Короткометражное кино всегда стояло неким особняком в киноискусстве: умение выразить лаконично идею и вписаться в ограниченный формат дано не каждому. Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов-2014 в этом плане, как ни странно, превзошел мои ожидания. Из занимательных и оригинальных скетчей из жизни среднего класса, он перешел в немного иную категорию – его ядро составили социальные и фантастические ленты, последние также носящие некие социальные веяния, характерные нашему времени. Победителя выбирают сами зрители, голосуя на бланках после кинопоказа, а результаты «всемирных выборов» будут подведены позже в Нью-Йорке.
Итак, рассмотрим ленты, представленные на фестивале, не выдавая спойлеры.
1) «97%» (Бен Бренд, Нидерланды) Молодой человек в метро получает таинственное сообщение от приложения в смартфоне: незнакомка, вероятность удачного свидания и дальнейшей счастливых отношений на 97% с которой находится рядом – остается только найти её – по подсказкам приложения. Отличный пример того, каким социальным инструментом стал фейсбук и мобильные приложения – немного усилий, играя на простых человеческих чувствах и люди в Вашей власти.
2) «Пресупление» (Алекс Ламберт, США) Интересная анимационная трилогия, показывающая что и в США не все так классно с охраной правопорядка, что и там есть кварталы, похожие на локации фильма «Города грехов», чисто конкретные пацаны, исповедующие понятия, похожие на героев песен «русского блатного шансона», и далеко не отзывчивая полиция.
3) «На мосту» (Самир Патель, Великобритания) На мосту встречаются двое – солдат и офисный клерк, представитель робкого офисного планктона. Первый хочет перед поездкой прыгнуть (не смертельно) в воду с моста и начинает второго агитировать сделать что-то подобное. Проблематика «маленького, забитого человека» вырваться хоть раз за пределы «зоны комфорта».
4) «Сдвиг» (Джеймс Крок, Австралия) Фантастическая короткометражка, напоминающая чем-то по завязке фильм «Хроника» – герой получает сверхспособности в плане перемещения в пространстве, и пытается что-то в очередной раз доказать. Но перед тем как доказать, все-таки надо подумать…
5) «Падение» (Норвегия, Андреас Тувалов) Вопрос о доверии. Пара влюбленных штурмуют отвесный склон, и, вспоминая песню Высоцкого, оказывается, что «и не друг, и не враг, а – так», а женская душа все-таки может быть и нежной, и твердой.
6) «Вкл/Выкл» (Тьерри Лоренци, Франция) Еще один фантастический короткометражный фильм, о плановом ремонте орбитальной станции (привет, фильм «Гравитация») в ходе которой героиню «накрывает», что приводит её к совершенно неожиданному открытию.
7) «Живец» (Джош Соскин, Франиция) Актуальная социальная лента о наркотрафике и социальных проблемах Мексики, о том, что судьба человека, ребенка, запутавшегося в нищете, есть всего лишь разменной монетой большой игры под названием «наркотрафик».
8) «К вниманию хозяйки» (Бэкси Буш, Великобритания) Лирическая кукольная лента о жизни, любви, семейном быте простой английской домохозяйки, о том, что францзы называют «радсоть жизни», «joie de vivre» – простой жизни без амбиций.
9) «Самые смелые, самые отважные» (Мун Молсон, США) Интересная драматичная история о двух военнослужащих армии США, которые должны вручить «похоронку». О том, что человек до последнего не хочет осознать всем сердцем утрату близкого человека, о том, что «пушечное мясо» – удел самых бедных слоев населения. Что даже в стране, где солдаты воюют и умирают на другом конце мира за чьи-то совсем далекие интересы – все равно это высокая и патриотичная жертва во имя величия США как сверхдержавы.
10) «Полный вперед, носорог» (Эрик Шмитт, Германия) Драматичная и вместе с тем веселая лента, симбиоз игрового кино и кино с элементами аппликационных вставок, про встречу юноши и дочери дипломата, у которых всего лишь неделя чтобы пройти путь от дружбы к любви, о том, что у каждого города есть Душа, которая придет на помощь, остается только её ощутить. И попросить о небольшом одолжении, которое может изменить всю жизнь…
Автор репортажа – Андрей Недзельницкий