс-трилогии, в детстве и отрочестве, либо значительно позже, уже сейчас, когда актрисе начали предлагать арт-кино и харáктерных героинь, в том числе на телевидении.
Интервью с вампиром (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994)
В культовом вампирском киноромане по книге Энн Райс маленькая Клодия впечатлила и запомнилась зрителям ничуть не меньше, чем персонажи Брэда Питта и Тома Круза. И все благодаря поразительной игре двенадцатилетней на момент выхода фильма Кирстен Данст. Для нее это было далеко не первое появление на экране (Данст снимается с раннего детства), но первый настоящий прорыв. Играя девочку-вампиршу, что застряла навсегда в детском теле, но мыслями и желаниями стала зрелой женщиной, юная артистка с удивительной убедительностью всем своим видом, жестами, мимикой, взглядом…, совершенно не теряясь в столь звездной мужской компании, отыграла взрослость, развитость, мудрость, а подчас холодность и жестокость. И это было безусловно яркое и славное начало ее предстоящего голливудского пути.
Маленькие женщины (Little Women, 1994)
И в том же году на экраны вышла костюмная мелодрама «Маленькие женщины», экранизация одноименного феминоцентричного романа Луизы Мей Олкотт, в которой Кирстен Данст сыграла Эми, самую младшую из сестер Марч, по-детски влюбленную в милого соседского юношу Теодора Лоренса по прозвищу Лори (Кристиан Бэйл). Конечно, почти все лавры достались исполнительнице главной роли Вайноне Райдер, изобразившей вторую по старшинству сестру, свободолюбивую Джо, ставшую в итоге писательницей (проекцию самой Мей Олкотт). Но и игра самой юной актрисы проекта не осталась без внимания. Здесь Кирстен не нужно было изображать взрослую, но как раз наоборот, надо было выплеснуть на экран все безрассудство и легкомыслие детства, беспричинный, не требующий оснований оптимизм, наивность, капризность, маленький эгоизм и море надежд на нечто грандиозное, что непременно ждет ее завтра, послезавтра или когда-нибудь. И Данст доказала, что, несмотря на столь нежный возраст, уже имеет быть на экране принципиально разной: воздушной Эми в «Маленьких женщинах» и трагичной Клодией в «Интервью с вампиром».
Девственницы-самоубийцы (The Virgin Suicides, 1999)
В семнадцать Кирстен исполнила главную роль в режиссерском дебюте Софии Копполы, школьной драме о взрослении и свободе. Она сыграла старшеклассницу по имени Люкс, которая живет и взрослеет в Мичигане 1970-х годов, в эпоху хиппи, феминизма и сексуальной революции. Всего в семействе Лисбон пять дочерей, симпатичных взрослеющих девушек, что жаждут внимания мальчиков, встречаний, влюбленностей, первого секса… Но когда одна из сестер кончает жизнь самоубийством, родители девочек настолько усиливают контроль над ними, что жизнь превращается в тюремное заключение. И все оборачивается тотальной трагедией. Коппола сняла более приземленную, более жанровую версию «Пикника у Висячей скалы». И в этом, можно сказать, парадоксальном кино, которое оглушительно переходит от легкой молодежной тональности к ужасающе жесткому, шокирующему финалу, Данст изобразила в одном характере и невинность, и сумасбродство, и бунт, и внезапно большую вскрывшуюся драму.
Смерть в Голливуде (The Cat’s Meow, 2001)
«Кошачье мяу» – так переводится оригинальное название фильма Питера Богдановича и пьесы, легшей в его основу, которая в свою очередь обыграла реальные события, произошедшие в 1924 году на яхте медиамагната Уильяма Херста (того самого, что стал прототипом «Гражданина Кейна»), где во время вечеринки, на которой собралось немало звездных гостей (в том числе сам Чарли Чаплин), из-за ревности и властности было совершено убийство. Данст сыграла диву немого кино Мэрион Дэвис, любовницу Херста, к которой испытывал неразделенное чувство Чаплин (в байопике Дэвида Финчера «Манк» эту роль исполнила Аманда Сейфрид). Вся история, несмотря на вполне реальное преступление и вполне реальную смерть, получилась довольно легкой, игривой, кокетливой, почти смешной, возможно поверхностной, но волшебно изящной. Актриса же привнесла в образ казалось бы легкомысленной и недалекой блондинки, что выбрала удобное, хоть и мертво зависимое, местечко подле самого влиятельного толстосума, неожиданную и цепляющую глубину, пробуждающую к ее героине всяческие симпатии. И самостоятельно исполнила джазовую песню «After You’ve Gone».
