Comic Con Ukraine – чуть ли не единственный украинский фестиваль для фанатов комиксов, кино, видеоигр и других современных развлечений. Кризисы 2008 и 2014 годов существенно подкосили украинский бизнес и покупательную способность, потому каждый росток возрождающегося рынка хочется только приветствовать.
Тем более, что в этом году Comic Con Ukraine переехал на Арт-завод Платформу и разросся в несколько раз. Мы были одними из тех, кто первыми буквально ворвались на территорию фестиваля, и спешим поделиться впечатлениями.
Утром у входа на Арт-завод Платформу начали выстраиваться очереди желающих попасть на фестиваль. То тут, то там проскальзывали странные персонажи с хвостами, рогами, пластиковыми мечами и ружьями, которые спустя полчаса в полном обмундировании будут главным украшением фестиваля – косплеерами. Их дефиле на главной сцене стали якорными событиями мероприятия и не уступали по количеству зрителей появлению звездных гостей.
Но звезд еще нужно дождаться, поэтому есть время пробежаться по локациям феста. Сразу при входе посетителей обманчиво пригашает войти дверь убежища из компьютерной игры Fallout. Обманчиво потому, что войдя внутрь, обнаруживаешь себя не в игре, а в обители комиксов.
Десятки стендов с зарубежными и украинскими рисованными произведениями, огромная фигура Таноса по центру и зона для многочисленных выступлений и презентаций – все говорит о том, что комиксы неспроста дали название этому фестивалю. Может вы и не знали, но данный рынок живет и развивается, в том числе появляются украинские издания.
Следующий павильон поместил зону игр и выглядит уже не столь оптимистично. Во-первых, из украинских разработок представлены, в основном, небольшие игры от инди-разработчиков, например, платформер Actually, Robots Are Not Robots. Во-вторых, зарубежные тайтлы ограничились командными шутерами вроде веселого Overwatch и бессмертного Counter-Strike, по которым проводились соревнования. Конечно, можно было порубиться с другом в FIFA, но вся игровая роскошь служила только одному – рекламе игрового железа. Игры были лишь приманкой для геймеров, которым предлагали новые клавиатуры, мыши, мощные ноутбуки и т.д.
В принципе, такова ныне судьба игровой индустрии в Украине, стране, гордящейся своей IT-индустрией, работающей на аутсорс. Показательной в этом плане стала STALKER зона, посвященная культовой украинской игре. Находясь в темном складе на задворках фестиваля, она могла предложить посетителям дешевый тир и сувенирную лавку сомнительного качества.
Да и косплееры все чаще выбирали не костюм бойца Монолита, Долга или Свободы из украинской игры, а персонажа очередного азиатского аниме с трудно выговариваемым названием. Можно ли их за это винить?
Потому и Джон Ромеро – один из звездных гостей, приезд которого профинансировал тайваньский производитель компьютеров – вспомнил достижение украинцев из GSC, сделавшей STALKER, но больше говорил о поляках из CD Project Red, которые подарили миру три части «Ведьмака».
Ромеро, кстати, был первым из звездных гостей лишь в расписании. Из-за задержки в аэропорту, он уступил пальму первенства Кристоферу Ллойду – самому дорогому гостю фестиваля.
Самым дорогим он стал исходя из прайса на фото со звездой (800 грн) и автограф (700 грн). Именно во столько себя оценил исполнитель роли доктора Эмметта Брауна из «Назад в будущее». Многие гости феста шли специально на раскрученную звезду, которая, впрочем, в свои 80 лет уже не впечатляет.
Ллойду явно трудно даются выступления на публике, он плохо слышит вопросы и слабо на них отвечает. Да, дедушка рассказал дежурную историю о том, как сперва выбросил сценарий «Назад в будущее» в урну, не читая. И только благодаря настойчивости Земекиса принял верное решение, сделавшее его знаменитым на весь мир.
Но больше Ллойда волнует то, что мы с вами увидим драматические изменения в мире в следующие десятилетия. А он может лишь мечтать о машине времени, чтобы отправиться на 50 лет вперед и увидеть, например, как человечество решило проблему изменения климата.
Потому создатель культового шутера DOOM Джон Ромеро выглядел куда интереснее. Его первое выступление было более камерным, ибо происходило на стенде партнера фестиваля в игровой зоне. Потому Джон общался с фанатами своих игр обо всем на свете и ответил на более обширный пул вопросов.
Из интересного, поговорили о том, что сделало DOOM феноменом. Например, в игре 1993 года было столько «пасхалок», что последний секрет – тайную комнату на 15 уровне – нашли только в этом году. Все из-за того, что разработчики неправильно разместили телепорт, который должен был переносить игрока. Потому комнату нашел игрок, которого в нее нечаянно затолкнул монстр.
Отвечал Ромеро и на личные вопросы. Не постеснявшись рассказать о своих накрашенных ногтях. Маникюр, по словам Джона, это не часть образа, а лайфхак для борьбы с привычкой грызть ногти.
Не менее душевным оказался и третий звездный гость – голливудский актер Дэнни Трехо, которого мы узнали в «От заката до рассвета», а полюбили после «Мачете убивает».
У актера были припасены истории о том, как во время сьемок ограбления банка он всерьез выбивал двери и бил в лицо прикладом охранника. Что поделаешь, если его криминальное прошлое научило его ничего не делать понарошку.
Да и карьеру свою актер построил нечаянно. По словам Дэнни, он просто помогал другу на сьемках, и однажды его попросили сыграть в эпизоде. После чего все завертелось, и теперь на его счету 388 появлений на экране.
Трехо настолько искренен и органичен, что в один момент может рассказывать о личных переживаниях во время недавнего инцидента со спасением жертв автокатастрофы, или помощи отсидевшим в тюрьме мексиканцам, которых он страивает работать в свою ресторанную сеть. А уже через пару минут актер с удовольствием подыгрывает публике, звоня со сцены Роберту Родригесу с просьбой снять «Мачете убивает в космосе», фейковый тизер которого аудитория не забыла до сих пор.
Он бахвалится тем, как восемь раз портил дубль, чтобы продолжать целовать Джессику Альбу. А говоря о роли в «От заката до рассвета» заявил, что запомнил со сьемок только Сальму Хайек.
Одним словом, Трехо обошел Ллойда по всем показателям, даже до того, как задрал футболку, дежурно продемонстрировав на прощание огромную татуировку на груди – портрет женщины в сомбреро, набитый во время отсидки.
Две из трех звезд фестиваля прибыли из Голливуда, явно намекая на вторую якорную тему Comic Con Ukraine. Именно кино, а не видеоигры, являются той индустрией, которая показывает рост в Украине.
Отечественные прокатчики подготовили для гостей множество стендов как с прошедшими фильмами, вроде «Мстителей», идущими в кино сейчас, например, «Рэмбо: Последняя кровь», так и будущими хитами – «Зомбиленд 2». Единственное, что бросается в глаза – отсутствие украинских фильмов. Ведь снять кино, особенно за бюджетные средства, дело нехитрое, а вот создать популярную франшизу нам пока так и не удалось.
Изюминкой киношного отделения стал музей «Звездных войн», в котором свои детализированные модели кораблей и дроидов представили участники прошлогоднего фестиваля польская команда Yavin. А немцы из Project X1 выставили модель истребителя T-65 X-Wing в натуральную величину.
Это далеко не полный список того, чем можно было себя занять на протяжении двух дней Comic Con Ukraine. На фестивале все время работала музыкальная сцена, где выступали Bad Pit, Timecop 1983, Magic Sword и многие другие. Для собачников создали отдельную локацию и даже провели дефиле четвероногих косплееров. Была организована уже традиционная зона настольных игр, где можно было легко «потеряться» на день.
Ну и конечно же, какой Арт-завод Платформа без уличной еды. Фуд-корт традиционно пестрел вывесками с хот-догами, бургерами, азиатскими блюдами и всевозможными напитками.
Comic Con Ukraine все еще остается нишевым продуктом для ценителей комиксов, кино и игр. Последние, конечно, пока не могут похвастаться серьезными достижениями. Но глядя на масштаб события, на сотни косплееров, создающих часто супер-детализированные костюмы, и на хорошую организацию мероприятия, можно смело утверждать, что эта культура обретет заслуженную популярность в будущем. Кто знает, возможно скоро мы получим фестиваль международного масштаба.
Дмитрий Сидоренко