Меланхолия (Melancholia, 2011)
Для каждой актрисы съемки у Ларса фон Триера – подвиг, который почти всегда вознаграждается охапкой призов и восторгов, преклонений не только перед талантом, но и перед мужеством (Шарлотта Генсбур – единственная, кто решается повторять эти героические акты снова и снова…, ради искусства). И подвиг Кирстен Данст (которая весьма неожиданно после закрепившихся романтических и комедийных амплуа оказалась в картине великого депрессирующего датчанина, главного арт-провокатора последних кинодесятилетий) принес ей заслуженную награду Каннского фестиваля. Как и все женщины в фильмах фон Триера, Данст изобразила на экране альтер эго самого режиссера (неутихающие обвинения в адрес постановщика в женоненавистничестве едва ли оправданны, так как ненавидит он, по сути, вовсе не женщин, а себя). Ее героиня Жюстин выходит замуж, но вместо того, чтобы быть счастливой невестой, все глубже грузнет в клинической меланхолии. И в это же время на Землю летит гигантская планета под названием Меланхолия (что, естественно, образ метафорический и сокрушительный), которая уничтожит человечество за считанные секунды. И Жюстин ждет конца света с аномальным спокойствием и даже приветствием. После череды комиксов и ромкомов Кирстен Данст, увязшая в незатейливости, вдруг оказалась великой и неразгаданной, и действительно вынесла на хрупких плечах совершенно неподъемный, свинцовый груз вселенской депрессии.
Фарго, 2 сезон (Fargo, 2 season, 2015)
Оказалось, что Кирстен Данст блестяще разыгрывает амплуа классического «маленького человека». И провинциалки с мечтами и амбициями – идеально ее типаж. Во втором сезоне сериала «Фарго» актриса сыграла парикмахершу Пегги Блумквист, которая стремится вырваться из своего захолустного крошечного мирка, в котором она стрижет деревенщину и является женой помощника мясника. Как и принято с «маленькими людьми» во вселенной «Фарго», она угождает в водоворот скверных помыслов и преступных деяний, науськивая тихого и покладистого супруга, как та старуха из сказки про золотую рыбку. К слову, в сериале Данст составила экранную пару со своим теперешним мужем Джесси Племонсом. А позже с ним же сыграла супругов в фильме «Власть пса».
Как стать богом в центральной Флориде (On Becoming a God in Central Florida, 2019)
Еще один маленький персонаж – Кристал Стаббс из социальной сатиры «Как стать богом в центральной Флориде», сериала о финансовых пирамидах и жизни провинциального низшего и среднего классов. Героиня Данст – бывшая местная королева красоты, которая теперь мать-одиночка (ее мужа загрыз крокодил), преподающая старичкам водную аэробику в аквапарке и пытающаяся подняться по лестнице финансовой пирамиды к самой вершине любыми способами. Как написал кто-то из западных критиков, энергетика Данст здесь настолько мощная, прыткая и убедительная, что «вы готовы будете приобрести любую хрень, которую захочет продать Кристал Стаббс».
Власть пса (The Power of the Dog, 2021)
В драматическом вестерне Джейн Кэмпион по роману Томаса Сэвиджа Кирстен Данст сыграла тихую, бледную, несчастную вдову, что держит харчевню на изжившем себя Диком Западе и льет слезы из-за сына, слишком хрупкого юноши, не вписывающего в суровые ковбойские реалии пусть и умирающего, но все еще диктующего свои правила староамериканского Фронтира. Судьба ее сводит с двумя братьями, местными богачами, хозяевами гигантского ранчо. За одного (Джесси Племонс) она выходит замуж. Другой же (Бенедикт Камбербэтч), женоненавистник и последний динозавр уходящей эпохи, устраивает ей террор вместо гостеприимного приема. Жизнь перед пастью свирепого пса, перманентный страх за себя и за сына превращают «счастливую невесту» в пьяницу, что вот-вот скатится до роли юродивой, шатающейся по ферме и вытворяющей безобидные, жалкие безумства… Роль вполне может принести актрисе «Оскар» за второй план.
Анастасия Лях